Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 января 2001 г. N 3П -1-11/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия до гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
председательствующего - Б-ва
заседателей - К-ой, Р-ой
при секретаре - С-ой
рассмотрев в открытом заседании дело по жалобе Ш-на, С-ва, Х-ва к Государственному Совету Республики Татарстан на неправомерные действия Государственного Совета Республики Татарстан и незаконность отдельных норм Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", установила:
Ш-н, С-ов, Х-ов обратились в суд с жалобой к Государственному Совету Республики Татарстан на неправомерные действия Государственного Совета Республики Татарстан и незаконность отдельных норм Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", указывая, что Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации (ст.1 п.1) и устанавливает норму о недопустимости противоречий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации названному федеральному закону.
Более того, в ст.1 п.7 Федерального Закона заложена норма о том, что в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному Закону, применяются нормы настоящего федерального закона.
Вопреки этому закону Государственный Совет Республики Татарстан 22 сентября 2000 года принял Закон Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (опубликован в республиканских газетах 23 сентября 2000 года), отдельные нормы которого нарушают конституционные права граждан и противоречат федеральному законодательству ГПК, в Законе Республики Татарстан отсутствует ограничение на возможность занятия одним лицом должности Президента Республики Татарстан более двух сроков, в то время как Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" это запрещается. Согласно ст.18 п.5 этого Закона указано, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд, Федеральный законодатель, устанавливая подобное ограничение, развил конституционный принцип. В Конституции Российской Федерации имеется аналогичное ограничение на занятие должности Президента Российской Федерации (ст.81 ч.3).
Более того, заявители указывают, что Законом Республики Татарстан (в редакции от 8 декабря 1995 года) "О выборах Президента Республики Татарстан" было предусмотрено ограничение на возможность занятия одним лицом должности Президента Республики Татарстан более двух сроков (ст.3) и данный принцип был закреплен Законом Республики Татарстан от 27 ноября 1996 года N 881 которым была изменена ст.108 Конституции Республики Татарстан, где также было указано на невозможность занятия Президентом Республики Татарстан должности более двух сроков подряд.
Законом Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" от 23 сентября 1999 года были внесены изменения в Закон "О выборах Президента Республики Татарстан" от 8 декабря 1995 года, где отсутствует указание на ограничение возможности занятия одним лицом должности Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд.
Заявители просят признать действия Государственного Совета Республики Татарстан неправомерными, считают необходимым восстановить в статье 3 указанного Закона положение о том, что одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд, то есть привести Закон в соответствие с требованиями Федерального Закона.
Кроме того, в п.2 ст.3 Закона РТ "О выборах Президента Республики Татарстан", установлено, что Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан.
Заявители считают, что данное положение закона ограничивает пассивные избирательные права граждан Российской Федерации и противоречит п.3 ст.18 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации.
Заявители просили обязать Государственный Совет Республики Татарстан в п.2 ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (в редакции от 19 декабря 2000 года) словосочетание "может быть избран гражданин Республики Татарстан" заменить словосочетанием "может быть избран гражданин Российской Федерации".
В судебном заседании заявители от части требований отказались, о чем судебной коллегией вынесено определение и дело в этой части производством прекращено.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан требования заявителей не признала, сославшись на отзыв.
Судебная коллегия считает, что жалоба заявителей подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст.239 ГПК РСФСР гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права или свободы.
Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (в редакции от 19 декабря 2000 года) не содержит указания на ограничение одному лицу права занятия должности Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд.
В силу ст.2 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (в редакции от 19 декабря 2000 года) законодательство о выборах Президента Республики Татарстан составляют Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон, другие законы действующие на территории Республики Татарстан.
На территории Республики Татарстан действует Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22 сентября 1999 года.
Согласно п.5 ст.18 указанного Закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Следовательно, исходя из позиции заявителей, при отсутствии в Законе Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" указания на ограничение одному лицу права занятия должности Президента Республики Татарстан двумя сроками и прямом действии на территории Республики Татарстан Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в этой части будет действовать федеральное законодательство.
Требование заявителей о восстановлении ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" в редакции Закона от 8 декабря 1995 года в компетенцию суда не входит.
Отсутствие в Законе Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" положения Федерального Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не может являться основанием для признания данного Закона противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Согласно п.2 ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан.
Требования заявителей о признании данного положения Закона противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 п.2 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, рассы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу п.3 ст.18 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным Законом и Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
Следовательно, федеральные законы не ставят реализацию пассивного избирательного права в зависимость от наличия у лица гражданства того или иного субъекта Российской Федерации. Право граждан быть избранными в органы власти основывается на едином гражданстве Российской Федерации.
Указанное требование Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" выходит за рамки предоставленных Конституцией Российской Федерации органу законодательной власти субъекта Российской Федерации полномочий и не согласуется с конституционным принципам равенства прав граждан на территории всей Российской Федерации (ч.2 ст.6, ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Что касается требований заявителей об изменении формулировки ст.3 п.2 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" и возложении этой обязанности на Государственный Совет Республики Татарстан судебная коллегия считает необходимым отказать в удовлетворении этой части требований, так как в компетенцию суда разрешение таких требований не входит.
Доводы, представителя Государственного Совета Республики Татарстан в соответствии положений ст.3 п.2 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" федеральному законодательству и отсутствии противоречий в этой части являются несостоятельными по основаниям изложенным выше.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Жалобу Ш-на, С-ва, Х-ва удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий словосочетание в п.2 ст.3 Закона Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан" (в редакции Закона от 19 декабря 2000 года N 495) "Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан" со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальных требований заявителей отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течении 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 16 января 2001 г. N 3П-1-11/2001
Текст решения официально опубликован не был