Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 5 марта 2002 г. N ЗП-1-2/2002 г.
(извлечение)
Настоящее Решение было обжаловано в Верховный суд РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-7 настоящее Решение изменено. Оспариваемый правовой акт не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу. В остальной части Решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре З-ве
с участием прокурора В-вой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан Е-ва о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 572 от 19 июля 1997 года "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга", указав в обоснование заявления, что данное постановление противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" является федеральной дорогой, а потому принятие решения об эксплуатации на платной основе данной автомобильной дороги или расположенных на ней дорожных объектов (в данном случае - мост через реку Волга), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.06.1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 года N 973 "Об утверждении Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов", находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
Прокурор просил признать данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил заявление, просил признать постановление Кабинета Министров противоречащим федеральному законодательству со дня издания, кроме того прокурор указал, что Республика Татарстан не является собственником данного дорожного объекта и Кабинет Министров республики не вправе был принимать решение об эксплуатации автодорожного моста на платной основе.
В Верховный суд Республики Татарстан также обратился Е-ов с заявлением о признании недействительным постановления Кабинета Министров от 7 июня 1999 года N 341, которым установлена плата за проезд по мосту через реку Волга, указывая на то, что плата взимается с владельцев автомобильного транспорта, не зарегистрированного в Республике Татарстан, чем нарушаются его права, как гражданина Российской Федерации.
В ходе разбирательства дела Е-ов уточнил свои требования, указав, что в связи с тем, что постановление Кабинета Министров РТ от 7 июня 1999 года N 341 не зарегистрировано в системе нормативно-правовых актов Республики Татарстан, он просит отменить постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, на основании которого производится взимание платы за проезд по автодорожному мосту через реку Волга с владельцев автотранспорта, не зарегистрированного в Республике Татарстан.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан М-ва, М-на и Х-ов с заявлением Прокурора Республики Татарстан и Е-ва не согласились, пояснив, что федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема-Казань проходит через населенные пункты: Нижние Вязовые - Зеленодольск - Казань. Участок автомобильной дороги Горький - Казань от с.Покровка до с.Новая Тура, где и расположен автодорожный мост через реку Волга является автомобильной дорогой республиканского значения, и данный объект - мост через реку Волга является республиканской собственностью, в связи с чем указанное постановление требованиям федерального законодательства не противоречит.
Е-ов в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора В-ой, считающего, что постановление Кабинета Министров подлежит отмене, Верховный суд Республики Татарстан находит заявления прокурора и Е-ва обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом первым Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее именуются - дорожные объекты) принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту второму Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 973 "Об утверждении Временных Правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временных Правил определения стоимости проезда по штатным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств" правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 1997 года N 572 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" введено с 1 августа 1997 года взимание платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга и утверждено Положение о взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга.
Данный автодорожный мост был принят в эксплуатацию на основании решения Государственной приемочной комиссии Министерства автомобильных дорог от 23 января 1989 года. В соответствии с пунктами первым и вторым акта Государственной приемочной комиссии (л.д.46) мостовой переход через реку Волга находится на участке автомобильной дороги Горький-Казань от села Покровка до села Новая Тура, данная автомобильная дорога республиканского значения 1 технической категории, строительство мостового перехода произведено на основании титульного списка вновь начинаемой стройки, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 24 октября 1980 года N 520.
В соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 с последующими изменениями и дополнениями, федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" обозначена: от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы, подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь.
Как усматривается из Атласа автомобильных дорог, составленного в установленном порядке (л.д.59), федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема - Казань проходит через населенные пункты: Нижние Вязовые (где имеется переправа) - Зеленодольск - Казань. Такой маршрут данной федеральной автомобильной дороги в настоящее время является действующим.
Участок автомобильной дороги Горький - Казань от села Покровка до села Новая Тура, где и расположен автодорожный мост через реку Волга, не определен каким-либо нормативным актом, как федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга". Об этом указано и в ответе Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (л.д. 182), согласно которому в период 1991-2000 гг. управление федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан, осуществлялось Правительством Республики Татарстан, регистрация федеральных автомобильных дорог в Министерстве имущественных и земельных отношений продолжается.
В то же время у суда не имеется оснований для вывода о том, что автодорожный мост и участок автомобильной дороги от села Покровка до села Новая Тура является собственностью Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 16 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года N 12, в действующей редакции, автомобильные дороги общего пользования, находящиеся на территории РСФСР, подразделяются на дороги общегосударственного, республиканского и местного значения. Из дорог местного значения выделяются дороги областного значения.
Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения находятся в ведении Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.
Автомобильные дороги республиканского значения передаются Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР для постоянного обслуживания дорожным органам соответствующих Советов Министров автономных республик и исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов.
Из объяснений сторон, материалов дела (л.д.163-181) судом установлено, что данный автодорожный мост находится на балансе Республиканского унитарного предприятия "Татарское государственное проектное ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Татавтодор" (далее ТГПРСО "Татавтодор"), финансирование содержания и ремонта моста в период с 1991 года по 2000 год осуществлялось за счет средств Дорожного фонда Республики Татарстан. Кроме того, производилось содержание и ремонт моста за счет средств от взимания платы за проезд транспортных средств по автодорожному мосту.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что автодорожный мост через реку Волга был построен на основании титульного списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 24 октября 1980 года N 520, строительство моста произведено за счет средств существовавшего в тот период Дорожного централизованного фонда РСФСР, что не отрицали в судебном заседании и представители Кабинета Министров Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 16 Устава автомобильного транспорта РСФСР мостовой переход через реку Волга на участке автомобильной дороги Горький-Казань от села Покровка до села Новая Тура республиканского значения был передан на баланс для постоянного обслуживания ТГПРСО "Татавтодор".
В соответствии с действовавшей в период строительства и приемки моста в эксплуатацию классификацией автомобильная дорога, на которой находится мостовой переход, была построена как дорога республиканского, то есть РСФСР, значения, передана для постоянного обслуживания дорожному органу Совета Министров ТАССР. Впоследствии какое-либо решение компетентными органами о передаче автодорожного моста в собственность Республики Татарстан не принималось, достоверные доказательства о нахождении данного моста в собственности Республики Татарстан представителями Кабинета Министров РТ суду не представлено.
То обстоятельство, что в настоящее время автодорожный мост находится на балансе ТГПРСО "Татавтодор" не свидетельствует о нахождении моста в собственности последнего или в собственности Республики Татарстан, также как финансирование и содержание моста за счет средств Дорожного фонда Республики Татарстан.
В силу части второй пункта четвертого статьи 1 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или уполномоченный ими орган исполнительной власти может разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильной дороги общего пользования, относящейся к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения дела автодорожный мост через реку Волга, расположенный на участке автомобильной дороги Нижний Новгород-Казань от села Покровка до села Новая Тура, не является собственностью Республики Татарстан, также данный участок дороги с мостом не отнесен в установленном порядке к категории федеральных автомобильных дорог. При этом суд в рамках данного дела не предопределяет вопросы собственности на спорный участок дороги с автодорожным мостом.
Таким образом, у Кабинета Министров Республики Татарстан не имелось полномочий на принятие решения об эксплуатации на платной основе данного автодорожного моста, заявление Прокурора Республики Татарстан и Е-ва является обоснованным и подлежит удовлетворению, постановление Кабинета Министров подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.
Доводы представителей Кабинета Министров РТ о том, что спорный мост с участком автомобильной дороги не отнесен к категории федеральных автомобильных дорог и поэтому Кабинет Министров вправе был принимать решение о платном проезде через автодорожный мост, являются необоснованными. Как было указано выше, не отнесение данного участка дороги с мостом к категории федеральных автомобильных дорог не свидетельствует о том, что данный автодорожный мост находится в собственности Республики Татарстан.
Также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления довод представителей заинтересованного лица о том, что 25 января 2002 года ТГПРСО "Татавтодор" поданы документы в Филиал N 3 Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан для государственной регистрации права собственности на автодорожный мост, собранные по делу доказательства не позволяют суду сделать вывод о том, что на момент принятия постановления данный автодорожный мост находился в собственности Республики Татарстан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан, Е-ва удовлетворить.
Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 апреля 1999 года N 190, от 31 декабря 1998 года N 815, от 17 сентября 1997 года N 712, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня издания.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-7 настоящее Решение было изменено. Оспариваемый правовой акт не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу. В остальной части Решение оставлено без изменения
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 5 марта 2002 г. N ЗП-1-2/2002
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 5 июля 2002 г. N 134
Решение было обжаловано в Верховный суд РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-7 настоящее Решение изменено. Оспариваемый правовой акт не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу. В остальной части Решение оставлено без изменения