Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 сентября 2001 г. N ЗП-1-99/01
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2001 г. N 11Г01-61 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Кабинета Министров РТ - без удовлетворения; уточнена резолютивная часть решения, указано, что противоречащее в части федеральному закону "Положение..." признается недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
председательствующего Н-на
при секретаре З-ва
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Телесет" о признании части п.п."а" п.2.1 Положения "О порядке предоставления льгот в оплате за услуги связи, коллективную антенну, услуг вневедомственной охраны жилья, транспортных услуг для доставки топлива и возмещения недополученных доходов" утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 30.09.96 г. N 837 (с изменениями от 09.07.97 г.), противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению на территории РТ, установила:
ООО "Телесет" обратилось в суд с заявлением о признании п.п."а" в части "выписку из домовой книги о совместном проживании (если телефон оформлен на члена семьи)" п.2.1 Положения "О порядке предоставление льгот в оплате за услуги связи, коллективную антенну, услуг вневедомственной охраны жилья, транспортных услуг для доставки топлива и возмещения недополученных доходов", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 1996 г. N 837 (с изменениями от 9 июля 1997 г.) "О порядке реализации отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан", противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению на территории РТ по мотивам, что данное положение п.п."а" п.2.1 противоречит п.п.7 п.2 ст.22 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая 2000 г. и 8 августа 2001 г.), т.к. данной нормой Положения дополнительно введена льгота по абонентской плате за телефон для лиц, которые по закону "О ветеранах" не обладают такой льготой. То есть, гражданин, являющийся членом семьи ветерана и заключивший договор на предоставление услуг связи получает льготу по абоненсткой плате, если с ним совместно проживает ветеран труда. Обоснованием совместного проживания является выписка из домовой книги. Обжалуемое Положение нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы оператора электросвязи ООО "Телесет", т.к. нормативный акт разъясняет порядок предоставление льготы при оплате за услуги связи, которую должен предоставлять ООО "Телесет", не получая при этом адекватной компенсации со стороны государства.
Первый представитель Кабинета Министров РТ - зав.юридическим отделом Минсвязи РТ - Г-на признала заявление ООО "Телесет" частично обоснованным.
Второй представитель Кабинета Министров РТ - начальник юридического отдела Министерства соцзащиты РТ - М-ов требования ООО "Телесет" не признал и просил их отклонить.
Заслушал объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает заявление ООО "Телесет" подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.72 п.1 п."а" и п."ж" Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов, краев, областей, городов Федерального значения автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законом; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст.76 п.5 Конституции РФ).
Согласно ст.27 п.5 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22.09.99 г., законы субъектов Российский Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
А в соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Установлено, что в целях установления правовых гарантий социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность почет и уважение в обществе, был принят Федеральный закон от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями от 18.11.98 г., 2.01. и 4.05.2000 г., 8.08.2001 г.
В ст.22 п.2 п.п.7 этого закона ветерану труда при выходе на пенсию предоставляется следующая льгота: оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и др. отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользования радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Во исполнение указанного закона "О ветеранах" и др. нормативных актов РФ и РТ, Кабинетом Министров Республики Татарстан 30 сентября 1996 года было принято постановление за N 837 "О порядке реализации отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан" (с изменениями от 9 июля 1997 г.), которым утверждено Положение "О порядке предоставления льгот в оплате за услуги связи коллективную антенну, услуг вневедомственной охраны жилья, транспортных услуг для доставки топлива и возмещения недополученных доходов".
В части 2-ой указанного Положения (п.2.1) не определен порядок реализации льгот по абонементной плате за телефон, где в п.п."а" указано, что получатель льготы проходит регистрацию в отделе социальной защиты района (города), где предъявляет документ, подтверждающий право на льготу, паспорт, выписку из домовой книги о совместном проживании (если телефон оформлен на члена семьи).
По мнению ООО "Телесет" дополнения в этом п.п."а" фразы "выписку из домовой книги о совместном проживании (если телефон оформлен на члена семьи)" дает право на льготы и члену семьи ветерана труда, если договор на предоставление услуг связи заключен не с ветераном, а с кем-нибудь из членов его семьи. Тогда как в соответствии с п.п.7 п.2 ст.22 Федерального закона "О ветеранах", при выходе на пенсию льгота по оплате абонентской платы за телефон в размере 50% предоставляется только ветеранам труда, но не другим совместно проживающим с ним членам его семьи. Судебная коллегия такое мнение ООО "Телесет" считает правильным, т.к. согласно п.4 "Правил оказания услуг связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 г. N 1235, услуги телефонной связи оказываются на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключаемого между оператором связи и абонентом (клиентом).
Права и обязанности сторон по договору могут передаваться другим лицам только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Следовательно, согласно заключенному абонентом договору по оказанию услуг телефонной связи именно он (абонент) и только он является стороной в договоре и услуга телефонной связи направлена на удовлетворение потребностей одного конкретного лица (абонента). Поэтому оспариваемая заявителем положение действительно расширяет круг льготников, ибо Федеральный закон "О ветеранах" имеет ввиду# заключение договора по оказанию услуг телефонной связи именно с ветераном труда, а не с членом его семьи совместно с ним проживающим.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ М-ва о том, что определить временной промежуток пользования телефоном каждым членом семьи технически невозможно, поэтому льгота предоставляется исходя из постоянной величины - абонентской платы и распространяется на членов семьи ветерана, являются необоснованными по вышеприведенным мотивам. Кроме того, другой представитель КМ РТ Г-на в ходе судебного заседания согласилась с тем, что оспариваемое ООО "Телесет" выражение п.п."а" п.2.1 Положения, изложено неудачно и вызывает разночтения при толковании федерального и республиканского законов. По мнению судебной коллегии, не имеют правового отношения к рассматриваемому заявлению и доводы ответной стороны по поводу возмещения государством операторам связи расходов по оплате абонентской платы за телефон отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. К тому же, оно осуществляется не регулярно и в неполном размере.
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства дают основание судебной коллегии сделать вывод о том, что оспариваемая часть п.п."а" п.2.1 Положения противоречит федеральному законодательству, а потому должна быть признана недействующей и не подлежащей применению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Телесет" - удовлетворить.
Признать п.п."а" п.2.1 Положения "О порядке предоставление льгот в оплате за услуги связи, коллективную антенну, услуг вневедомственной охраны жилья, транспортных услуг для доставки топлива и возмещения недополученных доходов", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 1996 г. N 837 "О порядке реализации отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан" в части обязывающей получателя льготы предоставить "...выписку из домовой книги о совместном проживании (если телефон оформлен на члена семьи", противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течении 10 дней в Верховный суд РФ через Верховный суд РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 12 сентября 2001 г. N ЗП-1-99/2001
Решение вступило в законную силу 2 ноября 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2001 г. N 11Г01-61 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Кабинета Министров РТ - без удовлетворения; уточнена резолютивная часть решения, указано, что противоречащее в части федеральному закону "Положение..." признается недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания
Текст решения официально опубликован не был