Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 14 марта 2002 г. N 4-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 Указа Президента
Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых
особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим
в ветхом жилищном фонде" в связи с жалобой гражданки Ф.Р.Саидовой"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
с участием гражданки Ф.Р.Саидовой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Президента Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт - заведующего сектором государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова; представителя Государственного Совета Республики Татарстан - главного референта правового управления Государственного Совета Республики Татарстан Л.Г.Шагеевой; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - главного референта правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Медвежовой; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова; представителя Прокурора Республики Татарстан - первого заместителя Прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова,
руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 140 Конституции Республики Татарстан, пунктом 2 части первой и частью седьмой статьи 3, частью второй статьи 66, статьями 68, 69, 100, 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде".
Поводом к рассмотрению дела согласно части первой статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" явилась жалоба гражданки Ф.Р.Саидовой на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли вышеназванные пункты Указа Президента статьям 12 и 47 Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Г.Гатауллина, объяснения заявительницы гражданки Ф.Р.Саидовой, представителя стороны, принявшей оспариваемый акт, выступления приглашенных в заседание представителей: Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, Прокурора Республики Татарстан - первого заместителя Прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Согласно пункту 1 оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" регистрация граждан по месту жительства в жилом доме (помещении) после признания его в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (ветхим) не влечет сама по себе приобретения ими права на жилую площадь, при этом граждане имеют право на улучшение жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством, в порядке очередности по месту жительства и работы. В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Указа Президента Республики Татарстан главы администраций районов и городов Республики Татарстан при предоставлении гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде, благоустроенных жилых помещений должны определять их размер исходя из состава семьи на дату принятия решения о признании жилого дома (помещения) непригодным для постоянного проживания (ветхим), с учетом последующего изменения состава семьи, связанного с вселением несовершеннолетних детей, и установленной законодательством нормы предоставления жилой площади.
2. По мнению заявительницы, квартира N 1 в доме N 36 по улице Нариманова, принадлежащая ей на праве частной собственности, где она зарегистрирована в 1998 году, включена в Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья г.Казани и подлежит сносу. Администрация Вахитовского района г.Казани, ссылаясь на Указ Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде", отказала ей в предоставлении благоустроенного жилья на безвозмездной основе, о чем Ф.Р.Саидова была извещена письмом управляющего ПТЖХ Вахитовского района г.Казани от 5 декабря 2000 года. Заявительница считает, что пунктами 1 и 2 вышеназванного Указа Президента Республики Татарстан нарушены ее права, предусмотренные статьями 12 и 47 Конституции Республики Татарстан, которыми устанавливается, что собственность неприкосновенна, принудительное отчуждение объектов собственности допускается в порядке реквизиции или конфискации в соответствии с законом (статья 12), граждане имеют право на жилище, и никто не может быть лишен жилища, иначе как на основаниях, установленных законом (статья 47).
В связи с этим Ф.Р.Саидова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" не соответствующими Конституции Республики Татарстан, так как эти нормы послужили правовым основанием для отказа в предоставлении ей благоустроенной жилой площади на безвозмездной основе.
К жалобе заявительницы, помимо документов, перечисленных в статье 41 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", приложены и другие документы, которые в силу части второй статьи 100 и статьи 101 вышеназванного Закона могут рассматриваться в качестве подтверждающих применение обжалуемого нормативного правового акта в конкретном деле, в частности, Список жилых домов, семьи из которых подлежат переселению в соответствии с Программой ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани и по районам, утвержденной решением Казанского объединенного Совета народных депутатов от 30 октября 1996 года N 1-5, в который включена принадлежащая заявительнице на праве частной собственности квартира N 1 в доме N 36 по улице Нариманова, а также копия письма управляющего ПТЖХ Вахитовского района г.Казани от 5 декабря 2000 года об отказе в выделении заявительнице жилой площади со ссылкой на оспариваемый Указ Президента Республики Татарстан как основание такого отказа.
Названные выше документы свидетельствуют о применении оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан в конкретном деле заявительницы. Следовательно, жалоба гражданки Ф.Р.Саидовой соответствует критериям допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
3. В соответствии с частью пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" проверка конституционности указов Президента Республики Татарстан по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан. При этом Конституционный суд Республики Татарстан согласно части седьмой статьи 3 и части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Татарстан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, а решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан. Таким образом, оспариваемые положения Указа Президента Республики Татарстан являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
4. Указ от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" исходит из задач государственной жилищной политики по ликвидации ветхих жилых помещений как способа удовлетворения жилищных потребностей человека, направлен на выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, издан Президентом Республики Татарстан в соответствии со статьей 112 Конституции Республики Татарстан, в пределах его полномочий, на основе и во исполнение Конституции Республики Татарстан и имеет обязательную силу на всей территории Республики Татарстан.
5. Содержащееся в пункте 1 обжалуемого Указа Президента Республики Татарстан положение о регистрации граждан по месту жительства исходит из того, что вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Вышеназванный закон, регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации, который носит уведомительный характер. По смыслу и содержанию статьи 3 указанного Закона уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным Законом порядком является не только правом, но и обязанностью. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация граждан в том смысле, в каком она регламентирована в Указе Президента Республики Татарстан, не является основанием для приобретения жилой площади и не ограничивает права собственников жилых домов по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться жилыми домами, а является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан на территории Республики Татарстан, в том числе граждан, проживающих в домах, непригодных для постоянного проживания. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей имущественного характера, а отражает только факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства и подтверждает субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. Права собственников, в том числе индивидуальных жилых домов, а также вопросы предоставления квартир независимо от регистрации регулируются Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Следовательно, содержащееся в пункте 1 обжалуемого Указа Президента Республики Татарстан положение о регистрации граждан по месту жительства в жилом доме (помещении), в том числе и после признания его в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (ветхим), как в его буквальном смысле, так и в смысле, придаваемом сложившейся правоприменительной практикой, не влечет приобретения ими права на жилую площадь, а только удостоверяет акт свободного волеизъявления при выборе места пребывания и жительства.
Таким образом, по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу положения пункта 1 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" не вступают в противоречие с требованиями статей 12 и 47 Конституции Республики Татарстан, не расходятся с приведенными выше положениями действующего федерального законодательства и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и предполагают их неукоснительное соблюдение.
6. В основу пункта 2 рассматриваемого Указа Президента Республики Татарстан положены нормы Конституции Республики Татарстан, которые устанавливают право гражданина на жилище, а также нормы Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, федеральных и республиканских нормативных правовых актов, регламентирующие правовой режим жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания (ветхими), права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления другого жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий и проживания в нем.
Закрепленное в статье 47 Конституции Республики Татарстан право гражданина на жилище предполагает, что государство гарантирует каждому гражданину неприкосновенность и недопущение произвольного лишения жилища; государство также принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшения жилищных условий.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включая граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в Республике Татарстан регулируется Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и Татарского республиканского совета профсоюзов от 24 января 1992 года N 28 (с изменениями и дополнениями на 19 сентября 2001 года). При этом в силу статьи 4 указанных Правил, а также части второй статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие дом в частной собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
Принятие решений о признании ветхим жилых домов (помещений) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 января 1996 года N 8 "О порядке признания ветхими жилых домов (помещений), непригодных для постоянного проживания вследствие физического износа" производится на основании Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529. Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания вышеназванное Положение возлагает на районные и городские межведомственные комиссии.
В случае признания межведомственной комиссией жилого дома индивидуального владельца непригодным для постоянного проживания отношения между администрацией района и владельцами индивидуальных домов регулируются двусторонним договором. В соответствии с условиями указанного договора гражданину (собственнику жилого дома) предоставляется другая жилая площадь по установленным нормам, отвечающая санитарным и техническим требованиям, а владелец жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания, отказывается от права собственности (пользования) на земельный участок. Заключение такого договора между владельцем индивидуального дома и администрацией района является юридическим свидетельством добровольного отказа гражданина от прав собственности на ветхий дом с земельным участком взамен на безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения и полностью соответствует требованиям статьи 10 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" о том, что изъятие недвижимости в жилищной сфере допускается только с согласия собственника.
Поскольку именно органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием жилых домов, находящихся на подведомственной им территории, решение администрации о признании дома ветхим и договор, заключенный между владельцем индивидуального дома и администрацией района, представляет собой необходимый элемент юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление благоустроенного жилого помещения.
Из представленных материалов видно, что заявительница в унаследованном доме зарегистрирована 1 апреля 1998 года, однако с заявлением о признании дома непригодным для постоянного проживания и включении его в список ветхого жилого фонда города в администрацию Вахитовского района г.Казани не обращалась, договор о безвозмездном предоставлении жилого помещения с администрацией района не заключала. Сам факт регистрации заявительницы в унаследованном по закону жилом помещении без заключения такого договора с администрацией района в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не может породить субъективное право на улучшение жилищных условий путем предоставления благоустроенного жилья.
Жилые дома как объекты права собственности после признания их в установленном порядке непригодными для постоянного проживания получают особый правовой режим. Поэтому Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани предусматривает поэтапное переселение с учетом определенного количества семей в заранее установленном составе. Это означает, что при безвозмездном предоставлении жилых помещений их размер определяется исходя из состава семьи на дату принятия решения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания (ветхим), с учетом социальных нормативов на семью, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан и Республиканским советом профсоюзов (пункт 42.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан). Такой подход Указа Президента Республики Татарстан обусловлен сохраняющейся нехваткой жилья и его особой социальной значимостью. Исключение из общего правила делается только в отношении несовершеннолетних детей, зарегистрированных в жилом помещении после принятия решения о признании его непригодным для постоянного проживания (ветхим).
Предоставление жилья в соответствии с Программой ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани является дополнительной возможностью улучшения жилищных условий. Поэтому переселение из ветхого жилья в соответствии с вышеуказанной Программой допускается только с согласия нанимателя или собственника, кроме случаев выселения в судебном порядке по основаниям, установленным законом. В случае несогласия с условиями такого переселения последние вправе отказаться от него с сохранением очередности по месту жительства или работы.
Таким образом, пункт 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" по своему содержанию и правовому смыслу исходит из принципа неприкосновенности собственности, в том числе и неприкосновенности частной собственности, не предусматривает ограничение права собственника при владении законно приобретенным имуществом и принудительное отчуждение объектов собственности, что соответствует требованиям статей 12 и 47 Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 66, статьей 67, частями первой - четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73, 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" соответствующими статьям 12 и 47 Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 14 марта 2002 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года N УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" в связи с жалобой гражданки Ф.Р.Саидовой"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" N 54 от 19 марта 2002 г.