Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 5 июня 2002 г. N ЗП-1-66/02
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N 11-Г02-17 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре З-ой
с участием прокурора Д-ва,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Н-ва о признании Положения о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 814 от 10 декабря 1999 года в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 579 от 14 августа 2000 года, незаконным, недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания, установил:
Н-ов обратился в Верховный суд Республики Татарстан с жалобой о признании Положения о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 814 от 10 декабря 1999 года в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 579 от 14 августа 2000 года, указав в обоснование своих требований, что данное Положение не соответствует Налоговому Кодексу Российской Федерации и нарушает его имущественные права, как физического лица, а также имущественные права юридических лиц. Указанным положением установлен порядок исчисления и внесения в Экологический фонд Республики Татарстан платежей за загрязнение окружающей природной среды, компенсационных платежей в возмещение ущерба рыбным ресурсам и на воспроизводство и охрану природных ресурсов Республики Татарстан. Контроль за начислением и уплатой этих платежей, которые являются фактически налогами, осуществляют с 1 октября 2001 года налоговые органы совместно с Экологическим фондом Республики Татарстан.
Заявитель указал, что он является акционером открытого акционерного общества "Казаньоргсинтез", которое согласно оспариваемого Положения осуществляет платежи за загрязнение окружающей среды и возмещение ущерба рыбным ресурсам. При этом, нормативные и компенсационные платежи отнесены на себестоимость, что приводит к уменьшению прибыли предприятия, а сверхнормативные платежи относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, тем самым указанные платежи ведут к уменьшению имущества предприятия, акционером которого он является, и к уменьшению размера дивидендов, которые начисляются и выплачиваются акционерам в зависимости от размера прибыли предприятия.
Установленные оспариваемым Положением платежи могут быть признаны правомерными лишь в том случае, когда все существенные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога) установлены непосредственно в федеральном законе, а не нормативном акте как регионального, так и федерального органа исполнительной власти. Между тем оспариваемое Положение устанавливает плательщиков налога и все элементы налогообложения, что не может быть признано правомерным.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан С-ев и представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Экологического фонда Республики Татарстан Б-н требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении за необоснованностью, указав, что оспариваемое Положение принято в соответствии с действующим федеральным законодательством: Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральными законами "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О федеральном бюджете на 2002 год", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 года N 632 в редакции постановлений от 27 декабря 1994 года N 1428, от 14 июня 2001 года N 463 и поэтому указанное Положение федеральному законодательству не противоречит.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан Д-ва, полагавшего, что в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать, Верховный Суд Республики Татарстан находит, что жалоба Н-ва является обоснованной и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).
То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, представители Кабинета Министров и Экологического фонда Республики Татарстан признали в своих объяснениях в судебном заседании.
Кроме того, это подтверждается Приложением 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.
Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 года N 632 в редакции постановлений от 27 декабря 1994 года N 1428 и от 14 июня 2001 года N 463, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26 января 1993 года Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов и согласованных с Министерством финансов и Министерством финансов Российской Федерации в редакции приказа Государственного комитета по экологии Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 77, другими нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. В Республике Татарстан существенные элементы данного налогового платежа установлены оспариваемым Положением о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 декабря 1999 года N 814 в редакции постановления от 14 августа 2000 года N 579.
Так, пунктом 2 Положения о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан (далее - Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, установлены плательщики налога - юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производящие вредное воздействие на окружающую природную среду, а также использующие природные ресурсы в ходе осуществления своей деятельности и расположенные или осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, применяемого порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В пункте 1.2 Положения установлен также объект налогообложения, к которому отнесены любые виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе радиационное, шумовое, электромагнитное, тепловое загрязнение, сброс токсичных стоков и другое.
Пунктом 3.1 Положения установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (объемы выбросов, сбросов, размещения отходов). В приложениях 1, 2, 3 к настоящему Положению установлены ставки платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, тем самым установлен порядок исчисления налогового платежа.
Порядок исчисления налогового платежа определен также в пунктах 3.2-3.8 оспариваемого Положения.
Кабинет Министров Республики Татарстан незаконно разрешил вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 4-6 Положения).
С учетом вышеизложенного оспариваемые Постановление и Положение, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6) и нарушающие права заявителя (возлагают обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом), должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
С доводами представителей Кабинета Министров и Экологического фонда Республики Татарстан о том, что оспариваемое Положение соответствует действующему налоговому законодательству, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, и как следствие, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов, суд согласиться не может.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Принимая во внимание, что оспариваемое Положение содержит правовые положения аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 года N 16-П, суд не вправе признать их законными даже при наличии статьи 7 Федерального закона от 13 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Кроме того, в данной статье указано только о продолжении действия нормативных правовых актов Президента Российской и Правительства Российской Федерации, а не нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Суд считает необходимым также отметить, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации в настоящее время противоречит и Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Приведенное положение Федерального закона является дополнительным подтверждением вывода суда о том, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и, соответственно, Кабинета Министров Республики Татарстан.
По изложенным выше основаниям подлежат отклонению доводы представителей Кабинета Министров и Экологического фонда Республики Татарстан о том, что содержащиеся в оспариваемом Положении существенные элементы налогового платежа приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, как было указано выше, существенные элементы налогового платежа должны быть определены только федеральным законом. В Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации, в Федеральных законах "О бюджетной классификации Российской Федерации", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О федеральном бюджете на 2002 год", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления" все существенные элементы данного налогового платежа не определены.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с тем, что оспариваемым Положением не нарушается права заявителя, о чем заявили в судебном заседании представители Кабинета Министров и Экологического фонда, не имеется. Заявитель является акционером, то есть сособственником ОАО "Казаньоргсинтез", которое выплачивает вышеуказанные платежи, установленные незаконным образом, и его имущественные права нарушаются оспариваемым Положением.
В то же время суд считает необходимым признать оспариваемое Положение противоречащим федеральному законодательству со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с частью 3 статьи 239-8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а не со дня издания, как просит заявитель. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан вправе принимать нормативные правовые акты в области охраны окружающей природной среды в пределах своих полномочий, содержание в оспариваемом правовом акте положений противоречащих федеральному законодательству не свидетельствует о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе регулировать отношения в области охраны окружающей природной среды.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Жалобу Н-ва удовлетворить частично.
Признать Положение о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 814 от 10 декабря 1999 года в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 579 от 14 августа 2000 года противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части жалобы отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Внимание! В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации
См. также Письмо КМ РТ от 3 июля 2002 г. N 01-93/3015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Положение о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 814 от 10 декабря 1999 года.
Решение Верховного суда РТ от 5 июня 2002 г. N ЗП-1-66/02
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N 11-Г02-17 настоящее решение оставлено без изменения
Решение вступило в силу 30 июля 2002 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 7 сентября 2002 г.