Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 23 ноября 2001 г. N ЗП-1-124/01
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 15 января 2002 г. N 11Г01-69 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А-ой
с участием прокурора Ш-ва
при секретаре Х-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании п.7 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 августа 1995 года N 545 "О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Республики Татарстан" противоречащим Федеральному законодательству, установила:
И.о.прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании п.7 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 августа 1995 года N 545 "О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Республики Татарстан" противоречащим Федеральному законодательству.
В обосновании требований указано, что данный пункт постановления предусматривает зачисление на расчетный счет Министерства внутренних дел Республики Татарстан все штрафные, дифференцированные, регистрационные суммы за выдачу лицензий на приобретение, хранение, ношение оружия, его продажи, осуществление частной охранной и детективной деятельности, что противоречит ст.46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст.23 Федерального закона "Об оружии", ст.ст.7, 9 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", закону Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также постановлению Верховного Совета Республики Татарстан от 18 мая 1993 года N 1869-ХII "О порядке введения в действие закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение правил приобретения, хранения и использования огнестрельного, газового оружия, боевых припасов и аэрозольных упаковок", которым установлено, что суммы от штрафов подлежат направлению в размере 75% в бюджеты городов, районов по месту рассмотрения административных материалов, а 25% на специальный счет Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан М-ов с заявлением не согласился.
Выслушав объяснения прокурора представителя КМ РТ, изучив материалы дела судебная коллегия считает необходимым заявление прокурора удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случаях противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пункт 7 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 августа 1995 года N 545 "О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Республики Татарстан" предусматривает зачисление на расчетный счет Министерства внутренних дел Республики все штрафные, дифференцированные, регистрационные суммы за выдачу лицензий на приобретение, хранение, ношение оружия, его продажи, осуществление частной охранной и детективной деятельности.
Между тем в соответствии со ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
В силу ст.23 Федерального закона "Об оружии" за выдачу лицензий на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование, разрешений на хранение и ношение, транспортирование и т.д. взимаются единовременные сборы. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 года N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление сроков их действия определено, что средства, полученные за выдачу лицензий и разрешений, а также за продление срока их действия, направляются в размере 50 процентов на текущий счет Министерства внутренних дел РФ для возмещения организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий и разрешений и 50 процентов на формирование государственного фонда борьбы с преступностью.
В соответствии со ст.7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 года упразднены федеральные бюджетные фонды, в том числе государственный фонд борьбы с преступностью. Согласно ст.9 указанного закона в доход федерального бюджета учитываются также доходы, которые в соответствии с законодательством РФ до 1 января 2001 года являлись источником формирования федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15 процентов сумм штрафов, налагаемых в административном порядке, зачислявшихся ранее в государственный фонд борьбы с преступностью). Приведенное свидетельствует, что 50 процентов средств, полученных за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных ст.23 ФЗ "Об оружии" подлежит направлению в федеральный бюджет.
В ст.6 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" указано, что порядок и размер платежей при выдаче лицензий определяется Министерством финансов РФ. Согласно письму Министерства финансов РФ от 23 октября 1992 года N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" (в редакции приказов Министерства финансов РФ от 10 января 1995 года N 2; от 12 декабря 1999 года N 92) средства, поступающие за выдачу лицензий, перечисляются в государственный фонд борьбы с преступностью на отдельный лицевой счет. В соответствии со ст.9 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" указанные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким образом п.7 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству.
Кроме того указанный п.7 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит и постановлению Верховного Совета Республики Татарстан от 18 мая 1993 года N 1869-XII "О порядке введения в действие Закона РТ "Об административной ответственности за нарушение правил приобретения, хранения и использования огнестрельного газового оружия, боевых припасов и аэрозольных упаковок", где предусмотрено направление суммы от штрафов в размере 75 процентов в бюджеты городов, районов по месту рассмотрения административных материалов, а 25 процентов - на специальный счет Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
В связи с изложенным, доводы представителя КМ РТ о том, что оспариваемый пункт постановления не препятствует исполнению федеральных законов не могут быть приняты во внимание, данный пункт постановления КМ РТ от 5 августа 1995 года N 545 подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о. прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать п.7 постановления Кабинета Министров РТ от 5 августа 1995 года N 545 "О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах информации Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течении 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 23 ноября 2001 г. N ЗП-1-124/01
Решение вступило в законную силу 15 января 2002 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 15 января 2002 г. N 11Г01-69 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 26 февраля 2002 г. N 38