Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 7 декабря 2000 г. N ЗП-1-86/2000
(извлечение)
Определением СК Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г. настоящее решение в части отказа прокурору в удовлетворении заявления отменено и производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия до гражданским делам Верховного суда РТ в составе:
председательствующего судьи Г-на
с участием прокурора С-на
при секретаре Ж-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими Федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1996 года N 97 "О дополнительных мерах по упорядочению производства, ввоза и реализации алкогольной продукции", установила:
Прокурор республики Татарстан обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров РТ от 9 февраля 1996 года N 97 "О дополнительных мерах по упорядочению производства, ввоза и реализации алкогольной продукции, в которое внесены изменения и дополнения постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 апреля 1996 года N 294, от 21 января 1997 года N 52, от 3 февраля 1997 года N 90, от 5 марта 1998 года N 102, от 20 сентября 1999 года N 628, от 4 октября 1999 года N 657, от 4 октября 1999 года N 667, от 28 июля 2000 года N 554.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что в соответствии с п.1 постановления установлено, что ввоз всех видов алкогольной продукции на территорию Республики Татарстан производится только через оптовые, рынки алкогольной продукции, пунктом 4 постановления введена республиканская сертификация алкогольной продукции и этилового спирта, пунктом 7 с 25 февраля 1996 года и до начала фактической деятельности оптовых рынков алкогольной продукции запрещен ввоз и реализация на территории Республики Татарстан водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов, произведенных за пределами республики, пунктом 12 запрещен ввоз этилового спирта и спиртосодержащих смесей, произведенного из всех видов сырья, на территорию Республики Татарстан, пунктом 13 данного постановления утвержден порядок декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан, пунктом 17 утверждены положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и оптовой реализации спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья в Республике Татарстан, и положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции в Республике Татарстан, вышеуказанные положения постановления, по мнению прокурора, противоречат федеральному законодательству, приняты в нарушение компетенции Кабинета Министров РТ и подлежат признанию недействительными.
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, просит признать недействительными и не порождающими правовых последствий с момента принятия часть 1 пункта 12, запрещающую ввоз этилового спирта, пункт 13 только в части утверждения порядка декларирования производства и оборота этилового спирта, части 1 и 2 пункта 17 об утверждении Положений о лицензировании постановления от 9 февраля 1996 года N 97, остальные пункты постановления прокурор просит признать недействительными в соответствии с ранее поданным заявлением.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Г-н не согласен с заявлением, пояснив, что данное постановление было принято в соответствии с действующим законодательством в интересах защиты потребительского рынка, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в настоящее время в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 29 ноября 2000 года N 817 данное постановление утрачивает силу с 1 января 2001 года.
Выслушав объяснения прокурора, представителя Кабинета Министров РТ, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, С-на полагавшего заявление обоснованным, судебная коллегия считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законодательством, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В силу ст.7 Закона РФ от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение товаров из одною региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
В пункте 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1996 года N 97 "О дополнительных мерах по упорядочению производства, ввоза и реализации алкогольной продукции" установлено с 1 апреля 1996 года, что ввоз и оптовая реализация всех видов алкогольной продукции на территории Республики Татарстан производится только через оптовые рынки алкогольной продукции, организуемые в порядке, предусмотренном настоящим постановлением. В абзаце третьем этого пункта введена осязательная сертификация алкогольной продукции в системе сертификации товаров, реализуемых в Республике Татарстан.
Судебная коллегия полагает, что приведенное положение пункта 1 постановления о ввозе и оптовой реализации алкогольной продукции через оптовые рынки алкогольной продукции, не противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с п.2 ст.6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции от 7 января 1999 года вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производстве оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В статьях 5 и 6 определены предметы ведения Российской Федерации совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Установление порядка ввоза алкогольной продукции через оптовые рынки алкогольной продукции указанными нормами законодательства не отнесено ни к предметам ведения Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения.
Также в соответствии с частью 5 ст.4 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спиртами алкогольной продукции в редакции от 22 ноября 1995 года к ведению субъектов Российской Федерации относятся вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не относящиеся к ведению Российской Федерации и не урегулированные настоящим законом.
Таким образом, поскольку указанный вопрос не отнесен и к ведению Российской Федерации или совместному ведению, судебная коллегия считает, что указанное положение постановления Кабинета Министров о создании оптовых рынков алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству и принято в пределах компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан.
В данной части оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется, в остальной части заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Положения абзаца третьего пункта 1 постановления об установлении обязательной сертификации алкогольной продукции в системе сертификатов товаров, реализуемых в Республике Татарстан, и пункта 4 постановления о введении с 1 апреля 1996 года республиканской сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья и запрете реализаций в розничной торговле алкогольной продукции, в том числе завозимой из-за пределов республики, без республиканского сертификата соответствия или его копии, заверенной в установленном порядке, подтверждающих соответствие ввезенной партии алкогольных изделий российскому сертификату соответствия, противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействительными.
Согласно ст.5 ч.14 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции в редакции от 7 января 1999 года к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции.
В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг" организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.
Согласно п.1 ст.7 этого же закона при обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах введение дополнительной обязательной республиканской сертификации этилового спирта и алкогольной продукции нарушает права участников рынка и не предусмотрено действующим законодательством.
В п.7 части первой постановления Кабинета Министров РТ указано, что с 25 февраля 1996 года и до начала фактической деятельности оптовых рынков алкогольной продукции запретить ввоз и реализацию на территории Республики Татарстан водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28 процентов, произведенного за пределами республики.
В п.12 части первой содержится запрет на ввоз этилового спирта и спиртосодержащих смесей, произведенных из всех видов сырья, на территории Республики Татарстан.
Данные положения постановления противоречат законодательству и приняты в нарушение компетенции Кабинета Министров РТ, который не вправе в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства вводить подобные ограничения на ввоз и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции, произведенных в других регионах.
Пунктом 13 постановления утвержден порядок декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан.
В соответствии с ч.12 ст.5 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции от 7 января 1999 года установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесена к ведению Российской Федерации.
Также и в редакции этого же закона от 22 ноября 1995 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, в ст.15 части второй было установлено, что порядок предоставления декларации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Таким образом, п.13 постановления и утвержденный этим пунктом порядок декларирования производства подлежат признанию недействительными.
Пунктом 17 постановления от 9 февраля 1996 года N 97 были утверждены Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и оптовой реализации спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья в Республике Татарстан (приложение N 7) и Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции в Республике Татарстан (приложение N 8).
Указанные пункты постановления противоречат федеральному законодательству с момента принятия и подлежат признанию недействительными.
В соответствии со ст.3 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в редакции от 22 ноября 1995 года, действовавшей на момент принятия постановления, и полномочиями федеральных органов исполнительной власти в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции относится установление порядка лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции, а также лицензирование указанных видов деятельности.
В редакции этого же закона от 7 января 1999 года определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдача федеральных лицензий на производство и оборот этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со ст.5 закона отнесено к ведению Российской Федерации.
Таким образом, порядок выдачи лицензий устанавливается федеральным органом исполнительной власти и установление этого порядка к компетенции Кабинета Министров не относится.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что в соответствии со старой редакцией закона от 22 ноября 1995 года установление порядка лицензирования было отнесено к компетенции субъекта федерации, являются необоснованными, так как в соответствии со ст.4 этой редакции закона к ведению субъектов федерации было отнесено установление порядка лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции.
В указанных же положениях определяется порядок лицензирования всех видов этилового спирта и алкогольной продукции.
Также неубедительны доводы представителя Кабинета Министров о том, что постановлением Кабинета Министров РТ от 29 ноября 2000 года N 817 оспариваемое постановление отменено и отсутствует предмет спора. Указанным постановлением от 29 ноября 2000 года оспариваемое постановление признается утратившим силу с 1 января 2001 года, на момент рассмотрения дела постановление не утратило силу и продолжает действовать.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" данное решение судебной коллегии подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан.
Руководствуясь ст.ст.191-193, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решилА:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать абзац третий пункта 1, пункт 4, часть первую пункта 7, часть первую пункта 12, пункт 13, части первую и вторую пункта 17 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1996 года N 97 "О дополнительных мерах по упорядочению производства, ввоза и реализации алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 апреля 1996 года N 294, от 21 января 1997 года N 52, от 3 февраля 1997 года N 90, от 5 марта 1998 года N 102, от 20 сентября 1999 года N 628, от 4 октября 1999 года N 657, от 4 октября 1999 года N 667, от 28 июля 2000 года N 554), Порядок декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан, утвержденный пунктом 13 данного постановления, Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и оптовой реализации спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья в Республике Татарстан и Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции в Республике Татарстан, утвержденные пунктом 7 данного постановления, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента принятия.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 7 декабря 2000 г. N ЗП-1-86/2000
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г. настоящее решение в части отказа прокурору в удовлетворении заявления отменено и производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения