Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 декабря 2000 г. N ЗП-1-97/2000
Определением СК Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 11Г01-5 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-на
с участием прокурора К-ой
при секретаре Г-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2000 г. N 507 "О мерах по устранению нарушений установленного порядка передачи объектов в коммунальную собственность городов и районов республики и внесении изменений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" в части исключения встроенно-пристроенных нежилых помещений из состава коммунальной собственности недействительным и не порождающим правовых последствий, установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (далее по тексту КМ РТ) от 12.07.2000 г. N 507 "О мерах по устранению нарушений установленного порядка передачи объектов в коммунальную собственность городов и районов республики и внесении изменений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" в части исключения встроенно-пристроенных нежилых помещений из состава коммунальной собственности недействительным и не порождающим правовых последствий. В обосновании своего заявления прокурор РТ указал, что п.3 оспариваемого постановления КМ РТ противоречит постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и статье 209 ГК РФ.
Представители КМ РТ З-ов и С-ва (далее - представители КМ РТ) с доводами заявления прокурора РТ не согласились, суду пояснили, что согласно действующего в Республике Татарстан законодательства коммунальная собственность является разновидностью государственной собственности и понятия "муниципальная собственность" и "коммунальная собственность" не равнозначны. Муниципальная собственность не является государственной собственностью, в связи с этим, разграничение государственной собственности Республики Татарстан на республиканскую и коммунальную собственность, а также порядок передачи республиканского имущества в коммунальную собственность может регламентироваться только правовыми актами Республики Татарстан. На основании этого считают, что нельзя применять по аналогии практику разрешения споров в отношении муниципальной собственности к возникающим спорам в отношении коммунальной собственности.
Выслушав объяснения заявителя, представителей КМ РТ, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пункт 3 постановления КМ РТ N 507 от 12 июля 2000 года, в части исключения из состава коммунальной собственности г.Казани встроенно-пристроенных нежилых помещений, нельзя считать законным по следующим основаниям.
Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации действует федеральный закон.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 года N 3020-1 утвержден перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, в соответствии с которым жилищный и нежилой фонд, находящиеся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов (местной администрации), в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5, 7% отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, отнесены к муниципальной собственности.
Доводы представителей КМ РТ о том, что коммунальная собственность является разновидностью государственной собственности, в Республике Татарстан нет муниципальной собственности, а понятия "муниципальная собственность" и "коммунальная собственность" не равнозначны, противоречат ст.215 ГК РФ, согласно которой имущество городов, сел и других муниципальных образований является муниципальной собственностью. И в связи с этим, судебная коллегия считает, что в Республике Татарстан муниципальная собственность отождествлена с коммунальной собственностью.
Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 года N 1764-XII "О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан" утвержден первоочередной перечень объектов, безвозмездно передаваемых в состав коммунальной собственности районов и городов Республики Татарстан, согласно которому встроенно-пристроенные нежилые помещения перешли в коммунальную собственность.
Таким образом, в силу прямого указания закона, встроенно-пристроенные нежилые помещения уже находятся в коммунальной собственности. Оспариваемое постановление КМ РТ в части исключения из состава коммунальной собственности встроенно-пристроенных нежилых помещений нарушает права собственника - Казанского городского Совета народных депутатов, предусмотренные ст.209 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает пункт 3 постановления КМ РТ N 507 от 12 июля 2000 года "О мерах по устранению нарушений установленного порядка передачи объектов в коммунальную собственность городов и районов республики и внесении изменений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" в части исключения встроенно-пристроенных нежилых помещений из состава коммунальной собственности подлежащим признанию недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2000 года N 507 "О мерах по устранению нарушений установленного порядка передачи объектов в коммунальную собственность городов и районов республики и внесении изменений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" в части исключения встроенно-пристроенных нежилых помещений из состава коммунальной собственности недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течении 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 18 декабря 2000 г. N ЗП-1-97/2000
Сообщение о Решении было опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 5 апреля 2001 г. N 67-68
Определением СК Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 11Г01-5 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения