Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 27 января 2002 г. N ЗП-1-5/02
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва
с участием прокурора К-ой
при секретаре З-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании п.п.3.3.14, 3.3.15, 3.3.18, 4.1.12 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 г. N 430 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан", противоречащими федеральному законодательству, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании п.3.3.14, в части дачи разрешений открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственного имущества Республики Татарстан, доля государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение недвижимым имуществом, в том числе, на залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы (фонды) организаций, п.3.3.15 в части согласования заключения, изменения и расторжения контрактов найма с руководителями хозяйственных обществ с долей государства в уставных капиталах 50 и более процентов, п.3.3.18 в части осуществления лицензирования оценочной деятельности, п.4.1.12 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 г. N 430, противоречащими п.5 ст.1, ст.69 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст.ст.1, 23 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.5, п.2 ст.6 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.2 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания постановления.
Участвующий в судебном заседании прокурор заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан заявление прокурора признал частично и указал на то, что оспариваемое прокурором Положение было принято на основании закона РТ "О приватизации государственного имущества Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 708 от 10 октября 2000 г. "О порядке назначения, заключения контрактов, аттестации руководителей республиканских унитарных предприятий и исполнительных органов открытых акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах".
Пункт 4.1.12 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предусматривает лишь осуществление министерством функций по обобщению и систематизации законодательных актов, информационному обеспечению мероприятий по управлению, приватизации государственного имущества.
Выслушав объяснения, участвующих в данном деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Татарстан, Верховный суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением N 430 от 9 июля 2001 г. "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" утвердил Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Отдельные пункты указанного Положения противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 5 ст.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Однако, п.3.3.14 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений (далее Положение), противоречит указанной норме федерального законодательства, поскольку регламентирует выдачу Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее Министерство) разрешений открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственного имущества Республики Татарстан, доля государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение недвижимым имуществом, в том числе на залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы (фонды) организаций.
Федеральный закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий такие особенности правового положения акционерных обществ не определил.
Пунктом 3.3.15 Положения Министерство наделено правом согласования заключения, изменения и расторжения контрактов найма с руководителями хозяйственных обществ с долей государства в уставных капиталах 50 и более процентов.
Данный пункт Положения противоречит ст.69 Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющей, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции Совета директоров (наблюдательного совета) общества. Права и обязанности исполнительного органа общества определяются Федеральным законом, иными правовыми актами Российской федерации и договором, заключаемым им с обществом. Федеральное законодательство не требует согласование договора (контракта) ни с кем из акционеров, ни с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.3.3.18 Положения Министерство осуществляет полномочия по лицензированию оценочной деятельности.
Однако указанные полномочия Министерства, предусмотренные данным пунктом Положения, противоречат Федеральным законам "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положению "О лицензировании оценочной деятельности" утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285, в соответствии с которыми лицензирование оценочной деятельности относится к компетенции Российской Федерации.
Пунктом 4.1.12 Положения Министерству предоставлено право, осуществлять издательскую, информационно-рекламную деятельность.
Вместе с тем, п.2 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с функциями хозяйствующих субъектов.
При наличии таких обстоятельств заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что смысл п.4.1.12 Положения заключается лишь в осуществлении Министерством функций по обобщению и систематизации законодательных актов, информационному обеспечению мероприятий по управлению, приватизации государственного имущества, не убедительны и не могут послужить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан.
Пунктом 4.1.12 Положения Министерству предоставлено право осуществлять издательскую и информационно-рекламную деятельность, что противоречит Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который запрещает совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с функциями хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан, решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать п.3.3.14 в части дачи разрешений открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственного имущества Республики Татарстан, доля государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение недвижимым имуществом, в том числе на залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы (фонды) организаций, п.3.3.15 в части согласования заключение, изменение и расторжение контрактов найма с руководителями хозяйственных обществ с долей государства в уставных капиталах 50 и более процентов, п.3.3.18 в части осуществления лицензирования оценочной деятельности, п.4.1.12 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 г. N 430, противоречащими п.5 ст.1, ст.69 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст.ст.1, 23 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.5, п.2 ст.6 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.2 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания постановления.
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Газета Республики Татарстан, Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 27 января 2002 г. N ЗП-1-5/02
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 26 февраля 2002 г. N 38