Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Главы администрации
г.Казани от 24 сентября 2001 г. N 2033
Положение
"О разработке программ энергоресурсосбережения предприятиями
и организациями г.Казани"
Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и организации выполнения программ энергоресурсосбережения предприятиями и организациями в г.Казани
К производственным программам энергоресурсосбережения относятся программы предприятий и бюджетных организаций.
1. Общие положения
1.1. Цель программ энергоресурсосбережения
Программы разрабатываются в целях проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, решения наиболее значимых организационных, технических, экономических, нормативно-правовых проблем приоритетных направлений энергоресурсосбережения, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов на указанных направлениях и ускорения на этой основе развития экономики и социальной сферы г.Казани.
Программа - это документ, содержащий комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение задач энергоресурсосбережения на предприятиях, в организациях.
Программы определяют приоритетные направления реализации государственной политики в области энергоресурсосбережения, а также пути максимального использования имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов на отдельных предприятиях и в организациях г.Казани.
Главной задачей разработки и реализации программ является обеспечение в планируемый период снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на предприятиях, в организациях по отношению к уровню их расходования за период, предшествующий началу реализации программы. Объем снижения потребления этих ресурсов определяется в соответствии с основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития г.Казани на соответствующий период.
Глобальной целью разработки программ энергоресурсосбережения является обеспечение социально-экономического развития предприятия, организации на пять лет за счет ускоренного перевода промышленных предприятий и бюджетных организаций на энергоресурсосберегающий путь развития.
Конкретными целями в основных сферах деятельности предприятия, организации являются:
В производственной сфере:
снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции или оказанных услуг на предприятиях, в быту, сельском хозяйстве и т.д.;
повысить энергетическую эффективность выпускаемой продукции;
расширить производство и наполнить рынок техническими средствами регулирования и учета потребления энергоресурсов;
ускорить разработку и организацию производства конкурентоспособной продукции нового поколения, имеющей улучшенные энергетические характеристики;
улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;
повысить КПД действующих энергетических установок;
снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
повысить теплозащиту зданий, сооружений, сетей;
повысить научно-технический потенциал;
уменьшить энергетическую зависимость населенного пункта, района.
В экономической сфере:
снизить затраты бюджетных средств на оплату энергоресурсов и дотационные выплаты из бюджета;
повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;
повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;
снизить финансовые затраты на ввозимые энергоресурсы.
В социальной сфере:
создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения;
формировать сознание и энергоресурсосберегающее поведение населения;
углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения в области энергоресурсосбережения.
В экологической сфере:
сократить вредные выбросы в окружающую среду;
привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;
повысить эффективность использования недр.
1.2. Энергоресурсосберегающие мероприятия и механизмы
их финансирования
К энергоресурсосберегающим мероприятиям относятся мероприятия, внедряемые на действующих объектах (оборудовании), при реализации которых снижается доля энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции (достигается суммарная экономия энергоресурсов на производство единицы продукции по сравнению с базовым) или доля энергозатрат на обеспечение объекта (оборудования) при условии соблюдения санитарных и экологических требований.
Не подпадают под категорию энергоресурсосберегающих:
мероприятия, выполняющиеся в соответствии с регламентом обслуживания оборудования (капитальный, средний, текущий ремонты);
мероприятия по доведению оборудования до проектных (паспортных) показателей;
мероприятий по замене оборудования, отслужившего свой амортизационный срок без улучшения показателей энергоэффективности.
Финансируются только те энергоресурсосберегающие мероприятия, которые обеспечивают суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов на энергообеспечение объектов, а также экономию на единицу выпускаемой продукции за счет внедрения на действующих объектах новых технологий, оборудования, систем учета и регулирования, новых схемных решений, а также мероприятия, стимулирующие энергоресурсосбережение и научно-исследовательские работы по этим направлениям.
Часть энергетических мощностей, ввод которых обусловлен наличием уже имеющегося энергетического потенциала (избыточное давление пара или природного газа, вторичные энергетические ресурсы, горючие отходы, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и т.п.), может финансироваться из источников, допускающих расходы на цели энергоресурсосбережения.
Объем средств, направляемых на цели энергоресурсосбережения путем замены морально и физически устаревшего оборудования на новое, с улучшенными показателями энергоиспользования, определяется разностью между стоимостью нового (с учетом монтажа) и первоначальной стоимостью заменяемого оборудования.
Финансово-экономические механизмы реализации программ энергоресурсосбережения определены в разделе 2.2. (Финансово-экономический механизм реализации программы энергоресурсосбережения) Программы энергоресурсосбережения г.Казани.
Финансирование разработки и выполнения программ осуществляется за счет средств заказчика, а также средств, предусмотренных в Программе энергоресурсосбережения г.Казани для реализации мероприятий по энергоресурсосбережению.
2. Организация разработки программ
Организационное и методическое обеспечение разработки территориальных и производственных программ, а также экспертиза программ энергоресурсосбережения производится Комитетом по экономике и промышленности администрации г.Казани.
Разработка территориальных и производственных программ осуществляется на каждые предстоящие 5 лет, начиная с 2001 года. К разработке программ привлекаются в установленном порядке специалисты предприятий, организаций и учреждений, ведущие ученые и специалисты по профилю планируемых работ. Разработанная программа вносится на рассмотрение в Комитет по экономике и промышленности администрации г.Казани до 1 августа года, предшествующего началу реализации программы.
3. Основные этапы разработки программ
Основными этапами разработки программ являются:
определение приоритетов в энергоресурсосбережении и наиболее важных технических и экономических проблем, оказывающих влияние на эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в районе, отрасли промышленности;
формирование пакета энергоресурсосберегающих мероприятий и проектов предприятий, организаций, отбор этих мероприятий и проектов в соответствии с определенными приоритетами для включения их в программы. При этом предложения предприятий, организаций включаются в производственные и территориальные программы при наличии согласования с соответствующими комитетами;
анализ технико-экономических обоснований мероприятий и проектов в соответствии с требованиями настоящего положения и других нормативных документов;
взаимоувязка производственных программ по основным индикаторам эффективности использования энергетических ресурсов, источникам и объемам их финансирования;
определение экономического эффекта, ожидаемого от реализации программ, доработка программ;
согласование и утверждение программ.
Территориальные и производственные программы должны включать:
анализ состояния и определение перспектив развития топливно-энергетического комплекса;
перспективный прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов;
анализ достижений научно-технического прогресса в решении задач энергоресурсосбережения;
определение резервов экономии топливно-энергетических ресурсов по отношению к уровню их потребления в предшествовавшем разработке программы году;
обоснование наиболее важных проектов (мероприятий) с указанием исполнителей, сроков и этапов их реализации;
оценку финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, требующихся для достижения целей программы, с определением источников их обеспечения;
механизмы реализации программы и контроль за ходом ее выполнения;
ожидаемые конечные результаты и оценку их экономической эффективности;
мероприятия по энергоресурсосбережению, актуальные для города в перспективе.
При отборе мероприятий следует руководствоваться приложением 3 "Методическое обеспечение оценки потенциала энергоресурсосбережения и экономической эффективности, экспертизы, отбора энергоресурсосберегающих проектов" Программы энергоресурсосбережения г.Казани.
Комитет по экономике и промышленности администрации г.Казани и при необходимости проводит экспертизу Программы, для реализации которой привлекаются организации, имеющие сертификат на данный вид деятельности. Целью экспертизы проектов является оценка технического уровня, экономической обоснованности, целесообразности выполнения предлагаемых мероприятий.
4. Содержание программы
Программа энергоресурсосбережения должна содержать следующие основные части:
паспорт программы (приложение N 5.1);
пояснительную записку;
перечень энергоресурсосберегающих мероприятий, оформленных в виде таблицы и сгруппированных по виду энергоресурса: электроэнергия, тепловая энергия, газ, нефть и нефтепродукты, уголь и торф, вода, дрова, торф, альтернативные источники энергии (приложение N 5.2);
перечень показателей (индикаторов) оценки эффективности выполнения программы (приложение N 5.3)
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
оценку состояния дел на предприятии, в организации, районе и подтверждение нерационального использования ресурсов, низкого экономического и технического состояния производства, слабой юридической подготовки;
оценку плана развития на ближайшие 3-5 лет предприятия, организации, района со сравнительным анализом состояния дел при отсутствии реализации энергоресурсосберегающих мероприятий;
краткое описание предлагаемых к реализации мероприятий;
сроки реализации разработанных предложений;
источники финансовых средств, необходимых для реализации программы (таблица 1);
оценку эффекта от внедрения разработанных предложений (экономический, технический, социальный) (таблица 2);
оценку окупаемости инженерных решений.
Оценка состояния дел в районе или отрасли может проводиться с помощью экспресс-аудита с использованием опросных листов, рассылаемых в районы, организации и предприятия, участвующие в данной программе (опросные листы для территориальных образований представлены в приложении N 5.4).
Перечень мероприятий по программе энергоресурсосбережения должен содержать:
комплекс перспективных мероприятий. В этом разделе дается краткая характеристика проектов энергоресурсосбережения, предложенных предприятиями, научными учреждениями и авторскими коллективами. Перечень мероприятий оформляется в форме таблицы, по видам энергоресурсов: электроэнергия, тепловая энергия, газ, нефть и нефтепродукты, уголь и торф, вода, альтернативные источники энергии;
комплекс первоочередных мероприятий, включающий быстроокупаемые и эффективные мероприятия, не требующие чрезмерных финансовых затрат. К их числу отнесены энергетические обследования, внедрение средств и систем учета, контроля и регулирования использования энергоресурсов, мероприятия по формированию общественного сознания по проблемам энергоресурсосбережения и др.
В приложении к программе могут быть указаны:
проекты правовых и нормативных документов по совершенствованию структуры управления энергоресурсосбережением;
предложения по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
предложения по реорганизации (совершенствованию) системы сертификации, стандартизации и метрологии;
предложения по формированию информационного обслуживания разработки и выполнению программы;
предложения по совместному с другими районами, предприятиями выполнению работ;
предложения по привлечению инвестиций и совершенствованию банковского механизма финансового обеспечения реализации мероприятий программы;
предложения по проведению выставок, ярмарок, показов и других массовых мероприятий программы.
Образец содержания производственных программ энергоресурсосбережения в г.Казани представлен в приложении N 5.5.
Таблица 1
Затраты на реализацию Программы
тыс.рублей
Подразделение | Всего | В том числе по годам | |||
Первый год |
Второй год |
Третий год |
Последующие годы | ||
Рефинансируются средст- ва, полученные от реа- лизации энергоресурсо- сберегающих проектов в предыдущие годы |
|||||
Итого: | |||||
Из них: кредит на возврат- ной основе |
|||||
собственные и привлеченные средства |
Таблица 2
Экономический эффект от реализации программы
Подразделение | Экономия в последнем году реализации программы | |||
Электроэнергия | Газ | Тепло | Вода | |
млн.кВт.ч | млн.куб.метров | млн.Гкал | млн.куб.метров | |
Итого |
5. Методика отбора энергоресурсосберегающих проектов и мероприятий
для программы эпергоресурсосбережения
5.1. Основные положения
Процедура отбора проектов и мероприятий осуществляется путем ранжирования общего множества предложенных мероприятий и проектов по степени убывания их энергоресурсосберегающей эффективности. Лимит инвестиций на энергоресурсосберегающие мероприятия в отрасли или районе является "границей отсечения" группы мероприятий, отобранных для реализации программ.
Все расчетные зависимости для обеспечения сопоставимости прогнозируемой экономической эффективности выполнения мероприятий и проектов получают на основе базисных технико-экономических характеристик: объемов производства продукции в натуральном выражении, цен на продукцию и т.д. Выбор базисных характеристик мероприятий и технологий определяется годом, предшествующим началу выполнения мероприятия.
Данные, характеризующие энергоресурсосберегающие мероприятия, включаются в бизнес-план.
5.2. Порядок отбора проектов
Энергоресурсосберегающие проекты должны содержать бизнес-план, включающий расчет показателей эффективности проекта (приложение 3 Программы энергоресурсосбережения г.Казани).
Проекты мероприятий в данной отрасли ранжируются в порядке убывания энергоресурсосберегающей эффективности. Инвестиции распределяются, исходя из планируемой величины экономии энергоресурсов в отрасли или районе.
Проекты, прошедшие предварительный отбор, направляются для обязательной экспертизы. На предприятиях и в организациях, где планируется проведение энергоресурсосберегающего мероприятия, проводится энергоаудит (финансовый) аудит, по результатам которого выносится заключение о степени готовности предприятия или организации к реализации энергоресурсосберегающих проектов.
Детальное описание оценки эффективности, экспертизы и отбора энергосберегающих проектов приводится в пункте 2.3.1 и приложении 3 Программы энергоресурсосбережения г.Казани.
5.3. Информационная карта характеристик и технико-экономических
показателей энергоресурсосберегающих мероприятий и проектов
Наименование технологии (мероприятия) ______________________________
Предприятие ________________________________________________________
Поставщик электроэнергии ___________________________________________
Поставщик тепловой энергии__________________________________________
Поставщик топлива (по видам) _______________________________________
Технико-экономические показатели внедрения энергоресурсосберегающих технологий (в ценах текущего года)
Наименование показателей | Значения показателей по годам | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Инвестиционные затраты (рублей) - все- го |
|||||
в том числе: | |||||
средства бюджета | |||||
собственные средства | |||||
заемные средства | |||||
2. Экономия энергии, получаемая в резуль- тате выполнения мероприятия (т.у.т.) - всего: |
|||||
в том числе: электроэнергии, кВт | |||||
тепла (Гкал) - всего: | |||||
в том числе: от ТЭЦ | |||||
от иных источников | |||||
топлива, т.у.т. | |||||
3. Энергоэффективность - (отношение эко- номии энергии к инвестиционным затратам) |
|||||
4. Срок окупаемости, лет |
6. Юридические и правовые документы, используемые
при разработке программ
1. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"
2. Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816 "Об энергосбережении"
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 1997 г. N 653 "О мерах по развитию энергосбережения в Республике Татарстан".
4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище".
6. Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" (с изменением и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1175).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 80 "О Федеральной целевой программе "Энергосбережение России на 1998-2005 годы".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России".
9. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 1997 г. N 140 "О Плане основных направлений развития промышленности Республики Татарстан".
10. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 1999 г. N 417 "О первоочередных мерах по энергосбережению в бюджетных организациях Республики Татарстан".
11. Положение о межведомственном координационном совете по реализации приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 января 1996 г. N 33.
12. Приказ Минтопэнерго Российской Федерации от 20 марта 1998 г. N 90а "О внесении изменений в приказ Минтопэнерго России от 5 апреля 1996 г. N 72".
13. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 июля 2000 г. "О Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".
14. Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные постановлением Минтопэнерго Российской Федерации от 25 марта 1998 г.
См. также Временное положение о проведении энергетических обследований организаций, утвержденное Минтопэнерго РФ 27 сентября 1996 г.
15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан"
16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 марта 2000 г. N 202 "Об узлах учета (измерительных комплексах) потребления природного газа в Республике Татарстан"
17. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 апреля 2000 г. N 302 "Об энергосбережении в жилых домах Республики Татарстан"
18. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июля 2000 г. N 480 "Об учете расходов воды в жилищном фонде Республики Татарстан"
19. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя./ Главгосэнергонадзор, 1995
20. ГОСТ 27322-87. Энергобаланс промышленного предприятия. 1987.
21. ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. 1999.
22. ГОСТ Р 51387-99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. 1999.
23. ГОСТ Р 51541-99. Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей.
24. ГОСТ Р 51380-99. Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.