Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 15 августа 2001 г. N 93
"Об утверждении Методики определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами"
В соответствии с Законом РФ "Об охране атмосферного воздуха", Законом РТ "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха", в целях упорядочения работы территориальных управлений Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по возмещению ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами, приказываю:
1. Утвердить "Методику определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами".
2. Ввести в действие "Методику определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами", признанную Министерством юстиции Республики Татарстан не нуждающейся в государственной регистрации, с момента официального опубликования.
3. Структурным подразделениям и территориальным органам Министерства экологии и природных ресурсов РТ руководствоваться "Методикой определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами".
4. Управляющему делами министерства Савватину А.Г. довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов.
5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя министра - руководителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Щеповских А.И.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан |
Б.Г.Петров |
Настоящая Методика утратила силу согласно приказам Минэкологии РТ от 21 марта 2003 г. N 262, от 7 июля 2003 г. N 660. Утверждена Временная методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств
Утверждаю:
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан
Б.Г.Петров
Методика
определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения вреда
за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами
1. Назначение методики, ее исходные принципы
1.1. Методика предназначена для определения суммы ущерба, причиненного в результате нарушения Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан", Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха", Закона РТ "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха" в части превышения предельно допустимых норм содержания вредных веществ в отработавших газах транспортных средств (передвижных источников загрязнения атмосферы), приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Возмещение ущерба является государственной мерой, направленной на экономическое принуждение природопользователей к охране атмосферного воздуха путем соблюдения требований, предъявляемых нормативными документами к составу вредных веществ в отработавших газах, перевода транспортных средств на менее токсичные виды топлива и внедрение нейтрализаторов отработавших газов.
1.2. При превышении допустимых норм и других условий, установленных государственными стандартами, организациям, предприятиям, учреждениям независимо от форм их собственности, а также индивидуальным владельцам, находящимся на момент установления факта превышения действующих нормативов на территории Республики Татарстан, предъявляется требование о возмещении ущерба.
Факт превышения действующих нормативов устанавливается инструментальным путем, в ходе осуществления государственного экологического контроля за деятельностью организаций, предприятий, учреждений независимо от форм их собственности и работой транспорта индивидуальных владельцев.
1.3. Предъявление исков о возмещении ущерба осуществляется в установленном порядке Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, уполномоченным осуществлять государственный экологический контроль. Источником уплаты суммы исков для владельцев индивидуальных транспортных средств является доход граждан.
1.4. Взыскание сумм в возмещение ущерба, наносимого сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ, поступающими в атмосферный воздух с отработавшими газами транспортных средств, производится в соответствии с действующим законодательством.
1.5. В случае несоответствия действующим стандартам токсических характеристик нового или отремонтированного транспортного средства или ДВС (в пределах гарантийного срока), организации, предприятия, учреждения, индивидуальные владельцы, эксплуатирующие транспортные средства, вправе предъявить претензии и иски заводу-изготовителю (авторемонтному заводу, станции техобслуживания), в порядке, определенном действующим законодательством.
1.6. Размер ущерба устанавливается по каждому ингредиенту для каждого транспортного средства.
1.7. Возмещение ущерба не освобождает от уплаты штрафа за нарушение воздухо-охранного законодательства.
2. Порядок определения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха
транспортными средствами
2.1. Ущерб за загрязнение атмосферного воздуха взыскивается с организаций, предприятий, учреждений независимо от форм их собственности и индивидуальных владельцев транспортных средств, допустивших эксплуатацию транспортных средств (передвижных источников загрязнения) и ДВС, у которых содержание загрязняющих веществ в отработавших газах превышает установленные предельно допустимые нормы.
Количество автомобилей, подвергаемых контролю принадлежащих организациям, предприятиям, учреждениям независимо от форм их собственности должно составлять не менее:
30% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии до 100 единиц;
20% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии до 500 единиц;
10% - от количества выпущенных на линию в день проверки автомашин с общим их числом на предприятии свыше 500 единиц*.
2.1.1. В. случае невозможности выполнения требованиям п.2.1, по вине организаций, предприятий, учреждений, выявленный процент передвижных источников загрязнения, превышающих допустимые нормы, в предъявленном для проверки количестве распространяется на всю численность парка.
2.2. Ущерб предъявляется за превышение предельно допустимых норм содержания вредных веществ в отработавших газах за весь период со дня последнего контрольного замера, выполненного в установленном порядке Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, а также другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный экологический контроль, при отсутствии пломбировки топливной аппаратуры или подтверждения достоверности последнего контрольного замера.
В случае отсутствия сведений, подтверждающих дату последнего контрольного замера, ущерб исчисляется, исходя из годового расчета**.
2.3. Сумма вреда, предъявляемая за превышение предельно допустимых норм содержания вредных веществ в отработавших газах, зависит от величины превышения нормативов выбросов.
3. Определение ущерба за загрязнение атмосферного воздуха
транспортными средствами и ДВС
3.1. Определение размера ущерба, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства, а также норм и стандартов по охране атмосферного воздуха в части превышения предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств производится двумя методами в зависимости от выявленного количества автомобилей, не соответствующих экологическим нормам по каждому ингредиенту для каждого транспортного средства и ДВС.
3.2. Первый метод определения суммы ущерба применяется для предприятий, у которых в ходе осуществления государственного экологического контроля установлен факт выпуска на линию транспортных средств с превышением норм ГОСТов в отработавших газах менее, чем у 30% транспортных средств из проверенной партии (S1) и второй метод более, чем у 30% (S2).
3.2.1. Сумма ущерба за превышение допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств и ДВС в проверенной партии (S1) по первому методу определяется как произведение величины удельного экономического ущерба на 100 км пробега автомобиля (Yj) коэффициента превышения (К1 прев.), пробега за период со дня последней проверки, зафиксированной в талоне токсичности или акте предыдущей проверки (Nj), коэффициента экологической ситуации региона - 1,9 (Кэ) по формуле:
P
S1 = сумма Yj * Nj * К1 прев. * Кэ * 10(-2), (1)
j=1
где j - группа автомобилей j = 1,......P;
Yj - величина экономического ущерба, соответственно на 100 км пробега;
Nj - пробег группы автомобилей (км) за контролируемый период**;
К1 прев. - коэффициент превышения содержания вредных веществ сверхдопустимых норм у проверенной группы автомобилей;
Кэ - коэффициент экологической ситуации региона.
3.2.2. Сумма ущерба за превышение допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств и ДВС в проверенной партии (S2) по второму методу определяется произведение величины удельного экономического ущерба на 100 км пробега автомобиля (Yj), коэффициент превышения (К2 прев.), пробега автомобиля за период со дня последней проверки, зафиксированной в талоне токсичности или акте предыдущей проверки (Nj) и на коэффициент экологической ситуации региона - 1,9 (Кэ) и коэффициент 5 по формуле:
P
S2 = 5 * сумма Yj * Nj * К2 прев. * Кэ * 10(-2), (2)
j=1
3.2.3. Величина экономического ущерба в расчете на 100 км пробега составляет:
Таблица 1
Группа автомобилей | Экономический ущерб на 100 км пробега в руб. |
Грузовые и специальные грузовые с бензиновыми ДВС, а также работающие на сжиженном нефтяном газе |
4,55 |
Грузовые и специальные грузовые с дизельными ДВС | 3,75 |
Автобусы с бензиновыми ДВС | 3,95 |
Автобусы с дизельными ДВС | 3,75 |
Легковые служебные и специальные | 1,15 |
Грузовые, работающие на сжатом природном газе | 3,55 |
3.2.4. Коэффициент превышения по каждому транспортному средству рассчитывается по соотношению фактически измеренной величины ингредиента в отработавших газах автомобиля к предельно допустимой величине, установленной государственным стандартом для соответствующего транспортного средства.
* Указанные выборки количества передвижных источников загрязнения атмосферы, подвергаемых контролю, устанавливаются в соответствии с "Инструкцией по проведению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ автотранспортом". М., 1986 г.
** В случае отсутствия или непредставления сведений, подтверждающих пробег транспортного средства, применяются следующие величины для автомобилей, возраст которых:
до 3 лет - 100 км в день
3-5 лет - 80 км в день
5-10 лет - 60 км в день
более 10 лет - 40 км в день. Среднее количество рабочих дней в году - 250.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 15 августа 2001 г. N 93 "Об утверждении Методики определения сумм, подлежащих взысканию в порядке возмещения ущерба за загрязнение атмосферного воздуха транспортными средствами"
Текст приказа опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 12, июнь 2003 г.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 7 июля 2003 г. N 660 настоящий приказ признан утратившим силу повторно
Приказом Минэкологии РТ от 21 марта 2003 г. N 262 настоящий приказ признан утратившим силу