Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 22 января 2002 г. N ЗП-1-9/2002
(извлечение)
См. также Определение Верховного Суда РТ от 26 февраля 2002 г. N ЗП-1-9/2002 об исправлении допущенной в настоящем решении описки
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре З-ой
с участием прокурора С-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан" установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан" от 21 июля 1999 года N 2307, указывая на то, что содержащиеся в данном Законе положения, в частности, пункт 5 статьи 1, пункт 6 статьи 1, пункт 3 статьи 2, пункты 1, 4, 6 статьи 3, пункты 1, 2, 7 статьи 4, абзацы 4 и 7 пункта 1 статьи 5, пункт 1 статьи 6 противоречат требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который устанавливает основные принципы и порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а также требованиям Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, Л-ов, Х-ва с заявлением прокурора согласились частично, пояснив, что они возражают против удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству пункта 1 статьи 3 и пунктов 1, 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан, которые устанавливают наличие гражданства Республики Татарстан и факт постоянного проживания на территории Республики Татарстан в качестве требований для кандидата в члены Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, члена Комиссии и члена Комиссии с правом совещательного голоса. В обоснование своей позиции представители Государственного Совета указали, что данные положения Закона Республики Татарстан приняты в соответствии с нормами Конституции Республики Татарстан и могут быть изменены только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан.
В остальной части представители Государственного Совета с заявлением прокурора согласились.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан С-ов с заявлением прокурора согласился в полном объеме.
Выслушав объяснения прокурора Прокуратуры Республики Татарстан С-ой, представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 55-ФЗ и Федеральным законом от 10 июля 2001 года N 89-ФЗ, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдумов Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъекта Российской Федерации и местных референдумов - настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
21 июля 1999 года Государственным Советом Республики Татарстан был принят Закон республики "О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан" N 2307, который согласно преамбуле определяет правовые основы организации и деятельности, статус Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Республики Татарстан комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Татарстан, настоящим законом, другими законами Республики Татарстан. Данное положение противоречит пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми указанный Федеральный закон, определяющий основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Также данное положение Закона Республики Татарстан противоречит и вышеприведенным нормам пункта 7 статьи 21 Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 1 республиканского закона предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации обязаны оказывать содействие в работе Комиссии по проведению выборов и референдумов, представлять необходимые сведения и материалы, что противоречит пункту 16 статьи 21 Федерального закона, который подобную обязанность устанавливает только для предприятий, учреждений и организаций с государственным участием.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Татарстан установлено, что состав Центральной избирательной комиссии утверждается Государственным Советом Республики Татарстан. Президент Республики Татарстан представляет половину членов Комиссии и ее председателя, а другую половину - Председатель Государственного Совета Республики Татарстан. Данная норма противоречит пункту 1 статьи 23 Федерального закона, согласно которому половина членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти Российской Федерации на основании предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. Также законом республики выборные органы местного самоуправления не указаны в числе организаций, имеющих право вносить предложения по составу Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан установлено, что членом Комиссии с правом решающего голоса может быть гражданин Республики Татарстан, достигший возраста 18 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Республики Татарстан. В пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан аналогичное требование о необходимости наличия гражданства Республики Татарстан и постоянного проживания на территории республики установлено для членов Комиссии с правом совещательного голоса. Данные положения закона республики противоречат пункту 1 статьи 4 Федерального закона, согласно которому гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума. В пункте 1 статьи 24 Федерального закона указан исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий, необходимость наличия гражданства субъекта федерации и постоянного проживания на территории субъекта в данном перечне не указаны.
Противоречит федеральному законодательству пункт 4 статьи 3 Закона Республики Татарстан, согласно которому член Комиссии не может быть одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В пункте 3 статьи 24 Федерального закона же установлен только запрет для членов избирательных комиссий быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 закона Республики Татарстан член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению Государственного Совета, что противоречит пункту 5 статьи 24 Федерального закона, согласно которому решение о досрочном освобождении от обязанностей члена избирательной комиссии принимает орган, его назначивший. Также в пункте 6 статьи 3 республиканского закона предусмотрены дополнительные по сравнению с Федеральным законом основания для досрочного прекращения полномочий члена комиссии, исчерпывающий перечень которых определен пунктом 5 статьи 24 Федерального закона. Противоречащими являются положения, в соответствии с которыми член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий в случае утраты им гражданства Республики Татарстан, выезда на постоянное жительство за пределы Республики Татарстан.
Кроме того, одним из оснований досрочного освобождения члена избирательной комиссии в Законе Республики Татарстан указано систематическое невыполнение обязанностей членом комиссии по представлению Комиссии. В пункте 5 статьи 24 Федерального Закона установлена особая процедура досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, согласно которой член избирательной комиссии должен быть признан систематически не выполняющим обязанности на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда.
Противоречит установленному гражданским процессуальным законодательством порядку обжалования судебных решений является пункт 7 статьи 4 Закона Республики Татарстан, лишающий возможности зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки обжаловать итоги голосования в порядке установленном законодательством в Верховный суд Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан Центральная избирательная комиссия утверждает районные, городские, районные в городе избирательные комиссии для проведения выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан, что противоречит пункту 3 статьи 23 Федерального закона, которым установлено, что если в субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии образуются в том же порядке, что и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации: половина членов избирательной комиссии назначается представительным органом государственной власти, другая половина - исполнительным органом государственной власти.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 5 республиканского закона образование избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан отнесено к компетенции Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан. В соответствии же с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона избирательная комиссия лишь определяет схему образования избирательных округов, полномочия по ее утверждению возложены на представительный орган государственной власти.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона председатель избирательной комиссии избирается тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии. Указанной норме противоречит пункт 3 статьи 2 Закона Республики Татарстан в части предусматривающей полномочия Президента Республики Татарстан представлять на утверждение Государственного Совета Республики Татарстан председателя Центральной избирательной комиссии и пункт 1 статьи 6 республиканского закона, согласно которому первое заседание Комиссии открывает председатель Комиссии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-193, 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 5, 6 статьи 1, пункт 3 статьи 2, пункты 1, 2, 7 статьи 4, абзацы 4 и 7 пункта 1 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан "О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан" от 21 июля 1999 года N 2307.
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 22 января 2002 г. N ЗП-1-9/2002
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 20 апреля 2002 г. N 80