Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 марта 2002 г. N 134
"О Плане основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2002 год и Организационно-методических указаниях
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2002 год"
Постановлением КМ РТ от 20 мая 2004 г. N 246 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
План основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год;
Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2002 год.
2. Министерствам, госкомитету, ведомствам, администрациям городов и районов, организациям Республики Татарстан принять меры по обеспечению выполнения Плана основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год.
3. Финансирование мероприятий Плана основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год осуществлять за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
План
основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2002 год
(утв. постановлением КМ РТ от 18 марта 2002 г. N 134)
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок про- ведения |
Ответственные исполнители |
Привлекаемые к исполнению |
Отметка о выпол- нении |
1. Мероприятия по подготовке должностных лиц, органов управления, сил, средств ГО и РСЧС и населения Республики Татарстан а) подготовка органов управления, сил и средств ГО и РСЧС: |
|||||
1. | Командно-штабное учение по теме: "Действия органов уп- равления, сил и средств го- родского звена ТСЧС г.Каза- ни при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедс- твий, а также при переводе гражданской обороны с мир- ного на военное время" |
22-24.10 | НГО Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
НГО, КЧС, уп- равление ГОЧС города, эвако- органы, АСФ и ГОГО |
|
2. | Штабная тренировка по теме: "Выработка решения КЧС Рес- публики Татарстан при воз- никновении чрезвычайных си- туаций паводкового периода, ликвидация ее последствий и обеспечение безопасности населения" |
06.03 | председатель КЧС Республики Татарстан, от- делы МЧС Рес- публики Та- тарстан |
члены КЧС Рес- публики Татарс- тан, управления и отделы ГОЧС, ПСС Республики Татарстан |
|
3. | Специальное учение по теме: "Управление транспортной службой ГО Республики Та- тарстан в ходе перевода гражданской обороны в выс- шие степени готовности" |
02-03.10 | НГО Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
транспортная служба ГО Рес- публики Татарс- тан |
|
4. | Специальное учение по теме: "Управление службой сани- тарно-эпидемиологического надзора ГО Республики Та- тарстан при ликвидации пос- ледствий чрезвычайных ситу- аций биолого-социального характера, последствий тер- рористических актов и в хо- де перевода гражданской обороны республики в высшие степени готовности" |
22-23.10 | НГО Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
служба санитар- но-эпидемиоло- гического над- зора ГО Респуб- лики Татарстан |
|
5. | Специальное учение по теме: "Управление технической службой ГО Республики Та- тарстан в ходе перевода гражданской обороны респуб- лики в высшие степени го- товности и в ходе ликвида- ции последствий ЧС" |
13-14.11 | НГО Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
техническая служба ГО Рес- публики Татарс- тан |
|
6. | Территориальное командно- штабное учение со службами ГО Республики Татарстан по теме: "Организация выполне- ния мероприятий ГО при пе- реводе ее на военное время" |
04-05.04 | НГО Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
руководящий состав ГО Рес- публики Татарс- тан, служб ГО городов и райо- нов |
|
7. | Штабная тренировка с дубле- ром-2 - отделом ГОЧС Арско- го района |
31.10- 01.11 |
МЧС Республики Татарстан |
службы ГО Рес- публики Татарс- тан и Арского района, отдел ГОЧС района |
|
8. | Командно-штабная тренировка по теме: "Действия руко- водства и КЧС ОАО "Ленино- горский маслосыродельный комбинат" при аварии с выб- росом (выливом) АХОВ" |
21.05 | МЧС Республики Татарстан, уп- равление ГОЧС г.Лениногорска |
НГО объекта, руководящий состав объекта, ГОГО |
|
9. | Тактико-специальное учение по теме: "Действия сводной командой радиационной и хи- мической защиты при ликви- дации аварии с выливом АХОВ на химически опасных объек- тах экономики и железнодо- рожном транспорте" |
8.10 | МЧС Республики Татарстан, уп- равление ГОЧС г.Нижнекамска |
сводная команда РХ защиты на базе АО "Нижне- камскнефтехим" |
|
10. | Тактико-специальные учения по теме: "Действия респуб- ликанских разведывательных формирований при возникно- вении чрезвычайных ситуаций мирного времени": |
||||
звенья речной разведки | 13.06 | МЧС Республики Татарстан |
звенья речной разведки судо- ходной компании "Татфлот" |
||
звенья воздушной разведки | 02.04 | МЧС Республики Татарстан |
звенья воздуш- ной разведки 1-го Казанского авиапредприятия |
||
звенья разведки на железно- дорожном транспорте |
18.09 | МЧС Республики Татарстан |
звенья разведки Казанского от- деления Горь- ковской ж/д |
||
11. | Тактико-специальное учение по теме: "Действия Респуб- ликанской сводной команды механизации работ N1 граж- данской обороны Республики Татарстан при ведении ава- рийно-спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайных ситуаций" |
12.09 | МЧС Республики Татарстан |
сводная команда на базе треста "Строймеханиза- ция N 3" ОАО "Татстрой" |
|
12. | Тактико-специальное учение по теме: "Действия террито- риальной сводной команды ГО Республики Татарстан при ведении аварийно-спасатель- ных и других неотложных ра- бот в районе чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера" |
07.05 | МЧС Республики Татарстан |
сводная команда ГО Республики Татарстан на базе ОАО "КМПО" |
|
13. | Специальное учение с ве- домственными аварийно-спа- сательными формированиями Республики Татарстан по те- ме: "Оказание помощи судну, терпящему бедствие" |
14.06 | председатель КЧС Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
ПСС Республики Татарстан, МОБР, РЦМК, МВД Республики Та- тарстан, Судо- ходная компания "Татфлот" |
|
б) подготовка должностных лиц и специалистов | |||||
1. | Учебно-методический сбор с руководящим составом ГО Республики Татарстан по подведению итогов деятель- ности органов исполнитель- ной власти по выполнению мероприятий ГО, предупреж- дения и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций в 2001 году и постановка задач на 2002 год |
январь | начальник ГО Республики Та- тарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
НГО городов, сельских райо- нов, минис- терств и ве- домств, началь- ники служб ГО, члены КЧС |
|
2. | Заседания Комиссии по чрез- вычайным ситуациям Респуб- лики Татарстан |
по плану работы КЧС Рес- публики Татарстан |
председатель КЧС Республики Татарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
члены КЧС Рес- публики Татарс- тан |
|
3. | Занятия с эвакуационной ко- миссией Республики Татарс- тан |
по от- дельному плану |
МЧС Республики Татарстан |
члены эвакоко- миссии Респуб- лики Татарстан |
|
4. | Участие в проведении трени- ровок по приему каналов связи по паролю "Узор" из государственной сети связи. |
по от- дельному плану |
МЧС Республики Татарстан |
Министерство связи Республи- ки Татарстан, управления ГОЧС городов |
|
5. | Проверки работы республи- канской системы оповещения органов управления, сил ГО и населения Республики Та- тарстан: |
МЧС Республики Татарстан, Ми- нистерство связи Респуб- лики Татарстан |
управления и отделы ГОЧС го- родов и райо- нов, дежурные части РОВД |
||
внезапные, с доведением сигнала до глав администра- ций |
по от- дельному плану |
||||
технические | ежедневно в 7.00 |
||||
годовая, с составлением ак- та работы системы за год |
декабрь | ||||
6. | Учебно-методический сбор с преподавателями учреждений среднего профессионального образования, преподающими дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" |
август | УМЦ ГОЧС Рес- публики Та- тарстан |
преподаватели УСПО городов (районов) Рес- публики Татарс- тан |
|
7. | Учебно-методический сбор с проректорами по учебной ра- боте, заведующими и профес- сорско-преподавательским составом по вопросам повы- шения качества обучения студентов в области защиты от чрезвычайных ситуаций |
ноябрь- декабрь |
УМЦ ГОЧС Рес- публики Татар- стан, Минис- терство обра- зования Респу- блики Татарс- тан |
проректоры, пе- дагогический состав учрежде- ний высшего профессиональ- ного образова- ния |
|
8. | Сборы по планированию воп- росов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год: |
||||
с начальниками управлений ГОЧС городов, отнесенных к группам по ГО |
29.11 | МЧС Республики Татарстан |
начальники уп- равлений ГОЧС городов Респуб- лики Татарстан |
||
с начальниками отделов ГОЧС сельских районов и городов |
29.11 | МЧС Республики Татарстан |
начальники от- делов ГОЧС сельских райо- нов и городов Республики Та- тарстан |
||
с должностными лицами, спе- циально уполномоченными ре- шать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных си- туаций министерств, госко- митета, ведомств, служб ГО Республики Татарстан |
29.11 | МЧС Республики Татарстан |
должностные ли- ца, уполномо- ченные по ГОЧС |
||
9. | Учебно-методические сборы: с группой начальника граж- данской обороны Республики Татарстан (группа N 1) |
14-15.02 | НГО Республики Татарстан, за- меститель на- чальника ГО Республики Та- тарстан |
заместители НГО, начальники служб ГО, пред- седатель эвако- комиссии, на- чальники ГО го- родов и районов Республики Та- тарстан |
|
с группой министра по делам ГО и ЧС Республики Татарс- тан (группа N 2) |
14-15.02 | министр по де- лам ГО и ЧС Республики Та- тарстан, за- меститель ми- нистра по под- готовке и обу- чению |
начальники шта- бов служб ГО Республики Та- тарстан |
||
с группой председателя Ко- миссии по чрезвычайным си- туациям Республики Татарс- тан (группа N 3) |
14-15.02 | председатель КЧС Республики Татарстан |
члены КЧС Рес- публики Татарс- тан, председа- тели КЧС горо- дов и районов, председатели КЧС министерств и ведомств Рес- публики Татарс- тан |
||
10. | Профессиональная подготовка специалистов ГОЧС служб ГО Республики Татарстан |
29-31.01 27-29.03 26.28.11 |
МЧС Республики Татарстан |
специалисты ГОЧС служб ГО Республики Та- тарстан |
|
11. | Занятия с начальниками гар- низонов, командирами воинс- ких частей (подразделений) и учреждений, выделяемых от Вооруженных Сил, других войск и воинских формирова- ний в целях выполнения за- дач ГО и задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенно- го характера |
один раз в период обучения |
МЧС Республики Татарстан |
начальники гар- низонов, коман- диры воинских частей и учреж- дений ВС РФ, ВВ МВД РФ |
|
12. | Проведение заседаний терри- ториальной комиссии по ат- тестации АСФ, спасателей и образовательных учреждений на территории Республики Татарстан |
в соот- ветствии с планом работы |
председатель территориаль- ной аттестаци- онной комиссии |
территориальная аттестационная комиссия |
|
13. | Проведение инвентаризации специального имущества ГО мобилизационного резерва Кабинета Министров Респуб- лики Татарстан |
1-30 сентября |
МЧС Республики Татарстан |
управления ГОЧС городов, нача- льники складов ГО мобилизаци- онного резерва |
|
в) подготовка населения | |||||
1. | Подготовка работников орга- низаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны |
по от- дельному плану |
НГО, руководи- тели гражданс- ких организа- ций ГО |
личный состав ГО ГО |
|
2. | Подготовка работников орга- низаций, не входящих в сос- тав гражданских организаций гражданской обороны |
по от- дельному плану |
ГГО, руководи- тели занятий |
рабочие, служа- щие, работники сельского хо- зяйства |
|
3. | Подготовка населения, не занятого в сферах произ- водства и обслуживания |
декабрь- май |
НГО, инструк- торы ГО |
население, не занятое в сфе- рах производс- тва и обслужи- вания |
|
4. | Подготовка учащихся и сту- дентов общего и среднего профессионального образова- ния по курсу "Основы безо- пасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" |
в течение года |
НГО, препода- ватели ОБЖ |
учащиеся и сту- денты |
|
5. | Проведение месячника граж- данской защиты |
сентябрь | заместитель министра по обучению - на- чальник УМЦ по ГОЧС Республи- ки Татарстан |
сотрудники МЧС Республики Та- тарстан |
|
6. | Проведение месячников и дней ГО |
по от- дельному плану |
НГО, инструк- торы ГО |
рабочие, служа- щие, работники сельского хо- зяйства |
|
г) выставочная деятельность, общественные, культурно-массовые, спортивные и другие мероприятия |
|||||
1. | Смотр-конкурс на лучшие за- щитные сооружения гражданс- кой обороны Республики Та- тарстан |
октябрь- ноябрь |
МЧС Республики Татарстан |
управления ГОЧС городов |
|
2. | Смотр-конкурс на лучший учебно-консультационный пункт, созданный при ЖЭО городов Республики Татарс- тан |
апрель- май |
МЧС Республики Татарстан, уп- равления ГОЧС городов |
ЖКО, ЖЭО горо- дов, районов Республики Та- тарстан |
|
3. | Смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу объектов экономики |
ноябрь- декабрь |
МЧС Республики Татарстан, уп- равления ГОЧС городов |
объекты эконо- мики Республики Татарстан |
|
4. | Смотр-конкурс на лучшее уч- реждение среднего професси- онального образования по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" |
май-июнь | МЧС Республики Татарстан, уп- равления ГОЧС городов |
учреждения среднего про- фессионального образования го- родов Республи- ки Татарстан |
|
5. | Республиканский конкурс "Учитель года Республики Татарстан" по курсу "Основы безопасности жизнедеятель- ности" |
февраль- март |
Министерство образования Республики Та- тарстан, МЧС Республики Та- тарстан |
образовательные учреждения го- родов и районов Республики Та- тарстан |
|
6. | Слеты-соревнования "Школа безопасности" учащихся об- щеобразовательных учрежде- ний городов и районов Рес- публики Татарстан |
май-июль | Министерство образования, Министерство по спорту и делам молоде- жи, МЧС Респу- блики Татарс- тан |
общеобразовате- льные учрежде- ния городов и районов Респуб- лики Татарстан |
|
7. | Участие в региональном сле- те-соревновании "Школа бе- зопасности" |
июнь- июль |
МЧС Республики Татарстан, Ми- нистерство об- разования Рес- публики Татар- стан |
команда учащих- ся от Республи- ки Татарстан |
|
8. | Республиканский полевой ла- герь "Юный спасатель" |
июнь- август |
Министерство образования Республики Та- тарстан, Ми- нистерство по делам молодежи и спорту Рес- публики Татар- стан, МЧС Рес- публики Татар- стан |
учащиеся клас- сов "Юный спа- сатель" |
|
9. | Участие во Всероссийском полевом лагере "Юный спаса- тель" |
июль- август |
Министерство образования Республики Та- тарстан, Ми- нистерство по делам молодежи и спорту Рес- публики Татар- стан, МЧС Рес- публики Татар- стан |
учащиеся клас- сов "Юный спа- сатель" |
|
10. | Смотр-конкурс курсов ГО го- родов Республики Татарстан |
декабрь | МЧС Республики Татарстан, уп- равления ГОЧС городов |
курсы ГО горо- дов Республики Татарстан |
|
2. Мероприятия по проверке готовности органов управления, сил и средств ГО и РСЧС Республики Татарстан к действиям по предназначению |
|||||
1. | Комплексная проверка состо- яния вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в звеньях ТСЧС: Менделеевское городское звено ТСЧС; Пестречинское районное зве- но ТСЧС; Актанышское районное звено ТСЧС; Мамадышское городское звено ТСЧС; Звено ТСЧС Вахитовского ра- йона (г.Казань) |
11-15.03 14-18.10 08-12.04 18-22.11 25-29.03 |
комиссия Коор- динационного совета надзор- ных органов при Кабинете Министров Рес- публики Татар- стан |
г.Менделеевск Пестречинский район Актанышский ра- йон г.Мамадыш г.Казань |
|
2. | Комплексная проверка состо- яния вопросов ГО, ПЛЧС на объектах экономики: НГДУ "Альметьевнефть" (г.Альметьевск) НГДУ "Нурлатнефть" (г.Нур- лат) ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Сэвилен" (г.Казань) ОАО "Нэфис Косметикс" (г.Казань) |
04-08.02 22-26.04 20-24.05 12-16.08 |
комиссия Коор- динационного совета надзор- ных органов при Кабинете Министров Рес- публики Татар- стан |
НГДУ "Альметь- евнефть" НГДУ "Нурлат- нефть" ОАО "Казаньорг- синтез" ОАО "Нэфис Кос- метикс" |
|
3. | Комплексная проверка горо- дов и районов по вопросам организации и хода обучения всех групп населения в об- ласти ГО и защиты от ЧС: |
||||
г.Бугульма и Бугульминский район |
март | МЧС Республики Татарстан |
управление ГОЧС города, населе- ние города и района |
||
г.Лениногорск и Лениногорс- кий район |
май | МЧС Республики Татарстан |
управление ГОЧС города, населе- ние города и района |
||
Азнакаевский район | ноябрь | МЧС Республики Татарстан |
отдел ГОЧС ра- йона, население района |
||
4. | Комплексная проверка состо- яния вопросов ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: |
комиссия МЧС Республики Та- тарстан |
начальники шта- бов ГО, комис- сии по чрезвы- чайным ситуаци- ям объектов экономики |
||
ГУП "Татспиртпром", г.Ка- зань |
18-22.02 | ||||
АО "Казанский вертолетный завод", г.Казань |
16-20.09 | ||||
АООТ "КМИЗ", г.Казань | 03-07.06 | ||||
ЭПУ "Казаньгоргаз" ОАО "Таттрансгаз", г.Казань |
22-26.07 | ||||
5. | Комплексные проверки служб ГО Республики Татарстан: техническая служба транспортная служба служба санитарно-эпидемио- логического надзора |
12-14.11 01-03.10 21-23.10 |
комиссия МЧС Республики Та- тарстан |
службы ГО Рес- публики Татарс- тан |
|
6. | Внезапные проверки деятель- ности КЧС городов и районов Республики Татарстан |
по от- дельному плану |
МЧС Республики Татарстан |
КЧС городов и районов Респуб- лики Татарстан |
Список используемых сокращений:
ГО - гражданская оборона
РСЧС - Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ТСЧС - территориальная подсистема Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
НГО - начальник гражданской обороны
КЧС - комиссия по чрезвычайным ситуациям
МЧС Республики Татарстан - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Управление (отдел) ГОЧС - управление (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
ГОГО - гражданские организации гражданской обороны
АСФ - аварийно-спасательные формирования
ПСС - поисково-спасательная служба
МОБР - медицинский отряд быстрого реагирования
РЦМК - республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Команда РХ защиты - команда радиационной и химической защиты
УСПО - учреждения среднего профессионального образования
УМЦ ГОЧС - учебно-методический центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС Республики Татарстан
АХОВ - аварийные химически опасные вещества
ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности
ЖКО - жилищно-коммунальный отдел
ЖЭО - жилищно-эксплуатационный отдел
ЭПУ - эксплуатационное производственное управление
НГДУ - нефтегазодобывающее управление
ГУП - государственное унитарное предприятие
АО - акционерное общество
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2002 год
(утв. постановлением КМ РТ от 18 марта 2002 г. N 134)
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТСЧС) к действиям в чрезвычайных ситуациях руководителям министерств, госкомитета, ведомств и организаций, главам администраций - начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям городов и районов Республики Татарстан:
I. Главной задачей на 2002 год считать:
в области гражданской обороны - повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения;
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
II. Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителям министерств, госкомитета, ведомств, организаций, учреждений и предприятий Республики Татарстан, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности:
1. По организационной деятельности:
обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О чрезвычайном положении", других нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 года N 831 "О мероприятиях по реализации в Республике Татарстан Федерального закона "О гражданской обороне", от 13 июня 2000 года N 400 "Об утверждении плана практических мероприятий по организации подготовки гражданской обороны в Республике Татарстан на 2001-2005 годы", от 1 февраля 1999 года N 37 "О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан";
завершить разработку и принятие рекомендованных Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации (далее - МЧС России) нормативных правовых документов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
завершить работу по принятию рекомендованных Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан) нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городах и районах Республики Татарстан;
продолжить работу по разработке и принятию документов, регламентирующих деятельность организаций Республики Татарстан в области гражданской обороны, защиты населения и территории, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечить реализацию федеральных целевых программ: "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098, "Ядерная и радиационная безопасность России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 149, Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживающих на территории Республики Татарстан, а также Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 18 февраля 1999 года N 2009 и Республиканской целевой программы "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан на 1998-2002 годы";
при решении вопросов обеспечения жильем инвалидов и семей погибших участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС руководствоваться действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан по реализации Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживающих на территории Республики Татарстан;
продолжить целенаправленную работу по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и ТСЧС по следующим вопросам:
организация планирования и выполнения комплекса мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защите населения;
первоочередные меры жизнеобеспечения в мирное и военное время;
повышение готовности подчиненных органов управления и аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий террористических актов;
продолжить мероприятия по созданию (назначению) структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", а также подготовке (переподготовке) вновь назначенных руководителей и работников;
обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 января 2001 года по вопросу усиления взаимодействия аварийно-спасательных формирований министерств и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан и совершенствования порядка их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечить готовность пунктов управления к действиям по предназначению, в первую очередь - их подвижной (мобильной) составляющей с использованием современных телекоммуникационных средств. Продолжить работу по улучшению оснащенности пунктов управления программно-техническими комплексами, позволяющими организовать обмен информацией с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления;
особое внимание уделить завершению общестроительных работ с монтажом инженерного оборудования (коммуникаций) на объекте "Комплекс-52/2" и передаче объекта под монтаж специального технологического оборудования;
повысить готовность службы связи и оповещения гражданской обороны Республики Татарстан к выполнению задач по связи в различных режимах функционирования сил и средств ТСЧС в мирное и в военное время, улучшить их техническую оснащенность, изыскать способы сокращения сроков приведения в готовность к действиям по предназначению;
активизировать работу по созданию и поддержанию в готовности к использованию технических средств оповещения гражданской обороны;
в целях выполнения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2000 года N 921 "Об утверждении Положения о системе оповещения гражданской обороны Республики Татарстан" усилить контроль должностных лиц за поддержанием средств связи и оповещения в постоянной готовности к применению. Повысить ответственность дежурных частей Министерства внутренних дел Республики Татарстан за своевременность прохождения информации и доведения ее до руководящего состава гражданской обороны и звеньев ТСЧС, за сохранность оконечной аппаратуры оповещения П-160-ОК. Улучшить качество обслуживания аппаратуры оповещения специалистами районных узлов электросвязи;
в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения" и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 1993 года N 322-137 "О создании локальных систем оповещения на опасных производственных объектах Республики Татарстан" активизировать работу по завершению создания локальных систем оповещения на опасных производственных объектах, а там, где это целесообразно - объединенных систем оповещения компактно расположенных объектов;
обеспечить готовность, развитие и совершенствование связи по линии запасных (городских, загородных) пунктов управления с организациями, продолжающими производственную деятельность в военное время;
активизировать работу по развертыванию территориальных объектов автоматизированной информационно-управляющей системы ТСЧС в звеньях: центр - Республика Татарстан - город, район. Обеспечить их взаимодействие с другими звеньями системы. Продолжить работу по созданию, модернизации и развитию программно-технических средств на всех уровнях;
обеспечить постоянную готовность дежурных смен и подразделений звеньев ТСЧС, оперативность оповещения руководящего состава органов управления и сил ТСЧС, а также неукоснительное выполнение требований постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 1997 года N 325 "Об утверждении Положения о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", уделив особое внимание вопросам незамедлительного прохождения информации о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, ходе их локализации и ликвидации;
продолжить работу по созданию объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Республики Татарстан, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 1999 года N 736 "О создании объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Республики Татарстан" и от 15 января 2000 года N 19 "Об утверждении Программы создания и внедрения объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Республики Татарстан, отнесенных к группам по гражданской обороне", а также учитывая передачу Государственной противопожарной службы в структуру МЧС Республики Татарстан;
продолжить наращивание усилий по поддержанию в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны и ТСЧС, созданию и оснащению территориальных аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и формирований служб гражданской обороны, их обучению, повышению эффективности функционирования и популяризации деятельности. При создании гражданских организаций гражданской обороны руководствоваться Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенными в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 года N 33-860-14;
продолжить выполнение мероприятий по повышению качества содержания, сохранению и поддержанию в готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны. Не допускать сокращения существующего фонда средств коллективной защиты, активизировать деятельность по накоплению убежищ и противорадиационных укрытий;
принять меры к накоплению имущества радиационной и химической защиты, замене устаревших образцов на более современные, освежению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Обеспечить проведение планомерной работы по техническому обслуживанию и ремонту приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, лабораторных испытаний качественного состояния средств защиты органов дыхания и кожи;
продолжать совершенствование приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Вести активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакуационных мероприятий, особенно в районах с потенциально опасными объектами экономики;
продолжить работу по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий. Осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий в этой области;
обеспечить дальнейшее совершенствование процедур декларирования безопасности промышленных объектов и лицензирования опасных видов деятельности, приведение в строгое соответствие с современными научными достижениями и нормативными требованиями систем контроля, управления и противоаварийной защиты;
обеспечить создание и функционирование в республике территориальной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечить широкое внедрение системы страховой защиты населения, организаций и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
содействовать организациям, внесенным в Государственный реестр опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан, в заключении договоров страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации объекта;
принять меры по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
в рамках реализации Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999 - 2003 годы и в соответствии с Республиканским реестром потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан обеспечить выполнение мероприятий по созданию, сохранению и использованию системы страхового фонда документации на данные объекты;
осуществлять оценку объектов, имеющих разрушения при чрезвычайных ситуациях в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов на частичное возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, разработанных МЧС Республики Татарстан, и поручением Правительства Российской Федерации об оказании помощи федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
деятельность по государственной экспертизе, надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществлять в соответствии с требованиями федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы и Положения о Координационном совете органов государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при Кабинете Министров Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 февраля 1997 года N 101;
активизировать координирующую деятельность комиссий по чрезвычайным ситуациям и советов надзорных органов местного уровня в данном направлении. Результаты государственных экспертиз рассматривать на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям с заслушиванием руководителей предприятий, организаций и учреждений;
осуществлять тесное взаимодействие со средствами массовой информации, оперативно, достоверно и своевременно информировать граждан республики о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, о приемах и способах защиты от них;
завершить разработку на местном уровне нормативных правовых документов по вопросам создания, накопления, использования и восполнения резервов финансовых средств и материальных ресурсов, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Обеспечить реальное накопление указанных резервов, а также их использование по назначению. В целях выполнения задач гражданской обороны, а также немедленного проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций продолжить работу по созданию и содержанию на функциональном, местном и объектовом уровнях финансовых резервов, продовольственных запасов, медицинских и иных материально-технических средств;
предусмотреть в расходных частях соответствующих бюджетов (в том числе организаций) отдельной строкой средства на мероприятия гражданской обороны, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 года N 831 "О мероприятиях по реализации в Республике Татарстан Федерального закона "О гражданской обороне", от 1 февраля 1999 года N 37 "О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан";
обеспечить качественное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на решение проблем гражданской обороны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, создание и развитие аварийно-спасательных и других технических средств для оснащения сил ТСЧС и совершенствование технологий проведения аварийно-спасательных работ, используя при этом научный потенциал Междисциплинарного научного совета при президиуме Академии наук Республики Татарстан;
принять участие в подготовке и проведении МЧС Республики Татарстан научно-практического эксперимента по поиску источников финансирования страховых фондов и других источников финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан в 2002 году в соответствии с приказом МЧС России от 20 июля 2000 года N 392;
способствовать развитию Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан (далее - ПСС Республики Татарстан), укомплектованию поисково-спасательных отрядов современной высокоэффективной техникой и имуществом, а также созданию благоприятных бытовых условий для службы спасателей;
целенаправленно осуществлять подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения приемам и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
повысить ответственность руководителей организаций за подготовку и обучение персонала и населения действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
при подготовке населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 года N 61 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан", Организационными указаниями по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы;
подготовку руководящего состава и специалистов гражданской обороны и ТСЧС осуществлять в порядке и объемах, установленных Организационными указаниями по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы;
основными целями при подготовке должностных лиц считать выработку общегосударственного подхода к разработке и осуществлению практических мероприятий по защите населения, территорий и организаций в чрезвычайных ситуациях, совершенствование навыков руководства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, создании и обеспечении готовности сил и средств, необходимых для достижения этих целей;
главными задачами по подготовке населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций считать:
увеличение охвата и повышения эффективности обучения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на основе совершенствования единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
консолидацию усилий местных органов государственной власти и управления в вопросах подготовки населения;
обучение населения республики в области гражданской обороны осуществлять в единой системе подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям МЧС Республики Татарстан (далее - Учебно-методический центр МЧС Республики Татарстан), на курсах гражданской обороны городов республики, в учреждениях высшего профессионального образования и учреждениях повышения квалификации, а также по месту работы, учебы и месту жительства граждан;
начальникам гражданской обороны городов и районов привести учебно-материальную базу гражданской обороны в соответствие с требованиями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 года N 831 "О мероприятиях по реализации в Республике Татарстан Федерального закона "О гражданской обороне";
принять меры по оборудованию и восстановлению учебных городков гражданской обороны.
2. По оперативной подготовке:
основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Основной формой обучения органов управления считать командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки;
основными мероприятиями оперативной подготовки в 2002 году считать:
командно-штабное учение с органами управления, силами и средствами гражданской обороны и городским звеном ТСЧС г. Казани по теме: "Действия органов управления, сил и средств гражданской обороны и городского звена ТСЧС при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время";
штабные тренировки с Комиссией по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
специальные учения с технической службой, транспортной службой и службой санитарно-эпидемиологического надзора гражданской обороны Республики Татарстан;
тактико-специальные учения с республиканскими формированиями гражданской обороны повышенной готовности;
при организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2002 году руководствоваться Наставлением по оперативной подготовке в Вооруженных Силах издания 1989 года и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике (крае, области) издания 1995 года;
мероприятия оперативной подготовки проводить в целях:
а) проверки способности руководителей (начальников), органов управления организовывать и обеспечивать устойчивое управление подчиненными силами и средствами в сложной обстановке, принимать целесообразные решения в условиях ограниченного времени;
б) проверки (уточнения) реально действующих планов и состояния привлекаемых сил и средств;
на всех мероприятиях оперативной подготовки представлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, ЭВМ, моделей и методик решения оперативных задач;
периодичность проведения и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки планировать исходя из следующих рекомендаций:
а) на республиканском уровне:
одно командно-штабное учение в год продолжительностью до двух суток с районом или городом;
не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с Комиссией по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, комиссиями по чрезвычайным ситуациям городов и районов и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
не менее двух специальных учений со службами гражданской обороны продолжительностью до двух суток;
одно командно-штабное учение или одну командно-штабную (штабную) тренировку в год с предприятием, учреждением или организацией;
одно тактико-специальное учение раз в три года продолжительностью до восьми часов с формированиями организаций, а с республиканскими формированиями повышенной готовности - один раз в год;
не менее двух тренировок в год с силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации последствий террористических актов;
ежегодный учебно-методический сбор продолжительностью до двух суток;
б) на городском и районном уровнях:
не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год с комиссиями по чрезвычайным ситуациям;
не менее двух специальных учений со службами гражданской обороны;
не менее одного командно-штабного учения в год продолжительностью до двух суток с районом города (для города Казани);
одно командно-штабное учение или одну командно-штабную (штабную) тренировку в год с предприятием, учреждением или организацией, независимо от форм собственности;
тактико-специальные учения с территориальными формированиями, с формированиями повышенной готовности - один раз в год продолжительностью до восьми часов;
специальные учения по организации выдачи средств индивидуальной защиты населению в короткие сроки;
не менее двух целевых проверок в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в учреждениях или в организациях;
занятия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям, эвакуационными и эвакоприемными комиссиями;
ежегодный учебно-методический сбор продолжительностью до двух суток;
сборы по организации обучения населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
сборы с диспетчерами химически опасных объектов;
штабную тренировку с отработкой выхода на защищенные пункты управления и места размещения в загородной зоне (для городов, отнесенных к группам по гражданской обороне);
в) в службах гражданской обороны, министерствах, госкомитете, ведомствах и организациях Республики Татарстан:
одно командно-штабное учение или командно-штабную (штабную) тренировку в год с подведомственной организацией или предприятием;
штабную тренировку с выходом органов управления на запасные пункты управления, а также по организации управления мероприятиями гражданской обороны с запасных пунктов управления;
научную конференцию по вопросам готовности отрасли к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
не менее двух целевых проверок в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях и предприятиях;
проверки отработки вопросов планирования и обеспечения мероприятий гражданской обороны службами гражданской обороны городов (3-4 города) и районов (4-5 районов) (для служб гражданской обороны Республики Татарстан);
не менее одного тактико-специального учения с ведомственными аварийно-спасательными формированиями и формированиями гражданской обороны;
расширенные заседания коллегий министерств Республики Татарстан с рассмотрением вопросов деятельности в 2001 году и задачах на 2002 год в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
при планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени, защиты населения и территорий в мирное время, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов по ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти местного звена и органами местного самоуправления;
темы учений и тренировок определять исходя из территориальных и производственных особенностей, при планировании командно-штабных учений практиковать постановку исследовательских целей;
командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить под руководством старших начальников;
при подготовке и проведении совместных учений (с привлечением органов управления и сил функциональных подсистем ТСЧС) выделять от привлекаемых органов управления заместителей руководителей учений и оперативные группы (по согласованию);
при подготовке и проведении учений (тренировок) принимать меры по строгому соблюдению режима секретности;
на ежегодных сборах обобщать и доводить до подчиненных органов управления опыт работы лучших руководителей (начальников) по вопросам приведения в готовность органов управления к действиям в различных режимах функционирования ТСЧС;
начало учебного года для республиканских и местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - органы управления по делам ГОЧС) определить с 3 января 2002 года.
3. По подготовке аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны:
завершить создание и оснащение служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 620 и от 18 ноября 1999 года N 1266, а также Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенными в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 года N 33-860-14;
подготовку аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны проводить в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 года N 61 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан", требованиями Организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы и программами обучения;
основой подготовки аварийно-спасательных формирований и гражданских организаций гражданской обороны считать практические занятия, при этом особое внимание обратить на приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь. Смотры готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований;
при подготовке формирований и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, руководствоваться специальными программами и программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Российской Федерации, уделив особое внимание специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в чрезвычайной ситуации;
подготовку командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в Учебно-методическом центре МЧС Республики Татарстан и на курсах гражданской обороны городов. Особое внимание обратить на выработку умений и навыков поддержания в готовности подчиненных гражданских организаций гражданской обороны к действиям по предназначению, организации управления и выполнения задач в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
личный состав гражданских организаций гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы по программе подготовки гражданских организаций гражданской обороны, а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне. При их подготовке основные усилия направить на практическое овладение личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
принять меры по повышению уровня оснащения формирований современной специальной техникой для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны, служб гражданской обороны с войсками гражданской обороны и поисково-спасательными формированиями МЧС Республики Татарстан;
республиканским и местным органам государственного управления, органам местного самоуправления и организациям уточнить наличие, состав, укомплектованность и оснащенность аварийно-спасательных формирований и гражданских организаций гражданской обороны по состоянию на 1 января 2002 года. Данные за город, район, министерство, госкомитет, ведомство и организацию представить в МЧС Республики Татарстан к 15 января 2002 года.
III. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
1. По организационной деятельности:
обеспечить боевую и мобилизационную готовность органов управления по делам ГОЧС на территории республики;
основные усилия направить сосредоточить на подготовке органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТСЧС к решению задач по предназначению в мирное и военное время;
совершенствовать работу структурных подразделений по координации деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
продолжить работу по реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
добиваться плановой, согласованной с органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами государственной власти и управления работы органов управления ГОЧС по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
оказывать методическую и практическую помощь организациям в создании (назначении) структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также в организации подготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников этих подразделений;
продолжить совершенствование систем связи и оповещения, обеспечить их постоянную готовность к функционированию в различных режимах;
продолжить работу по поддержанию в готовности существующих защитных сооружений гражданской обороны, не допускать случаев необоснованного и преждевременного их списания;
активизировать работу по поддержанию технического состояния складов имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, а также на требуемом качественном уровне запасов средств радиационной и химической защиты и контроля мобилизационного резерва, не допустить случаев утраты (порчи) имущества гражданской обороны;
усилить контроль за выполнением плановых мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поддержанием в высокой степени готовности органов управления, сил и средств, обратив особое внимание на реализацию превентивных мер при угрозе снежных заносов на дорогах, паводков, лесных пожаров, штормовых ветров, дефицита энергоносителей в осенне-зимний период;
продолжить координационную работу по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
повысить эффективность системы сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях на основе внедрения современных информационных технологий;
принять меры по широкому внедрению системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
усилить надзор за ходом декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений, соблюдением установленного порядка выдачи заключений о готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
активизировать работу по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Татарстан, а также по накоплению и хранению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Усилить контроль за их использованием. Отработать механизм оказания республиканской поддержки территориям при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечить эффективное выполнение мероприятий по защите государственных секретов. Предъявлять высокую требовательность в соблюдении положений нормативных правовых документов по вопросам защиты государственной тайны и обеспечить строгий контроль за соблюдением режима секретности;
в условиях компьютеризации и автоматизации процессов управления повысить результативность мероприятий по выявлению и закрытию возможных каналов утечки секретных сведений, предотвращению утраты секретных документов и обеспечению безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники;
организовать работу по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники, на основе внедрения современных программно-технических систем защиты информации;
в обстановке гласности при взаимодействии со средствами массовой информации исключить утечку закрытых сведений;
обеспечить постоянную готовность шифровальных органов к обеспечению руководства специальной связью в различных условиях повседневной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при приведении органов управления в различные степени готовности;
продолжить организаторскую деятельность по предоставлению населению, потенциально подверженному последствиям аварий, соответствующей информации об опасных объектах, установках, взрыво- и химически опасных производствах и о рекомендуемых действиях в случаях аварий, выходящих за пределы промышленных объектов, расположенных на территории республики;
совершенствовать координационную деятельность по медицинской и социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего в результате стихийных бедствий, радиационных и других аварий и катастроф, а также террористических актов;
продолжить организаторскую деятельность на территории республики по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
продолжить работу по совершенствованию деятельности органов государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведению целевых проверок выполнения требований нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также подготовку и ведение гражданской обороны;
при проведении проверок местных органов государственного управления и организаций Республики Татарстан по вопросам разработки и реализации мероприятий гражданской обороны, проверок деятельности звеньев ТСЧС и объектов экономики по выполнению возложенных на них задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также органов управления ГОЧС руководствоваться требованиями приказов МЧС России от 14 июля 2000 года N 377, от 25 июля 2000 года N 399 и от 10 июня 1998 года N 363 соответственно, обратив особое внимание на отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и перевода их на условия военного времени;
обеспечить методическое руководство по подготовке аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач;
совершенствовать учебно-материальную базу Учебно-методического центра МЧС Республики Татарстан и курсов гражданской обороны для проведения занятий по обучению руководящего, командно-начальствующего состава и населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
на основании Примерных программ обучения населения, утвержденных МЧС России 9 июля 2001 года разработать и утвердить рабочие программы для всех категорий населения и организовать обучение по ним с 2002 года;
профессиональную подготовку персонала органов управления по делам ГОЧС направить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей в мирное и военное время;
спланировать и провести в течение года:
не менее двух комплексных проверок состояния гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций района, города;
комплексные проверки не менее двух химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов, узловой железнодорожной станции;
комплексные проверки не менее двух объектов на трубопроводном транспорте с участием соответствующих госнадзорных органов;
не допускать отмены (переносов сроков проведения) мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2002 год. Изменения в планы вносить при обоснованной необходимости с разрешения Премьер-министра Республики Татарстан (заместителя Премьер-министра Республики Татарстан) и по согласованию с Приволжско-Уральским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - Приволжско-Уральским региональным центром).
2. По подготовке поисково-спасательных формирований:
а) основной задачей поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ) МЧС Республики Татарстан считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
б) основные усилия при подготовке поисково-спасательных формирований направить:
на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
на изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей;
на обеспечение постоянного контроля за состоянием подготовки спасателей и оказание действенной помощи начальникам ПСФ в ее организации;
в) подготовку руководящего состава поисково-спасательных служб и отрядов направить на выработку организаторских и методических навыков в проведении комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных им формирований к выполнению задач по предназначению;
основными формами подготовки руководящего состава ПСФ считать участие в различного вида учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на реальные чрезвычайные ситуации;
повышение квалификации начальников ПСФ, их заместителей и перспективных спасателей осуществлять в ходе проведения сборов по планам МЧС России, Приволжско-Уральского регионального центра, МЧС Республики Татарстан. Результатом обучения должны быть: умение оперативно и эффективно осуществлять руководство силами и средствами ПСФ, прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций, организовывать принятие экстренных мер по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие поисково-спасательных формирований с привлекаемыми силами ТСЧС;
г) профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии со Сборником программ повышения квалификации спасателей МЧС России издания 1999 года по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации ПСФ по дежурным сменам в период дежурства. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля на договорной основе. Учебную нагрузку обеспечить из расчета 3-4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 24 часов в месяц при продолжительности учебного часа 45 минут;
при проведении занятий основное внимание обратить на выработку твердых практических навыков и умений по предметам обучения и обязательному соблюдению правил и мер безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях;
повышение квалификации спасателей проводить в Учебно-методическом центре МЧС Республики Татарстан или иных учебных заведениях на договорной основе, а также на базе Российского центра подготовки спасателей;
спасателей и специалистов ПСФ, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазы, газоспасатели, водители маломерных судов и др.) направлять для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии;
первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России издания 1999 года на базе Учебно-методического центра МЧС Республики Татарстан согласно Плану подготовки спасателей ПСС Республики Татарстан;
практические занятия по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов один раз в полгода;
на учениях и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатывать вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями органов исполнительной власти, местных органов государственного управления, органов местного самоуправления, организаций Республики Татарстан и общественной организации "Общество добровольных спасателей Республики Татарстан";
по противопожарной подготовке: проводить учебные пожарные тренировки не реже 1 раза в полгода с привлечением сил и средств согласно плану противопожарной защиты на базе учебного центра Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Татарстан и его филиалов в городах Набережные Челны и Альметьевск;
по медицинской подготовке: планировать систематическую (не реже 1 раза в месяц) отработку практических навыков в оказании первой медицинской помощи в ситуациях, характерных для проводимых поисково-спасательных работ, на тренировках, учениях, в учреждениях Республиканского центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан, на станциях скорой медицинской помощи;
по психологической подготовке: психологическую подготовку спасателей направить на формирование качеств, позволяющих успешно переносить высокие моральные, психологические и физические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
по физической подготовке: занятия проводить два раза в неделю по два учебных часа, особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения. Контрольные проверки планировать и проводить один раз в месяц;
по десантной подготовке: осуществлять подготовку спасателей к десантированию в труднодоступные районы на учебных сборах республиканского и регионального уровней. Главным методом обучения считать практические занятия с отработкой нормативов по выполнению десантирования (для ПСФ, имеющих соответствующее снаряжение и допуск на проведения десантирования);
при проведении занятий по десантной подготовке основное внимание сосредоточить на изучении тактико-технических характеристик спусковых устройств роликовых (СУ-Р) и системы беспарашютного десантирования (СБД-10), правил спуска, погрузки и разгрузки техники, оборудования и имущества на вертолетах МИ-8, порядка эвакуации пострадавших с помощью штатного оборудования вертолетов, изучении международных сигналов авиационного спасения и требований безопасности, выработке у спасателей навыков практического десантирования. Практические занятия с применением устройств СУ-Р и системы СБД-10 планировать не менее трех раз в период обучения;
по воздушно-десантной подготовке: проводить в формированиях, имеющих в штате должностных лиц, ответственных за соблюдение требований безопасности при выполнении парашютных прыжков, соответствующее снаряжение и допуск для организации прыжков с парашютом;
практическое десантирование проводить в период учебных сборов республиканского и регионального уровней;
основное внимание уделять выработке у спасателей твердых практических навыков в десантировании с парашютом в любое время года, на различную местность, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при приеме на земле десантируемых грузов;
по горной подготовке: основные усилия в подготовке спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистской техники и снаряжения, спускам в пещеры (спелеоподготовка) в любое время года;
практические занятия по горной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов республиканского и регионального уровней. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах в соответствии со спецификой и особенностями рельефа местности;
по водной подготовке: практические занятия по водной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов республиканского и регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах с учетом имеющихся возможностей, технической оснащенности и особенностей местных акваторий;
в ходе занятий дать спасателям необходимый объем знаний по правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасности плавания, особенностям спасения и оказания медицинской помощи людям, пострадавшим на воде;
особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности поведения на воде, особенно при сплавах по рекам со сложным рельефом;
по водолазной подготовке: первоначальное обучение и повышение квалификации проводить в условиях специализированных центров (организаций) на договорной основе, в 40-м Российском центре подготовки спасателей 179-го Спасательного центра МЧС России и в других учебных заведениях, имеющих лицензию на право подготовки водолазов и водолазных специалистов, в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке;
республиканские учебно-методические сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза;
учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода;
по технической подготовке: основные усилия направить на отработку навыков правильной эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи, умение оперативно устранять возможные неисправности, освоение новых видов аварийно-спасательного инструмента и оборудования;
особое внимание обратить на соблюдение требований безопасности при работе с конкретными видами оборудования, не допускать эксплуатации не освидетельствованных органами гостехэлектронадзора тех видов инструмента и оборудования, для которых оно установлено нормативными актами по охране труда;
подготовку к работе с аварийными химически опасными веществами осуществлять на базе Учебно-методического центра МЧС Республики Татарстан, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий;
практическую работу с аварийными химически опасными веществами осуществлять при наличии соответствующей технической оснащенности спасателей после аттестации и получения допуска на данный вид работ;
по кинологической подготовке: основное внимание обратить на отработку действий расчета кинологической службы (в составе кинолога и специально обученной собаки) по поиску и обнаружению пострадавших и взрывчатых веществ. Подготовку спасателей-кинологов осуществлять в 46-м Кинологическом центре 179-го Спасательного центра МЧС России, а также на местах с учетом наличия кадров спасателей-кинологов и поисковых собак;
по окончании учебного периода у спасателей принимать зачеты, а также нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей;
время, отводимое на зачеты и экзамены, в расчасовку учебных программ не включать;
перерывы в процессе обучения использовать для проведения необходимых работ по обустройству, развитию и совершенствованию учебно-материальной базы и спортивно-массовых мероприятий;
д) проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже одного раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований;
е) начало учебного года для ПСС Республики Татарстан определить с 3 января 2002 года.
IV. Начальникам гражданской обороны - главам администраций городов и районов Республики Татарстан до 1 января 2002 года на основе настоящих организационно-методических указаний разработать и ввести в действие в установленном порядке соответствующие организационно-методические указания и планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год.
V. Начальникам служб гражданской обороны, руководителям министерств, госкомитетов, ведомств и организаций Республики Татарстан разработать и ввести в действие соответствующие приказы и планы по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год, в которых предусмотреть охват основными мероприятиями (учениями, тренировками и комплексными проверками) не менее 20-30% подведомственных, местных и объектовых звеньев ТСЧС.
VI. Настоящие организационно-методические указания довести до руководителей органов государственной власти и управления, министерств, госкомитета, ведомств, организаций, учреждений и предприятий Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 18 марта 2002 г. N 134 "О Плане основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год и Организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2002 год"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 20 мая 2004 г. N 246 настоящее постановление признано утратившим силу