Министерство здравоохранения |
Председатель Шахторина Н.А.
4 февраля 2002 г. |
4 февраля 2002 г. |
Зарегистрировано
Министерством труда и занятости
Республики Татарстан
от 6 февраля 2002 г.
Регистрационный N 63
Отраслевое соглашение
между Министерством здравоохранения Республики Татарстан
и Республиканским комитетом профсоюза работников здравоохранения
Татарстана на 2002-2004 гг.
1. Общие положения
1.1. Отраслевое Соглашение (в дальнейшем Соглашение) на 2002-2004 гг. заключено в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О коллективных договорах и соглашениях", другими законодательными и нормативно-правовыми актами (приложение N 1) и направлено на обеспечение стабильной и эффективной деятельности учреждений и организаций системы здравоохранения, установление согласованных сторонами мер по социально-экономической защите работников отрасли, предоставление им дополнительных льгот и гарантий.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники в лице их представителя - Республиканский комитет профсоюза работников здравоохранения Татарстана (в дальнейшем - Реском профсоюза);
- работодатели в лице их представителя - Министерство здравоохранения Республики Татарстан (Минздрав РТ).
Участником настоящего Соглашения является Министерство труда и занятости Республики Татарстан - от республиканских органов исполнительной власти.
1.3. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Отраслевым тарифным соглашением по организациям здравоохранения Российской Федерации.
Выполнение принятых сторонами обязательств обеспечивается предусмотренными в бюджетах учреждений здравоохранения, планах их хозяйственной деятельности и сметах профсоюза средствами и статьями расходов.
Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников отрасли.
1.4. Соглашение является правовым актом и его положения обязательны для работодателей - руководителей органов и учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву РТ, и для соответствующих профсоюзных органов, и могут служить основой при заключении территориальных Соглашений и коллективных договоров.
1.5. Республиканская организация профсоюза работников здравоохранения, ее городские, районные и первичные организации выступают в качестве полномочных представителей работников, являющихся членами данного Профсоюза, при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, а также ведении переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально-экономических прав и интересов: оплаты труда, занятости, найма и увольнения (в том числе при сокращении штата и численности работающих), охраны труда и др.
1.6. Соглашение открыто для присоединения к нему организаций, не делегировавших ранее полномочий Минздраву РТ на его заключение и заявивших представителям сторон Соглашения о своем согласии распространить на них его действие.
1.7. Стороны согласились в том, что:
1.7.1. Настоящее Соглашение заключено с учетом действующего на момент его подписания законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан и не ограничивает права руководителей учреждений в предоставлении дополнительных социально-экономических гарантий, определенных коллективным договорами.
1.7.2. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового Отраслевого соглашения.
Действие Соглашения распространяется на всех работников отрасли, за исключением положений, принятых в интересах только членов профсоюза.
1.7.3. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение взятых на себя обязательств или изменить их.
1.7.4. Имеют право вносить дополнения, изменения в Отраслевое соглашение на основе взаимной договоренности.
1.7.5. Профсоюзные организации учреждений здравоохранения не несут ответственности за нарушение прав не членов профсоюза, не уполномочивших профсоюз на представительство их интересов и не перечисляющих по согласованию с ним взносов на счета профсоюзных организаций.
1.8. Стороны:
1.8.1. Создают на равноправной основе Отраслевую комиссию для ведения переговоров по заключению и контролю за выполнением Соглашения, внесению в него изменений и дополнений, урегулированию возникающих разногласий (приложение N 2).
1.8.2. Имеют право инициировать разработку и принимать участие в реализации социально-экономических программ в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
1.8.3. Информируют и предоставляют друг другу запрашиваемую информацию, вносят предложения на всех стадиях разработки проектов нормативных актов, затрагивающих социально-экономические, профессиональные, трудовые права и интересы работников здравоохранения.
1.8.4. Включают своих представителей в состав рабочих групп по подготовке нормативно-правовых актов, программ, концепций, относящихся к сфере трудовых и социально-экономических отношений для проведения взаимных консультаций.
1.8.5. Содействуют заключению Соглашений на всех уровнях и коллективных договоров в учреждениях всех форм собственности. Условия территориальных Соглашений, коллективных договоров, ухудшающие социально-экономические, трудовые отношения, установленные законодательными, нормативно-правовыми актами и настоящим Соглашением, договорились считать недействительными.
1.8.6. Обязуются активно защищать интересы работников здравоохранения через представительные органы, средства массовой информации и иными методами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан при решении социальных, экономических и правовых вопросов работников отрасли.
1.9. В целях обеспечения контроля и ответственности за выполнение настоящего Соглашения стороны договорились:
1.9.1. Довести текст настоящего Соглашения до сведения руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву РТ, и территориальных организаций профсоюза в течение одного месяца со дня его подписания.
1.9.2. Ежегодно разрабатывать комплекс мер (план мероприятий) по выполнению данного Соглашения и осуществлять постоянный контроль за его реализацией, информируя друг друга о своих действиях.
1.9.3. Информацию о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривать на совместных заседаниях Коллегии Минздрава РТ и Президиума Рескома профсоюза. Результаты рассмотрения доводить до сведения подведомственных Минздраву РТ территориальных органов управления и учреждений здравоохранения и соответствующих организаций Профсоюза.
1.9.4. Текст Соглашения, промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения публиковать в газетах "Медицинские вести", "Медико-фармацевтический вестник" и др.
1.9.5. Способствовать предотвращению трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством.
1.9.6. Лица, по вине которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
2. Вопросы экономики здравоохранения
2.1. Стороны считают необходимым добиваться:
2.1.1. Обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью в объеме, определенном "Программой государственных гарантий обеспечения граждан Республики Татарстан бесплатной медицинской помощью", утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан 06.03.2001 года.
2.1.2. Своевременного и полного финансирования учреждений здравоохранения по всем статьям расходов в соответствии с утвержденным бюджетом.
2.1.3. Выполнения Закона РТ "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан" в части финансирования в полном объеме на оказание медицинской помощи неработающему населению.
2.1.4. Недопущения отключения учреждений здравоохранения от водо-, газо-, тепло-, электроснабжения.
2.2. Министерство здравоохранения РТ:
2.2.1. Проводит систематический анализ состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения и принимает меры по его укреплению. Обеспечивает подведомственные учреждения квалифицированными кадрами.
2.3. Реском профсоюза:
2.3.1. Содействует обеспечению условий деятельности работников здравоохранения, позволяющие осуществлять их профессиональные обязанности.
3. Оплата и нормы труда
3.1. Стороны подтверждают, что:
3.1.1. Система оплаты труда работников здравоохранения состоит из тарифных окладов (ставок), а также повышений, доплат и надбавок, предусмотренных действующим законодательством.
3.1.2. Ставки и оклады работников здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки и являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда при соблюдении определенной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении объема работы (норм труда), обусловленных трудовым договором.
3.1.3. Размер заработной платы работников определяется их личным вкладом и производится пропорционально отработанному времени из расчета должностного оклада или в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок.
Заработок работника максимальными размерами не ограничивается.
Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Выплата заработной платы производится, как правило, в месте выполнения работы в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором.
Представителям администрации заработная плата выплачивается одновременно со всеми работниками.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
3.1.4. Положение об оплате труда работников здравоохранения, внесение в него изменений и дополнений утверждается Минздравом РТ с учетом мнения рескома профсоюза.
Работа тарификационных комиссий, утверждение Положения о премировании и материальном стимулировании в учреждении, Положения об оплате труда работников, участвующих в оказании платных услуг и их премировании производится администрацией учреждений с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
3.1.5. За работу в ночное время с 22.00 предшествующего дня до 6.00 последующего дня работникам учреждений здравоохранения выплачивается доплата в размере 50% должностного оклада за каждый час работы в ночное время. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи - в размере 100% должностного оклада за каждый час работы в ночное время в соответствии с Перечнем должностей, утверждаемым руководителем учреждения здравоохранения с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
3.1.6. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
- работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы;
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
3.1.7. Время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее 2/3 заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).
Время простоя по вине работника не оплачивается.
3.2. Стороны обязуются:
3.2.1. Осуществлять контроль за правильностью оплаты труда, расходованием средств на выплату доплат, надбавок, премий, материального поощрения и своевременностью выплаты заработной платы в учреждениях здравоохранения.
3.2.2. Проводить систематический анализ социально-экономического положения работников отрасли и вносить предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан по усилению их социальной защищенности.
3.3. Стороны договорились, что:
3.3.1. В соответствии с приказом Минздрава РТ N 595 от 25.06.2001 г. руководителям лечебно-профилактических учреждений предоставлено право устанавливать надбавки к окладам в размере 15% работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Республики Татарстан" за счет средств, предусмотренных на оплату труда.
3.3.2. В соответствии с приказом Минздрава РТ N 47 от 01.02.2001 г. руководители лечебно-профилактических учреждений могут устанавливать надбавки к окладам за сложность, напряженность в работе участковым врачам-терапевтам и педиатрам, средним медицинским работникам участковой сети и другим специалистам, оказывающим медицинскую помощь населению в период вспышки гриппа и других инфекционных заболеваний, за счет средств, предусмотренных на оплату труда и фонда материального стимулирования.
3.4. Реском профсоюза:
3.4.1. Оказывает бесплатную методическую, практическую и юридическую помощь членам профсоюза по вопросам оплаты и нормирования труда.
3.4.2. Обеспечивает издание информационных материалов, учебу профсоюзного актива по вопросам оплаты труда, трудовому законодательству.
3.5. Стороны договорились внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан следующие предложения:
3.5.1. Об увеличении на 1 разряд окладов (ставок) работников, имеющих почетные звания "Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации" и "Почетный работник здравоохранения Республики Татарстан".
3.5.2. Об установлении разрядов оплаты труда и тарифных коэффициентов ЕТС участковым педиатрам и терапевтам территориальных участков с учетом квалификационных категорий с 12 по 15 разряды.
4. Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха
4.1. Стороны договорились, что:
4.1.1. Трудовые отношения между работником и работодателем, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективным договором.
4.1.2. Трудовой договор с работниками учреждений здравоохранения заключается на неопределенный срок. Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения, интересов работника, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
Изменение условий трудового договора между работником и работодателем может быть произведено только с согласия работника. Перевод работника с трудового договора, заключенного на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (контракт) допускается только с согласия работника.
4.1.3. Условия, оговариваемые при заключении трудового договора (контракта), не могут ущемлять социально-экономические, трудовые права работников, определенные законодательством о труде РФ, настоящим Соглашением и коллективным договором учреждения здравоохранения.
4.1.4. Трудовой договор заключается в письменной форме.
4.1.5. Работодатель, его полномочные представители обязаны при заключении трудового договора ознакомить работника под роспись с настоящим Соглашением, Уставом учреждения, коллективным договором и иными локальными актами, действующими в учреждении.
4.1.6. Расторжение трудового договора с работником по инициативе администрации должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством.
4.1.7. Министерство здравоохранения РТ по согласованию с Рескомом профсоюза работников здравоохранения РТ разрабатывает и утверждает годовой баланс рабочего времени для работников здравоохранения с учетом установленной законодательством продолжительности рабочего времени по всем категориям работающих и направляет его во все подведомственные учреждения здравоохранения.
4.1.8. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
4.1.9. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (за вредные условия труда, ненормированный рабочий день и другие), предусмотренные законодательством, суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
4.1.10. Другие дополнительные оплачиваемые отпуска за счет собственных средств учреждений предоставляются в соответствии с коллективным договором.
4.1.11. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставление отпуска по частям, а также отзыв из отпуска допускается только с согласия работника.
Неиспользованная, в связи с отзывом работника из отпуска, часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен при временной нетрудоспособности работника, выполнении государственных и общественных обязанностей. По письменному заявлению работника отпуск должен быть перенесен в случае, если администрация не выплатила заработную плату за время отпуска до его начала.
5. Гарантии содействия занятости
5.1. Министерство здравоохранения Республики Татарстан:
5.1.1. Организует и контролирует реализацию республиканской Отраслевой программы содействия занятости медицинских работников на 1999-2002 гг. и координирует разработку аналогичной программы на последующие годы (Приложение N 3).
5.1.2. Анализирует и прогнозирует состояние на рынке труда в здравоохранении и оказывает помощь органам управления здравоохранением в создании территориальных программ содействия занятости медицинских и фармацевтических работников.
5.2. Минздрав РТ, органы управления здравоохранением:
5.2.1. Своевременно не менее, чем за три месяца представляют органам службы занятости и в соответствующий профсоюзный орган информацию о возможных массовых высвобождениях работников, предполагаемой их численности и категории, а также сроки осуществления.
5.3. Стороны:
5.3.1. Рассматривают на совместном заседании коллегии Минздрава РТ и Президиума Рескома профсоюза вопросы занятости и переподготовки высвобождаемых работников.
5.3.2. Не допускают массового высвобождения работающих, экономически и социально не обоснованного сокращения рабочих мест, нарушения правовых гарантий работников отрасли при реорганизации и ликвидации учреждений, проводят с этой целью взаимные консультации, принимают согласованные меры.
5.3.3. Рекомендуют органам управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения и соответствующим выборным профсоюзным органам:
- при заключении территориальных соглашений и коллективных договоров предусматривать обязательства по организации опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
- считать критерием массового высвобождения работников в отрасли:
а) ликвидацию организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников учреждения в количестве: 20 и более при численности работающих 700 человек и более, 15-19 человек при численности работающих от 400 до 700 человек, 5% от общего количества работников при численности до 200 человек;
5.4. Работодатели:
5.4.1. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников строго руководствуются законодательством о труде, а именно:
- производят отбор кандидатур работников, подлежащих высвобождению, с учетом гарантий, установленных статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации, а также преимущественного права на оставление на работе, предусмотренного статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации;
- предупреждают каждого работника о предстоящем высвобождении не менее чем за 2 месяца, увольняют работников по сокращению численности или штата только в случае невозможности их перевода на другую работу с их согласия;
- при сокращении численности или штата работников учитывают кроме лиц, имеющих в соответствии с законодательством преимущественное право оставления на работе, также работников предпенсионного возраста.
5.4.2. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, предоставляется время для поиска работы. Продолжительность этого времени определяется коллективным договором.
5.4.3. Работникам, уволенным из организации в связи с сокращением численности или штата, предоставляется преимущественное право трудоустройства в данную организацию в случае создания в ней новых рабочих мест.
6. Охрана труда и здоровья
6.1. Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязуется:
6.1.1. Организовать и обеспечить контроль выполнения мероприятий, предусмотренных Республиканской Программой первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда работников системы здравоохранения РТ на 1999-2002 годы, утвержденной приказом МЗ РТ N 433 от 09.06.99 г. и координировать разработку аналогичной программы на последующие годы (Приложение N 4).
6.1.2. Ежегодно рассматривать на коллегии Минздрава РТ совместно с Рескомом профсоюза состояние охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
6.1.3. Обеспечить учет и анализ производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости в отрасли, разработку и контроль выполнения мероприятий по их предупреждению.
6.1.4. Способствовать проведению обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со ст.14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181 и Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 09.07.98 г. N 125.
6.1.5. Разработать механизм создания фондов по охране труда в органах управления и учреждениях здравоохранения в соответствии со ст.19 Закона РТ "Об охране труда в Республике Татарстан" от 12.03.97 г. и ст.19 Закона РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г.
6.1.6. Обеспечить контроль за техническим обслуживанием электронно-медицинской аппаратуры и оборудования, функционирующих на объектах повышенной опасности (стерилизационные, рентгеновские кабинеты, дезкамеры, физиотерапевтические кабинеты, лифты, гаражи и др.).
6.1.7. Содействовать:
- проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях здравоохранения;
- выделению бюджетных ассигнований на обеспечение бесплатной выдачи молока работающим с химическими веществами;
- выделению бюджетных ассигнований на проведение медицинским работникам прививок против вирусного гепатита и гриппа.
6.1.8. Оказывать консультативно-методическую помощь в вопросах организации работы по охране труда органам управления и учреждениям здравоохранения.
6.2. Работодатели обеспечивают:
- создание службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда в каждой организации с численностью 100 и более работников в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными постановлением Минтруда России от 22.01.2001 г. N 10 и приказом Минздрава России от 22.05.2001 г. N 165 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих центральных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения" в пределах утвержденной численности;
- выделение средств на улучшение условий и охрану труда в соответствии с законодательством;
- бесплатную выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
- хранение, своевременную стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работнику спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, технического инспектора труда ЦК профсоюза работников здравоохранения по РТ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве;
- обучение уполномоченных лиц, председателей и членов совместных комитетов по охране труда и инженеров по охране труда за счет Фонда социального страхования в соответствии с п.11 ст.17 Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и постановлением Минтруда РФ от 03.07.2000 г. N 49 "О проведении апробации Порядка направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных";
- обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников здравоохранения, в том числе руководителей, в установленном порядке.
6.3. Стороны договорились, что работодатели обязуются:
6.3.1. На время приостановки работ в организации, отделении, лаборатории, на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника сохранять за ним место работы, должность и средний заработок.
6.3.2. Предоставлять уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда для выполнения ими обязанностей, предусмотренных постановлением Минтруда РФ от 08.04.94 г. N 30, не менее двух часов в неделю с оплатой среднего заработка;
6.4. Стороны подтверждают, что:
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
6.5. Реском профсоюза, выборные профсоюзные органы обязуются:
6.5.1. Избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, через которых осуществлять общественный контроль за состоянием условий и охраны труда, участвовать в работе комитетов (комиссий) по охране труда.
6.5.2. Участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов здравоохранения, а также оборудования, приборов, кабинетов, отделений и др.
6.5.3. Осуществлять учет и анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в учреждениях отрасли, рассматривать вопросы условий и охраны труда на Пленумах и президиумах Рескома профсоюза.
6.5.4. Принимать участие в разработке нормативно-технической документации по охране труда, контролировать сохранение в этих документах существующих прав работников на безопасные условия труда.
6.5.5. Оказывать необходимую консультативную помощь работникам и организациям здравоохранения по вопросам охраны труда.
6.5.6. Принимать меры по награждению особо отличившихся в деле улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваний, реализации Соглашений и коллективных договоров Почетными грамотами и знаками ФНПР, ЦК Профсоюза, Минздрава России и ЦК Профсоюза, Минздрав РТ и Рескома Профсоюза.
6.5.7. Принимать участие в расследовании, а также осуществлять самостоятельное расследование несчастных случаев на производстве.
6.5.8. Предъявлять требование о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
6.5.9. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда.
7. Социальные льготы, гарантии
7.1. Стороны договорились, что работодатели обязуются:
7.1.1. Обеспечивать выполнение установленных законодательством гарантий и льгот работникам отрасли и не ограничивать права трудовых коллективов в расширении этих гарантий за счет собственных средств при заключении коллективных договоров в учреждениях здравоохранения.
7.1.2. Осуществлять мероприятия по организации оздоровления и летнего отдыха работников здравоохранения и их детей.
7.1.3. Содействовать обеспечению нуждающихся работников отрасли путевками на санаторно-курортное лечение на льготных условиях. Работников отделений лучевой диагностики и терапии оздоравливать в Республиканском центре реабилитации МЧС РТ.
7.1.4. Предоставлять работникам за счет внебюджетных средств оплачиваемые свободные дни по следующим причинам:
- бракосочетание работника - три рабочих дня;
- бракосочетание детей, одному из родителей - один рабочий день;
- рождение ребенка - два рабочих дня отцу;
- проводы сына на службу в армию - один рабочий день;
- смерть детей, родителей, супруга - три рабочих дня.
7.1.5. Предоставлять четыре дополнительных полностью оплачиваемых выходных дня в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет за счет средств социального страхования.
7.1.6. В соответствии с постановлением Совета Министров ТССР N 261 от 14.06.91 г. "О дополнительных мерах по охране материнства и детства в ТССР" и коллективными договорами учреждений здравоохранения:
- Предоставлять работникам отрасли - женщинам, имеющим детей в возрасте до 16 лет, не менее 2-х часов свободного времени в неделю или один свободный день в месяц частично или полностью оплачиваемый. Порядок предоставления женщине свободного времени и размер его оплаты устанавливается при заключении коллективного договора. - Увеличить продолжительность установленного законом дородового отпуска дополнительно на 30 календарных дней (100 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов) беременным женщинам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (независимо от продолжительности рабочего времени в контакте с вредностью) с оплатой среднемесячного заработка, независимо от стажа работы, за счет средств учреждений и организаций в соответствии с утвержденным Перечнем таких работ. В случае перевода беременной женщины с тяжелых и вредных условий труда на нее это положение не распространяется.
7.1.7. Производить компенсацию расходов на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве или по заключению органов здравоохранения, установивших профессиональное заболевание.
7.1.8. Работникам, выходящим на пенсию по старости или за выслугу лет, выплачивать единовременное материальное вознаграждение в размере тарифной ставки (оклада) при условии оставления рабочего места.
7.1.9. Осуществлять чествование ветеранов труда в памятные даты.
7.1.10. Производить выплату единовременного пособия работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из суммы, равной 60 минимальным размерам заработной платы, установленной в Российской Федерации, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Учреждения, организации с учетом финансовых возможностей вправе устанавливать повышенные размеры указанных выплат.
7.1.11. В случае гибели работников учреждений, организаций здравоохранения выплачивать единовременное денежное пособие на основании следующих законодательных актов:
- в случае гибели работников государственной системы здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии со ст.64 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. N 5487-1 и ст.61 Закона РТ "Об охране здоровья граждан" от 18.06.98 г.;
- в случае смерти врача-психиатра, иных специалистов, медицинского и другого персонала, участвующих в оказании психиатрической помощи, наследникам выплачивается страховая сумма в размере десятикратного годового денежного содержания, в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.92 г. N 3185-1;
- в случае смерти работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, каждому члену семьи работников указанных категорий, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболеваний, выплачивается государственное единовременное пособие в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на день осуществления выплаты данного пособия, в соответствии со ст.21 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Круг членов семьи, имеющих право на данное пособие, определяется в соответствии с законодательством.
7.2. Стороны считают необходимым:
7.2.1. Продолжить работу с Кабинетом Министров Республики Татарстан по решению вопроса о возмещении работникам, проживающим в сельской местности, расходов на оплату жилья, освещения и отопления.
7.2.2. Способствовать реализации распоряжения СМ ТССР N 623-р от 27.08.90 г. по оплате проезда на городском транспорте врачей и медицинских сестер, имеющих разъездной характер работы, оказывающих медицинскую помощь на дому взрослому и детскому населению.
7.2.3. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения и профсоюзных органов при заключении территориальных Соглашений с главами администраций городов и районов предусматривать:
- решение вопроса о предоставлении медицинским работникам льготных кредитов на строительство или приобретение жилья в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 635 от 25.09.99 г. "О предоставлении гражданам кредитов на строительство или приобретение жилья из средств государственных ресурсов";
- установление работникам здравоохранения оплаты за проживание в общежитиях предприятий, организаций в размере не менее 70% стоимости за счет средств местных бюджетов.
7.3. Стороны в установленном порядке через Минздрав РФ и ЦК профсоюза готовят предложения в адрес федеральных органов законодательной и исполнительной власти:
7.3.1. Об установлении тождественности наименований должностей, учреждений здравоохранения (их подразделений) с ранее применявшимися для назначения льготного пенсионного обеспечения.
8. Обеспечение гарантий прав членов профсоюза
и их организационных структур
8.1. Министерство здравоохранения РТ, руководители органов управления и учреждений здравоохранения:
8.1.1. Соблюдают права и гарантии профсоюза работников здравоохранения Республики Татарстан, его членов и выборных органов профсоюза в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Законом Республики Татарстан "О профессиональных союзах", Уставом профсоюза работников здравоохранения РФ, коллективными договорами и соглашениями. Не препятствуют созданию и функционированию структур профсоюза в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы.
8.1.2. Принимают решения, касающиеся установления и изменения условий, нормирования, оплаты труда, материального стимулирования, режима работы, распределения жилья с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов.
Аттестация работников на всех уровнях производится при участии профсоюзных органов.
8.1.3. Предоставляют выборному органу Профсоюза, действующему в учреждениях здравоохранения в бесплатное пользование необходимые для его деятельности оборудование, помещение, транспортные средства, средства связи, множительную технику в соответствии с коллективным договором, соглашением. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование этого помещения осуществляется за счет средств работодателя, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
8.1.4. Не препятствуют представителям рескома профсоюза посещать организации здравоохранения, где работают члены профсоюза, а также предоставляют бесплатную информацию о деятельности организации для реализации уставных целей и задач профсоюза работников здравоохранения Республики Татарстан по социально-трудовым вопросам.
8.1.5. Обеспечивают невмешательство в финансовую деятельность организаций профсоюза, права профсоюза на уплату членских взносов в безналичной форме. В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Законом РТ "О профессиональных союзах" перечисляют при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и бесплатно на счета профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников, в соответствии с коллективным договором, соглашением. Членские взносы в профсоюз перечисляются с расчетного счета организации, учреждения здравоохранения одновременно с выдачей банками средств на заработную плату, в соответствии с платежными поручениями организации. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
8.1.6. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, перечисляют ежемесячно денежные средства из заработной платы указанных работников на счета профсоюза на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, соглашениями.
8.1.7. Предоставляют членам выборных профсоюзных органов, уполномоченным профсоюза по охране труда, не, освобожденным от основной работы, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей, а также для прохождения краткосрочной профсоюзной учебы.
Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, что оплата труда председателя профсоюзного органа, организации может производиться за счет средств организации, учреждения в пределах суммы, установленной коллективным договором, соглашением.
8.1.8. Освобождают от основной работы членов профсоюза, избранных делегатами для участия в работе съездов, конференций, созываемых органами профсоюза, а также освобождают от основной работы членов профсоюза, избранных в состав органов профсоюза для участия в работе этих органов, заседаниях комиссий. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
8.1.9. Обязаны соблюдать предоставленные действующим законодательством гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов, контрольно-ревизионной комиссии и не освобожденным от основной работы:
- не могут подвергнуть дисциплинарному взысканию работников, входящих в состав выборного органа профсоюза и контрольно-ревизионной комиссии, уполномоченных профсоюза по охране труда без предварительного согласия выборного органа профсоюза, контрольно-ревизионной комиссии, членами которой они являются; руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия профсоюзного комитета первичной организации профсоюза; руководителя первичной организации профсоюза, профорганизатора - без предварительного согласия вышестоящего органа профсоюза;
- не могут производить перевод данной категории профсоюзного актива на другую работу по своей инициативе без предварительного согласия выборного органа профсоюза, контрольно-ревизионной комиссии, членами которых они являются;
- не могут уволить по своей инициативе работников, входящих в состав выборных органов профсоюза, контрольно-ревизионной комиссии без предварительного согласия выборного органа профсоюза, контрольно-ревизионной комиссии, членами которых они являются, профгруппоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - профсоюзного комитета), а руководителей первичной организации Профсоюза и членов профсоюзного комитета, профорганизатора - без предварительного согласия вышестоящего выборного органа профсоюза;
- не могут привлечь к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и председателей профсоюза в создаваемых в организации совместных комиссий по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по своей инициативе без предварительного согласия профсоюзного комитета первичной организации профсоюза.
8.1.10. Обязаны соблюдать предоставленные действующим законодательством гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в выборные органы профсоюза.
8.1.11. Не допускают увольнения по инициативе работодателя работников, являвшихся членами выборных органов профсоюза в течение двух лет после окончания срока их полномочий, а председателей профкома в течение 3-х лет, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение.
8.1.12. Рассматривают обращения, требования и предложения органов Профсоюза в установленные законодательством сроки и направляют письменный ответ выборному органу профсоюза, направившему в его адрес обращение, заявление, требование, предложение.
8.1.13. Совместно с органами профсоюза представляют к присвоению почетных званий Республики Татарстан и Российской Федерации наиболее отличившихся профсоюзных работников, работающих на освобожденной основе.
9. Обязательства Республиканского комитета профсоюза работников
здравоохранения Татарстана в соответствии с уставом
отраслевого профсоюза
9.1. Реском профсоюза в соответствии с положениями Конституции РФ и РТ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях", Законом РТ "О профессиональных союзах", Уставом профсоюза работников здравоохранения РФ, коллективными договорами и соглашениями:
9.1.1. Содействует реализации настоящего Соглашения.
9.1.2. Вносит предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан по усилению социальной защиты работников отрасли, проводит экспертизу законопроектов и иных нормативных документов в области экономики, социальных вопросов, охраны труда.
9.1.3. По своей инициативе, а также по просьбе членов профсоюза осуществляет представительство и защиту профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза в судебных инстанциях и органах прокурорского надзора.
9.1.4. Оказывает бесплатную правовую помощь и защиту прав и интересов членов профсоюза в вопросах обеспечения занятости, приема на работу и увольнения, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством, коллективными договорами и настоящим Соглашением.
9.1.5. Осуществляет через свои органы на местах, уполномоченных лиц по охране труда, техническим и правовым инспекторами труда ЦК профсоюза работников здравоохранения по РТ контроль за состоянием охраны труда, соблюдением трудового законодательства.
9.1.6. Содействует улучшению условий труда, быта и оздоровлению работников отрасли и их детей.
9.1.7. Участвует в общественном контроле за деятельностью социальных внебюджетных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.).
9.1.8. Организует учебу профсоюзного актива по приоритетным направлениям внутрисоюзной деятельности, по вопросам оплаты и охраны труда, трудового, жилищного и пенсионного законодательства и другим, касающимся социально-трудовых отношений в виде 2-3-дневных семинаров, научно-практических конференций.
9.1.9. С целью материальной поддержки членов профсоюза в случаях стихийных бедствий, тяжелых заболеваний, поддержки студенческой молодежи, ветеранов профсоюзного движения, для подготовки профсоюзных кадров и актива учреждает в соответствии с положениями Фонды "Солидарность", "Оздоровление", "Поддержки студенчества", "Подготовки и переподготовки профсоюзных кадров и актива", "Единой информационной политики", "Ветеран", а также профсоюзные стипендии студентам КГМУ и учащимся медицинских училищ республики.
9.1.10. Содействует осуществлению дополнительного добровольного страхования работников отрасли - членов профсоюза, открывая на них за счет собственных средств и средств организаций и учреждений лицевые счета в негосударственном пенсионном фонде "Версия" с целью обеспечения дополнительных мер их социальной защиты.
9.1.11. Разрабатывает методические рекомендации, пособия по вопросам оплаты и охраны труда, формирования института социального партнерства, порядка и способа разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и др.
10. Заключительные положения
10.1. Стороны договорились:
10.1.1. В течение срока действия Соглашения и при условии его выполнения Профсоюз воздерживается от организации забастовок, а руководители - от массовых увольнений работников, ликвидации учреждений и организаций или их необоснованных реорганизаций.
10.1.2. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным сторонами уважительными, принимать дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
10.1.3. О проведении в VI квартале 2004 года переговоров по заключению нового Соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения РТ и Республиканским комитетом профсоюза работников здравоохранения Татарстана на 2002-2004 гг.
Текст Соглашения официально опубликован не был