Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 августа 2001 г. N 3П-1-93/01 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2001 г. N 11Г01-56 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
с участием прокурора Я-на
при секретаре З-ве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское депо по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании п.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2001 г. N 29 "Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальных органов" противоречащим федеральному законодательству, установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании п.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (далее КМ РТ) от 25.01.2001 г. N 29 "Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и им территориальных органов" противоречащими федеральному законодательству. В обоснование требований указано, что данный пункт постановления определяет принцип отнесения объектов недвижимости и капитальных вложений в основные фонды к государственной собственности - в зависимости от источника и доли финансирования: долевое финансирование названных объектов совместно из Федерального и республиканского бюджетов предопределяет закрепление такой собственности как общей долевой, что противоречит Гражданскому Кодексу РФ, Закону Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции". Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан по вопросам собственности, заключенном в целях реализации Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 19.02.1994 г.
Представитель КМ РТ Б-в с заявлением не согласился.
Представитель УФСНП РФ по РТ Н-на с заявлением согласилась.
Представитель Управления МНС РФ по РТ Г-в с заявлением не согласился.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам. В случаях противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Пунктом вторым Постановления КМ РТ от 25 января 2001 г. N 29 постановлено Государственной регистрационной палате Министерства юстиции Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Управлению МНС РФ по РТ, Управлению ФСНП РФ по РТ и их территориальным органам осуществлять учет, оформление и регистрацию объектов недвижимости и капитальных вложений в основные фонды, финансируемых совместно из федерального и республиканского бюджетов, как общую долевую собственность: долю собственности Республики Татарстан - соответственно объему финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан, долю Федеральной собственности - соответственно объему финансирования из федерального бюджета.
Между тем, в соответствии со ст.19 Федерального Закона "О федеральных органах налоговой полиции" имущество федеральных органов налоговой полиции отнесено к федеральной государственной собственности.
Согласно п.2 ст.245 ГК РФ соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Таким образом, в силу прямого указания закона, имущество федеральных органов налоговой полиции относится к федеральной государственной собственности. Применительно к вышеуказанной норме Гражданского Кодекса Кабинет Министров РТ не вправе был в одностороннем порядке устанавливать порядок и принципы определения долей государственной собственности.
Оспариваемый пункт Постановления находится в противоречии и с положениями Соглашения, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан, по вопросам собственности от 22.06.93 г., в соответствии со ст.6 которого изменение форм собственности организаций, расположенных в Республике Татарстан и являющихся собственностью Российской Федерации, должны согласовываться с органами государственного управления Российской Федерации.
В связи с изложенным, доводы представителя КМ РТ о том, что оспариваемый пункт Постановления носит частый характер и Регистрационная палата при МЮ РТ при осуществлении предписанных Постановлением КМ РТ действий будет руководствоваться установленными Российским законодательством правилами являются не убедительными, поскольку в этом случае правовая сущность и значимость, с точки зрения соответствия данного правового акта действующему Российскому законодательству, остается неизменной.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым п.2 Постановления КМ РТ от 25.01.2001 г. N 29 "Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальных органов" признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания.
На основании ст.ст.72, 76 Конституции РФ, ст.19 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", п.2 ст.245 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить. Пункт второй Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2001 г. N 29 "Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республики Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальных органов" признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 17 августа 2001 г. N ЗП-1-93/01
Решение вступило в законную силу 9 октября 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2001 г. N 11Г01-56 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 17 августа 2001 г. N 224-225