Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 21 ноября 2001 г. N 3П-1-129/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Т-на
с участием прокурора - С-на
при секретаре - З-ой
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 г. N 280 "О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организации" и Положения о порядке предоставления участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в безвозмездное пользование, утвержденного данным постановлением, установила:
И.о.прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с названным выше заявлением, в обоснование которого указал, что пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 г. N 280 "О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций" и утвержденное данным постановлением Положение о порядке предоставления участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в безвозмездное пользование противоречат положениям ст.ст.1, 130 Лесного Кодекса Российской Федерации, просил признать упомянутые пункты постановления и Положение противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий.
В судебном заседании прокурор Прокуратуры Республики Татарстан С-н заявление поддержал и уточнил, что полное название оспариваемого Положения - Положение о порядке предоставления участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в безвозмездное пользование и организации их использования, охраны, защиты и восстановления.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан в судебном заседании вторично не явился, о слушании дела извещен.
Заслушав выступление прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление и.о.прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.п."к" п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится лесное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.ч.2, 3 ст.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, принятого 29 января 1997 г., лесное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить данному Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актам, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с ч.4 ст.130 названного закона использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, регулируются этим Кодексом и положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1601 было утверждено Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организации. Данным Положением субъектам Российской Федерации не переданы полномочия по регулированию названных отношений.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, утвердив пунктом 3 постановления от 26 мая 1998 г. N 280 Положение о порядке предоставления участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в безвозмездное пользование и организации их использования, охраны, защиты и восстановления, превысил свои полномочия.
При таких обстоятельствах оспариваемые пункты постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и Положение подлежит признанию противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о.прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 г. N 280 "О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций" и утвержденное данным постановлением Положение о порядке предоставления участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в безвозмездное пользование и организации их использования, охраны, защиты и восстановления противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 21 ноября 2001 г. N 3П-1-129/2001
Текст решения официально опубликован не был
Решение вступило в силу 3 декабря 2001 г.