Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 ноября 2001 г. N 817
"Об утверждении Республиканского плана мероприятий по стабилизации
уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД")"
В целях достижения стабилизации уровня роста и распространения заболевания, вызываемого вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции), среди населения Республики Татарстан, повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Республиканский план мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД") (далее - Республиканский план мероприятий).
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан, Министерству внутренних дел Республики Татарстан, Министерству образования Республики Татарстан, Министерству культуры Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерству юстиции Республики Татарстан:
обеспечить совместно с заинтересованными министерствами, госкомитетом и ведомствами реализацию Республиканского плана мероприятий на основе взаимодействия с администрациями городов и районов Республики Татарстан;
осуществлять финансирование Республиканского плана мероприятий за счет средств, предусматриваемых по сводным сметам министерств и ведомств на соответствующий год.
3. Администрациям городов и районов Республики Татарстан разработать и утвердить соответствующие планы мероприятий для своих территорий и обеспечить их реализацию за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Межведомственную комиссию по борьбе со СПИД при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Республиканский План мероприятий по стабилизации уровня роста
и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД")
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 2001 г. N 817)
Паспорт Плана
Наименование Плана: Республиканский план мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 гг. ("Анти-ВИЧ/СПИД").
Дата принятия решения о разработке Плана:
Коллегия Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 2 июня 2000 года "О выполнении Республиканской целевой программы по предупреждению распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1999-2000 годы".
Государственный заказчик Плана: Кабинет Министров Республики Татарстан.
Основные разработчики Республиканского плана мероприятий: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан, Министерство внутренних дел Республики Татарстан, Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.
Цели и задачи Плана:
Цель: Стабилизация уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Задачи:
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД;
совершенствование и дальнейшее развитие единой системы информирования населения республики;
внедрение в общеобразовательные программы всех школ республики учебного пособия "ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения";
реализация системы мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда";
совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, внедрение единого стандарта лечения больных ВИЧ-инфекцией;
ужесточение требований к безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей;
улучшение материально-технической базы центров по профилактике и борьбе со СПИД;
подготовка педагогических коллективов школ, средних специальных учебных заведений по вопросу преподавания профилактических навыков по ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем, среди учащейся молодежи;
широкомасштабная подготовка медицинских работников по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
реализация профилактических программ и лечебных мероприятий в пенитенциарных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан;
социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся высокому риску заболевания при исполнении ими служебных обязанностей;
обеспечение координирующей роли исполнительной власти по реализации в течение 2002-2003 годов настоящего Республиканского плана мероприятий.
Сроки и этапы реализации Плана: 2002-2003 гг.
Перечень основных мероприятий: Издание новых организационно-распорядительных документов по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.
Внесение предложений для последующих поправок в действующее законодательство.
Создание литературы профилактической направленности, организация теле-, радиопередач, повышение культурно-образовательного уровня населения.
Внедрение учебного пособия для учителей "ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения", разработанного Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД Минздрава Республики Татарстан, во всех учебных заведениях республики.
Организация работы на всей территории республики в рамках системы мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда" в соответствии с приложением к Республиканскому плану мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД").
Профилактическая работа в пенитенциарных учреждениях Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан.
Организация и обеспечение больных ВИЧ/СПИД специфическими антиретровирусными препаратами.
Ужесточение требований безопасности медицинских манипуляций.
Улучшение материально-технической базы центров по профилактике и борьбе со СПИД.
Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся высокому риску заболевания при исполнении ими служебных обязанностей.
Исполнители основных мероприятий: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан, Министерство внутренних дел Республики Татарстан, Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.
Объемы и источники финансирования Плана: 10 млн.рублей из республиканского бюджета Республики Татарстан.
Ожидаемые конечные результаты реализации Плана: Стабилизация роста числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных.
Система организации контроля за исполнением Плана мероприятий: Контроль за реализацией Республиканского плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД") возлагается на Межведомственную комиссию по борьбе со СПИД при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Введение
1. Республиканский план мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД") (далее - Республиканский план мероприятий) разработан в целях реализации статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Республиканский план мероприятий сформирован на основе преемственности по отношению к ранее принятой Республиканской программе на 1997-2000 годы и является ее логическим продолжением.
Республиканским планом мероприятий предусматривается достижение максимально низкого уровня распространения ВИЧ-инфекции среди населения Республики Татарстан с использованием стратегии профилактического вмешательства органов государственной власти как основы государственной политики в отношении ВИЧ/СПИД, интенсивного развития сотрудничества с общественными, религиозными и международными организациями.
Состояние проблемы
Данные Всемирной организации здравоохранения за 1999 год показывают, что эпидемия СПИД распространяется во многих частях мира гораздо быстрее, чем предполагалось ранее, и, прежде всего, за счет включения в эпидемиологический процесс шприцевых наркоманов. С 1983 года от СПИД умерло более 18,8 млн.человек, включая 2,8 млн. в 1999 году.
За период с 1996 по 1999 год наблюдается астрономический рост числа ВИЧ-инфицированных в Восточной Европе, которое за последний год увеличилось с 420000 до 700000 случаев.
Анализ эпидемического процесса ВИЧ-инфекции в республиках Украина, Беларусь, Российской Федерации свидетельствует о росте числа ВИЧ-инфицированных за счет внутривенного использования наркотических веществ. Зависимость от наркотиков и постоянная необходимость получения средств для их приобретения вынуждает женщин-наркоманок заниматься проституцией, что способствует дальнейшему распространению ВИЧ-инфекции половым путем среди всех групп населения.
Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции поставило общество перед совершенно новой проблемой увеличения количества ВИЧ-инфицированных беременных женщин, детей и подростков.
В период с 01.01.87 г. по 04.06.2001 г. в Российской Федерации были выявлены 122212 случаев ВИЧ-инфекции, в том числе за 2000 год - 56600 ВИЧ-инфицированных, за 5 месяцев 2001 года - 39368 новых случаев ВИЧ-инфекции.
В 2000 году показатель выявляемости ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики внутривенным путем, составил 4534,7 на 100 тыс. населения, что в 3 раза больше аналогичного показателя итогов 1999 года.
В 3 раза по сравнению с 1999 годом выросли показатели выявляемости ВИЧ-инфекции среди доноров крови, в 2,4 раза - среди беременных женщин.
Начиная с 1987 года, общее количество выявленных ВИЧ-инфицированных в Республике Татарстан составляет 2960 человек, из них 2844 человека проживают в республике постоянно.
Необходимо признать, что эпидемия ВИЧ/СПИД в республике стремительно растет, прежде всего, за счет лиц, употребляющих наркотики инъекционным путем, и характер эпидемиологического процесса аналогичен происходящему в Российской Федерации.
Особую тревогу вызывает количество ВИЧ-инфицированных в молодежной среде. 50,0% от общего количества ВИЧ-инфицированной молодежи не работает, 5,6% зараженных ВИЧ-инфекцией сегодня учится в средних и высших учебных заведениях республики.
Обстановка по ВИЧ-инфекции в Республике Татарстан оценивается как крайне напряженная, о чем свидетельствует рост числа ВИЧ-инфицированных с 1266 человек на 01.01.2001 г. до 2900 на 05.07.2001 года. Средняя еженедельная выявляемость составляет 60 новых случаев.
Анализ исполнения Республиканской целевой программы 1997-2000 годов показал, что меры, предпринимаемые всеми структурами исполнительской власти по противодействию росту ВИЧ-инфекции, явно недостаточны для изменения ситуации в лучшую сторону. Преобладающим числом территорий республики мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции не проводились, просматривается самоустранение от решения этой проблемы, отсутствие контроля и финансовой поддержки.
Учитывая, что эффективные средства специфического лечения и профилактики не будут созданы в ближайшие годы, проблема распространения ВИЧ-инфекции в Республике Татарстан должна решаться путем целенаправленной работы с группами высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, использованием средств массовой информации в целях обучения и информирования населения способам и методам предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией. Чрезвычайно важное значение приобретает пропаганда нравственности и укрепления института семьи, задействование всех заинтересованных министерств, ведомств, религиозных конфессий, общественных организаций и объединений, а также контроль за исполнением настоящего Республиканского плана мероприятий.
Система Республиканского плана мероприятий
Правовое обеспечение Республиканского плана мероприятий
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции регулируются Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
издание новых организационно-распорядительных документов по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Татарстан;
разработка и внесение предложений для последующих поправок в действующее законодательство, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты ВИЧ-инфицированных и борьбе с незаконным оборотом наркотиков при координирующей роли представительной власти республики.
Развитие системы информирования населения и целевых групп
о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции
Основные пути заражения ВИЧ-инфекцией в республике - при употреблении наркотических веществ внутривенным путем среди лиц в возрасте от 12 до 30 лет и половой путь, в том числе работающими в секс-бизнесе.
В этой связи насущной задачей является широкомасштабное использование и координация действий всех средств массовой информации республики для оповещения населения о средствах и методах предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
разработка, создание и тиражирование наглядных средств профилактической направленности по вопросам ВИЧ-инфекции (клипы, рекламные ролики, теле- и радиопередачи, санитарно-просветительная литература) с последующим их распространением на территории республики;
организация тематических публикаций, телепередач в средствах массовой информации;
организация работниками культуры республики мероприятий, направленных на повышение культурно-образовательного уровня населения, в первую очередь молодежи;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, структурами исполнительной власти республики, с привлечением общественных и религиозных организаций усиление масштабности акции "Вместе против СПИДа".
Развитие системы обучения профилактике ВИЧ-инфекции в средних
общеобразовательных учреждениях, начальных профессиональных,
средних учебных заведениях
Основную часть зараженных ВИЧ-инфекцией в Республике Татарстан составляет молодежь в возрасте от 12 до 30 лет, 7,4% из них - учащиеся школ и других учебных заведений.
Систематическое квалифицированное преподавание вопросов профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем, позволит снизить рост числа заражений ВИЧ-инфекцией среди подрастающего поколения.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
подготовка педагогических коллективов учебных заведений республики к преподаванию в молодежной среде вопросов профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем;
внедрение учебного пособия для учителей "ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения", разработанного Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан, во всех учебных заведениях республики.
Совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией,
внедрение единого стандарта лечения больных ВИЧ-инфекцией
Ситуация, связанная с ростом числа ВИЧ-инфицированных на территории республики, требует усиления работы в этом направлении, полного укомплектования госпитальной эпидемиологической службы кадрами и их систематической подготовки.
Необходимо внедрение эпидемиологического мониторинга каждого населенного пункта республики с использованием статистических данных других заинтересованных структур для дальнейшего прогноза и принятия управленческих решений.
Проблема лекарственного обеспечения, связанная с ростом числа ВИЧ-инфицированных, требует продуманного и обоснованного назначения лекарственных препаратов каждому больному на индивидуальной основе ввиду ее большой стоимости и асоциального поведения части ВИЧ-инфицированных.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
дальнейшая разработка и внедрение нормативно-методических документов по организации эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции, контроль за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
укомплектование службы госпитальных эпидемиологов Министерства здравоохранения Республики Татарстан необходимыми кадрами;
дальнейшее материально-техническое и программное оснащение центров госсанэпиднадзора, медицинских учреждений республики, центров по профилактике и борьбе со СПИД;
подготовка и распространение в городах и районах республики оперативной эпидемиологической информации на основе данных эпидемиологического мониторинга;
совершенствование системы лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных по принципу: больной - индивидуальный подбор лекарственных препаратов.
Ужесточение требований к безопасности медицинских манипуляций,
донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов,
биологических жидкостей, органов и тканей
Благодаря четко налаженной иммунодиагностической лабораторной службе, в 1999 году удалось предотвратить использование донорской крови, зараженной ВИЧ-инфекцией, в станции переливания крови г.Альметьевска, в 2000 году - в г.Бугульме.
Однако возможность проникновения зараженной донорской крови реально существует за счет серонегативного окна у доноров крови, имеющихся фактов переливания не обследованной на ВИЧ-инфекиию, гепатиты крови реципиентам в республике.
Данная проблема остается актуальной для органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
дальнейшая разработка медицинской документации, призванной воспрепятствовать переливанию нетестированной крови;
создание банка крови при Республиканской станции переливания крови;
совершенствование методов лабораторной диагностики в иммунодиагностических лабораториях республики.
Улучшение материально-технической базы центров по профилактике
и борьбе со СПИД
Рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИД в республике требует создания комплекса медицинских возможностей в существующих центрах по профилактике и борьбе со СПИД, а именно: решения вопросов обеспечения качественными тест-системами, оборудованием, лекарственными препаратами, а также стационарами и отдельно стоящим лабораторным корпусом для проведения иммунодиагностических исследований в Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
осуществление закупок диагностических тест-систем отечественного и импортного производства;
дальнейшее обеспечение центров по профилактике и борьбе со СПИД диагностическим оборудованием;
внедрение метода полимиразно-цепной реакции (ПЦР) для диагностики ВИЧ в период серонегативного окна;
начало строительства лабораторного корпуса Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Подготовка педагогических коллективов школ, средних специальных
учебных заведений по вопросу преподавания знаний, способствующих
формированию профилактических навыков по ВИЧ-инфекции, наркомании и
заболеваний, передающихся половым путем, среди учащейся молодежи
Отсутствие специально подготовленных программ, высокоорганизованного преподавания знаний, способствующих профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем, косвенно способствовали появлению ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем, среди учащейся молодежи. На сегодняшний день 7,4% от всех выявленных ВИЧ-инфицированных составляет молодежь. Под угрозой заражения находится все молодое поколение республики.
В Республиканском плане мероприятий предусматривается подготовка учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым путем, на базе Института повышения квалификации работников образования на постоянной основе.
Широкомасштабная подготовка медицинских работников по вопросам
диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии
и профилактики ВИЧ-инфекции
Увеличение выявляемости ВИЧ-инфекции, трудность в постановке клинического диагноза ВИЧ-инфекции, наличие постоянной угрозы внутрибольничного распространения ее в медицинских учреждениях республики требуют ускоренного режима подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
увеличение охвата медицинских работников циклами по 72-часовой программе, предусматривающей изучение вопросов эпидемиологии, клиники и лечения ВИЧ-инфицированных;
проведение специализированных семинаров для врачей-лаборантов иммунодиагностических лабораторий, госпитальных эпидемиологов и доверенных врачей-инфекционистов республики;
участие в совещаниях и конференциях, организуемых на федеральном уровне и за рубежом;
организация подготовки специалистов медицинских учреждений республики в рамках системы мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда";
ежеквартальная подготовка и информирование медицинской общественности по материалам научной и практической направленности.
Реализация профилактических мероприятий в пенитенциарных
учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации
по Республике Татарстан
Одна треть ВИЧ-инфицированных, употребляющих наркотические вещества инъекционным путем, находится в пенитенциарных учреждениях республики не всегда в надлежащих условиях изоляции, что создает реальную угрозу широкомасштабного распространения ВИЧ-инфекции в этой среде, в том числе парентеральным и половым путем.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
постоянная подготовка медицинских работников Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан вопросам организации и реализации профилактических программ среди осужденных;
внедрение профилактических мероприятий среди осужденных силами медицинских работников Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, центров по профилактике и борьбе со СПИД республики и ведомственных госпитальных эпидемиологов;
распространение в целях профилактики ВИЧ-инфекции среди осужденных специальной литературы, дезинфекционных средств, а при необходимости внедрение других методов и средств;
организация локальных участков для содержания и лечения осужденных с ВИЧ-инфекцией в УЭ 148/1 и воспитательной колонии;
подготовка предложений в Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по введению в штатное расписание учреждений и медицинских частей должностей врачей-инфекционистов, эпидемиологов, психологов;
подготовка документации о льготах и доплатах за работу с ВИЧ-инфицированными осужденными.
Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц,
подвергающихся риску заражения при исполнении ими своих
служебных обязанностей
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и требует их внедрения.
В Республиканском плане мероприятий предусматриваются:
оплата проезда больных СПИД и ВИЧ-инфицированных, а также одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных при их сопровождении к месту лечения и обратно;
обеспечение пребывания в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего;
оплата листка временной нетрудоспособности одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего на время совместного пребывания с ним в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь;
обеспечение обязательного государственного страхования работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
установление сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска работникам учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Обеспечение координирующей роли исполнительной власти по реализации
настоящего Республиканского плана мероприятий
Имеющее место ненадлежащее исполнение Целевой программы по профилактике и борьбе со СПИД на 1997-2000 годы большинством территорий республики предусматривает более жесткие формы контроля за исполнением Республиканского плана мероприятий.
С целью контроля за реализацией Республиканского плана мероприятий сформирована Межведомственная комиссия по борьбе со СПИД при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Текущий контроль за исполнением Республиканского плана мероприятий возлагается на ответственного секретаря комиссии с полугодовым анализом работы, проделанной территориями республики.
Оценка социально-экономической эффективности реализации
Республиканского плана мероприятий
Реализация Республиканского плана мероприятий позволит выявить наиболее неблагополучные в отношении ВИЧ-инфекции территории республики, а также стабилизировать рост вновь выявляемых случаев ВИЧ-инфекции.
Контроль за исполнением намеченных мероприятий на каждой конкретной территории даст реальную возможность ограничения распространения ВИЧ-инфекции и приведет к стабилизации обстановки по ВИЧ-инфекции.
Вместе с этим четкое исполнение мероприятий всеми территориями позволит сэкономить средства, затрачиваемые на лечение, социальные пособия по нетрудоспособности, содержанию детей, инфицированных ВИЧ, и детей-сирот, чьи родители умерли от СПИД.
Распределение финансовых средств из республиканского бюджета
Республики Татарстан по направлениям
Республиканского плана мероприятий
(тыс.рублей)
Наименование мероприятий | Исполнители | Объем финансирования (с января 2001 г.) |
||
Всего | 2001 г. | 2002 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике
и борьбе с ВИЧ-инфекцией
Изучение новых организа- ционно-распорядительных документов по вопросам эпидемиологии, диагности- ки, лечения и профилакти- ки ВИЧ-инфекции |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан, Управление испол- нения наказаний Министерства юсти- ции Российской Фе- дерации по Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
2. Совершенствование и дальнейшее развитие системы
информирования населения и целевых групп о доступных мерах
профилактики ВИЧ-инфекции
Проведение санитар- но-просветительской рабо- ты среди населения Рес- публики Татарстан |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
3000,0 | 1500,0 | 1500,0 | |
Проведение обучающих се- минаров-тренингов, вклю- чая выездные акции в ре- гионы республики: - семинары в загородных лагерях, учебных заведе- ниях - обучающие тренинги для медицинских работников по до- и послетестовому кон- сультированию |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Соисполнители: Министерство обра- зования Республики Татарстан, Минз- драв Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Разработка, апробация и выпуск, распространение профилактических информа- ционных материалов (бук- летов, брошюр, флаеров и т.д.) |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан, Рес- публиканская юно- шеская библиотека, Министерство обра- зования Республики Татарстан, Минис- терство по делам молодежи и спорту Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Разработка концепции и выпуск социальных реклам- ных аудио- и видеоклипов по профилактике ВИЧ/СПИД |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан, Ми- нистерство связи Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация и проведение социологических исследо- ваний по вопросам инфор- мирования населения о ВИЧ/СПИД/ЗППП с целью разработки более эффек- тивных стратегий информа- ционно-просветительских кампаний |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Издание и размещение на- ружной рекламы по профи- лактике ВИЧ/СПИД (банне- ры, постеры, еврощиты и стикеры для общественного транспорта) |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: администрации го- родов и районов, рекламные агент- ства, предприятия общественного транспорта |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Распространение достовер- ной информации по вопро- сам профилактики и осо- бенностям распространения ВИЧ/СПИД через средства массовой информации (ор- ганизация трансляции те- матических передач, филь- мов, сюжетов в новостных программах) |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан, Ми- нистерство связи Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация и проведение пресс-конференций, круг- лых столов по актуальным проблемам профилактики распространения ВИЧ/СПИД при участии заинтересо- ванных министерств и ве- домств |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация и проведение массовых молодежных ме- роприятий профилактичес- кого характера (информа- ционных акций, дискотек в ночном клубе), подготовка базы для создания полиг- рафической продукции (приобретение компьютера и резографа) |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Реклама информационно-об- разовательных акций и кампаний в средствах мас- совой информации |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: рекламные агент- ства, Министерство связи Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация проведения конкурса журналистских работ по вопросам охраны репродуктивного здоровья (профилактика распростра- нения ВИЧ-инфекции, ЗППП, предупреждение нежела- тельной беременности, формирование безопасного сексуального поведения) |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан, Ми- нистерство связи Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Работа с уязвимым контин- гентом - уличными секс-работниками: обору- дование (компьютер, прин- тер, копировальный аппа- рат), административные и прочие расходы (проведе- ние фокус-групп, печата- ние буклетов, 1200 упако- вок презервативов, социо- логические исследования) |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Создание и выпуск журна- ла, посвященного пробле- мам и вопросам профилак- тики ВИЧ/СПИД/наркомании, тиражом 4000 экз. в год |
Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан Соисполнители: Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация в библиотеках республики книжно-иллюст- рированных выставок на темы: "У опасной черты", "СПИД - катастрофа 20 ве- ка", "Твое здоровье - в твоих руках", "СПИД и наркотики - смертельный риск" |
Министерство куль- туры Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Создание на базе филиала Республиканской юношеской библиотеки социаль- но-нравственного комплек- са "Айсберг" |
Министерство куль- туры Республики Татарстан, Респуб- ликанская юношес- кая библиотека |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Проведение в библиотеках и клубных учреждениях республики циклов мероп- риятий на тему "За здоро- вый образ жизни" |
Министерство куль- туры Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Объявление республиканс- кого конкурса на создание театрально-зрелищных про- изведений, посвященных борьбе со СПИД и наркома- нией |
Министерство куль- туры Республики Татарстан, Союз театральных деяте- лей Республики Та- тарстан, Союз пи- сателей Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Постановка новых произве- дений в театрально-зре- лищных учреждениях рес- публики, посвященных проблемам молодежи |
Министерство куль- туры Республики Татарстан, Союз театральных деяте- лей Республики Та- тарстан, Союз пи- сателей Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Организация продажи ль- готных билетов для уча- щейся молодежи во всех театрально-зрелищных уч- реждениях республики |
Министерство куль- туры Республики Татарстан, теат- рально-зрелищные учреждения респуб- лики |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Проведение районных семи- наров для работников культуры с приглашением специалистов из учрежде- ний здравоохранения и правоохранительных орга- нов на тему: "Пропаганда здорового образа жизни и борьба со СПИД" средства- ми культурно-просвети- тельской работы и апроба- ция показательных мероп- риятий на тему профилак- тики СПИД |
руководители орга- нов культуры райо- нов и городов Рес- публики Татарстан, Федеральный науч- но-методический центр по профилак- тике и борьбе со СПИД, Министерство культуры Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
|||
Итого: | 3000,0 | 1500,0 | 1500,0 |
3. Развитие системы обучения в средних общеобразовательных
учреждениях, профессиональных, средних специальных учебных заведениях
Подготовка педагогических коллективов учебных заве- дений республики к препо- даванию в молодежной сре- де вопросов профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передаю- щихся половым путем |
Министерство обра- зования Республики Татарстан, Центр госсанэпиднадзора в Республике Та- тарстан, Минздрав Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Внедрение учебного посо- бия для учителей "ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготов- ка учащихся к безопасным формам поведения", разра- ботанного Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД Министерс- тва здравоохранения Рес- публики Татарстан, во всех учебных заведениях республики |
Министерство обра- зования Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
4. Реализация Республиканского плана мероприятий по профилактике
ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков
в Республике Татарстан "Снижение вреда"
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Семинары для сотрудников программы "Снижение вре- да", заинтересованных ми- нистерств и ведомств |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
498 | 253 | 245 |
Материалы для распростра- нения |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
2447,5 | 1137,5 | 1310 |
Командировки | Минздрав Республи- ки Татарстан |
182,5 | 54,81 | 127,69 |
Оборудование и сопутству- ющие расходы |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
754,75 | 624 | 130,75 |
Материалы для защиты пер- сонала и дезинфекции |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
160 | 80 | 80 |
Оплата персонала системы мероприятий "Снижение вреда" |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
1188,545 | 475,418 | 713,127 |
Проведение профилактичес- ких мероприятий в городах республики в рамках ме- роприятий "Снижение вре- да" |
МВД Республики Та- тарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Итого: | 5231,295 | 2624,728 | 2606,567 |
5. Совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией,
внедрение единого стандарта лечения больных ВИЧ-инфекцией
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дальнейшая разработка и внедрение нормативно-ме- тодических документов по организации эпидемиологи- ческого мониторинга ВИЧ-инфекции, контроль за проведением профилакти- ческих и противоэпидеми- ческих мероприятий |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Дальнейшее материаль- но-техническое и прог- раммное оснащение центров госсанэпиднадзора, меди- цинских учреждений, цент- ров по профилактике и борьбе со СПИД |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Подготовка и распределе- ние по городам и районам республики оперативной эпидемиологической инфор- мации на основе данных эпидемиологического мони- торинга |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан, МВД Республики Та- тарстан, Управле- ние исполнения на- казаний Министерс- тва юстиции Рос- сийской Федерации по Республике Та- тарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
6. Ужесточение требований к безопасности медицинских манипуляций,
донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов,
биологических жидкостей, органов и тканей
Дальнейшая разработка ме- дицинской документации, призванной воспрепятство- вать переливанию нетести- рованной крови |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Создание банка крови при Республиканской станции переливания крови Минис- терства здравоохранения Республики Татарстан |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Совершенствование методов лабораторной диагностики в иммунодиагиостических лабораториях республики |
Республиканская станция перелива- ния крови Минздра- ва Республики Та- тарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
7. Улучшение материально-технической базы центров по профилактике
и борьбе со СПИД
Осуществление закупок ди- агностических тест-систем отечественного и импорт- ного производства |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Дальнейшее обеспечение центров по профилактике и борьбе со СПИД диагности- ческим оборудованием |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Внедрение метода полиме- разно-цепной реакции (ПЦР) для диагностики ВИЧ в период серонегативного окна |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
Строительство лаборатор- ного корпуса Республи- канского центра по профи- лактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохра- нения Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
8. Подготовка педагогических коллективов школ, средних специальных
учебных заведений по вопросу преподавания знаний, способствующих
формированию профилактических навыков по ВИЧ-инфекции, наркомании
и заболеваний, передающихся половым путем, среди учащейся молодежи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовка учителей и преподавателей школ, средних специальных заве- дений по вопросам профи- лактики ВИЧ-инфекции, наркомании и заболеваний, передающихся половым пу- тем, на базе Института повышения квалификации работников образования на постоянной основе |
Министерство обра- зования Республики Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
9. Широкомасштабная подготовка медицинских работников по вопросам
диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии
и профилактики ВИЧ-инфекции
Увеличение охвата меди- цинских работников цикла- ми по 72-часовой програм- ме, предусматривающей изучение вопросов эпиде- миологии, клиники и лече- ния ВИЧ-инфицированных, в т.ч. ведомственных врачей |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
1768,705 | 875,272 | 893,433 |
Участие в совещаниях и конференциях, организуе- мых на федеральном уровне и за рубежом |
Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Ежеквартальная подборка и информирование медицинс- кой общественности по ма- териалам научной и прак- тической направленности |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Итого: | 1768,705 | 875,272 | 893,433 |
10. Реализация профилактических программ в пенитенциарных
учреждениях Управления исполнения наказаний Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике Татарстан
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовка медицинских работников Управления ис- полнения наказаний Минис- терства юстиции Российс- кой Федерации по Респуб- лике Татарстан по вопро- сам организации и реали- зации профилактических программ среди осужденных |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Уп- равление исполне- ния наказаний Ми- нистерства юстиции Российской Федера- ции по Республике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Внедрение профилактичес- ких программ среди осуж- денных силами медицинских работников Управления ис- полнения наказаний Минис- терства юстиции Российс- кой Федерации по Респуб- лике Татарстан, центров по профилактике и борьбе со СПИД республики и ве- домственных госпитальных эпидемиологов территорий |
Управление испол- нения наказаний Министерства юсти- ции Российской Фе- дерации по Респуб- лике Татарстан, Минздрав Республи- ки Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Подготовка профилактичес- кой литературы для расп- ространения среди осуж- денных |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Уп- равление исполне- ния наказаний Ми- нистерства юстиции Российской Федера- ции по Республике Татарстан, Минис- терство по делам молодежи и спорту Республики Татарс- тан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Организация локальных участков для содержания и лечения осужденных с ВИЧ-инфекцией в УЭ 148/8 и воспитательной колонии |
Управление испол- нения наказаний Министерства юсти- ции Российской Фе- дерации по Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Подготовка предложений в Управление исполнения на- казаний Российской Феде- рации по Республике Та- тарстан по введению в штатное расписание учреж- дений и медицинских час- тей должностей врачей-ин- фекционистов, эпидемиоло- гов, психологов |
Управление испол- нения наказаний Министерства юсти- ции Российской Фе- дерации по Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Подготовка документации о льготах и доплатах за ра- боту с ВИЧ-инфицированны- ми осужденными |
Управление испол- нения наказаний Министерства юсти- ции Российской Фе- дерации по Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
11. Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц,
подвергающихся риску заражения при исполнении
ими своих служебных обязанностей
Обеспечение обязательного государственного страхо- вания работников предпри- ятий, учреждений и орга- низаций государственной системы здравоохранения, обеспечивающих диагности- ку и лечение ВИЧ-инфици- рованных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита че- ловека |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Выплата надбавок к долж- ностному окладу, установ- ление сокращенного рабо- чего дня и дополнительно- го отпуска работникам уч- реждений и организаций государственной системы здравоохранения и госса- нэпидслужбы, осуществляю- щим диагностику, лечение ВИЧ-инфицированных, расс- ледование эпидемиологи- ческих очагов ВИЧ-инфек- ции, а также лицам, рабо- та которых связана с ма- териалами, содержащими вирус иммунодефицита че- ловека |
Минздрав Республи- ки Татарстан, Центр госсанэпид- надзора в Респуб- лике Татарстан |
текущее бюджетное финанси- рование |
||
Всего: | 10000,0 | 5000,0 | 5000,0 |
Приложение к Республиканскому плану мероприятий
по стабилизации уровня роста и распространения в Республике
Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекция), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД")
Система мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей
инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда"
I. Общие положения
1. Система мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда" (далее - "Снижение вреда") является составной частью Республиканского плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД").
2. Основной целью "Снижения вреда" является сдерживание роста случаев ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимой целевой группы - потребителей инъекционных наркотиков (далее - ПИН) на территории Республики Татарстан.
3. "Снижение вреда" осуществляется Министерством здравоохранения Республики Татарстан под организационно-методическим руководством Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
4. "Снижение вреда" осуществляется в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, приказами и решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Татарстан, во взаимодействии с органами государственной власти, министерствами и ведомствами Республики Татарстан, общественными организациями.
5. Финансирование "Снижения вреда" осуществляется за счет Республиканского плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД"), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.11.2001 г. N 817, территориальных планов мероприятий по предупреждению распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы, внебюджетных источников, разрешенных законодательством.
II. Задачи "Снижения вреда"
Основными задачами "Снижения вреда" являются:
1. Создание в Республике Татарстан единой сети учреждений, осуществляющих практическую деятельность, направленную на профилактику ВИЧ-инфекции среди ПИН.
2. Внедрение новых методов профилактики ВИЧ-инфекции среди труднодоступной группы ПИН.
3. Организация и осуществление мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции среди ПИН. Они включают в себя:
3.1. Обучение ПИН методам индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции.
3.2. Активное вовлечение самих ПИН в профилактическую работу по ВИЧ-инфекции среди своей целевой группы (метод "обучение равного равным").
3.3. Предоставление ПИН доступа к чистым шприцам в обмен на использованные и к другим материалам снижения риска инфицирования ВИЧ и гепатитами.
3.4. Привлечение ПИН к добровольному обследованию на ВИЧ-инфекцию, гепатиты, лечению от наркомании.
3.5. Организация, обучение медицинских работников проведению до- и послетестового консультирования ПИН по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов.
3.6. Информирование и обучение ПИН профилактике другого вреда, наносимого здоровью при употреблении наркотиков (гепатитов, передозировок, абсцессов и т.д.).
4. Организация системы обучения, контроля, оценки, коррекции проводимых мероприятий и прогнозирования развития эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции среди ПИН в городах Республики Татарстан.
III. Методы работы "Снижения вреда"
1. Распространение (обмен/сбор) шприцев, материалов снижения риска инфицирования ВИЧ, информационных брошюр среди ПИН на стационарных и мобильных пунктах обмена работниками по охвату ПИН.
2. Индивидуальное и групповое обучение ПИН методам профилактики ВИЧ-инфекции.
3. Проведение социологических исследований, сбор и анализ данных о рискованном поведении ПИН и его изменении с целью оценки эффективности проводимых мероприятий и их коррекции.
4. Оказание медицинских услуг ПИН.
5. Проведение обучения сотрудников "Снижения вреда" городов Республики Татарстап и других структур, взаимодействующих с ПИН, методам профилактики ВИЧ-инфекции среди ПИН.
IV. Структура "Снижения вреда" и ее функции
1. Республиканская система мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции "Снижение вреда" состоит из систем мероприятий "Снижения вреда" в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Чистополе, Нижнекамске, Елабуге, Азнакаево, Бавлы.
2. "Снижение вреда" в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске осуществляется на базе соответствующих центров по профилактике и борьбе со СПИД (Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Зонального центра по профилактике и борьбе со СПИД г.Набережные Челны, Межзонального центра по профилактике и борьбе со СПИД г.Альметьевска).
3. "Снижение вреда" в г.г.Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Чистополе, Нижнекамске, Елабуге, Азнакаево, Бавлы осуществляется соответствующими органами системы здравоохранения городов и районов Республики Татарстан.
4. "Снижение вреда" в г.Казани является организационно-методическим центром Республиканской "Снижения вреда", практической базой для обучения ее сотрудников из других городов Республики Татарстан и использует все виды работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди ПИН, включающие стационарный и мобильные пункты обмена шприцев, полевую работу работниками по охвату, тестирование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты и другие медицинские услуги.
5. Основными функциями "Снижения вреда" в г.Казани являются:
5.1. Организация, методическое руководство и анализ деятельности "Снижения вреда" на территории республики;
5.2. Контроль за распределением материалов снижения риска инфицирования ВИЧ;
5.3. Информационное обеспечение "Снижения вреда" в других городах;
5.4. Сбор данных и анализ эффективности профилактики ВИЧ-инфекции, проводимой в рамках системы мероприятий "Снижения вреда" в Республике Татарстан;
5.5. Обучение сотрудников "Снижения вреда" новым методам работы по снижению вреда от немедицинского употребления наркотиков, проведению оценки влияния "Снижения вреда" на поведение, связанное с риском инфицирования ВИЧ;
5.6. Проведение быстрой оценки ситуации по употреблению наркотиков и риску инфицирования ВИЧ ПИН, планирование мероприятий, необходимых для профилактики их заражения, в городах республики;
5.7. Помощь в осуществлении взаимодействия "Снижения вреда" с органами государственной власти, неправительственными организациями и другими ведомствами;
5.8. Проведение сотрудниками "Снижения вреда" в г.Казани рекламных кампаний среди ПИН в других городах республики с целью их привлечения к программам профилактики ВИЧ-инфекции;
5.9. Осуществление программ обмена шприцев в стационарных и мобильном пунктах обмена в г.Казани;
5.10. Осуществление полевой работы с ПИН;
5.11. Информирование ПИН и их направление в службы лечебной помощи;
5.12. Предоставление наркопотребителям возможности обследования на ВИЧ-инфекцию и других медицинских услуг.
6. "Снижение вреда" в г.г.Набережные Челны, Альметьевске Нижнекамске осуществляет:
6.1. Обмен шприцев на стационарных пунктах (в г.Набережные Челны в том числе - на мобильном пункте);
6.2. Консультирование ПИН по профилактике ВИЧ-инфекции и другого вреда здоровью, связанного с употреблением наркотиков;
6.3. Информирование наркопотребителей и их направление в службы лечебной помощи;
6.4. Предоставление наркопотребителям возможности обследования на ВИЧ-инфекцию и других медицинских услуг.
7. "Снижение вреда" в г.г.Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Чистополе, Елабуге, Азнакаево, Бавлы осуществляет:
программы обмена шприцев на стационарных пунктах обмена;
консультирование ПИН по профилактике ВИЧ-инфекции и другого вреда здоровью, связанного с употреблением наркотиков;
информирование наркопотребителей и их направление в службы лечебной помощи;
предоставление наркопотребителям возможности обследования на ВИЧ-инфекцию и других медицинских услуг.
8. В функциональные обязанности руководителя Республиканского "Снижения вреда" входят:
организация функционирования "Снижения вреда" в Республике Татарстан;
организация обучения сотрудников;
обеспечение контроля за проведением "Снижения вреда";
обеспечение внутреннего взаимодействия "Снижения вреда" на территории республики;
организация оценки "Снижения вреда";
планирование мероприятий по осуществлению "Снижения вреда" с учетом изменения эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции и изменений на наркосцене;
организация подготовки информационных материалов для потребителей инъекционных наркотиков;
взаимодействие с министерствами, ведомствами, администрациями городов и районов и общественными организациями;
представление отчетов в Кабинет Министров Республики Татарстан и Министерство здравоохранения Республики Татарстан о ходе реализации "Снижения вреда".
V. Штаты "Снижения вреда"
1. Штатная численность "Снижения вреда" устанавливается на срок ее реализации. Условия оплаты труда работников "Снижения вреда" регулируются нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Руководитель Республиканского "Снижения вреда" назначается главным врачом Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан и обладает полномочиями его заместителя без права подписи финансовых документов.
2. Штаты "Снижения вреда" в г.Казани:
Руководитель программы (врач) - 1
Координатор (специалист с высшим образованием) - 1
Работник по охвату ПИН (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 4
Оператор стационарного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
Оператор мобильного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
Оператор ЭВМ - 1
Шофер - 2
Санитарка - 1.
3. Штаты "Снижения вреда" в г.Набережные Челны:
Координатор (специалист с высшим образованием) - 1
Работник по охвату (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 3
Оператор стационарного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
Оператор мобильного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
Шофер - 1.
4. Штаты "Снижения вреда" в г.г.Нижнекамске, Альметьевске:
Координатор (специалист с высшим образованием) - 0,5
Работник по охвату (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
Оператор стационарного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2.
5. Штаты "Снижения вреда" в г.г.Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Чистополе, Елабуге, Азнакаево, Бавлы:
Координатор (специалист с высшим образованием) - 0,25
Оператор стационарного пункта обмена шприцев (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
Работник по охвату (специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1.
VI. Механизм финансирования
1. В целях контроля за расходом средств на "Снижение вреда" Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан, соответствующие органы системы здравоохранения Республики Татарстан открывают целевые субсчета "Снижения вреда".
2. Средства фонда заработной платы работников "Снижения вреда", находящихся в штате лечебно-профилактических учреждений городов Республики Татарстан, перечисляются Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан на целевые субсчета "Снижения вреда" в городах республики, где осуществляется "Снижение вреда".
3. Финансирование необходимого оборудования и других расходных материалов для осуществления "Снижения вреда" в городах республики производится Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан с целевого субсчета "Снижение вреда".
VII. Оценка "Снижения вреда"
Результатом проведения "Снижения вреда" должно стать снижение/стабилизация числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди ПИН. При проведении оценки работы системы мероприятий "Снижение вреда" как в целом по республике, так и в ее отдельных городах республики будет учтено следующее:
1. Охват наркопотребителей программой (количество первичных и повторных контактов).
2. Число выданных наркопотребителям (собранных у них) шприцев, распространенной литературы, материалов снижения риска инфицирования ВИЧ.
3. Эпидемиологические показатели по ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам среди потребителей инъекционных наркотиков.
4. Число ПИН, прошедших обследование на ВИЧ/гепатиты.
VIII. Материальное оснащение "Снижения вреда"
1. Стационарный пункт обмена шприцев.
Для работы стационарных пунктов обмена должно быть выделено помещение, желательно на первом этаже, с отдельным входом без свободного доступа к материальным ценностям, с телефоном.
Оснащение стационарного пункта обмена шприцев:
стол, стулья;
шкаф для хранения материалов снижения вреда - 1;
емкость для сбора и утилизации шприцев - 2.
2. Мобильный пункт обмена шприцев.
Для работы мобильного пункта обмена шприцев необходимо следующее оснащение:
автомобиль с закрытым кузовом (багажником) - 1;
контейнеры для хранения материалов снижения вреда (количество определяется числом наименований материалов);
емкость для сбора и утилизации шприцев - 2.
3. Работа по охвату ПИН.
Для проведения полевой работы работниками по охвату необходимо следующее оснащение:
сумки для материалов снижения вреда для каждого полевого работника;
контейнеры для сбора использованных шприцев по 2 на каждого работника по охвату;
блокноты, ручки для ведения записей.
Кроме того, для работы "Снижения вреда" необходим доступ к копировальной технике (для размножения анкетных форм и литературы для ПИН) и компьютеру.
IX. Контроль и отчетность
1. Контроль за реализацией "Снижения вреда" осуществляется Межведомственной комиссией по борьбе со СПИД при Кабинете Министров Республики Татарстан, которая определяет механизм контроля за исполнением программы, а также соответствующими органами в пределах их компетенции.
2. Текущий контроль за реализацией "Снижения вреда" осуществляется ответственным секретарем Межведомственной комиссии по борьбе со СПИД при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 ноября 2001 г. N 817 "Об утверждении Республиканского плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2003 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД")"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 17 декабря 2001 г. N 905