Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 6 июня 2001 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Г-на
заседателей - Р-й, И-й
при секретаре - З-ве
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по жалобе Ш-на, С-ва, Х-ва на противоречие федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", установил:
Ш-н, С-в и Х-в обратились в суд с жалобой на противоречие федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", указывая на то, что порядок использования доходов, полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, установленный в части 3 статьи 16 и части 13 статьи 20 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" противоречит статье 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, как федеральные, так и субъектов федерации, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации, в случае противоречия между указанными нормативными правовыми актами и кодексом применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации. В статье 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен следующий порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете: доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органам, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете; в случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
В статьях 16 и 20 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" установлен порядок использования дополнительных доходов, по которому они используются органами исполнительной власти по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов, а в отношении Республиканского бюджета - по усмотрению Кабинета Министра Республики Татарстан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Татарстан.
Как указывают заявители в своей жалобе, отсутствие в Законе Республики Татарстан норм, регулирующих порядок использования дополнительных доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приводит к бесконтрольному использованию бюджетных средств исполнительной властью, нарушает принципы бюджетной системы, установленные в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации: единство бюджетной системы Российской Федерации, полнота отражения доходов и расходов бюджета, эффективность и экономия использования бюджетных средств, гласность, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-н с жалобой не согласился, пояснив, что статьей 121 Федерального закона от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" действие пунктов 1 и 2 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской федерации приостановлено до 31 декабря 2001 года, в связи с этим порядок распределения дополнительных доходов, установленный в Законе Республики Татарстан, не противоречит федеральному законодательству.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Кабинета Министров Республики Татарстан В-ва и А-ва также с жалобой не согласились, ссылаясь на то, что в связи с приостановлением действия ст.232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения которой распространяются на бюджеты всех уровней, федеральным законодательством не урегулирован порядок распределения дополнительных доходов бюджета. Поэтому установленный Законом Республики Татарстан порядок распределения дополнительных доходов по согласованию и с утверждением соответствующим Советом народных депутатов не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения заявителей и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба заявителей не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 232 Бюджетного кодекса РФ доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органам, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
В силу пункта 2 этой же статьи в случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более, чем на 10 процентов финансирование расходов сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.
Статьей 16 пунктом 3 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года, в редакции Закона Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" предусмотрено, что доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются органами исполнительной власти по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов.
Согласно части 13 статьи 20 этого же Закона, доходы дополнительно полученные при исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан, изъятию не подлежат и используются по усмотрению Кабинета Министров Республики Татарстан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Татарстан.
Таким образом, в Законе Республики Татарстан отсутствует порядок распределения дополнительных доходов исключительно на погашение дефицита бюджета и сокращения долговых обязательств, а в случае превышения доходов над запланированными более чем на 10 процентов - с обязательным внесением изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
Однако, статьей 121 Федерального закона N 150-ФЗ от 27 декабря 2000 года "О федеральном бюджете на 2001 год", приостановлено действие пункта 6 статьи 83, пунктов 1 и 2 статьи 232, пунктов 1 и 2 статьи 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент рассмотрения дела нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок распределения дополнительных доходов бюджетов всех уровней, не действуют, у суда не имеется оснований для удовлетворения жалобы заявителей о признании противоречащими федеральному законодательству вышеуказанных норм Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".
Установленный в данном законе порядок распределения дополнительных доходов исключительно на цели, предусмотренные бюджетом, по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов, а в отношении Республиканского бюджета - с последующим утверждением Государственным (Верховным) Советом Республики Татарстан, то есть дополнительные доходы используются под контролем законодательного органа власти, не противоречит федеральному законодательству и не может быть признан недействительным.
В судебном заседании заявители подчеркивали, что они настаивают на рассмотрении жалобы в пределах заявленных требований и признании противоречащими норм Закона Республики Татарстан порядку распределения дополнительных доходов, установленному в статье 232 Бюджетного кодекса. Поскольку данная статья Бюджетного кодекса не действует, требования заявителей не могут быть признаны законными и обоснованными.
Доводы заявителей о том, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" распространяет свое действие исключительно в отношении федерального бюджета и не подлежит применению в отношении бюджетов других уровней, являются неубедительными, поскольку в статье 121 этого Федерального закона приостанавливается действие пунктов 1 и 2 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок распределения дополнительных доходов бюджетов всех уровней и относятся к главе 24 кодекса "Основы исполнения бюджетов".
Также неубедительна ссылка заявителей на то обстоятельство, что в статье 120 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлен четкий порядок распределения дополнительных доходов федерального бюджета, поскольку данная статья, устанавливая порядок распределения дополнительных доходов Федерального бюджета, не свидетельствует о незаконности порядка распределения дополнительных доходов установленного в Законе Республики Татарстан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.191-193, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса России, Верховный суд республики Татарстан решил:
в удовлетворении жалобы Ш-на, С-ва, Х-ва на противоречие федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 6 июня 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был