Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 11 июня 2002 г. N 4-О
"По жалобе гражданина В.А.Орлова на нарушение его конституционных
прав отдельными положениями пункта 3 постановления Кабинета Министров
Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года N 830
"О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению
населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений
в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании
системы оплаты жилья и коммунальных услуг"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, А.В.Косорукова,
с участием гражданина В.А.Орлова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующей сектором административного права и систематизации законодательства правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной; представителя Президента Республики Татарстан - главного референта государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина; постоянного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - председателя постоянной комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики, народного депутата Республики Татарстан М.М.Курманова; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова; представителя прокурора Республики Татарстан - первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А. Зайниева,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частями пятой и седьмой статьи 3, частью первой, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года N 830 "О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.А.Орлова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями пункта 3 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, которые были применены в конкретном деле заявителя. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли указанная норма статьям 24 и 46 Конституции Республики Татарстан (по состоянию на февраль 2002 года, т.е. в редакции, действовавшей на день подачи В.А.Орловым обращения в Конституционный суд Республики Татарстан).
Заслушав в судебном заседании сообщение судьи - докладчика Д.А.Алкаевой, объяснения сторон - В.А.Орлова и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Государственного Совета Республики Татарстан М.М. Курманова, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.А.Зайниева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Организация-поставщик газа ООО "Таттрансгаз" и эксплуатационно-производственное управление "Казаньгоргаз" отказывают гражданину В.А.Орлову, являющемуся пенсионером, ветераном военной службы, в предоставлении льготы в виде 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования, ссылаясь на пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года N 830 "О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Заявитель В.А.Орлов имеет право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основе пунктов 6 и 7 части второй статьи 22 и статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и части десятой статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В своей жалобе, поданной в Конституционный суд Республики Татарстан, он утверждает, что примененный в его деле пункт 3 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в части, устанавливающей выделение отдельного платежа за жилищно-коммунальную услугу - техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги, явился правовым основанием непредоставления ему 50-процентной скидки с оплаты за указанную услугу. Заявитель считает, что тем самым нарушаются его конституционные права, установленные статьями 24 и 46 Конституции Республики Татарстан (по состоянию на февраль 2002 года, т.е. в редакции, действовавшей на день подачи В.А.Орловым жалобы в Конституционный суд Республики Татарстан). Содержанию указанных конституционных норм соответствуют статья 30 и части первая и вторая статьи 54 Конституции Республики Татарстан в редакции Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года N 1380 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан".
Таким образом, гражданин В.А.Орлов ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о проверке конституционности указанной нормы по ее содержанию постольку, поскольку она не предусматривает, по мнению заявителя, предоставление ему 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
2. Согласно статье 30 Конституции Республики Татарстан граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Применительно к вопросу, поставленному в жалобе заявителя В.А.Орлова, данная конституционная норма определяет объем и порядок предоставления гражданам социально-экономических прав и гарантий их реализации, установленных как федеральным законодательством, так и законодательством Республики Татарстан. В соответствии с конституционным принципом, закрепленным указанной нормой, социально-экономические права граждан и законодательно установленные гарантии их реализации не могут быть уменьшены, ограничены или отменены ни актами подзаконного правового регулирования, ни принятыми на их основе правоприменительными решениями. Аналогичная правовая позиция была выражена в отношении льгот по оплате услуг местной телефонной связи в имеющем обязательную силу постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 25 мая 2001 года по делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 608 "О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи".
В соответствии с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение по основаниям, закрепленным данной нормой, а также в иных случаях, установленных законом. Часть вторая указанной статьи Конституции Республики Татарстан определяет, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Право на социальное обеспечение, вытекающее из данных норм Конституции Республики Татарстан, в их взаимосвязи со статьей 13 Конституции Республики Татарстан и положениями статей 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года означает, что государство гарантирует, в частности, предоставление пенсий в объеме, обеспечивающем достойную жизнь человека. В то же время уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот, в том числе и по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставление которых пенсионерам предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Исходя из этого издание подзаконных нормативных правовых актов, равно как и принятие основанных на них правоприменительных решений, влекущих уменьшение, ограничение или отмену установленных законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушает также и конституционное право граждан на социальное обеспечение.
3. Оспариваемой заявителем нормой внесены изменения и дополнения в утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Предельные платежи (ставки и тарифы) за услуги жилищно-коммунального хозяйства и Положение о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги. Данные изменения и дополнения заключаются в установлении самостоятельного платежа за жилищно-коммунальную услугу - техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги (пункт 2.8 Предельных платежей (ставок и тарифов) за услуги жилищно-коммунального хозяйства), а также в том, что указанная жилищно-коммунальная услуга выделена в отдельную и отнесена к системе работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания (пункт 3.1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги). Порядок предоставления установленных законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг при внесении гражданами указанного платежа непосредственно оспариваемой заявителем нормой не урегулирован. Однако отсутствие предписания о льготах в оспариваемых заявителем положениях не может быть истолковано как основание для отказа в их предоставлении.
4. В то же время согласно абзацу второму пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 марта 2002 года N 148 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" оспариваемая заявителем норма признана утратившей силу. Одновременно пунктом 1 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан утверждены новые Предельные ставки (тарифы) жилищно-коммунальных услуг для населения и Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения, которые введены в действие с 1 апреля 2002 года. Данные нормативные правовые акты, также как и ранее действовавшие оспариваемые нормы, содержат положения о самостоятельном платеже за отдельную жилищно-коммунальную услугу - техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования, о тарифе за единицу данной услуги и норму об отнесении ее к системе услуг по предоставлению в пользование жилого помещения (пункт 1.5 Предельных ставок (тарифов) жилищно-коммунальных услуг для населения, пункт 2.5 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги для населения). При этом пункт 4.1 указанного Положения предусматривает обязательность предоставления льгот и скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных действующим законодательством, в том числе и при оплате за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
Таким образом, в действующих нормативных правовых актах об оплате жилищно-коммунальных услуг содержится прямое указание на необходимость предоставления установленных льгот, в том числе при внесении платежа за рассматриваемую жилищно-коммунальную услугу.
5. Порядок предоставления установленных законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг также предусматривался и действовавшим до 1 апреля 2002 года Положением о порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг". В соответствии с пунктом 5.1 указанного Положения все виды льгот и скидок по квартирной плате и оплате коммунальных услуг, установленные отдельным категориям лиц, распространяются в том числе и на оплату работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания. Отсутствие в содержащемся в данной норме перечне жилищно-коммунальных работ и услуг прямого указания на техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования не может рассматриваться как основание для непредоставления льготы соответствующим категориям граждан при оплате ими данной жилищно-коммунальной услуги, поскольку она отнесена, согласно пункту 3.1 данного Положения, к системе работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания, при оплате которых должны, как это следует из пункта 5.1 указанного Положения, предоставляться установленные законодательством льготы.
Следовательно, предусмотренное оспариваемой нормой установление самостоятельного платежа за отдельную жилищно-коммунальную услугу - техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования и тарифа за единицу данной услуги, в период своего действия не ограничивало право заявителя на 50-процентную скидку с оплаты за указанную жилищно-коммунальную услугу и не могло быть истолковано правоприменителем как основание для отказа в предоставлении такой льготы заявителю В.А.Орлову, а также другим гражданам, имеющим, согласно действующему законодательству, право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Оспариваемые положения являются частью указанного выше нормативного правового акта об оплате жилищно-коммунальных услуг и поэтому должны применяться не изолированно, а во взаимосвязи с содержащимися в этих актах нормами о порядке предоставления установленных льгот. В силу этого, а также учитывая положения статьи 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, указанное право граждан должно быть восстановлено.
Правоприменитель не может придавать оспариваемой заявителем норме иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Определении.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой, частью второй статьи 46, статьей 63, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и пятой статьи 68, статьями 72 и 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Оспариваемые положения пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года N 830 "О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в их конституционно-правовом смысле не могут служить основанием для отказа в предоставлении 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно действующему законодательству.
2. Правоприменительное решение по делу гражданина В.А.Орлова подлежит пересмотру, поскольку в силу статьи 6 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" конституционно-правовой смысл оспариваемых положений, выявленный Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Поскольку для разрешения поставленного гражданином В.А.Орловым вопроса не требуется вынесения предусмотренного частью второй статьи 66 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" итогового решения в виде постановления, производство по данной жалобе прекратить.
4. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Определение должно быть опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционный суд Республики Татарстан признал, что оспариваемые положения пункта 3 постановления КМ РТ от 1 декабря 2000 года N 830, в их конституционно-правовом смысле не могут служить основанием для отказа в предоставлении 50-процентной скидки с оплаты за техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно действующему законодательству.
Правоприменительное решение по делу подлежит пересмотру, конституционно-правовой смысл оспариваемых положений, выявленный Конституционным судом РТ в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Определение Конституционного суда РТ от 11 июня 2002 г. N 4-О "По жалобе гражданина В.А.Орлова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2000 года N 830 "О совершенствовании системы оказания услуг по газоснабжению населению Республики Татарстан и внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 1999 года N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг"
Текст определения опубликован в газете "Республика Татарстан" N 123-124 от 21 июня 2002 г.
Настоящее Определение вступило в силу 11 июня 2002 г.