Министерства финансов Республики Татарстан, Государственного Комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
от 22 июля 1993 г. N 05-03, N 272/1, N 16-1-08
"По применению Закона Республики Татарстан "О плате за землю"
Приказом Министерства финансов РТ от 23 сентября 2003 г. N 05-115а, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ от 19 сентября 2003 г. N 175Д настоящая инструкция признана утратившей силу
См. Приказ МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/725 "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению"
Настоящая инструкция издана на основании Закона Республики Татарстан "О плате за землю" и в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю".
Использование земли в Республике Татарстан является платным. Формами платы за землю являются как регулярные - земельный налог, арендная плата, так и единовременные платежи при передаче земельных участков в пользование и владение или приобретении их в собственность.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Республики Татарстан, а также для получения под залог земли Банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
I. Плательщики земельного налога, арендной платы за землю
и объекты налогообложения
1. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Республики Татарстан и Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица, а также граждане Республики Татарстан и Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории Республики Татарстан.
2. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам. К ним, в частности, относятся:
сельскохозяйственные угодья;
земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального и коллективного садоводства, огородничества и животноводства;
земли, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также земли санитарно-защитных, технических и других зон;
земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), индивидуальными и кооперативными гаражами, дачными участками;
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей;
земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью, водохранилища гидроэлектростанций), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления, Вооруженных Сил, внутренних и железнодорожных войск, космических систем;
земли, занятые полигонами и аэродромами;
земли лесного фонда освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется по каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
II. Льготы по взиманию платы за землю
и порядок их представления
5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются следующие физические и юридические лица:
1) заповедники, национальные дендрологические парки, ботанические сады;
2) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные и лесохозяйственные предприятия за земли, предоставленные для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
3) учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, санатории, детские учреждения, профилактории, оздоровительные лагеря для школьников, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета, либо за счет средств профсоюзов, а также государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, религиозные объединения, на землях которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
4) предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, требующие рекультивации, на первые 15 лет пользования. Основанием является справка районного или городского комитета по земельным ресурсам и земельной реформе;
5) участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите бывшего СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, бывшие партизаны и приравненные к ним категории граждан;
6) инвалиды, одинокие пенсионеры, проживающие и вышедшие на пенсию в сельской местности;
7) участники ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
Льготы, указанные в пунктах 5,6,7 предоставляются на основании соответствующих удостоверений (удостоверение участника войны, инвалида Отечественной войны, инвалида о праве на льготы, пенсионного удостоверения, специального удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других документов).
8) пользователи земель общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие), кладбищ, полигонов для захоронения неутилизированных промышленных и бытовых отходов, мусороперерабатывающих предприятий, объектов пожарных и спасательных служб, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта;
9) лесохозяйственные предприятия, выполняющие работы по лесовосстановлению, лесоразведению, охране и защите лесов;
10) организации, эксплуатирующие автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения.
6. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от платы за землю в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах, налог взимается на общих основаниях.
7. Верховный Совет Республики Татарстан вправе снижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу для отдельных административных районов (кроме районов в городах) за сельскохозяйственные угодья в зависимости от уровня развития производственных сил района в сельском хозяйстве.
Сельские, поселковые, районные, городские Советы народных депутатов с учетом льгот, установленных Верховным Советом Республики Татарстан, имеют право устанавливать льготы по взиманию земельного налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для:
юридических лиц и граждан в случаях стихийных и других бедствий, возникающих не по вине пользователя, когда землевладелец или землепользователь понес значительные материальные убытки;
многодетных, малообеспеченных и молодых семей;
благотворительных организаций.
Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с предприятий, учреждений, организаций и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ. При этом период освоения контролируется местными Советами народных депутатов. Площадь земельного участка принимается по изготовленному местным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе плану земель с нанесенными границами участка, находящегося в стадии сельскохозяйственного освоения.
Льготы, предусмотренные настоящим пунктом инструкции, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.
8. Предоставление льгот по уплате земельного налога юридическим лицам и гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий (гибель посевов сельскохозяйственных культур, многолетних плодовых насаждений или основного имущества в результате пожара, взрыва, удара молний, наводнения, землетрясения, урагана, ливня, града, обвала, оползня, выхода подпочвенных вод, необычных для данной местности продолжительных дождей, весенних заморозков и обильного снегопада, падеж крупного рогатого скота и другие) в зависимости от размеров нанесенного ущерба (убытка) производится решениями Советов народных депутатов, принятыми по заключению уполномоченных ими на это органов.
В таком же порядке предоставляются льготы по уплате налога многодетным, малообеспеченным и молодым семьям.
9. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.
При утрате в течение года права на льготу налогообложение производится с месяца, следующего за утратой этого права.
Примеры:
1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сумме 6 рублей за земельный участок площадью 600 кв.м. в садоводческом товариществе, с 20 ноября стал инвалидом, в связи с чем получил право на освобождение от уплаты налога с 1 ноября.
В этом примере годовая сумма налога 6 рублей должна быть пересчитана, и переплата в сумме 1 руб. (6:12*2) должна быть возвращена гражданину Н.
2. С инвалида труда III группы, проживающего в рабочем поселке с численностью населения до 200 тыс. человек и имеющему в личной собственности домовладение с земельным участком 1000 кв.м., при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года была снята группа инвалидности, в связи с чем он утратил прав на льготу с 1 октября.
В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма налога в размере 27 рублей, а лишь 6 руб.75 коп. (27:12*3), т.е. за 3 месяца.
10. В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
11. За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.
III. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
12. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Республики Татарстан местный Совет народных депутатов, местная администрация могут разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка, что также может служить временно основанием для взимания указанной платы за землю.
До выдачи гражданам государственных актов на право собственности на землю основанием для взимания налога являются свидетельства на право собственности, владения и пользования, выдаваемые местной администрацией в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 мая 1992 г. N 277, а также ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
13. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.
Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.
14. Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются и утверждаются для административных районов Верховным Советом Республики Татарстан, исходя из среднего размера налога с 1 га немелиорированной пашни.
Ставки устанавливаются с точностью до рубля за 1 га по группам почв или баллам качества пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (при этом пашня подразделяется на подвиды - немелиорированная, орошаемая, осушенная, под теплицами и парниками).
Земельный налог за сельскохозяйственные угодья, предоставляемые юридическим лицам и гражданам, определяется как сумма произведений площадей угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ) и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе.
Отнесение почвенных разновидностей, отраженных в материалах почвенных обследований, к определенным группам почв производится по списку, утвержденному Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
Общая сумма налога по каждому сельскохозяйственному предприятию устанавливается соответствующими Советами народных депутатов путем применения средних ставок налога, рассчитанных для каждого хозяйства Татарским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием института "ВолгоНИИгипрозем" на основе соответствующих оценочных показателей почв и угодий, а также их местоположения.
Для расчета ставок налога за расположение вне населенных пунктов земли несельскохозяйственного назначения устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья в целом по территориям, а также по административным районам (как средневзвешенные по структуре этих угодий).
15. Налог за земли в границах сельских населенных пунктов исчисляется юридическим лицам и гражданам по ставкам в размере 1 коп. за 1 кв.м. со всей площади земельного участка.
Налог за расположение в сельской местности земли садоводческих и животноводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов, а также участки, предоставленные гражданам для индивидуального и коллективного огородничества, исчисляется со всей площади участка по ставке в размере 1 коп. за 1 кв.м.
Налог за земельные участки, предоставленные гражданам для сенокошения, выпаса скота, взимается по среднерайонной ставке налога за сенокосы и пастбища.
При этом с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте инструкции, местные Советы народных депутатов, в чье ведение входят эти земли, могут повышать ставки налога, но не более чем в два раза.
По всем землям, независимо от их целевого назначения (кроме земель сельскохозяйственного назначения), расположенным в пригородных зонах городов республиканского подчинения, ставки земельного налога рассчитываются с использованием повышающих коэффициентов, установленных постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 4 марта 1993 года N 1768 - XII (приложение 3). В тех случаях, когда земли расположены в сфере воздействия нескольких указанных факторов, применяется один из коэффициентов - наибольший.
Повышающие коэффициенты применяются только для пригородных зон, границы которых утверждены в установленном порядке.
16. Налог за земли городов, рабочих поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Налог за городские земли исчисляется в соответствии с утвержденными Верховным Советом Республики Татарстан средними ставками по категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории за исключением земель сельскохозяйственного использования, а также занятых личными подсобными хозяйствами, жилищным фондом, индивидуальными гаражами.
Средние ставки налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий городскими Советами народных депутатов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Отнесение исторической застройки к уровню международного или республиканского значения осуществляется министерством культуры, а также к застройке местного значения - местными Советами народных депутатов.
В зонах охраны памятников истории и культуры, зонах регулирования застройки и других районах города, представляющих историческую ценность, повышающие коэффициенты приведенные в таблице 2 приложения 2 к постановлению Верховного Совета Республики Татарстан от 4 марта 1993 года, применяются по представлению городских органов охраны памятников истории и культуры при установлении налога за земли собственников, владельцев и пользователей, только для нарушающих установленный охранный режим территории.
17. Налог за земли в границах городов и поселков исчисляются:
- занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) - в размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей зоны города, поселка;
- земли сельскохозяйственного использования, садоводческих и животноводческих товариществ, личного подсобного хозяйства (включая земли, занятые постройками и сооружениями) и земельные участки, используемые для огородничества, а также земли, предоставленные гражданам для ведения индивидуального жилищного строительства (кроме земли, занятой индивидуальным жилищным фондом) - в размере одной копейки за квадратный метр. В установленных случаях применяются повышающие коэффициенты таблицы 3 приложения 2 к постановлению Верховного Совета Республики Татарстан от 4 марта 1993 г.;
- занятые дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами исчисляются в размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей зоны города, поселка. Налог за часть площади, превышающую норму отвода под дачное и гаражное строительство не более чем в два раза, исчисляется в размере пятнадцати процентов ставки, а часть площади, превышающую норму более чем в два раза - в размере полной ставки этого налога.
18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений, или передаются в административном отношении в подчинение другого Совета народных депутатов, или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом:
при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Республики Татарстан сельский населенный пункт отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;
при изменении подчиненности Совета народных депутатов данного населенного пункта (например, сельский или поселковый Совет с его территорией с октября в административном отношении передан в подчинение городскому Совету народных депутатов) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов и их территорий ставкам, а в следующем году - по ставкам города.
Если сельский или поселковый Совет народных депутатов при этом административном переподчинении не упразднен, то в следующем году налог должен взиматься по ранее установленным для них ставкам;
при упразднении административно-территориальной единицы и включении ее в состав другой административно-территориальной единицы (например, рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 0,9 руб. за 1 кв.м., в августе включен в черту города, где действует более повышенная ставка за счет его статуса), на территории упраздненной единицы новая ставка должна применяться со следующего года.
19. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью, водохранилища гидроэлектростанций), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления, Вооруженных Сил, внутренних и железнодорожных войск, космических систем исчисляется в трехкратном размере средних ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения.
За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог исчисляется в соответствии со средними размерами налога за 1 га пашни, установленными на данной территории.
20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, за исключением водохранилищ гидроэлектростанций вне населенных пунктов взимается только с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
21. Налог за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, определяется в размере 5% таксовой стоимости разрешенного по лесорубочному билету (ордеру) объема рубок древесины по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам. Сумма налога указывается в приложении к лесорубочному билету (ордеру).
22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда взимается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, исчисляется в размере 5% от таксовой стоимости древесины на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.
24. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых налогом объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по каждому земельному участку, по установленной форме (приложение к настоящей инструкции).
По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставления.
Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическим лицам в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому домовладению.
Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к нему разработочных таблиц формы N 1 - 4 с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и домовладению, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов и поселков, а также при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения плательщиков, в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога на те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
25. Централизованно представляют расчеты государственным налоговым инспекциям отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих Советов народных депутатов следующие юридические лица, объекты налогообложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы:
отделения железных дорог - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;
производственные объединения по энергетике и электрификации "Татэнерго", на балансе которых находятся линии электропередач, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;
предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления), на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
государственные эксплуатационное предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;
организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.
За земли, предоставленные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил и железнодорожных войск, космических систем, расчеты налога представляются воинскими частями (учреждениями, учебными заведениями), в налоговые органы по месту дислокации этих воинских частей.
26. Жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, огороднические и животноводческие товарищества представляют расчеты налога государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают земельный налог в бюджет местного Совета народных депутатов по месту нахождения представленных им земельных участков для указанных выше целей.
27. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
28. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
29. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
советы народных депутатов с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.
30. Учет площадей земельных участков, предоставленных гражданам, производится на основании данных следующих органов:
органов жилищно-коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих поселков. В качестве контрольных материалов могут использоваться данные отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;
сельских Советов народных депутатов о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения выпаса скота, а также для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;
предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы на указанных предприятиях, в учреждениях и организациях;
колхозов, совхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, других сельскохозяйственных предприятий, а также и иных юридических лиц о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуальных огородов и садов, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих юридических лиц.
31. Прием платежей земельного налога и учет поступивших сумм производится в установленном порядке.
32. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель сельскохозяйственного назначения ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемых участков.
Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на специальные бюджетные счета соответствующих Советов народных депутатов.
33. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются высшим арбитражным судом Республики Татарстан или судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, - в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
34. При исчислении размера земельного налога за сельскохозяйственные угодья и земли несельскохозяйственного назначения, включая земли городов и поселков городского типа применяется повышающий коэффициент, размер которого устанавливается Верховным Советом Республики Татарстан.
IV. Порядок пересмотра налогообложения и уплаты доначисленных
и уменьшенных при этом сумм налога
35. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к налогообложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения.
В этих случаях дополнительно исчисленные суммы налога уплачиваются в следующие сроки:
суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки платежей;
суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - в течение месяца после начисления суммы (после вручения извещения).
Такие же сроки устанавливаются и при пересчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением площади земельных участков, неправильным применением ставок и т.д.
36. Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром налогообложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года, суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сниженная сумма исключается из очередного срока уплаты.
Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.
37. При исчислении земельного налога юридическим и физическим лицам общая сумма каждого платежа округляется до 1 руб.;
сумма менее 50 коп. из расчета исключается, а 50 коп. и более округляются до 1 руб.;
гражданам - до полных копеек: сумма менее 0,5 коп. в расчет не включается, а 0,5 коп. и более округляется до целой копейки.
V. Порядок проверки расчета по земельному налогу
38. Расчеты по земельному налогу проверяются документально с выходом на предприятие, в учреждение и организацию государственными налоговыми инспекторами в сроки, установленные руководителями налоговых инспекций.
39. Документальной проверке предшествует камеральная проверка (без выхода на место), которая производится налоговыми инспекторами по каждому расчету в момент их получения. При этом в целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены лик расчетам справки, разработанные таблицы, указанные в пункте 24 настоящей инструкции.
Если обнаружены факты неправильного применения ставок или арифметические ошибки в исчислении платежей и распределении их по срокам уплаты, инспектор в холе оперативного уточнения этих данных вносит в расчет соответствующие исправления.
Все внесенные при этом в расчет исправления должны быть подписаны налоговым инспектором и сообщены юридическому лицу, а расчет передается в установленном порядке работнику, на которого возложен учет платежей, для открытия лицевого счета на этого плательщика.
40. При проверке с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками, планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков.
При проверке следует определить правильность применения ставок налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам.
Для проверки полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение, сопоставить их с данными обособленного учета земельных участков на этом счете.
41. После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные при проверке нарушения, и делается подробный расчет дополнительно исчисленных или сложенных сумм налога, а также финансовых санкций, предусмотренных соответствующим законодательством, действующим на территории Республики Татарстан с указанием сроков их уплаты. Копия акта вручается юридическому лицу, а расчет дополнительно начисленных или сложенных сумм передается для производства соответствующей отметки в лицевом счете плательщика.
VI. Ответственность плательщиков
42. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.
Государственные налоговые инспекции ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью уплаты.
43. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,2% с суммы недоимки за каждый день просрочки, но не более 200 процентов суммы годового налога.
44. За нарушение Закона "О плате за землю" предусматривается ответственность в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
VII. Порядок зачисления, централизации и использования
средств, поступивших от платы за землю
45. В порядке централизации 30 процентов от суммы земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья административных районов, а также за земли городов и поселков перечисляется на специальный счет республиканского бюджета Татарстана.
46. Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих местных Советов народных депутатов:
сельских Советов народных депутатов - за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
поселковых, городских Советов народных депутатов - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;
районных Советов народных депутатов - за земли в границах района за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских Советов народных депутатов.
47. Впредь до принятия новой классификации доходов и расходов бюджетов в доход соответствующих бюджетов плата за землю зачисляется на раздел 37:
параграф 1 "Земельный налог" - земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда и земли сельских населенных пунктов;
параграф 2 "Арендная плата за землю" - земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения, указанные в статьях 7, 9 и 10 Закона Республики Татарстан "О плате за землю", параграф 3 "Плата за пользование лесами" - налог за земли под лесами, на которых производится заготовка древесины, за земли лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей.
48. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и восстановлению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;
инженерное и социальное обустройство территории.
49. Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные в пункте 48 настоящей инструкции цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.
Неиспользованные в течение года остатки средств платы за землю не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.
50. Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной платы за землю ведется на счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по земельному налогу".
Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Капитальные вложения", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.).
Перечисленные суммы налога (арендной платы) в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
VIII. Единовременные платежи за предоставление земельных
участков в городах и других населенных пунктах
51. В городах и других населенных пунктах при предоставлении земельных участков для строительства различных объектов, функционирование которых связано с использованием элементов инженерной и природоохранной инфраструктуры этого населенного пункта, устанавливается единовременная плата компенсирующая местному Совету народных депутатов затраты на ее расширение и воспроизводство.
Единовременные платежи устанавливаются соответствующими местными Советами народных депутатов или его исполнительными органами в каждом конкретном случае с учетом технико-экономических характеристик объекта, для сооружения которого предоставляется земельный участок, уровень инженерного обустройства территории и других показателей, определяющих ценность территории.
Размер единовременных платежей определяется по единой для республики методике, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Средства, поступающие от взимания единовременной платы, предназначенные на воспроизводство инженерной и природоохранной инфраструктуры городов и поселков, поступают во внебюджетный фонд и расходуются в соответствии с их назначением.
IX. Нормативная цена земли
52. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода на расчетный срок окупаемости.
Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность гражданам, ее купле-продаже, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, и получении банковского кредита под залог земельного участка, а также при определении единовременной платы на воспроизводство инженерной и природоохранной инфраструктуры в городах и поселках.
53. Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных земельным законодательством Республики Татарстан:
а) при предоставлении земли в собственность гражданам:
для крестьянского (фермерского) хозяйства сверх средней земельной доли, установленной в районе;
для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках городского типа;
для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности сверх норм отвода земли, устанавливаемых законодательством Республики Татарстан;
б) при купле-продаже земли;
в) при установлении коллективно-долевой и коллективно-совместной собственности на земельный участок сверх площади, бесплатно предоставляемой в районе;
г) при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
д) при переходе права собственности на жилой дом, строение, сооружение;
е) при получении банковского кредита под залог земельного участка;
ж) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
54. Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется как кратная величина ставки земельного налога в рублях за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. При этом ставка земельного налога не должна быть ниже установленного минимального уровня. Величина кратности и минимальный уровень ставки земельного налога устанавливается Верховным Советом Республики Татарстан.
При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов. Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.
Установление нормативной цены земли при предоставлении в городах и поселках земельных участков в собственность гражданам для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также садоводства и животноводства производится исходя из ставки земельного налога, установленной для этой категории плательщиков.
55. До принятия новой Классификации доходов и расходов бюджетов средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, установления коллективно-долевой собственности на землю, сверх бесплатно предоставляемой в районе, изъятия земли в порядке выкупа, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляется в доход соответствующих бюджетов на раздел 23, параграф 4 "Прочие поступления от реализации имущества".
56. В связи с введением в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" взимание налога с владельцев строений и земельного налога, предусмотренных Положением о местных налогах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г., а также сельскохозяйственного налога прекращается.
57. Настоящая инструкция вводится в действие с 01.08.93 г.
Министр финансов Республики Татарстан |
Д.Н.Нагуманов |
Председатель Государственного комитета
Республики Татарстан по земельным
ресурсам и земельной реформе |
А.А.Ефремов |
Начальник Государственной налоговой
инспекции Республики Татарстан |
Ш.С.Бадамшин |
Зарегистрирован в Минюсте РТ 29 июля 1993 г.
Регистрационный N 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Министерства финансов РТ, Государственной налоговой инспекции по РТ, Госкомитета РТ по земельной реформе и земельным ресурсам от 22 июля 1993 г. N 05-03/16-1-08/272/1 по применению Закона Республики Татарстан "О плате за землю"
Зарегистрирован в Минюсте РТ 29 июля 1993 г.
Регистрационный N 7
Текст Инструкции официально опубликован не был
Приказом Министерства финансов РТ от 23 сентября 2003 г. N 05-115а, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ от 19 сентября 2003 г. N 175Д настоящая инструкция признана утратившей силу