Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 6 декабря 2001 г. N ЗП-1-126/2001 г.
(извлечение)
Данное Решение не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу 17 декабря 2001 г.
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
председательствующего - Г-ой
С участием прокурора - А-ва
При секретаре - З-ой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий отдельных положений Регламента Государственного Совета Республики Татарстан.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Республики Татарстан А-ва, судебная коллегия установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий статьи 7, части 6 статьи 32, статей 121, 122, 130, 136, разделов VIII, X Регламента Государственного Совета Республики Татарстан, принятого 12.10.1995 г. (в редакции постановлений Государственного Совета РТ от 08.12.1995 г. N 344, от 10.07.1997 г. N 1268, от 05.07.1999 г. N 2249, от 19.12.2000 г. N 507).
В обосновании требований указано, что приведенные в заявлении нормы не соответствуют федеральному законодательству, а именно статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации"; статьям 16, 83 и 84 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", статье 6 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 г.; статье 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"; статьям 40-43 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; статье 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В заявлении также отмечено, что 18.06.2001 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Государственный Совет Республики Татарстан был внесен протест на отдельные положения Регламента. Однако Государственный Совет РТ с протестом согласился только в части назначения прокурора Республики Татарстан и утверждения председателя Национального банка РТ, при этом изменения в Регламент на момент обращения в суд с настоящим заявлением не внесены.
Государственный Совет Республики Татарстан, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил.
Как следует из письма от 05.12.2001 г. представитель Государственного Совета РТ просил рассмотреть дело без его участия. Также сообщает, что требования протеста были частично удовлетворены. Срок представления проекта на третье чтение установлен до 21.12.2001 г..
Судебная коллегия считает, что заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Согласно частям 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Государственным Советом Республики Татарстан 12.10.1995 г. постановлением N 273 введен в действие Регламент Государственного Совета РТ, отдельные положения которого противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействительными и не порождающими правовых последствий по следующим основаниям.
Статья 7, часть 6 статьи 32, статья 130 Регламента предусматривают возможность принятия законов и постановлений на сессиях Государственного Совета Республики Татарстан, которые созываются в составе 28 депутатов, работающих на постоянной основе. В то же время согласно статье 90 Конституции республики Государственный Совет состоит из 130 народных избранников. Таким образом, Регламент предоставляет право принимать нормативные акты ограниченному числу депутатов.
Указанные нормы Регламента противоречат статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которой предусмотрен иной порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов.
Пунктами 2 и 3 данной статьи определено, что законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом численный состав депутатов законодательного (представительного) органа в соответствии с пунктом 3 статьи 4 данного Закона устанавливается Конституцией (уставом) субъекта РФ.
Статьи 121 и 122 Регламента Государственного Совета РТ предусматривают возможность принятия закона в целом по результатам обсуждения его проекта в первом чтении, хотя согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект закона субъекта РФ должен рассматриваться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не менее чем в двух чтениях.
Федеральному законодательству также противоречат разделы VIII, Х и статья 136 Регламента, которыми установлен порядок утверждения и освобождения от должности председателя Национального банка Республики Татарстан, и процедура избрания председателей, заместителей председателя, судей Верховного суда РТ и Высшего арбитражного суда РТ, председателей коллегий Высшего арбитражного суда РТ, избрания судей районных (городских) судов, назначения прокурора РТ.
Статьями 16, 83 и 84 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" закреплено, что Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Порядок назначения руководителей территориальных учреждений утверждается Советом директоров. Статьей 6 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 г., утвержденного Советом директоров Банка России, определено, что руководители Национальных банков республик в составе Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Председателем Банка России. Участие органов государственной власти субъектов РФ в назначении руководителей территориальных учреждений Банка России федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьи верховных судов республик, районных судов, арбитражных судов субъектов РФ назначаются Президентом Российской Федерации по представлениям соответственно Председателя Верховного суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного суда РФ, основанным на заключении квалификационных коллегий судей соответствующих судов и согласованным с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (статьи 40-43) не предусмотрено избрание председателей коллегий арбитражных судов субъектов РФ, поскольку коллегии возглавляют заместители председателя арбитражного суда в соответствии с распределенными обязанностями.
Согласно статье 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, при этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации отнесено только согласование кандидатуры прокурора.
С учетом изложенного, названные положения Регламента Государственного Совета Республики Татарстан следует признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий.
Что касается времени признания их таковыми, то на основании статьи 30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Закон вступил в силу со дня его опубликования 18.10.1999 г., то статья 7, часть 6 статьи 32, статья 130 Регламента Государственного Совета РТ в оспариваемой части подлежит признанию противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 18.10.2001 г..
Указанный вывод сделала и судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в определении от 29.05.2001 г. при рассмотрении кассационной жалобы на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 11.04.2001 г. по делу по жалобе С-ва и других на неправомерные действия народных депутатов Республики Татарстан, работающих на постоянной основе.
Другие оспариваемые положения Регламента следует признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать ст.7, ч.6 ст.32, ст.130 Регламента Государственного Совета РТ в части принятия законов и постановлений на сессиях Государственного Совета РТ в составе депутатов, работающих на постоянной основе; ст.ст.121, 122 в части принятия законов в целом по результатам обсуждения его проекта в первом чтении противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 18 октября 2001 г.
Признать ст.136 Регламента ГС РТ в части принятия постановлений об утверждении председателя Национального банка Республики Татарстан, избрания председателей, заместителей председателя, судей Верховного суда РТ и Высшего арбитражного суда РТ, председателей коллегий Высшего арбитражного суда РТ, избрания судей районных (городских) судов, назначения Прокурора РТ, разделы VIII и X Регламента Государственного Совета противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 6 декабря 2001 г. N ЗП-1-126/2001 г.
Настоящее решение не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу 17 декабря 2001 г.
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 19 января 2002 г. N 12