Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 ноября 2001 г. N ЗП-1-122/2001
Именем Российской Федерации
19 ноября 2001 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ой
с участием прокурора Ш-ва
при секретаре Х-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан о признании раздела 2 Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и пункта 1 Порядка централизации на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 "Об утверждении Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования" (с изменениями от 08.02.2000) противоречащими Федеральному законодательству, установила:
И.о.прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании п.1 Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования и раздела 2 Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 (с изменениями от 08.02.2000), противоречащими Федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания.
В обоснование требований указано, что вышеуказанные правовые акты противоречат Закону РФ "О плате за землю", Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" и Конституции Российской Федерации.
Представитель Кабинета Министров РТ просит отклонить требования прокурора, указав, что оспариваемое постановление Кабинета Министров РТ от 29.09.1993 N 365 было принято во исполнение Закона РТ "О плате за землю". В указанный закон 20 сентября 2001 года внесены соответствующие изменения (нормы, касающиеся определения порядка распределения средств земельного налога и арендной платы за землю, а также установления нормативной цены земли приведены в соответствии с федеральным законодательством). Изменения вступают в силу с 1 января 2002 года. С вступлением в силу указанных изменений оспариваемые нормы постановления КМ РТ от 29.09.1993 N 365 будут приводиться в соответствии с законом РТ "О плате за землю". Что касается раздела 2 "Определение нормативной цены земли" Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 29.09.1993 N 365, не противоречит федеральному законодательству, т.к. Правительство РФ своим постановлением от 16.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установило, что нормативная цена земли определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в п.2 ст.2 определил, что цена земли устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствующих пределах в зависимости от численности населения в кратном отношении к ставке земельного налога.
Проверив материалы дела, заслушав выступления участников процесса, заключение прокурора Ш-ва, просившего удовлетворить их заявление, судебная коллегия считает, что требования и.о.прокурора законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 утвержден Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и Порядок централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования.
П.1 "Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования" предусмотрено, что в порядке централизации на специальный счет республиканского бюджета Республики Татарстан перечисляются 50 процентов общей суммы земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья районов, за земли городов республиканского подчинения, земли городских поселений, земли сельских поселений, являющихся районными центрами, а также за земли садоводческих товариществ, промышленности, связи и транспорта, радиовещания, телевидения и иного специального назначения, расположенные вне населенных пунктов. Между тем, данный пункт закона противоречит ст.11 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год", которым предусмотрено, что в 2001 году плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30%; бюджеты сбъектов - 20%; бюджеты муниципальных образований - 50%. Он противоречит также нормам Закона РФ "О плате за землю". То, что п.1 Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования" противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства, не оспаривается и представителем Кабинета Министров РТ.
А то, что оспариваемое постановление Кабинета Министров РТ от 29.09.1993 N 365 было принято во исполнение Закона РТ "О плате за землю", в указанный закон 20 сентября 2001 года внесены соответствующие изменения (нормы, касающиеся определения порядка распределения средств земельного налога и арендной платы за землю, а также установления нормативной цены земли приведены в соответствии с федеральным законодательством), изменения вступают в силу с 1 января 2002 года, с вступлением в силу указанных изменений оспариваемые нормы постановления КМ РТ от 29.09.1993 N 365 будут приводиться в соответствии с законом РТ "О плате за землю", не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.
Согласно п. "ж" ст.71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Ст.25 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства Кабинетом Министров Республики Татарстан утвержден порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, которым установлен конкретный порядок определения нормативной цены земли, потому заявление прокурора подлежит удовлетворению и в части признания раздела 2 Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 (с изменениями от 08.02.2000), противоречащими Федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что раздел 2 "Определение нормативной цены земли" не противоречит федеральному законодательству, т.к. Правительство РФ своим постановлением от 16.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установило, что нормативная цена земли определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора. Вышеуказанным постановлением Правительства РФ, дано право субъектам Российской Федерации ежегодно определять нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам поселениям или их группам, т.е. устанавливать его арифметический указатель, а не устанавливать порядок определения и механизм установления нормативной цены земли.
Таким образом, раздел 2 Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и пункт 1 Порядка централизации на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 "Об утверждении Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования" (с изменениями от 08.02.2000) противоречат Федеральному законодательству.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК, судебная коллегия, - решила:
Признать п.1 Порядка централизации средств от платы за землю на специальный счет республиканского бюджета Татарстана и их использования, и раздел 2 Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.1993 N 365 (с изменениями от 08.02.2000), противоречащими Федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней через Верховный Суд РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 19 ноября 2001 г. N ЗП-1-122/2001
Текст решения официально опубликован не был
Решение вступило в силу 30 ноября 2001 г.