Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 января 2001 г. N 3П-1-17/2001
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи Ф-й
с участием прокурора С-й
при секретаре Ю-й
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению ст.10, части 4 ст.11, ст.21 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора С-й, поддержавшей заявление и представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-й, судебная коллегия, установила:
В Верховный суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению ст.10, части 4 ст.11, ст.21 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления".
В обоснование заявления указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального законодательства.
Прокурор просил признать данные положения закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал, пояснив, что вопросы законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва заявленные требования не признала, пояснив, что постановлением Государственного Совета РТ 20 декабря 2000 года был отклонен проект закона РТ "О внесении изменений в Закон РТ "Об отходах производства и потребления". Кроме того, ч.4 ст.11 Закона РТ не противоречит Федеральному законодательству, а лишь изложена в усеченном виде, указанные же в ней требования содержатся и в Федеральном законодательстве. В таком случае, неполнота нормы не может быть признана противоречащей Федеральному законодательству.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению частично.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 ст.76 данной Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления" не должен противоречить Федеральным законам.
В июне 1998 года принят Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления", определяющий в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Определение видов деятельности подлежащих лицензированию и порядка осуществления лицензирования осуществляется Федеральным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии со ст.18 которого введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный Закон, за исключением видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в законную силу до дня вступления в силу Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Между тем, в соответствии со ст.10 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", принятом в июле 1997 года, лицензированию подлежит деятельность, связанная со сбором, транспортированием, хранением, утилизацией, обезвреживанием, захоронением отходов производства и потребления.
Данное положение, предусматривающее дополнительные виды деятельности, подлежащие лицензированию, вступает в противоречие со ст.17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой лицензированию подлежат только деятельность по утилизации отходов производства и потребления, а также со ст. 9 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", предусматривающий лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
Кроме того, ст.21 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", согласно которой порядок выдачи лицензий на импорт (экспорт) отходов производства и потребления устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан, противоречит пункту 2 статьи 9 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", устанавливающему, что порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.
Так же ч.2 ст.21 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", согласно которой на территорию Республики Татарстан запрещен ввоз только опасных отходов, не соответствует ст.17 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", где запрещается ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания.
При таком положении указанные нормы Закона Республики Татарстан являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
Между тем, подлежат отклонению требования о признании противоречащим федеральному законодательству ч.4 статьи 11 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", предусматривающей необходимость проведения государственной экспертизы проектов на строительство объектов, связанных с управлением отходами.
Так как, противоречий данной нормы статье 10 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", которая предусматривает проведение государственной экспертизы при строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, не усматривается. В данном случае имеет место неполнота Закона Республики Татарстан.
Ссылка участвующего в деле прокурора на то, что в случае не признания указанной нормы противоречащей Федеральному законодательству, будет не возможно: применение в остальной части федерального законодательства, не основана на законе.
Как усматривается из материалов дела и не опровергается сторонами, ч.4 ст.11 Закона РТ указывает на необходимость проведения государственной экспертизы проектов на строительство объектов, связанных с управлением отходами, данные же положения закреплены и в Федеральном Законе.
Что касается проведения государственной экологической экспертизы при реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, то в этой части имеется пробел в Законе Республики Татарстан, следовательно, действует Федеральный Закон.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что постановлением Государственного Совета РТ был отклонен проект закона РТ "О внесении изменений в указанный Закон", не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в судебном порядке.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу ст.ст.10, 21 Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления".
В остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 12 января 2001 г. N 3П-1-17/01
Текст решения официально опубликован не был