Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 24 июля 2001 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия до гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Х-на
заседателей - О-й, Р-й
при секретаре - З-ве
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по жалобе Ш-на, С-ва, Х-ва на неправомерные действия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан и о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", установила:
Ш-н, С-в, Х-в обратились в суд с вышеуказанными требованиями, обосновав их тем, что в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. При этом, согласно части 2 названной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные нормативные правовые акты не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
По мнению заявителей Закон Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" содержит ряд противоречий с Федеральным законом.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 5 пункт 2) предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Тогда как статья 21 республиканского закона, предусматривает, что отчетный доклад об исполнении бюджета за прошедший финансовый год представляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статьи 28 и 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетная система Российской Федерации строится на принципе гласности. Однако, по утверждению заявителей, законы Республики Татарстан, регулирующие вопросы бюджетного устройства в Республике Татарстан, не предусматривают обязательность опубликования отчетов об исполнении бюджета в печати.
Кроме того, как указывают заявители в своей жалобе, в нарушение норм республиканского закона (пункт 3 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан") отчет об исполнении бюджета 2000 года представлен на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан без предварительной его проверки парламентским контрольным органом.
Указанные противоречия республиканского закона федеральному законодательству, неправомерные действия Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан нарушают их - заявителей права, и права неограниченного круга лиц на эффективное, гласное и экономное использование бюджетных средств.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан с заявленными требованиями не согласились.
Выслушав объяснения заявителей и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статьи 28 и 36) предусматривает обязательность опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об исполнении. Статья 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт - 1) предусматривает, что отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными кодексом. По смыслу данной нормы закон (решение), принимаемый представительным органом, представляет собой отчет об исполнении бюджета.
Действительно, статья 21 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" (с изменениями от 21 февраля 1992 г.) не содержит нормы об опубликовании отчета об исполнении бюджета.
Вместе с тем, согласно пункту 2 указанной статьи, отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Государственным Советом Республики Татарстан простым большинством голосов. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан (статья 95) Государственный Совет Республики Татарстан принимает решения в форме законов и постановлений.
Закон Республики Татарстан "О порядке опубликования и введения в действие законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом" (статья 1) устанавливает, что законы Республики Татарстан публикуются Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан одновременно на татарском и русском языках не позднее месячного срока после их принятия в газетах "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан", а также в "Ведомостях Государственного Совета Татарстана". Постановления и другие акты Государственного Совета Республики Татарстан публикуются Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан не позднее семидневного срока после их принятия в печатных органах Государственного Совета Республики Татарстан.
Исходя из этого, обязательность публикации всех без исключения решений, принимаемых Государственным Советом Республики Татарстан, законодательством Республики Татарстан предусмотрена. Во исполнение данного требования Закон Республики Татарстан "Об исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан за 2000 год" был опубликован в газете "Республика Татарстан" от 7 июля 2001 года. Тем самым требования об обязательном опубликовании отчета об исполнении бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в данном случае не нарушены.
Проверка Закона Республики Татарстан "Об исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан за 2000 год" на предмет его соответствия федеральному законодательству выходит за рамки предъявленных заявителями требований и, поэтому данный вопрос не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов. Аналогичная норма по своему содержанию содержится в пункте 3 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".
Ни федеральный закон, ни закон Республики Татарстан не индивидуализируют, какой именно из контрольных органов представительного органа должен осуществлять контроль за исполнением бюджета. Следовательно, данный орган должен определяться исходя из нормативных актов, регламентирующих деятельность представительного органа и его органов, и установленного ими функционального разграничения полномочий.
Статьей 9 Закона Республики Татарстан "О постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан" на постоянные комиссии Государственного Совета возлагаются подготовка заключений по государственному бюджету Республики Татарстан, отчетов о его исполнении и представление этих заключений Государственному Совету Республики Татарстан, а также осуществление иных контрольных полномочий.
Как следует из постановления Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по бюджетно-финансовым вопросам от 19 июня 2001 года N 14 "Об исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан за 2000 год и за 4 месяца 2001 года" данной комиссией отчет об исполнении бюджета, представленный в Государственный Совет, рассмотрен и рекомендован для внесения на рассмотрение Государственного Совета.
При данных обстоятельствах доводы заявителей о том, что отчет об исполнении бюджета рассмотрен без предварительной проверки парламентского контрольного органа, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отчет об исполнении бюджета для утверждения его законом субъекта Российской Федерации представляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Конституцией Республики Татарстан (пункт 1 статьи 119) и пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" представление отчета обисполнении бюджета возложено на Кабинет Министров Республики Татарстан, являющийся по своему статусу высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан. Согласно Конституции Республики Татарстан высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан.
При оценке действий Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан при представлении и утверждении отчета об исполнении бюджета следует исходить из того, что Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 30) устанавливает переходный период - два календарных года со дня вступления в силу данного Федерального закона (вступил в силу со дня официального опубликования закона в Собрании законодательства Российской Федерации - 18 октября 1999 года). Переходный период установлен в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом и обеспечения преемственности власти.
Федеральный закон не содержит нормы, предусматривающей, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до истечения переходного периода применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.
Следовательно, действия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан основаны на нормативных правовых актах, не утративших юридической силы на момент совершения данных действий, поэтому они не могут быть признаны неправомерными.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
В удовлетворении жалобы С-ва, Ш-на, Х-ва отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 24 июля 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был