Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 декабря 2001 г. N ЗП-1-159/01
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия до гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
председательствующего Г-ва
с участием прокурора С-на
при секретаре З-ве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское депо по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству п.п.10, 14, 15, 19, 22 и размер взыскания, предусмотренный п.16 такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.99 г. N 91, установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 21.05.200l г. п.п.10, 14, 15, 19, 22 и размер взыскания, предусмотренный п.16 такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.99 г. N 91. В обоснование требований указано, что данные пункты и размер взыскания, предусмотренный п.16 такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан противоречат федеральному законодательству, регулирующему данные правоотношения.
Представитель прокуратуры РТ заявление поддержал.
Кабинет Министров РТ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, дело рассмотрено в отсутствии представителя КМ РТ в порядке заочного производства, против которого представитель Прокуратуры РТ не возражает.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры РТ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случаях противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров РТ от 26.02.99 г. N 91 (с изменениями и дополнениями от 02.10.2001 г. N 715) утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан (далее - таксы Республики Татарстан).
Правительством Российской Федерации 21.05.2001 г. принято постановление N 388, которым утверждены таксы дня исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной Фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации (далее - таксы Российской Федерации).
Пунктами 10, 14, 15, 19, 22 такс Республики Татарстан установлены виды нарушений, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.16 такс Республики Татарстан за загрязнение, повреждение лесного фонда химическими и радиоактивными веществами, производственными, промышленными и коммунально-бытовыми сточными водами и выбросами взыскивается двухкратная стоимость причиненного лесному хозяйству ущерба, который определяется по установленной методике, включающей в расчеты стоимость: работ по приведению территории в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве, потерь товарной ценности леса, уборке поврежденного леса, лесовосстановительных работ, создания и выращивания лесных культур в случае гибели насаждений, работ по защите леса от вредителей и болезней и других уничтоженных объектов природы и имущества. За такие же нарушения п.15 такс Российской Федерации предусмотрено взыскание 5-кратного размера затрат по очистке территории и приведению ее в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве.
Таким образом, размер взыскания за нарушения, предусмотренные п.16 такс Республики Татарстан не соответствует размеру взыскания за аналогичные нарушения, предусмотренные п.15 такс Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым п.п.10, 14, 15, 19, 22 и размер взыскания, предусмотренный п.16 такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.99 г. N 91 признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 21.05.2001 г.
На основании п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст.1 Лесного Кодекса РФ, руководствуясь ст.ст.191-197, 213-1 - 213-2 ГПК РСФСР, судебная коллегия решилА:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Пункты 10, 14, 15, 19, 22 и размер взыскания, предусмотренный п.16 такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.99 г. N 91 г. признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 21.05.2001 г.
Кабинет Министров Республики Татарстан вправе подать в Верховный суд РТ заявление о пересмотре решения суда в течение 15 дней после его вынесения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течении 1О дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 25 декабря 2001 г. N ЗП-1-159/2001
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 26 февраля 2002 г. N 38