Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 августа 2001 г. N 3п-1-89/01
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N 11-Г01-55 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
Председательствующего - К-на
При секретаре - Х-й
С участием прокурора - Х-ва
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора РТ о признании отдельных положений Закона РТ "О государственной службе" противоречащим федеральному законодательству, установила:
Прокурор Республики Татарстан в своем заявлении (с учетом того, что требования впоследствии были уточнены) указывает, что статьи 5; 7, 10 п.5; 11 ч.1 п.п.1-5, 7, 9-11, ч.2; 13 п.4; 18 ч.3 п.п.4-6, ч.ч.4, 5; 23; 28 ч.2 и 29 п.п.1 и 5 Закона РТ "О государственной службе" противоречат Федеральному Закону "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Прокурором ставится вопрос о признании их недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
На судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление не признали.
Заслушав заключение прокурора и возражения представителей Государственного Совета РТ, судебная коллегия полагает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст.ст.4, 72 и 76 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Правовые основы государственной службы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Закона РТ "О государственной службе" (далее - Закон РТ) государственные должности подразделяет на конституционные и административные, что противоречит статье 1 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - ФЗ), которая вводит подразделение государственных должностей на категории "А", "Б" и "В".
Аналогично, статье 1 ФЗ противоречит статья 7 Закона РТ, по которой государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном настоящим Законом, оплачиваемую государственную должность и принявшее присягу.
В соответствии со ст.10 ч.5 Закона РТ, государственный служащий, сомневающийся в правомерности распоряжения руководителя, должен незамедлительно сообщить ему об этом. При этом государственный служащий освобождается от ответственности, если руководитель, несмотря на возражения служащего, письменно подтвердит свое распоряжение.
Данное положение закона РТ противоречит п.4 ст.14 ФЗ, который устанавливает, что государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, вышестоящему руководителю.
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Статья 11 ч.1 п.п.1-5, 7, 9-11 (кроме п.п.6 и 8) и ч.2 этой же статьи Закона РТ не соответствует ст.11 ФЗ, так как не содержат ряд ограничений, имеющихся в Федеральном законе.
Статья 13 п.4 Закона РТ закрепляет право госслужащего и члена его семьи на медицинское обслуживание, однако, ФЗ гарантирует это право и после выхода госслужащего на пенсию.
Статья 18 ч.3 п.п.4-6 части 4 и 5 Закона РТ противоречат ст.21 ФЗ в части невключения в перечень случаев отказа в приеме на государственную службу, таких, как отказ от прохождения процедуры оформления доступа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
отказ представить в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности.
Таким образом, ФЗ дает исчерпывающий перечень случаев, препятствующих принятию граждан на государственную службу.
Закрепленное п/п 4 ч.3 ст.18 Закона РТ право в законодательном порядке устанавливать исключительные случаи принятия на государственную службу близких родственников при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому противоречит ст.21 ч.3 п.5 Федерального закона.
Статья 7 ФЗ устанавливает квалификационные разряды государственных служащих - этому противоречит ст.23 Закона РТ, которая регламентирует присвоение государственным служащим классных чинов.
В силу ст.28 ч.2 Закона РТ, выход в отставку осуществляется для мужчин - по достижении 65 лет, для женщин - 60 лет. При выходе в отставку по достижении предельного возраста государственному служащему выплачивается необлагаемое налогом вознаграждение.
Между тем статья 25 ч.3 ФЗ предельный возраст и для мужчин и для женщин устанавливает 60 лет.
Статья 25 ФЗ дает исчерпывающий перечень оснований для прекращения государственной службы, чему, таким образом противоречит п.1 ст.29 Закона РТ, по которому возможно увольнение государственного служащего за нарушение присяги.
В то же время прокурором ставится вопрос о признании противоречащим ФЗ и п.5 ст.29 Закона РТ, согласно которой допускается увольнение государственного служащего в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.
Однако, согласно ст.21 п.3 п/п 2 ФЗ, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.
Между этими положениями Республиканского и Федерального закона противоречие отсутствует и заявление прокурора в этой части удовлетворено быть не может.
Удовлетворяя заявленные требования в вышеуказанной части, судебная коллегия не может не учитывать и положения ст.5 п.п.1 и 7 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", по которым государственная служба основана на принципах: верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 192-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора удовлетворить частично.
Признать противоречащими Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу статьи: 5; 7; 10 ч.5, 11 ч.1 п.п.1-5, 7, 9-11, ч.2; 13 п.4; 18 ч.3 п.п.4-6, ч.4, 5; 23; 28 ч.2; 29 п.1 Закона Республики Татарстан "О государственной службе".
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N 11-Г01-55 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан
В удовлетворении заявления прокурора в части признания противоречащим Федеральному законодательству пункта 5 ст.29 данного Закона РТ отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в 10-дневный срок в Верховный суд РФ через Верховный суд РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 16 августа 2001 г. N 3П-1-89/01
Решение вступило в силу 2 октября 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N 11-Г01-55 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 17 августа 2001 г. N 224-225