Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 июля 2002 г. N 430
"О развитии дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан"
17 декабря 2002 г., 24 декабря 2003 г., 4 октября 2004 г.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу
Действие настоящего постановления было приостановлено
на 2005 год постановлением КМ РТ от 4 октября 2004 г. N 435,
на 2004 год постановлением КМ РТ от 24 декабря 2003 г. N 668,
на 2003 год постановлением КМ РТ от 17 декабря 2002 г. N 717
В целях укрепления и развития кадрового потенциала, создания эффективной системы дополнительного профессионального образования и обеспечения условий для непрерывного повышения профессиональных знаний работниками отраслей народного хозяйства, совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы.
2. Министерству финансов Республики Татарстан осуществлять начиная с 2003 года финансирование указанной программы за счет средств сводной сметы доходов и расходов Министерства образования Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство образования Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Программа
развития дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан на 2002-2005 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 19 июля 2002 г. N 430)
Содержание
Раздел I. Совершенствование управления и структуры системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел II. Интеграция системы дополнительного профессионального образования с реальным сектором экономики Республики Татарстан
Раздел III. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел IV. Научное и учебно-методическое обеспечение системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел V. Информационное обеспечение системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел VI. Кадровое обеспечение системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел VII. Ресурсное и финансовое обеспечение системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Раздел VIII. План мероприятий по реализации Программы развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы
Введение
Роль дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в системе образования Республики Татарстан определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования, прежде всего руководителей и специалистов, обеспечение качества кадрового потенциала, социальной защищенности и социальной реабилитации граждан.
Главной целью ДПО является повышение уровня профессионализма работников всех категорий отраслей народного хозяйства. Соответственно, учреждения системы ДПО реализуют образовательные программы:
повышения квалификации;
стажировки;
профессиональной переподготовки;
переподготовки.
В рамках реализации указанных программ система ДПО осуществляет обучение взрослого населения на протяжении всей трудовой деятельности, а также граждан, признанных безработными в порядке, предусмотренном законодательством, и является неотъемлемой частью непрерывного образования.
Конкретные пути и меры для успешного решения проблем эффективности системы ДПО определены настоящей Программой развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы (далее - Программа).
Программа является концептуальной и организационной основой государственной политики Республики Татарстан в области ДПО на указанный период. Она разработана в соответствии с Республиканской программой развития государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан на 1999-2000 годы и на период до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 марта 1999 года N 107 "О мерах по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан" и включает в себя план мероприятий по выполнению поставленных задач.
Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственного управления Республики Татарстан, Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан (далее - МВК), Ассоциация непрерывного образования Республики Татарстан, органы местного самоуправления, советы ректоров государственных и негосударственных вузов, совет директоров ссузов, Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (далее - МРЦПК), структурные подразделения высших, средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования.
Контроль за выполнением Программы осуществляют Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти.
Результаты реализации Программы периодически рассматриваются на расширенных коллегиях Министерства образования Республики Татарстан, заседаниях МВК. При необходимости МВК вносит коррективы и изменения в план мероприятий.
Выполнение Программы обеспечивается путем текущего финансирования за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств, в том числе средств работодателей и граждан.
Программа рассчитана на 4 года.
Цель Программы:
Повышение качества ДПО в Республике Татарстан, создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма работников всех категорий, их профессиональной мобильности, укрепление и развитие кадрового потенциала республики.
Задачи Программы:
1. Оптимизация управления системой ДПО в Республике Татарстан, усиление государственной поддержки ее развития.
2. Организация системы ДПО как единого учебно-научно-производственного комплекса в рамках системы образования Республики Татарстан.
3. Интеграция системы ДПО с реальным сектором экономики, промышленными предприятиями и организациями, непроизводственной сферой региона.
4. Совершенствование законодательной, нормативно-правовой, научной и учебно-методической, информационной баз, обеспечивающих функционирование системы ДПО Республики Татарстан на уровне современных требований.
5. Повышение эффективности республиканских и федеральных органов управления образованием.
6. Содействие обеспечению социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости населения в регионе.
Механизмы реализации Программы:
введение государственного заказа в систему дополнительного профессионального образования Республики Татарстан;
конкурсный отбор исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы;
контроль за выполнением Программы, ежегодное корректирование плана мероприятий на основе анализа и оценки полученных результатов.
Паспорт
Программы развития дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан на 2002-2005 годы
Наименование | Программа развития ДПО в Республике Татарстан на 2002-2005 годы |
|||
Государственные заказчики |
Министерство образования Республики Татарстан - коор- динатор, Министерство экономики и промышленности Рес- публики Татарстан, Министерство труда и занятости Рес- публики Татарстан |
|||
Основные разра- ботчики |
Министерство образования Республики Татарстан, Минис- терство экономики и промышленности Республики Татар- стан, Министерство труда и занятости Республики Татар- стан, МРЦПК |
|||
Цель | Повышение качества ДПО в Республике Татарстан, созда- ние условий для роста профессионализма работников всех категорий, их профессиональной мобильности, укрепление и развитие кадрового потенциала |
|||
Основные задачи | Оптимизация управления системой ДПО, усиление госу- дарственной поддержки ее развития, совершенствование ее структуры, реализация программ ДПО в Республике Та- тарстан на условиях государственного заказа. Интеграция системы ДПО с реальным сектором экономики Республики Татарстан. Совершенствование нормативно-правового, научного и учебно-методического, информационного, кадрового, фи- нансового и ресурсного обеспечения системы ДПО Респуб- лики Татарстан |
|||
Сроки реализации | 2002-2005 годы | |||
Исполнители ме- роприятий |
Министерство образования Республики Татарстан, Минис- терство экономики и промышленности Республики Татар- стан, Министерство труда и занятости Республики Татар- стан, Министерство социальной защиты Республики Татар- стан и другие министерства, МВК, МРЦПК, Ассоциация не- прерывного образования Республики Татарстан, советы ректоров государственных и негосударственных высших учебных заведений, совет директоров средних специаль- ных учебных заведений, вузы, ссузы, учреждения системы ДПО, предприятия, общественные организации и фонды Республики Татарстан |
|||
Источники и объемы финанси- рования |
Республиканский бюджет Республики Татарстан, бюджеты Министерства образования Республики Татарстан, Минис- терства труда и занятости Республики Татарстан, Минис- терства экономики и промышленности Республики Татар- стан, Министерства социальной защиты Республики Татар- стан и других министерств, средства предприятий и ор- ганизаций Республики Татарстан (работодателей), Ассо- циации непрерывного образования Республики Татарстан. Общий объем финансирования - 17330 тыс.рублей, из них средств республиканского бюджета Республики Татарстан - 2880 тыс.рублей, в т.ч. по министерствам и годам: (в тыс.рублей) |
|||
Наименование Министерства | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Министерство образования РТ | 1410 | 350 | 350 | |
Министерство экономики и про- мышленности РТ |
80 | 30 | 30 | |
Министерство труда и занятости РТ |
50 | - | - | |
Министерство социальной защиты РТ |
50 | - | - | |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяй- ства РТ |
75 | 25 | 25 | |
Министерство сельского хозяй- ства и продовольствия РТ |
80 | 30 | 30 | |
Министерство транспорта и до- рожного хозяйства РТ |
80 | 30 | 30 | |
Министерство торговли и внеш- неэкономического сотрудничес- тва РТ |
75 | 25 | 25 | |
Итого | 1900 | 490 | 490 | |
Контроль за ис- полнением |
Министерство экономики и промышленности Республики Та- тарстан - государственный заказчик. Министерство обра- зования Республики Татарстан - координатор Программы |
|||
Ожидаемые конеч- ные результаты |
Обеспечение условий для непрерывного повышения профес- сиональных знаний работниками всех категорий во всех отраслях народного хозяйства Республики Татарстан. Обеспечение государственного регулирования рынка услуг системы ДПО Республики Татарстан; соответствие струк- туры и объемов услуг системы ДПО потребностям регио- нального рынка труда. Введение системы государственного заказа на ДПО |
I. Совершенствование управления и структуры системы дополнительного
профессионального образования Республики Татарстан
Главной задачей совершенствования структуры системы ДПО в Республике Татарстан является создание государственно-общественного механизма координации и контроля образовательных учреждений, структурных подразделений вузов, ссузов, учреждений начального профессионального образования, предприятий и организаций, осуществляющих ДПО, республиканских государственных органов, муниципальных органов управления, общественных организаций и объединений.
Эффективное взаимодействие всех составляющих системы ДПО Республики Татарстан требует решения следующих задач:
1. Создание законодательной и нормативно-правовой базы ДПО.
2. Создание единой информационной базы (республиканского реестра) системы ДПО, что, в свою очередь, предполагает паспортизацию учреждений, обеспечивающую получение следующих сведений:
наличие лицензии на право ведения ДПО;
данные об организационно-правовой форме;
данные о руководителе;
количественная и качественная (тематическая) характеристики образовательных программ;
квалификационный уровень преподавательского состава;
информация о количестве и контингенте обученных (за 3 года);
формы контроля знаний;
основные показатели состояния учебно-методической и материально-технической базы.
3. Анализ состояния и прогнозирование развития системы ДПО в Республике Татарстан.
4. Формирование комплексной оценки качества ДПО.
В целях совершенствования управления системой ДПО необходимо:
1. На основе анализа ведомственной подчиненности и специфики:
определить компетенцию, полномочия и ответственность различных государственных органов, в том числе местных органов управления в сфере ДПО, и содержание их совместной с министерствами деятельности путем заключения соответствующих договоров;
закрепить в положении об органах управления образования за указанными органами функции обеспечения координации развития ДПО;
сформировать при главах администраций городов и районов общественные координационные советы по управлению системой ДПО.
2. Ввести государственный заказ на подготовку специалистов по программам ДПО.
3. Создать механизмы эффективного взаимодействия учреждений ДПО с другими субъектами системы образования и реальным сектором экономики, межотраслевого сотрудничества в сфере ДПО.
4. Создать республиканские государственно-общественные органы, обеспечивающие координацию управления системой ДПО, в том числе Ассоциацию непрерывного образования Республики Татарстан.
5. Создать при Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан специализированные научно-методические советы, в том числе по вопросам нормативно-правового обеспечения системы ДПО, по проблемам социологии дополнительного профессионального образования, практической психологии в сфере ДПО.
6. Дополнить государственные стандарты оценки качества ДПО, порядок лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений системы ДПО в части, не предусмотренной соответствующими нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.
7. Осуществлять регулярный контроль качества деятельности учреждений ДПО в период между аккредитациями; разработать и использовать систему мер, обеспечивающих:
конкурсное определение учреждений образования, ответственных за подготовку специалистов на условиях государственного заказа;
инициирование отзыва лицензий на право ведения ДПО;
сертификацию и аттестацию преподавателей с целью подтверждения их квалификации в соответствии с действующими международными стандартами.
8. Разработать систему мероприятий по привлечению научной и педагогической общественности, местных органов управления к решению вопросов оценки и контроля качества обучения в системе ДПО.
9. Разработать механизм сотрудничества в сфере ДПО на республиканском, федеральном, международном уровнях.
10. При решении проблем развития ДПО взаимодействовать с банками, финансово-промышленными группами, промышленными предприятиями, общественными организациями и фондами.
11. Разработать меры по поддержке и развитию инновационной деятельности в сфере ДПО Республики Татарстан.
12. Разработать механизм государственного регулирования рынка образовательных услуг системы ДПО Республики Татарстан.
13. Обеспечивать соответствие структуры и объемов образовательных услуг системы ДПО потребностям регионального рынка труда на основе:
систематического исследования рынков труда и образовательных услуг;
анализа потребности в повышении профессионального уровня работников различных отраслей.
14. Разработать и внедрить механизм взаимосвязи и взаимовлияния повышения квалификации, карьерного роста и уровня оплаты труда.
15. Создать механизм обеспечения государственной поддержки групп населения республики, нуждающихся в социальной защите, путем получения ДПО, с учетом индивидуальных потребностей граждан.
16. Разрабатывать и внедрять новые средства проектирования и управления образовательными процессами, использовать современные образовательные технологии (совмещение процесса обучения и консультирования, дистанционное обучение, интерактивное обучение) при широком применении новых информационных технологий.
II. Интеграция дополнительного профессионального образования
с реальным сектором экономики Республики Татарстан
Реализация совместной деятельности учреждений системы ДПО и предприятий в сфере обучения кадров в Республике Татарстан зависит от комплексного решения ряда задач. Наиболее значимыми из них являются:
1. Изучение тенденций развития реального сектора экономики, его кадрового обеспечения, изменений требований к квалификации персонала.
2. Мониторинг, анализ и прогнозирование спроса предприятий на услуги учреждений ДПО на основе кадрового аудита.
3. Организация процесса дополнительного профессионального образования кадров как проекта, направленного на решение проблем деятельности предприятий.
4. Организация взаимодействия служб управления персоналом предприятий с учреждениями системы ДПО, в том числе:
содействие службам управления персоналом в разработке и внедрении технологий анализа и формирования потребности в систематическом обучении работников;
организация государственно-общественной системы совершенствования и стимулирования средне- и долгосрочного планирования и развития персонала предприятий, которая предусматривает:
обеспечение повышения квалификации специалистов не реже одного раза в 5 лет за счет средств работодателя,
отражение в коллективных договорах, стандартах систем качества, контрактах найма руководителей требований к повышению квалификации работников;
обеспечение участия предприятий (использование опыта работы и предложений кадровых служб) в разработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих профессиональный рост персонала;
организация обмена опытом по вопросам обучения производственных кадров, систематическое обсуждение проблем развития ДПО в реальном секторе экономики.
5. Организация технопарков, бизнес-инкубаторов, корпоративных университетов, региональных колледжей, кафедр учреждений ДПО на базе ведущих промышленных предприятий.
6. Формирование системы оценки качества обучения в сфере ДПО, соответствующей задачам производства и международным стандартам управления качеством.
7. Привлечение учреждений ДПО к процессу сертификации производственного персонала в соответствии с международными стандартами ISO качества рабочей силы. Аккредитация их как структур по обучению и сертификации персонала.
8. Внедрение консультационно-образовательных проектов, организация системного консультирования.
9. Сотрудничество учреждений системы ДПО с предприятиями по вопросам развития систем внутрифирменного обучения (далее - ВФО):
подготовка менеджеров проектов ВФО, подготовка и аттестация персонала среднего и начального уровней управления как преподавателей-мультипликаторов для системы ВФО;
разработка и внедрение программ развития ВФО как части проектов реформирования предприятий;
разработка и реализация программ социально-психологической поддержки начального звена управления предприятий (бригадиров, мастеров);
оснащение учреждений начального профессионального образования современным оборудованием и техникой с целью подготовки высококвалифицированных рабочих массовых профессий;
организация повышения квалификации, предаттестационной подготовки и аттестации руководящих кадров предприятий;
организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений ДПО;
экспертная оценка качества ВФО.
III. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы
дополнительного профессионального образования Республики Татарстан
Основными задачами создания законодательной и нормативно-правовой базы ДПО являются:
обеспечение права граждан на непрерывное образование на протяжении всей жизни;
регламентация систематического повышения профессиональных и деловых качеств работников в отраслях народного хозяйства;
создание системы стимулов для привлечения финансовых вложений в ДПО из внебюджетных источников;
совершенствование системы управления ДПО;
определение статуса различных учреждений, реализующих программы ДПО, и структур, координирующих их деятельность;
регламентация оценки качества и организации контроля услуг учреждений ДПО.
В настоящее время наиболее актуальной является разработка:
1. Законопроектов, регулирующих развитие ДПО в Республике Татарстан в целом и определяющих систему координирующих органов управления системой ДПО.
2. Предложений о внесении изменений в законодательные и нормативно-правовые документы, типовые положения, обеспечивающие процедуры, связанные с управлением качеством ДПО, в том числе с вопросами государственных стандартов, лицензирования, аттестации учреждений ДПО, аккредитации и совершенствования их образовательных программ.
3. Законодательных и нормативно-правовых документов, типовых положений, обеспечивающих процедуры по:
регулированию научной и научно-практической деятельности в сфере ДПО;
созданию и функционированию новых видов учреждений ДПО (корпоративный университет, университетский комплекс и др.);
созданию системы государственной поддержки системы ДПО.
4. Положений об образовательных отпусках и образовательных кредитах в системе ДПО.
5. Типовых документов по оказанию различных видов образовательных услуг учреждениями ДПО, в том числе:
обучение в образовательных учреждениях;
внутрифирменное обучение;
подготовка на рабочем месте;
стажировка.
IV. Научное и учебно-методическое обеспечение системы дополнительного
профессионального образования в Республике Татарстан
Приоритетными направлениями развития единой организационно-научно-методической среды в сфере ДПО являются:
1. Изучение, обобщение и использование зарубежного, российского, республиканского опыта в области ДПО, в том числе изучение, издание научно-методической литературы, проведение научно-практических конференций и семинаров, обмен опытом на различных уровнях.
2. Фундаментальные и прикладные исследования ДПО как единого научно-учебно-производственного комплекса в системе образования Республики Татарстан, в том числе:
изучение рынка труда и рынка образовательных услуг, разработка механизма их взаимодействия и сбалансированности;
анализ состояния учреждений системы ДПО и определение путей укрепления их связи с реальным сектором экономики;
мониторинги различного рода (состояния системы ДПО, внутрифирменного обучения, качества образовательных программ, спроса на услуги системы ДПО и др.).
3. Разработка актуальных методик преподавания в сфере ДПО, в том числе программ дневного, вечернего, заочного, очно-заочного, дистанционного и внутрифирменного обучения.
4. Формирование научной базы в Академии наук Республики Татарстан, Институте среднего профессионального образования Российской академии образования, вузах республики для разработки актуальных методик преподавания в сфере ДПО.
5. Использование современных образовательных и информационных технологий (дистанционное обучение, инновационное обучение, учебный процесс как проект, сетевые и телекоммуникационные технологии).
6. Разработка научно-технических и инновационных проектов, направленных на развитие ДПО в Республике Татарстан.
7. Научно-методическое обеспечение разработки:
законодательных актов и нормативно-правовых документов, в том числе определяющих создание и деятельность новых видов учреждений ДПО;
государственных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным программам ДПО;
государственных стандартов совершенствования учебных программ ДПО с учетом тенденций развития управления, науки, техники и производства;
комплексной системы управления качеством учебного процесса в сфере ДПО;
государственно-общественного механизма лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений ДПО и их структурных подразделений.
8. Организация, поддержка и развитие научных и учебно-методических центров, школ, экспериментальных площадок в системе ДПО.
V. Информационное обеспечение системы дополнительного
профессионального образования в Республике Татарстан
Информационное обеспечение системы ДПО должно быть направлено на:
информационную поддержку учебно-методической базы, ориентированной на использование инновационных технологий и современных средств обмена информацией;
развитие системы обмена передовым опытом;
организацию взаимодействия субъектов ДПО.
Соответственно, первоочередными задачами развития информационной базы ДПО Республики Татарстан являются:
1. Создание на базе имеющихся в учреждениях ДПО средств телекоммуникаций единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей информационную поддержку образовательного процесса, мониторинг системы и управление ею.
2. Развитие и внедрение информационных образовательных технологий.
3. Использование республиканских компьютерных сетей в целях дистанционного обучения на льготной и безвозмездной основе.
На длительную перспективу рассчитано осуществление следующих мероприятий:
1. Внедрение электронных библиотек, инновационных технологий в целях совершенствования учебно-методической базы ДПО.
2. Создание специализированных интернет-серверов системы ДПО, обеспечивающих доступ предприятиям, организациям, отдельным гражданам к электронным библиотекам по различным направлениям ДПО.
VI. Кадровое обеспечение системы дополнительного
профессионального образования Республики Татарстан
Основные направления формирования и развития кадрового потенциала системы ДПО Республики Татарстан:
1. Проведения мониторинга кадрового потенциала системы ДПО на основе единой технологии.
2. Создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках учреждений ДПО, а также в систематическом повышении их квалификации.
3. Формирование государственно-общественной оценки качества профессиональной деятельности и проведение аттестации преподавателей, занятых в сфере ДПО, а также руководителей учреждений системы ДПО и органов управления ее развитием.
4. Создание механизма мотивации карьерного роста и формирование кадрового резерва в сфере ДПО путем развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников.
5. Создание научно-методического центра первоначальной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей системы ДПО.
6. Создание механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных структур системы внутрифирменного обучения.
7. Проведение постоянно действующих семинаров для организации методологической и психолого-педагогической подготовки преподавателей системы ДПО.
8. Совершенствование практики обмена опытом преподавателей республиканских, российских и зарубежных учреждений, предприятий, организаций в рамках образовательных и консультационных проектов ДПО.
VII. Ресурсное и финансовое обеспечение системы дополнительного
профессионального образования Республики Татарстан
Источники финансирования системы ДПО Республики Татарстан:
федеральный бюджет Российской Федерации;
республиканский бюджет Республики Татарстан;
средства хозяйствующих субъектов:
в размере не менее 4% от фонда оплаты труда, относимых на себестоимость продукции;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
средства европейских программ социального и научно-технического развития;
банковские кредиты.
В настоящее время в сфере финансового и ресурсного обеспечения развития ДПО Республики Татарстан назрела необходимость решения следующих задач:
1. Разработка единых критериев бюджетного финансирования учреждений ДПО.
2. Формирование альтернативных источников внебюджетного финансирования ДПО:
внедрение в практику системы банковского кредитования ДПО в виде предоставления физическим лицам индивидуальных кредитов на обучение, образовательных чеков;
развитие системы финансирования ДПО через благотворительные фонды, аккумулирующие спонсорскую поддержку, и другие источники.
3. Предоставление учреждениям ДПО льгот в порядке, предусмотренном для образовательных учреждений.
VIII. План мероприятий по реализации Программы развития
дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан на 2002-2005 годы
N п/п |
Мероприятия | Ответственные исполнители |
Сроки реали- зации |
Источники и объемы финансирования |
Ожидаемый результат |
Совершенствование структуры и управления системой до- полнительного профессио- нального образования |
|||||
1. | Мониторинг и анализ состоя- ния системы ДПО Республики Татарстан, состава ее уч- реждений по типам, видам, организационно-правовым формам |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан |
2003 г. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 60 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003 г. - 60 тыс.рублей |
Создание и ведение республиканского ре- естра учреждений системы ДПО, подраз- делений вузов, ссу- зов, предприятий и др.организаций, осу- ществляющих ДПО |
2. | Разработка и реализация предложений по оптимизации управления системой ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятос- ти Республики Татар- стан, Министерство социальной защиты Республики Татарстан и другие министерс- тва Республики Та- тарстан, МРЦПК, уч- реждения системы ДПО Республики Татарстан |
2002- 2003 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 100 тыс.рублей, в т.ч. Министерство обра- зования Республики Та- тарстан в 2003 г. - 100 тыс.рублей; средства работодателей 400 тыс.рублей |
1. Регламентирование взаимодействия учас- тников системы ДПО, заключение соглаше- ний с министерства- ми, вузами по сотру- дничеству в сфере ДПО, в том числе по выполнению государ- ственного заказа на подготовку специа- листов по программам ДПО. 2. Создание Ассоциа- ции образования взрослых в Республи- ке Татарстан. 3. Создание научно- методических и экс- пертных советов, координационных центров развития ДПО в системе ссузов, научно-производст- венных объединений. 4. Создание при гла- вах администраций городов и районов общественных коорди- национных советов по управлению системой ДПО |
3. | Исследование рынка труда Республики Татарстан. Мониторинг и анализ спроса предприятий, организаций, учреждений на услуги систе- мы ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятости Республики Татар- стан, Министерство социальной защиты Республики Татарстан и другие министерст- ва Республики Татар- стан, учреждения системы ДПО Респуб- лики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 570 тыс.рублей, из них в 2003-2005 гг. ежегод- но по 190 тыс.рублей, в т.ч.: Министерство об- разования Республики Татарстан - 50 тыс.руб- лей, Министерство эко- номики и промышленности Республики Татарстан - 30 тыс.рублей, Минис- терство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - 25 тыс.руб- лей, Министерство сель- ского хозяйства и про- довольствия Республики Татарстан - 30 тыс.руб- лей, Министерство тор- говли и внешнеэкономи- ческого сотрудничества Республики Татарстан - 25 тыс.рублей, Минис- терство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - 30 тыс.рублей |
1. Определение еже- годной потребности в повышении профессио- нального уровня ра- ботников различных отраслей. 2. Разработка модели сбалансированности рынка труда Респуб- лики Татарстан с рынком услуг системы ДПО |
4. | Комплексная оценка учрежде- ний и учебных структур ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, экс- пертный совет МВК, Ассоциация непрерыв- ного образования Республики Татарс- тан, советы ректоров государственных и негосударственных вузов Республики Та- тарстан |
2002- 2003 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 100 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татар- стан в 2003 г. - 100 тыс.рублей. Средства Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан - 100 тыс.рублей |
1. Лицензирование, аттестация и аккре- дитация учреждений и учебных структур ДПО. 2. Разработка меха- низма контроля ка- чества за деятель- ностью учреждений и учебных структур ДПО в период между ак- кредитациями |
5. | Оказание государственной поддержки группам населе- ния, нуждающимся в социаль- ной защите, через систему ДПО |
Министерство соци- альной защиты Рес- публики Татарстан, Министерство труда и занятости Республики Татарстан, Минис- терство образования Республики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
бюджеты Министерства социальной защиты Рес- публики Татарстан (по отдельной смете), Ми- нистерства труда и за- нятости Республики Та- тарстан (по отдельной смете) |
Разработка механизма обеспечения госу- дарственной поддерж- ки населения через систему ДПО |
6. | Создание механизма взаимо- связи и взаимовлияния повы- шения квалификации, карьер- ного роста и уровня оплаты труда |
Министерство эконо- мики и промышленнос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во социальной защиты Республики Татар- стан, Министерство образования Респуб- лики Татарстан и другие министерства Республики Татарстан |
2002 г. |
Разработка предложе- ний по стимулирова- нию труда работников в зависимости от по- вышения их професси- онального уровня |
|
Укрепление связей системы ДПО с реальным сектором экономики |
|||||
7. | Прогнозирование спроса предприятий реального сек- тора экономики на услуги ДПО |
Министерство эконо- мики и промышленнос- ти Республики Та- тарстан, Торгово- промышленная палата Республики Татар- стан, Министерство образования Респуб- лики Татарстан, МРЦПК, кадровые службы предприятий Республики Татарстан |
2003- 2005 гг. |
средства работодателей (по отдельной смете) |
Разработка и внедре- ние технологий фор- мирования потребнос- ти в систематическом обучении специалис- тов и руководителей предприятий на осно- ве анализа спроса предприятий на услу- ги системы ДПО |
8. | Введение государственного заказа на подготовку специ- алистов по программам ДПО: разработка и утверждение положения о взаимодействии государственных органов уп- равления по формированию и исполнению государственного заказа в сфере ДПО; создание системы контроля и отчетности по реализации государственного заказа в сфере ДПО; разработка регламента по- рядка и условий проведения конкурса учреждений ДПО на право размещения государст- венного заказа; ежегодное определение общей договорной стоимости работ по подготовке специалистов |
Министерство эконо- мики и промышленнос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во образования Рес- публики Татарстан |
2003 г. |
республиканский бюджет Республики Татарстан (по постановлению Каби- нета Министров Респуб- лики Татарстан) |
Повышение качества обучения в сфере ДПО, обеспечение максимальной востре- бованности специа- листов, целевое ис- пользование бюджет- ных средств |
9. | Проведение конкурсов учреж- дений ДПО для размещения государственного заказа на подготовку специалистов: формирование межведомствен- ной экспертной комиссии по проведению конкурсов учреж- дений ДПО; формирование конкурсных ко- миссий учреждений ДПО по набору специалистов на ус- ловиях государственного за- каза; разработка регламента и стандартов кадрового ауди- та; разработка формы типового контракта между предприяти- ем и специалистом, получив- шим дополнительное профес- сиональное образование на условиях государственного заказа, о трудовых отноше- ниях и финансовых обяза- тельствах |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан |
2003- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан (по постановлению Каби- нета Министров Респуб- лики Татарстан) |
Обеспечение госу- дарственного регули- рования рынка обра- зовательных услуг, повышение качества и стимулирования обу- чения в сфере ДПО |
10. | Организация взаимодействия учреждений ДПО с кадровыми службами предприятий |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан, Минис- терство социальной защиты Республики Татарстан и другие министерства Респуб- лики Татарстан, Ас- социация руководите- лей кадровых служб Республики Татарс- тан, Ассоциация неп- рерывного образова- ния Республики Та- тарстан, советы рек- торов государствен- ных и негосударс- твенных вузов Рес- публики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
средства работодателей - 2000 тыс.рублей |
1. Организация пос- тоянно действующих семинаров для кадро- вых работников пред- приятий. 2. Привлечение уч- реждений ДПО к про- цессу сертификации производственного персонала в соот- ветствии с междуна- родными стандартами ISO качества рабочей силы. 3. Участие предприя- тий в разработке нормативно-правовых документов, регла- ментирующих развитие персонала |
11. | Внедрение консультационно- образовательных проектов |
министерства Респуб- лики Татарстан, Тор- гово-промышленная палата Республики Татарстан, Ассоциа- ция руководителей кадровых служб Рес- публики Татарстан, Ассоциация непрерыв- ного образования Республики Татарс- тан, советы ректоров государственных и негосударственных вузов Республики Та- тарстан |
2002- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 150 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татар- стан в 2003 г. - 150 тыс.рублей, средства работодателей - 500 тыс.рублей |
1. Разработка реко- мендаций по проект- ной организации об- разовательного про- цесса при взаимо- действии учреждений ДПО с реальным сек- тором экономики. 2. Организация сис- темного консультиро- вания управленческих кадров предприятий |
12. | Отражение в коллективном договоре требований к повы- шению квалификации работни- ков |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан, Минис- терство социальной защиты Республики Татарстан, Минис- терство образования Республики Татарстан и другие министерст- ва |
2002- 2005 гг. |
1. Обеспечение повы- шения квалификации специалистов не реже одного раза в 5 лет. 2. Организация госу- дарственно-общест- венной системы сти- мулирования средне- долгосрочного плани- рования и развития персонала предприя- тий и т.д. |
|
13. | Развитие внутрифирменного обучения (далее - ВФО). Разработка примерного поло- жения о структурах ВФО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерс- тво труда и занятос- ти Республики Та- тарстан, учреждения системы ДПО Респуб- лики Татарстан, кад- ровые службы предп- риятий Республики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
бюджет Министерства об- разования Республики Татарстан, средства ра- ботодателей, Ассоциации непрерывного образова- ния Республики Татар- стан - 3000 тыс.рублей |
1. Организация под- готовки менеджеров проектов ВФО. 2. Разработка квали- фикационных требова- ний к работникам ВФО; подготовка и аттестация управлен- ческого персонала среднего и нижнего звена как преподава- телей ВФО. 3. Разработка и внедрение программ развития ВФО как части проектов ре- формирования предп- риятий |
Совершенствование норматив- но-правового обеспечения системы ДПО |
|||||
14. | Разработка проектов законо- дательных документов, регу- лирующих развитие ДПО в Республике Татарстан |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятости Республики Татарс- тан, Министерство социальной защиты Республики Татарстан и другие министерст- ва Республики Та- тарстан, МРЦПК, вузы Республики Татарс- тан, Ассоциация неп- рерывного образова- ния Республики Та- тарстан, советы рек- торов государствен- ных и негосударс- твенных вузов Рес- публики Татарстан |
2003 г. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 300 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003 г. - 300 тыс.рублей |
Разработка и утверж- дение закона Респуб- лики Татарстан о до- полнительном профес- сиональном образова- нии Республики Та- тарстан |
15. | Разработка проектов норма- тивно-правовых документов, типовых положений, обеспе- чивающих управление качест- вом, регулирование научной и научно-практической дея- тельности, образование и функционирование учреждений ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, министерст- ва Республики Та- тарстан, МРЦПК, вузы Республики Татарс- тан, Ассоциация неп- рерывного образова- ния Республики Та- тарстан, советы рек- торов государствен- ных и негосударст- венных вузов Рес- публики Татарстан |
2003 г. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 100 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003 г. - 100 тыс.рублей |
Нормативные докумен- ты, обеспечивающие процедуры лицензиро- вания, аккредитации и аттестации учреж- дений ДПО |
Совершенствование научного и учебно-методического обеспечения системы ДПО |
|||||
16. | Разработка комплексной оценки качества ДПО в соот- ветствии с международными стандартами управления ка- чеством |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерс- тво труда и занятос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во социальной защиты Республики Татарстан и другие министерс- тва, МРЦПК, учрежде- ния системы ДПО, кадровые службы предприятий Респуб- лики Татарстан |
2003- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 400 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан, Министерство эко- номики и промышленности Республики Татарстан, Министерство социальной защиты Республики Та- тарстан, Министерство труда и занятости Рес- публики Татарстан, Ми- нистерство строительст- ва и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Респуб- лики Татарстан, Минис- терство сельского хо- зяйства и продовольст- вия Республики Татарс- тан, Министерство тор- говли и внешнеэкономи- ческого сотрудничества Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в 2003 г. по 50 тыс.руб- лей |
Система критериев оценки качества ДПО различных видов и уровней |
17. | Изучение, обобщение и ис- пользование зарубежного, российского, республиканс- кого опыта и обмен опытом в области ДПО. Проведение на- учно-практических конферен- ций и семинаров по вопросам ДПО различных уровней |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерс- тво труда и занятос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во социальной защиты Республики Татарс- тан, МРЦПК, Ассоциа- ция непрерывного об- разования Республики Татарстан, советы ректоров государс- твенных и негосу- дарственных вузов Республики Татарстан |
2003- 2005 гг. |
средства работодателей, Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан - 2000 тыс. рублей |
1. Издание информа- ционного бюллетеня для учреждений ДПО (обобщение опыта ор- ганизации ДПО). 2. Издание тезисов докладов по материа- лам научно-практи- ческих конференций и семинаров. 3. Издание специали- зированного журнала |
18. | Использование современных образовательных технологий, внедрение научно-техничес- ких и инновационных проек- тов, направленных на разви- тие ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятости Республики Татарс- тан, учреждения сис- темы ДПО, Ассоциация непрерывного образо- вания Республики Та- тарстан, советы рек- торов государствен- ных и негосударст- венных вузов Рес- публики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 600 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003-2005 гг. ежегодно по 200 тыс.рублей |
Методическое обеспе- чение внедрения дис- танционного, иннова- ционного обучения, организации учебного процесса как проекта и пр. |
19. | Организация, поддержка и развитие научных и учеб- но-методических центров в сфере ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан |
2003- 2004 гг. |
Создание эксперимен- тальных научно-мето- дических центров |
|
Информационное обеспечение системы ДПО |
|||||
20. | Создание единой информаци- онной среды в системе ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан, учреждения системы ДПО Респуб- лики Татарстан |
2002- 2005 гг. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 300 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003-2005 гг. ежегодно по 100 тыс.рублей, средства работодателей - 2000 тыс.рублей |
1. Информационно- -статистическое обеспечение наблюде- ния за состоянием ДПО. 2. Эффективное ин- формирование граждан о возможностях полу- чения ДПО. 3. Постоянно дейс- твующая система об- мена опытом в систе- ме ДПО |
21. | Использование информацион- ных технологий в обучении в системе ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан |
2003- 2005 гг. |
средства работодателей - 750 тыс.рублей |
1. Расширение объ- емов внедрения сете- вых и телекоммуника- ционных технологий в обучении. 2. Адаптация педаго- гических технологий к применению инфор- мационных технологий |
Кадровое обеспечение систе- мы ДПО |
|||||
22. | Мониторинг потребности уч- реждений системы ДПО в пре- подавательских и руководя- щих кадрах, в их дополни- тельном профессиональном обучении |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан, учреждения системы ДПО, кадро- вые службы предприя- тий Республики Та- тарстан |
2002- 2003 гг. |
средства Ассоциации непрерывного образова- ния Республики Татарс- тан - 400 тыс.рублей |
Разработка системы прогнозирования пот- ребности учреждений системы ДПО в препо- давательских и руко- водящих кадрах, в их дополнительном про- фессиональном обуче- нии |
23. | Разработка квалификационных требований к преподавателям и руководящим работникам сферы ДПО, методик их тес- тирования и аттестации |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во труда и занятости Республики Татарс- тан, МРЦПК, Ассоциа- ция непрерывного об- разования Республики Татарстан, советы ректоров государс- твенных и негосу- дарственных вузов Республики Татарс- тан, учреждения сис- темы ДПО Республики Татарстан, кадровые службы предприятий Республики Татарстан |
2003 г. |
республиканский бюджет Республики Татарстан - 200 тыс.рублей, в т.ч. Министерство образова- ния Республики Татарс- тан в 2003 г. - 200 тыс.рублей |
Создание системы ат- тестации и оценки качества профессио- нальной деятельности преподавателей и ру- ководящих работников сферы ДПО (для бюд- жетной и внебюджет- ной сфер) |
24. | Развитие подготовки препо- давателей системы ВФО на базе Института дополнитель- ного профессионального об- разования при КГТУ (КХТИ) |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан, кадровые службы предприятий Республики Татарстан |
2003 г. |
средства работодателей - 1100 тыс.рублей |
Создание системы це- левой подготовки преподавателей сис- темы ВФО |
25. | Создание научно-методичес- кого центра повышения ква- лификации преподавателей и работников системы ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан |
2003 г. |
средства Ассоциации непрерывного образова- ния Республики Татарс- тан, средства работода- телей - 2000 тыс.рублей |
Развитие системы по- вышения квалификации работников системы ДПО |
26. | Создание системы постоянно действующих семинаров с целью методологической и психолого-педагогической подготовки преподавателей системы ДПО |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, МРЦПК, Ас- социация непрерывно- го образования Рес- публики Татарстан, советы ректоров го- сударственных и не- государственных ву- зов Республики Та- тарстан |
2002- 2005 гг. |
средства Ассоциации непрерывного образова- ния Республики Татарс- тан, средства работода- телей (по отдельной смете) |
Развитие системы по- вышения квалифика- ции, совершенствова- ние практики обмена опытом преподавате- лей системы ДПО |
Ресурсное и финансовое обеспечение |
|||||
27. | Формирование финансовой по- литики в сфере ДПО |
Министерство финан- сов Республики Та- тарстан, Министерст- во образования Рес- публики Татарстан, Министерство соци- альной защиты Рес- публики Татарстан, Ассоциация непрерыв- ного образования Республики Татарс- тан, советы ректоров государственных и негосударственных вузов Республики Та- тарстан |
2003 г. |
средства Ассоциации непрерывного образова- ния в Республики Та- тарстан - 200 тыс.руб- лей |
1. Разработка единых критериев финансиро- вания ДПО. 2. Разработка реко- мендаций по финансо- вому менеджменту и бизнес-планированию для органов управле- ния ДПО |
28. | Привлечение к решению проб- лем развития ДПО банков, финансово-промышленных групп, общественных органи- заций и фондов |
Министерство эконо- мики и промышленнос- ти Республики Та- тарстан, Министерст- во образования Рес- публики Татарстан, Ассоциация непрерыв- ного образования Республики Татарс- тан, советы ректоров государственных и негосударственных вузов Республики Та- тарстан |
2002- 2005 гг. |
Предоставление бан- ковских и образова- тельных кредитов уч- реждениям ДПО, хо- зяйствующим субъек- там, отдельным граж- данам, занятым в сфере ДПО |
|
29. | Проведение конкурса учреж- дений и учебных структур ДПО на право получения час- тичного бюджетного финанси- рования |
Министерство образо- вания Республики Та- тарстан, Министерст- во социальной защиты Республики Татарс- тан, Министерство труда и занятости Республики Татарс- тан, МРЦПК, вузы Республики Татарстан |
2003 г. |
Предоставление час- тичного бюджетного финансирования уч- реждениям и учебным структурам ДПО |
Всего: 17330 тыс.рублей,
в том числе: в 2002 г. - 4000 тыс.рублей,
в 2003 г .- 5116 тыс.рублей,
в 2004 г. - 4106 тыс.рублей,
в 2005 г. - 4108 тыс.рублей.
Всего из республиканского бюджета Республики Татарстан - 2880 тыс. рублей, в т.ч.:
(в тыс.рублей)
Наименование министерства | 2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего |
Министерство образования Республики Татарстан | 1410 | 350 | 350 | 2110 |
Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан |
80 | 30 | 30 | 140 |
Министерство труда и занятости Республики Татар- стан |
50 | - | - | 50 |
Министерство социальной защиты Республики Татар- стан |
50 | - | - | 50 |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
75 | 25 | 25 | 125 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
80 | 30 | 30 | 140 |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Рес- публики Татарстан |
80 | 30 | 30 | 140 |
Министерство торговли и внешнеэкономического сот- рудничества Республики Татарстан |
75 | 25 | 25 | 125 |
Итого | 1900 | 490 | 490 | 2880 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 июля 2002 г. N 430 "О развитии дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 1, август 2002 г.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 4 октября 2004 г. N 435 Действие настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2005 года
Постановление КМ РТ от 24 декабря 2003 г. N 668 Действие настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2004 года
Постановление КМ РТ от 17 декабря 2002 г. N 717 Действие настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2003 года