Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 ноября 1998 г. N 715
"Об утверждении Положения о порядке изъятия и предоставления земель,
находящихся в государственной собственности, организациям, гражданам
и их объединениям"
15 февраля 1999 г., 23 августа 2000 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 593 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке изъятия и предоставления земель, находящихся в государственной собственности, организациям, гражданам и их объединениям.
2. Признать утратившим силу Положение о порядке изъятия и предоставления земель предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам и их объединениям, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года N 346.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Положение
"О порядке изъятия и предоставления земель, находящихся
в государственной собственности, организациям, гражданам
и их объединениям"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 ноября 1998 г. N 715)
15 февраля 1999 г., 23 августа 2000 г.
См. также "Порядок рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель, сделкам с земельными участками, строительству и реконструкции строений (утвержден приказом Минэкологии РТ от 28 февраля 2002 г. N 169)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основе Земельного кодекса Республики Татарстан, законов Республики Татарстан "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и распространяется на земли всех категорий, находящиеся в государственной собственности и собственности местного самоуправления.
2. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности или в собственности местного самоуправления, подают соответственно заявление в Кабинет Министров Республики Татарстан, местную администрацию или орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы).
3. Для решения вопроса о предоставлении земельных участков, а также в целях осуществления контроля за их дальнейшим использованием, ведения земельного кадастра материалы по отводу земель объединяются в землеустроительные дела, которые заводятся:
районными комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе (с участием архитектора района, города) - на земельные участки, предоставляемые из земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта и иного специального назначения, земель лесного и водного фондов, земель запаса, городских (в том числе городов районного подчинения) и сельских поселений, земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
городскими комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе (с участием главного архитектора города) - на земельные участки, предоставляемые из земель городов республиканского подчинения.
Земельное дело заводится на весь земельный участок в целом под объект независимо от количества землевладельцев и землепользователей, у которых изымается земля.
В случаях, когда под объект отводятся земли нескольких административных районов, землеустроительные дела заводятся по каждому из районов.
4. Генеральные планы городов и других населенных пунктов, которые утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан, на начальной стадии проектирования согласовываются с Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе в части перспективного изъятия земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого назначения.
Генеральные планы и проекты планировки и застройки других населенных пунктов согласовываются с соответствующим районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе.
5. Рассмотрение ходатайств о переводе лесных площадей в нелесные, для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в соответствии с порядком предоставления земельных участков, определяемых настоящим Положением.
6. При изъятии орошаемых земель, земель занятых многолетними насаждениями, а также в случаях, когда изъятие земель связано с переносом или новым строительством зданий и сооружений, в обязательном порядке предусматриваются места их переноса и определяются сроки проведения указанных работ в соответствующих договорах заинтересованных сторон.
Все связанные с этим расходы несут предприятия, организации, учреждения, а также граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка.
7. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земельные участки, предназначенные для несельскохозяйственного использования или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель лесного фонда для указанных целей предоставляются, как правило, непокрытые лесом площади или площади, занятые малоценными насаждениями.
8. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений полезных ископаемых, строительством объектов культуры, спорта, здравоохранения, образования, а также дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений.
Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с недропользователем и органом, уполномоченным на выдачу лицензий на право пользования недрами.
Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается законодательством.
Постановлением КМ РТ от 23 августа 2000 г. N 612 в раздел II настоящего Положения внесены изменения
II. Порядок предварительного согласования места размещения объекта
1. Организации, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей промышленного и жилищного строительства, других несельскохозяйственных целей за пределами черты населенных пунктов, обращаются в Кабинет Министров Республики Татарстан с ходатайством о предварительном согласовании места размещения намечаемого к строительству объекта.
В ходатайстве указывается решение соответствующих органов о строительстве объекта либо разработке недр, обосновывается примерный размер испрашиваемых земельных участков, их предполагаемые местоположения и сроки пользования землей.
К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагаются заключение Приволжского округа Госгортехнадзора Российской Федерации, копия горноотводного акта или выписка из него.
2. Кабинет Министров Республики Татарстан в недельный срок рассматривает ходатайство и принимает решение о целесообразности размещения того или иного объекта и поручает Государственному комитету Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе оформление отвода земельного участка.
3. Материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заказчиком с участием проектной организации, соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, представителей архитектурно-строительных, пожарных, природоохранных, санитарных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других заинтересованных органов, землевладельцев и землепользователей, в пользовании или владении которых находятся предполагаемые к изъятию земли. Для размещения объекта выбираются несколько вариантов, из них рекомендуется оптимальный, предусматривающий минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы.
Выбор земельного участка оформляется соответствующим актом, в котором отражаются все рассматриваемые варианты, а при необходимости предусматриваются места размещения производственных, жилых и других строений и сооружений, переносимых с изымаемых участков.
К акту прилагается планово-картографический материал с нанесением на него всех рассматриваемых вариантов и элементов землеустройства. Кроме того, на плане указываются земли, которые будут осваиваться или улучшаться взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также места размещения производственных, жилых и других строений и сооружений, переносимых с изымаемых участков. Планово-картографический материал подписывается председателем районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, руководителями сельскохозяйственных предприятий, лесохозяйственных учреждений или других организаций, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и другими лицами, во владении или пользовании которых находятся изымаемые земли, а также представителями организаций, и другими лицами, заинтересованными в отводе земель.
К материалам по выбору участка прилагаются:
предварительный расчет испрашиваемой площади;
справка соответствующего территориально-геологического органа об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - согласования недропользователя и органа, уполномоченного лицензировать использование недр;
согласование пользователя или владельца изымаемого земельного участка;
решение органа местного самоуправления (если отвод земли затрагивает интересы граждан, проживающих на его территории);
акт определения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства;
акт на возмещение убытков, наносимых землевладельцам или землепользователям в связи с изъятием у них земель, включая упущенную выгоду;
акт технического обследования (с заключением лесохозяйственного учреждения), если отвод земельного участка производится из земель лесного фонда, в том числе переданных в безвозмездное пользование сельхозпредприятиями;
заключение вышестоящих министерств, ведомств, в чьем подчинении находится предприятие, организация или учреждение, предоставляющее земельный участок;
заключение районного (городского) комитета по земельным ресурсам и земельной реформе о целесообразности предоставления земель;
заключение согласующих республиканских органов:
Приволжского округа Госгортехнадзора Российской Федерации (при отводе под добычу полезных ископаемых);
Приволжской гидрогеологической экспедиции;
Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан;
Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (при изъятии земель лесного фонда);
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Главного управления госконтроля, охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан;
Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Татарстан;
Экспертной комиссии по рассмотрению и оценке проектов строительства автозаправочных станций в Республике Татарстан и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Республики Татарстан (при предоставлении земель под автозаправочные станции);
Государственной дорожной службы (при предоставлении земель в придорожной полосе);
вышестоящих организаций государственных сельскохозяйственных предприятий;
Управление эксплуатации водохранилищ Куйбышевской и Нижнекамской ГЭС (при предоставлении земель в водоохранной зоне).
При необходимости намечаемый отвод земель согласовывается с другими инстанциями.
Заключения указанных согласующих органов выдаются заявителю в десятидневный срок со дня обращения.
Перечисленные материалы по выбору земельного участка с заключениями республиканских органов представляются в Республиканский земельно-кадастровый центр для проведения землеустроительной экспертизы.
Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе в месячный срок принимается распоряжение о предварительном согласовании места расположения объекта (направление трасс линейных сооружений), примерных размеров намечаемой к изъятию земельной площади, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.
Финансирование проектно-изыскательских работ, осуществляемое из средств государственного бюджета, до принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта не допускается.
Предварительное согласование места расположения объекта с указанием примерного размера намечаемой к изъятию земельной площади действительно в течение трех лет. Указанный срок может быть продлен органом, принявшим распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта.
При изъятии земель для нужд городов республиканского подчинения, городских (в том числе городов районного подчинения) и сельских поселений в соответствии с их утвержденными генеральными планами, проектами планировки и застройки, а также при предоставлении земель гражданам предварительного согласования места размещения объектов не требуется.
Постановлением КМ РТ от 23 августа 2000 г. N 612 в раздел III настоящего Положения внесены изменения
III. Порядок рассмотрения ходатайств о
предоставлении земельных участков
1. После завершения необходимых проектно-изыскательских работ заинтересованная в предоставлении земель сторона направляют ходатайство о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган по месту нахождения испрашиваемых земель с указанием его уточненных размеров (площади леса, подлежащего вырубке).
К ходатайству прилагаются:
материалы предварительного согласования места размещения объекта или копия утвержденного генерального плана, проекта планировки и застройки города, поселка, другого населенного пункта, с нанесенными границами намечаемого к отводу земельного участка;
соответствующие документы о финансировании строительства (при сооружении объекта за счет государственного бюджета), копию генерального плана или проекта детальной планировки и застройки объекта и план трасс внеплощадных инженерных сетей, проект разработки полезных ископаемых с указанием очередности занятия земель по годам;
проект рекультивации земель или порядок использования снимаемого плодородного слоя почвы в случае, когда рекультивация нарушенных земель не представляется возможной.
Уполномоченный орган в месячный срок рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, выносит соответствующее решение о предоставлении земли либо ходатайствует перед Госкомземом Республики Татарстан о принятии соответствующего решения по данному вопросу.
В землеустроительном деле помимо материалов, указанных в разделе II и пункте I раздела III настоящего Положения материалов должны быть уточненные в ходе проектно-изыскательских работ данные об отводимой площади и размерах возмещенных убытков землевладельцам и землепользователям и потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства при отводе земли;
экспликация земельных угодий землевладельца, из земель которого изымается участок, и предоставляемого земельного участка;
заключение районного (городского) комитета по земельным ресурсам и земельной реформе о целесообразности предоставления земельного участка;
решение уполномоченного органа о предоставлении земельных участков и условиях их отвода.
Госкомзем Республики Татарстан в месячный срок рассматривает землеустроительное дело и принимает решение об изъятии и предоставлении земельных участков.
2. Изъятие и предоставление земельных участков в черте городов республиканского подчинения производится на основании утвержденных генеральных планов, проектов детальной планировки и другой градостроительной документации по решению местной администрации.
Изъятие и предоставление земельных участков в черте городских (в том числе городов районного подчинения) и сельских поселений производится на основании утвержденной градостроительной документации решением уполномоченного органа.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
3. Предоставление земельных участков для размещения нефтяных скважин и других нефтепромысловых объектов в пределах территорий нефтяных месторождений, обозначенных горноотводными актами и обустроенных в соответствии с требованиями, изложенными в разделе II настоящего Положения, производится по решению Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, за исключением случаев, обозначенных в абзаце 3 пункта 2 раздела III Положения, на основании материалов выбора земельных участков под размещение указанных объектов, утвержденных администрациями районов и городов.
IV. Порядок предоставления земельных участков для строительства
индивидуальных жилых домов и ведения личных подсобных хозяйств
Для строительства индивидуальных жилых домов гражданам земельные участки предоставляются на землях, находящихся в черте городских (в том числе городов районного подчинения), поселений, для ведения личных подсобных хозяйств - в сельских поселениях в соответствии с их утвержденными генеральными планами или проектами планировки и застройки.
При недостатке свободных земель в черте населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов и ведения личных подсобных хозяйств дополнительно предоставляются земельные участки, прилегающие к ним или находящиеся вблизи от них в соответствии порядком, определенном в разделе III настоящего Положения.
1. Граждане, изъявившие желание получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома на территории городского (в том числе города районного подчинения) поселения, обращаются в соответственный уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка с заявлением, в котором указываются состав семьи, жилищные условия, местоположение и размер испрашиваемого земельного участка.
Поступившие от граждан заявления о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства подлежат специальному учету и удовлетворяются по мере подготовки площадок земли для отвода участков.
Заявления граждан о предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов рассматриваются уполномоченными органами в месячный срок с привлечением органов архитектуры, землеустроительной и других служб. Копия решения, либо выписка из него по этому вопросу выдается гражданину в недельный срок с момента его принятия.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, подают заявление в соответствующий уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка о выделении участка с указанием его предполагаемого местоположения и размера.
Уполномоченный орган с учетом проекта планировки и застройки населенного пункта либо других планировочных решений совместно с районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе, органами архитектуры и другими службами в месячный срок принимает решение о выделении гражданину земельного участка.
В случае отсутствия свободных земель орган местного самоуправления ходатайствует перед районной администрацией о передаче в его ведение необходимой земельной площади.
V. Порядок предоставления земельных участков для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам
1. При выходе из сельскохозяйственной организации для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства участник организации подает общему собранию либо уполномоченному общим собранием органу заявление с просьбой выделить земельный участок с указанием его размера, количества членов семьи, пожелавших организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, и желаемое местоположение участка.
2. Общее собрание участников сельскохозяйственной организации либо уполномоченный им орган в месячной срок с момента подачи членом организации заявления принимает решение о выделении земельного участка. Решение общего собрания о размерах и местоположении выделяемого в натуре земельного участка является основанием для принятия соответствующим уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка решения о его предоставлении.
В течение двух месяцев со дня принятия решения соответствующий районный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе производит установление границ земельного участка и выдает главе крестьянского (фермерского) хозяйства государственный акт на право собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
3. Предоставляемые земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства по плодородию почв в дифференцированном виде должны соответствовать среднему уровню кадастровой оценки по данному хозяйству.
4. В случае, когда размер земельной доли меньше средней районной нормы бесплатной передачи земель в собственность, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, выходящие из сельскохозяйственной организации, вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка с заявлением о передаче им в собственность бесплатно дополнительных земельных участков до размера среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность из земель запаса.
5. Гражданам, не являющимся членами сельскохозяйственных организаций, земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса по их заявлению.
В заявлении, поданном в соответствующий уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка, указываются цель использования испрашиваемого земельного участка и желаемое право на него, его предполагаемые размеры и местоположение, состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а при аренде - срок пользования.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня подачи заявления.
6. Отказ в выделении земельного участка может быть обжалован в суд.
7. Площадь земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не может превышать установленных земельным законодательством предельных норм.
VI. Порядок предоставления земельных участков для коллективного
садоводства, животноводства, дачного и гаражного строительства
1. Для коллективного садоводства, животноводства, дачного и гаражного строительства земельные участки предоставляются организациям, гражданам и их объединениям.
2. По мере поступления заявлений граждан о предоставлении земельных участков для садоводства, животноводства, дачного и гаражного строительства организуются некоммерческие объединения граждан, которым и выделяются земельные участки.
3. Земельный участок первоначально отводится некоммерческому объединению граждан в срочное пользование, а после утверждения проекта планировки застройки, вынесении в натуру земельного участка или по окончании строительства за членами некоммерческого объединения граждан оформляются конкретные земельные участки на праве собственности или на ином праве.
Предоставление земельных участков для указанных целей производится согласно требованиям разделов II и III настоящего Положения.
VII. Порядок предоставления земельных участков для
огородничества, сенокошения и выпаса скота
1. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются в аренду или в срочное пользование по договору. Земельные участки, предоставляемые для огородничества, используются в целях выращивания картофеля, овоще-бахчевых и ягодных культур. На предоставленных землях не допускается строительство капитальных строений, сооружений и посадка многолетних насаждений. При необходимости разрешается сооружение временных строений индивидуального и общего пользования для отдыха, хранения инвентаря и укрытия от непогоды, снос которых по окончании срока аренды или пользования землей должен быть произведен их владельцами без возмещения им стоимости.
2. В соответствии с выявленной потребностью в земельной площади согласно ходатайству заинтересованной стороны соответствующим уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка совместно с комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе определяется участок для указанных целей.
3. Решение о предоставлении земельных участков принимает соответствующий уполномоченный орган, на территории которого находится этот участок.
4. Организации из закрепленных за ними земель предоставляют земельные участки для огородничества своим работникам на основании приказа администрации, который подлежит регистрации соответствующим уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка.
VIII. Порядок предоставления служебных земельных наделов
1. Граждане, имеющие право в соответствии с законодательством на получение служебного надела, подают заявление в администрацию организации о выделении им земельного участка в качестве служебного надела для сельскохозяйственного использования. Администрация в двухнедельный срок рассматривает заявление и принимает решение о выделении служебного надела из земель, находящихся в его владении или пользовании.
Предоставление земель производится на основании приказа администрации организации или договора между работниками и администрацией, который подлежит регистрации в установленном законодательством порядке.
IX. Порядок согласования места размещения земельных участков
под строительство внутрихозяйственных объектов
1. Сельскохозяйственные предприятия или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в занятии закрепленных за ними земель под строительство жилых, производственных и других внутрихозяйственных объектов, направляют в соответствующий уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка ходатайство с указанием наименования объекта, предполагаемого места строительства и ориентировочной площади земельного участка, необходимого для застройки.
2. Комиссией, организованной соответствующим уполномоченным органом, производится выбор земельного участка в натуре (на местности). По результатам работы комиссии составляется акт выбора земельного участка с приложением к нему соответствующих планово-картографических материалов.
Для размещения объекта выбирается несколько вариантов и рекомендуется оптимальный, предусматривающий минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а в случае их занятия, намечаются земельные участки для освоения или улучшения и определяются затраты на проведение этих работ.
При необходимости комиссия может поручить заказчику провести согласование вариантов выбранных земельных участков с заинтересованными республиканскими органами.
3. Материалы выбора земельного участка согласуются с Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и подлежат утверждению уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка.
4. Внесение изменений в земельно-кадастровую документацию и проекты внутрихозяйственного землеустройства производится после начала строительства объекта на основании фактического занятия этих земель в натуре.
X. Порядок оплаты работ, связанных с предоставлением
земельных участков во владение или пользование
Оплата работ по оформлению материалов о предоставлении земельных участков, включая затраты на землеустроительную экспертизу, установление их границ в натуре, изготовление и выдачу документов, удостоверяющих право на землю, производится заинтересованной в земельном участке стороной в соответствии с установленными расценками на производство данных землеустроительных работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 30 ноября 1998 г. N 715 "Об утверждении Положения о порядке изъятия и предоставления земель, находящихся в государственной собственности, организациям, гражданам и их объединениям"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 7, апрель 2003 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 593 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 23 августа 2000 г. N 612
Постановление КМ РТ от 15 февраля 1999 г. N 58