Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 мая 2002 г. N ЗП-1-42/2002 г.
(извлечение)
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-вой
с участием прокурора К-вой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании отдельных положений Закона Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" от 5 февраля 1992 года N 1403-12 в редакции Закона Республики Татарстан от 27 мая 1998 года N 1558, указывая на то, что содержащиеся в данном Законе отдельные положения противоречат требованиям Федеральных законов "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил и уточнил свои требования, указав, что с 26 апреля 2002 года Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" признан утратившим силу в связи с вступлением в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Поэтому прокурор просит признать противоречащими Федеральному законам "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об акционерных обществах", Гражданскому кодексу Российской Федерации, недействительными и не подлежащими применению пункт 3 статьи 3, абзац 10 пункта 3 статьи 5, пункт 1 статьи 6 в части принятия решения об использовании в отношении акционерных обществ специального права ("золотой акции") при продаже акций открытых акционерных обществ, пункт 3 статьи 6 в части установления для открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязанности уведомлять представителя государства о сроках проведения заседания совета директоров, пункт 4 статьи 6 в части предоставления представителями государства в открытых акционерных обществах права вето при принятии решений советом директоров общества и на общих собраниях в части включения вопросов об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных организациях, о назначении (избрании) руководителей исполнительного органа общества, пункт 5 статьи 6, статьи 7, 8, пункт 3 статьи 10 в части предоставления юридическими лицами сведений о составе участников хозяйственного общества или товарищества и структуре распределения уставного капитала, балансовые отчеты за последние три года, а также справки налогового органа, статью 12, статью 13 в части установления таких способов приватизации, как продажа государственного имущества способом прямых продаж, преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, выкуп арендованного государственного имущества, внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, а также иных способов приватизации, определяемых Указами Президента Республики Татарстан, статью 14, абзацы 1 и 2 статьи 16, статьи 17, 19, статью 24 в части установления порядка предоставления рассрочки при оплате государственного имущества Госкомитетом или местными комитетами в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан, статьи 25, 26, а также статью 1, пункты 1, 5 статьи 5, пункт 1 статьи 13, статью 18, пункт 3 статьи 20 в части касающейся коммунальной собственности, Закона Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан".
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, К-ва с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 20 сентября 2001 года N 1046 было принято решение согласиться с протестом Прокурора Республики Татарстан на Закон Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" и дано поручение постоянной комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам экономического развития и реформ внести на рассмотрение Государственного Совета Татарстан проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан", данный законопроект в настоящее время находится в работе Государственного Совета Республики Татарстан на стадии подготовки его к третьему чтению. Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 28 февраля 2002 года N 1321 было принято решение продлить срок внесения комиссией Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам экономического развития и реформ на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан законопроекта в третьем чтении до 1 мая 2002 года в связи с принятием нового Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Представитель Президента Республики Татарстан С-ва с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что она возражает против удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству статьи 7, пунктов 2 и 3 статьи 8, части 1 и 4 статьи 12, статей 13, 14, 24, 25, поскольку положения, содержащиеся в данных статьях Закона Республики Татарстан соответствуют требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Выслушав объяснения прокурора Прокуратуры Республики Татарстан К-вой, представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республики Татарстан" был принят 5 февраля 1992 года и изложен в новой редакции на основании Закона Республики Татарстан от 27 мая 1998 года, отдельные положения данного закона противоречат федеральному по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан, разрешающий законам Республики Татарстан устанавливать суммарные квоты на покупку имущества, приобретенного в результате приватизации, а также временный запрет на перепродажу и другое отчуждение имущества, противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, дающей свободу гражданам и юридическим лицам в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе и предусматривающей возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона.
Абзац 10 пункта 3 статьи 5 Закона Республики Татарстан, регламентирующий выдачу Госкомимуществом РТ разрешений открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации республиканского имущества, вклад государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение имуществом, в том числе залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы организаций противоречит пункту 5 статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах", где определено, что особенности создания и правового положения при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Федеральный закон такие особенности правового положения акционерных обществ не определил.
Пункт 1 статьи 6 Закона РТ в части предоставления Президенту Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Госкомитету права на принятие решения об использовании специального права ("золотой акции") при продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в республиканской собственности, противоречит пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", где установлено, что решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Возможность использования специального права при принятии решений о продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности, федеральным законом не предусмотрена.
Пункт 3 статьи 6 Закона Республики Татарстан в части установления для открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права, обязанности уведомлять представителя государства о сроках проведения заседания совета директоров противоречит пункту 3 статьи 38 Федерального закона, в соответствии с которым подобное открытое акционерное общество обязано уведомлять представителей государства лишь о сроках проведения общего собрания и предлагаемой повестке дня.
Пункт 4 статьи 6 Закона Республики Татарстан в части предоставления представителям государства в открытых акционерных обществах права вето при принятии решений советом директоров общества и в части включения вопросов об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных организациях, о назначении (избрании) руководителей исполнительного органа общества и круг вопросов, по которым представители государства имеют право вето, противоречит части 3 пункта 3 статьи 38 Федерального закона, где определен закрытый перечень вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, по которым представители государства имеют право вето.
Статьей 7 Закона Республики Татарстан предоставлено право закрепления акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в государственной собственности, Федеральный закон такого права не предусматривает.
Пункт 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан определяет порядок действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в соответствии с которым указанные особенности действуют с даты регистрации общества до момента отчуждения государством 75 процентов принадлежащих ему акций, либо не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного общества.
Глава 7 Федерального закона, регламентирующая особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не связывает особенности правового положения таких акционерных обществ с определенным количеством акций, принадлежащих государству.
Пункты 2 и 3 статьи 8 Закона Республики Татарстан определили, что открытые акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства составляет 25 и более процентов, осуществляют эмиссию акций на условиях, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, а порядок голосования на общих собраниях акционеров в таких открытых акционерных обществах, при избрании членов совета директоров определяется Госкомимуществом РТ. Данное положение противоречит пункту 2 статьи 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", где указано, что предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются, если в собственности государства или муниципальной собственности находится 100 процентов акций открытого акционерного общества.
Пункт 3 статьи 10 Закона Республики Татарстан определил перечень документов, предоставляемых покупателями для участия в приватизации. Положения указанного пункта в части требования от покупателей предоставления сведений о составе участников хозяйственного общества и товарищества и структуре распределения уставного капитала, балансовых отчетов за последние три года деятельности, а также справки налоговой инспекции противоречат федеральному законодательству. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона предоставление вышеперечисленных документов не требуется, кроме того, требование о предоставлении иных документов, не предусмотренных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", может быть установлено федеральным законом.
Статья 12 Закона Республики Татарстан, регламентирующая информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества, противоречит статье 15 Федерального закона, где определен срок опубликования информационного сообщения и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию.
Статьей 13 Федерального закона дан исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Пунктом 3 статьи 13 закреплено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Статья 13 Закона Республики Татарстан в части установления таких способов приватизации как продажа государственного имущества способом прямых продаж, преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, выкуп арендованного государственного имущества, внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, а также в части иных способов приватизации, определяемых Указами Президента Республики Татарстан, противоречит федеральному законодательству.
Статья 14 Закона Республики Татарстан, регламентирующая порядок выкупа арендованного имущества, противоречит статье 13 Федерального закона, поскольку такой способ приватизации государственного и муниципального имущества федеральным законодательством не предусмотрен.
Абзацы 1, 2 статьи 16 Закона Республики Татарстан устанавливают, что акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, продаются работникам таких обществ по закрытой подписке, положение о которой утверждается Госкомитетом. Данные положения противоречат статьям 19, 22, 26 Федерального закона, регламентирующим продажу акций открытых акционерных обществ. Закрытая подписка на акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусмотрена.
Статьи 17 и 19 Закона Республики Татарстан, регламентирующие преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества и внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, противоречат подпунктам 1, 9 пункта 1 статьи 13, статьям 25, 37 Федерального закона, предусматривающим, что преобразование унитарного предприятия возможно только в открытое акционерное общество и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада допустимо только в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Прокурор просит признать статьи 17 и 19 Закона Республики Татарстан противоречащими федеральному законодательству в полном объеме, однако, учитывая, что Федеральным законом предусмотрена возможность преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, суд считает необходимым признать положения данных статей противоречащими федеральному законодательству только в части возможности преобразования государственных предприятий в иные хозяйственные общества, за исключением открытых акционерных обществ, и в части возможности внесения государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы иных хозяйственных обществ, за исключением открытых акционерных обществ.
Статья 24 Закона Республики Татарстан в части установления порядка предоставления рассрочки при оплате государственного имущества Госкомитетом или местными комитетами в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан, противоречит статье 35 Федерального закона, где этот вопрос регламентирован и ограничен срок рассрочки - не более чем один год.
Статьей 25 Закона Республики Татарстан предусмотрено создание фондов приватизации, распределение средств, поступающих от приватизации государственного имущества, между республиканским бюджетом, местными бюджетами и соответствующими фондами приватизации. Данное требование противоречит статье 33 Федерального закона, где предусмотрено, что денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской федерации и местные бюджеты.
Статьей 26 Закона Республики Татарстан определены льготы, предоставляемые при приватизации. Эта норма противоречит Федеральному закону, который не устанавливает какие-либо льготы при приватизации государственного или муниципального имущества.
В статье 1, пунктах 1, 5 статьи 5, пункте 1 статьи 13, статьях 17, 18, пункте 3 статьи 20, пункте 5 статьи 25 Закона Республики Татарстан производится разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную собственность, однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Также в соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Кроме того, решением Верховного суда Республики Татарстан от 9 февраля 2001 года признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу отдельные пункты и статьи Закона Республики Татарстан "О государственной собственности и собственности местного самоуправления" в части, касающейся коммунальной собственности и коммунального имущества.
Вышеприведенные положения Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению, заявление Прокурора Республики Татарстан является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.
Доводы представителей Государственного Совета о том, что в настоящее время ведется подготовка нового проекта Закона Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" правового значения при разрешении данного спора не имеют.
Доводы представителя Президента Республики Татарстан о том, что положения статьи 7 Закона Республики Татарстан, предусматривающей возможность закрепления акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в государственной собственности, соответствуют положениям пункта 10 статьи 43 Федерального закона, являются необоснованными. В соответствии с пунктом 10 статьи 43 с даты вступления в силу настоящего Федерального закона акции открытых акционерных обществ, закрепленные в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, считаются находящимися соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данным Федеральным законом возможность закрепления акций в государственной собственности не предусмотрена.
Также являются неубедительными доводы представителя Президента РТ о том, что положения пунктов 2 и 3 статьи 8 Закона Республики Татарстан, в которых установлено, что порядок осуществления эмиссии акций открытых акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет 25 и более процентов, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан, а порядок голосования - Госкомитетом, соответствуют положениям статьи 40 Федерального закона. В статье 40 Федерального закона определяется порядок сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае увеличения уставного капитала указанного общества.
Являются необоснованными и доводы представителя Президента РТ о том, что положения частей 1 и 4 статьи 12, статей 13, 14, 24, 25 соответствует положениям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-193, 97 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать пункт 3 статьи 3, абзац 10 пункта 3 статьи 5, пункт 1 статьи 6 в части принятия решения об использовании в отношении акционерных обществ специального права ("золотой акции") при продаже акций открытых акционерных обществ, пункт 3 статьи 6 в части установления для открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязанности уведомлять представителя государства о сроках проведения заседания совета директоров, пункт 4 статьи 6 в части предоставления представителям государства в открытых акционерных обществах права вето при принятии решений советом директоров общества и на общих собраниях в части включения вопросов об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных организациях, о назначении (избрании) руководителей исполнительного органа общества, пункт 5 статьи 6, статьи 7, 8, пункт 3 статьи 10 в части предоставления юридическими лицами сведений о составе участников хозяйственного общества или товарищества и структуре распределения уставного капитала, балансовые отчеты за последние три года, а также справки налогового органа, статью 12, статью 13 в части установления таких способов приватизации как продажа государственного имущества способом прямых продаж, преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, за исключением открытых акционерных обществ, выкуп арендованного государственного имущества, внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, за исключением открытых акционерных обществ, а также иных способов приватизации, определяемых Указами Президента Республики Татарстан, статью 14, абзацы 1 и 2 статьи 16, статьи 17, 19 в части возможности преобразования государственных предприятий в иные хозяйственные общества, за исключением открытых акционерных обществ, и в части возможности внесения государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы иных хозяйственных обществ, за исключением открытых акционерных обществ, статью 24 в части установления порядка предоставления рассрочки при оплате государственного имущества Госкомитетом или местными комитетами в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан, статьи 25, 26, а также статью 1, пункты 1, 5 статьи 5, пункт 1 статьи 13, статьи 17, 18, пункт 3 статьи 20 в части, касающейся коммунальной собственности, Закона Республики Татарстан N 1403-12 от 5 февраля 1992 года "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан" в редакции Закона Республики Татарстан от 27 мая 1998 N 1558 противоречащими федеральным законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 14 мая 2002 г. N ЗП-1-42/2002
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 5 июля 2002 г. N 134