Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 15 апреля 2002 г. N 5-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1.1 Порядка реализации
пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан
"О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета
Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564, в связи
с жалобой гражданина И.А.Гайсина"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданина И.А.Гайсина, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, - заведующей сектором административного права и систематизации законодательства правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной; постоянного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - председателя постоянной Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан М.М.Курманова; представителя Президента Республики Татарстан - заведующего сектором по взаимодействию с Государственным Советом Республики Татарстан, систематизации законодательства государственно-правового управления Президента Республики Татарстан А.А.Ощепкова; полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - начальника правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Р.Ф.Гафиятуллина; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.В.Шакирьянова; представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан В.Н.Клюкина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова,
руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 140, статьей 141 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, статьями 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564 (с изменениями и дополнениями от 11 октября 1996 года и 19 февраля 1998 года).
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в Конституционный суд Республики Татарстан в форме жалобы гражданина И.А.Гайсина. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан, ее статьям 42, 46 и 120, положения оспариваемого правового акта в части, обусловливающей выплату денежного вознаграждения при добровольной отставке государственного служащего, занимающего административную государственную должность, по достижении им пенсионного возраста обязательным наличием стажа работы на государственной службе не менее 25 лет.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения сторон - гражданина И.А.Гайсина и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, выступления приглашенных в заседание представителей: от Государственного Совета Республики Татарстан - М.М.Курманова, от Президента Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Р.Ф.Гафиятуллина, от Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - Р.В. Шакирьянова, от Прокурора Республики Татарстан - В.Н.Клюкина, исследовав представленные документы и материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Гражданин И.А.Гайсин в июле 1999 года вышел в добровольную отставку по достижении пенсионного возраста на основании пункта 2 части первой статьи 28 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" с должности председателя комитета по защите прав потребителей города Зеленодольска и Зеленодольского района. Государственный комитет Республики Татарстан по защите прав потребителей, куда он обратился с заявлением о выплате денежного вознаграждения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", отказал ему со ссылкой на отсутствие у него стажа работы на государственной службе не менее 25 лет, как это предусмотрено пунктом 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564. Заявитель обжаловал данный отказ в судах общей юрисдикции, и его гражданское дело рассматривалось судами первой, кассационной и надзорной инстанций. В результате было вынесено решение об отказе в иске. По тому же основанию заявитель обращался также в прокуратуру Республики Татарстан и получил ответ об оставлении его жалобы без удовлетворения.
В связи с этим заявитель оспаривает положения пункта 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564, в части, устанавливающей возможность выплаты денежного вознаграждения при отставке государственного служащего по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 28 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", лишь при наличии стажа работы на государственной службе не менее 25 лет, определенного в соответствии с установленным порядком исчисления выслуги лет на государственной службе. По его мнению, данная норма нарушает его конституционные права и свободы и не соответствует статьям 42, 46 и 120 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с частью седьмой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
В силу требований, установленных частями второй и третьей статьи 68 данного закона, Конституционный суд Республики Татарстан оценивает рассматриваемый акт исходя из его места в системе нормативных правовых актов и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
3. Статья 42 Конституции Республики Татарстан закрепляет право граждан на труд, то есть свободу выбирать профессию и место работы, распоряжаться своими способностями к труду на основе свободы трудового договора. При этом в числе прочего государство гарантирует справедливые условия найма и увольнения на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Упомянутая заявителем статья 46 Конституции Республики Татарстан говорит о праве граждан на материальное обеспечение в старости, а также по другим основаниям и в размерах, предусмотренных законами. Статья 120 Конституции Республики Татарстан непосредственно не закрепляет права и свободы человека и гражданина, но содержит норму, согласно которой постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан должны издаваться на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан.
4. Организация государственной службы Республики Татарстан и правовое положение государственных служащих Республики Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 8 февраля 1994 года N 2101-XII "О государственной службе" с учетом положений Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Согласно части первой статьи 1 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" государственная служба представляет собой осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и другими законодательными актами, действующими в Республике Татарстан. Часть первая статьи 3 данного Закона закрепляет положение о том, что законодательство Республики Татарстан о государственной службе состоит из Конституции Республики Татарстан, Закона Республики Татарстан "О государственной службе" и иных законодательных актов, действующих на территории Республики Татарстан.
По предмету рассматриваемого дела существенное значение имеют такие принципы государственной службы, как единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, единство основных требований, предъявляемых к государственной службе (пункты 3 и 7 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"), а также экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих и членов их семей (часть первая статьи 2 Закона Республики Татарстан "О государственной службе").
Денежное содержание государственного служащего, состоящее из должностного оклада и надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и других, а также компенсационных выплат и пособий, выплачивается за счет средств соответствующего государственного бюджета. При этом согласно части третьей статьи 14 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" установление размеров и порядка назначения государственному служащему надбавок к должностному окладу за выслугу лет, классный чин, особые условия службы и других отнесено к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Денежное содержание и другие выплаты и пособия, предусмотренные законодательными актами, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" являются гарантией для государственных служащих. Одна из таких выплат предусмотрена частью третьей статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" и представляет собой денежное вознаграждение при выходе государственного служащего в отставку по основаниям, указанным в пункте 1 части первой статьи 27 и в пунктах 1 и 2 части первой статьи 28 данного Закона, в десятикратном размере денежного содержания по должности, занимаемой на день выхода в отставку.
В развитие этой правовой нормы Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 10 июля 1996 года N 564 утвердил Порядок реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе". В пункте 1.1 данного Порядка содержится условие, согласно которому при отставке государственного служащего по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 28 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", такое вознаграждение выплачивается при наличии стажа работы на государственной службе не менее 25 лет, определенного в соответствии с установленным порядком исчисления выслуги лет на государственной службе. Тем самым учет стажа работы на государственной службе продолжительностью не менее 25 лет был распространен на случай выплаты указанного денежного вознаграждения при выходе государственного служащего в добровольную отставку по достижении пенсионного возраста.
По смыслу части восьмой статьи 21 во взаимосвязи с частью первой статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию, и в последнем случае государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. Стаж государственной службы государственного служащего как основание возникновения права на выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию прямо предусмотрен частью первой статьи 20 названного Федерального закона. Этот стаж учитывается также при получении надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска и при назначении пенсии за выслугу лет государственным служащим. Следовательно, установление стажа государственной службы государственного служащего как условия, дающего право на выплату денежного вознаграждения при выходе в добровольную отставку по достижении пенсионного возраста, непосредственно основано на норме законодательного акта, действующего на территории Республики Татарстан.
Наряду с этим необходимо учитывать, что законодательство о государственной службе накладывает на государственных служащих определенные ограничения, предусмотренные, в частности, статьей 11 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" и статьей 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Ряд таких ограничений связан с запретом на получение доходов и других материальных благ помимо денежного содержания и иных выплат, гарантированных государственным служащим. Поэтому денежное вознаграждение, подобное предусмотренному частью третьей статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", выплачиваемое государственному служащему при выходе в добровольную отставку по достижении пенсионного возраста, призвано компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением для государственных служащих отдельных ограничений их прав и свобод. При этом чем дольше, находясь на государственной службе, государственный служащий испытывал установленные ограничения, тем, соответственно, в большей мере он заслужил такую компенсацию. Следовательно, и с этой точки зрения установление стажа государственной службы для выплаты указанного денежного вознаграждения является вполне оправданным и обоснованным.
Таким образом, рассматриваемые положения пункта 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", требующие учитывать стаж государственной службы при выплате указанного денежного вознаграждения, не нарушают право граждан на труд и государственные гарантии справедливых условий найма и увольнения, установленные статьей 42 Конституции Республики Татарстан, а также право граждан на материальное обеспечение в старости и по другим основаниям и в размерах, предусмотренных законами, закрепленное в статье 46 Конституции Республики Татарстан.
6. Закон Республики Татарстан "О государственной службе" не содержит нормы о продолжительности стажа государственной службы, дающего право на выплату денежного вознаграждения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе". В связи с этим данное правовое регулирование осуществлено Кабинетом Министров Республики Татарстан. Определяя для данного случая продолжительность стажа государственной службы сроком не менее 25 лет, Кабинет Министров Республики Татарстан исходил из того, что такой же срок установлен частью первой статьи 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" для возникновения права на получение пенсии за выслугу лет и выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законом возраста выхода на пенсию по старости.
Законодатель вправе по другому урегулировать продолжительность стажа государственной службы, дающего право на данное вознаграждение. В частности, с учетом положений части первой статьи 20 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" законом Республики Татарстан могут быть установлены дополнительные периоды трудовой деятельности, подлежащие включению в стаж государственной службы наряду со временем работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления.
Исходя из этого рассматриваемые в настоящем деле правовые положения не противоречат требованиям статьи 120 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов Республики Татарстан.
На основании изложенного и руководствуясь частью второй статьи 66, статьей 67, частями первой-четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать пункт 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564, в части, обусловливающей выплату денежного вознаграждения при добровольной отставке государственного служащего, занимающего административную государственную должность, по достижении им пенсионного возраста обязательным наличием стажа работы на государственной службе не менее 25 лет, соответствующим статьям 42, 46 и 120 Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституцинном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданина И.А.Гайсина. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан положения оспариваемого правового акта в части, обусловливающей выплату денежного вознаграждения при добровольной отставке государственного служащего, занимающего административную государственную должность, по достижении им пенсионного возраста обязательным наличием стажа работы на государственной службе не менее 25 лет.
Конституционный суд Республики Татарстан постановил признать пункт 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564, в части, обусловливающей выплату денежного вознаграждения при добровольной отставке государственного служащего, занимающего административную государственную должность, по достижении им пенсионного возраста обязательным наличием стажа работы на государственной службе не менее 25 лет, соответствующим статьям 42, 46 и 120 Конституции Республики Татарстан.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 15 апреля 2002 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 Порядка реализации пункта 12 статьи 13 и части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О государственной службе", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1996 года N 564, в связи с жалобой гражданина И.А.Гайсина"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" N 79 от 19 апреля 2002 г.