Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 апреля 1991 г. N 188
"Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов
государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах)
загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении
природной среды"
Постановлением КМ РТ от 21 июня 1995 г. N 411 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях своевременного выявления и расследования аварий, других случаев, связанных с экстремально высоким загрязнением природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод), оперативного контроля за зоной загрязнения, снижения возможных отрицательных последствий, ликвидации экстремально высокого загрязнения Совет Министров Татарской ССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия органов государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды.
2. Одобрить прилагаемую план-схему передачи информации об аварийных сбросах или выбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды на территории ТССР, разработанную Государственным комитетом ТССР по охране природы и согласованную с заинтересованными министерствами и ведомствами.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Государственный комитет ТССР по охране природы.
Председатель Совета
Министров Татарской ССР |
М.Г.Сабиров |
Управляющий Делами
Совета Министров ТССР |
Н.Ф.Козарь |
Инструкция
"О порядке взаимодействия органов государственного контроля при
аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально
высоком загрязнении природной среды"
(утв. постановлением КМ РТ от 24 апреля 1991 г. N 188)
Инструкция устанавливает порядок взаимодействия органов, специально уполномоченных осуществлять государственный контроль за охраной природной среды на территории ТССР при обнаружении и расследовании аварий и других случаев, связанных с экстремально высоким загрязнением природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод) с целью оперативного контроля за зоной загрязнения, снижения возможных отрицательных последствий, ликвидации причин экстремально высокого загрязнения, оперативного обеспечения информацией о создавшейся ситуации и принимаемых мерах.
Критерии экстремально высокого уровня загрязнения природной среды
1. Критерием экстремально высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха является содержание одного или нескольких веществ, превышающее допустимую максимально разовую концентрацию (ПДК мр):
в 50 и более раз;
в 39-49 раз при сохранении этого уровня концентрации в течение 8 часов;
в 20-29 раз при сохранении этого уровня концентрации в течение 2-х суток;
для вещества, по которым не установлены максимально разовые концентрации, критерием являются соответствующие уровни превышения среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДКсс).
Визуальные признаки:
появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
обнаружение влияния воздуха на органы чувств (резь в глазах, слезоточение, затрудненное дыхание, покраснение и другие изменения кожи, рвота) одновременно у нескольких десятков человек;
выпадение подкрашенных дождей и других атмосферных осадков.
2. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения водных объектов являются:
превышение максимально разовой концентрации (ПДКмр) одного или нескольких нормируемых веществ в 100 и более раз. Содержание в воде загрязняющих веществ сопоставляется с наиболее жесткими предельно допустимыми концентрациями в ряде одноименных показателей. Если нормативными документами предусмотрено полное отсутствие в водных объектах каких-либо загрязняющих веществ для оценки и определения экстремально высокого уровня загрязнения, в качестве максимально разовой предельно-допустимой концентрации принимается значение 0,001 мг/л;
появление запаха воды интенсивностью более 4-х баллов и не свойственного воде ранее;
покрытие пленкой (нефтяной, масляной или другого происхождения) более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 кв.км;
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 60 мг/л кислорода;
массовая гибель моллюсков, раков, лягушек, рыб и других водных организмов и водной растительности;
содержание растворенного кислорода в объеме 2 мг/л и менее.
3. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения почвы являются:
содержание пестицидов, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 50 и более раз по санитарно-токсилогическим критериям или в 10 и более раз по фототоксичным критериям;
содержание загрязняющих веществ техногенного происхождения, превышающее предельно допустимую концентрацию в 50 и более раз.
Для веществ, по которым не установлены предельно допустимые концентрации, в качестве критерия принимаются уровни, превышающие среднерегиональный фон в 100 и более раз.
4. Критериями экстремально высокого уровня загрязнения природной среды и его негативного воздействия на животный и растительный мир являются:
массовая гибель или заболевание рыб или других водных животных и растений, приобретение ими не свойственных ранее посторонних запахов и привкуса, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыб, нарушение путей миграции, мест нагула, нереста;
массовая гибель или заболевание животных и птиц, в том числе диких, когда уровень их смертности или заболеваемости превышает среднестатистический в 3 и более раз;
массовая гибель растительности, в том числе лесов и сельскохозяйственных растений (ожоги, усыхание и другие признаки);
резкое увеличение случаев физического недомогания, обращения населения в медицинские учреждения.
Если указанные явления обусловлены факторами, не связанными с загрязнением природной среды (поражение вредителями, ухудшение естественных условий обитания и т.д.), расследование этих явлений проводится в соответствии с ведомственными нормативно-техническими документами.
5. Критериями радиоактивного загрязнения природной среды являются:
содержание радионуклидов в атмосферном воздухе, поверхностных водах выше концентраций, предусмотренных Нормами радиационной безопасности НРБ-76 (табл.1 и 2);
уровень радиации пор местности, превышающий 0,2 р/час.
6. Экстремально высокие уровни загрязнения природной среды, как правило, обусловлены аварийными и залповыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ.
Под аварийными (залповыми) выбросами (сбросами) загрязняющих веществ понимается:
аварийный сброс (выброс) загрязняющих веществ, вызывающий экстремально высокое загрязнение, зафиксированное аналитически или по визуальным признакам;
увеличение поступления сточных вод от стационарных источников загрязнения, вызывающих увеличение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в 10 и более раз;
попадание в природную среду от предприятий и нестационарных источников загрязнения (автотранспорт, железнодорожный транспорт, суда и другие плавсредства) токсичных веществ, для которых предельно допустимые концентрации не установлены, а также нефти и нефтепродуктов.
7. Под высоким загрязнением природной среды понимается:
7.1. Для атмосферного воздуха содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее ПДК в 5 и более раз.
7.2. Для поверхностных вод:
максимально разовое содержание одного или нескольких нормируемых веществ в концентрациях, превышающих ПДК, установленные для водных объектов, от 10 до 100 раз ( для нефтепродуктов, фенолов, соединений меди - от 30 до 100 раз), величина биохимического потребления кислорода от 15 до 60 мг кислорода/л;
покрытие пленкой (нефтяной, масляной и другого происхождения) от 1/4 до 1/3 поверхности водного объекта на площади от 1 до 2 кв.км при его обозримой площади более 6 кв.м.
7.3. Для почв:
содержание пестицидов в концентрациях от 20 до 49 ПДК по санитарно-токсилогическим критериям или от 2 до 10 ПДК по фитотоксическим критериям;
содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях от 20 до 49 ПДК.
7.4. Для радиоактивного загрязнения природной среды:
концентрация радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы, по результатам первого измерения после отбора проб, превышающая 3700 х 0,00001 Бк/мз;
пятикратное превышение концентраций радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы ( на 5 сутки после отбора проб) по сравнению со среднесуточной концентрацией за предыдущий месяц;
плотности радиоактивных выпадений по результатам первого измерения после отбора проб, превышающие 110 Бк/кв.км сутки;
десятикратное превышение плотностей радиоактивных выпадений ( на 5 сутки после отбора проб) по сравнению со среднесуточной плотностью выпадений за предыдущий месяц;
уровни радиации на местности, превышающие 60 мкр-час;
обнаружение аномального изотопного состава в пробах атмосферных аэрозолей и выпадениях, речных водах.
8. При обнаружении по признакам и явлениям других факторов негативного воздействия на животный и растительный мир и отклонений от нормального состояния природной среды, информация об этом оперативно передается в том же порядке, что и по фактам экстремально высокого загрязнения природной среды.
Порядок расследования экстремально высокого
загрязнения природной среды
9. Экстремально высокое загрязнение природной среды выявляется: Штабом ГО ТССР, Госкомприродой ТССР, Татарским республиканским центром по гидрометеорологии, Минздравом ТССР и другими государственными органами по охране и регулированию использования водных ресурсов, почвы, животного и растительного мира при осуществлении ими в установленном порядке государственного контроля за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов в соответствии с положениями об этих органах.
Случаи экстремально высокого загрязнения могут выявляться также ведомственными службами охраны природы, общественными организациями и гражданами.
10. Расследованию подлежат все случаи аварийного выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду предприятиями, организациями и объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения, расположенными на территории республики, и все случаи экстремально высокого загрязнения природной среды.
11. Предприятия, организации, учреждения при возникновении аварийных ситуаций и залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в природную среду немедленно передают сообщения в Штаб гражданской обороны ТССР, Государственный комитет ТССР по охране природы, Татарский республиканский центр по гидрометеорологии, республиканскую, городские и районные санитарно-эпидемиологические службы в соответствии со Схемой передачи об аварийных сбросах и выбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды на территории ТССР (приложение -2) сообщения, где указываются:
дата и начало сброса (выброса) загрязняющих веществ;
объем сброса (выброса) в кг, тоннах, куб.м.;
состав сброса (выброса).
12. Контролирующие органы, ответственные за проведение расследования фактов загрязнения среды:
по атмосферному воздуху - Госкомприроды ТССР, Татарский республиканский центр по гидрометеорологии (ТРЦГМ), Республиканская СЭС;
по загрязнению природных вод и в случае массовой гибели рыбы и других водных организмов - Госкомприроды ТССР, Татарский республиканский центр по метеорологии, Республиканская СЭС, Инспекция рыбоохраны по ТССР;
по радиационному загрязнению - Татарский республиканский центр по гидрометеорологии, Республиканская СЭС, Штаб гражданской обороны ТССР, Госкомприроды ТССР;
в случае массовой гибели (повреждении) лесов в результате загрязнения - Госкомприроды ТССР, Минлесхоз ТССР, Республиканская СЭС и ТРЦГМ при необходимости.
13. Органы, специально уполномоченные осуществлять государственный контроль за природной средой, обязаны незамедлительно совместно проводить расследование фактов аварийных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
Госкомприроды ТССР координирует работу и готовит информацию в Совет Министров ТССР и комиссию по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета ТССР, имеет право привлекать к расследованию фактов экстремально высоких загрязнений природной среды руководителей предприятий, выброс которых вызвал данное загрязнение и другие заинтересованные организации.
14. Комиссия, проводящая расследование экстремально высокого загрязнения, немедленно обеспечивается транспортом и другими средствами для выполнения возложенных функций предприятием - источником загрязнения.
Порядок взаимодействия органов госконтроля при
расследовании экстремально высокого загрязнения
15. При установлении экстремально высокого загрязнения органами контроля в возможно короткий срок осуществляются следующие действия:
выдает предписание на проведение работ по прекращению (сокращению) выброса загрязняющих веществ;
устанавливает (уточняет) объемы выбросов загрязняющих веществ;
контролирует ход выполнения мероприятий по ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения, проводит расчет нанесенного ущерба;
16. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения, проводит расчет нанесенного ущерба;
проводит наблюдения по нормализации положения;
составляет оперативные прогнозы распространения зоны экстремально высокого загрязнения.
17. Органы Минздрава ТССР:
участвуют в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения;
участвуют в обследовании предприятий;
оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условий его проживания.
По поверхностным водам:
18. Госкомприроды ТССР:
обследует предприятие - источник экстремально высокого загрязнения (при наличии сведений об источнике загрязнения), проводит расследование причин аварийного загрязнения, принимает меры к выявлению источника загрязнения, совместно с органами Госкомгидромета участвует в осуществлении контроля за распространением зоны загрязнения, готовит справку в комиссию по чрезвычайным ситуациям Совета Министров ТССР;
выдает предписание на проведение работ по прекращению (сокращению) сбросов загрязняющих веществ и другие виды работ;
контролирует ход выполнения мероприятий и ликвидации последствий экстремально высокого загрязнения;
определяет размер убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства в результате экстремально высокого загрязнения и применяет соответствующие санкции, в соответствии с действующим законодательством.
19. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии:
участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения;
проводит наблюдения до нормализации положения;
составляет оперативные прогнозы распространения зоны экстремально высокого загрязнения.
20. Органы Минздрава ТССР:
осуществляют контроль за качеством воды объектов в местах использования для хозяйственно-питьевых и рекреационных целей, определяют возможность использования воды и водных организмов для указанных целей, выдают предписания на временную приостановку использования;
дают оценку влияния загрязненной воды на человеческий организм.
21. Инспекция рыбоохраны ТССР:
участвует в обследовании предприятий для установления причин загрязнения;
осуществляет контроль за влиянием экстремально высокого загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);
разрабатывает и осуществляет меры по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства;
определяет ущерб рыбному хозяйству в результате экстремально высокого загрязнения и применяет соответствующие санкции.
По подземным водам:
22. Казанский гидрогеологический и инженерно-геологический участок совместно с Госкомприроды ТССР:
осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне экстремально высокого загрязнения;
обследуют предприятие - предполагаемый виновник экстремально высокого загрязнения, проводят расследование причин загрязнения вод, выдают предписания на проведение работ по прекращению загрязнения подземных вод и контролируют их выполнение, выдают предписание на откачку загрязненных вод и контролируют его выполнение.
23. Органы Минздрава ТССР:
выдают предписание на временную приостановку водопользования, проводят контроль качества подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, и оценку влияния на здоровье людей.
По почвам:
24. Госкомприроды ТССР совместно с Минсельхозпродом ТССР и Казанским гидрогеологическим и инженерно-геологическим участком:
обследуют зону распространения экстремально высокого загрязнения;
организуют расследование причин экстремально высокого загрязнения;
готовят материалы обследования зоны экстремально высокого загрязнения почв.
25. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения почвы.
26. Органы Минздрава ТССР:
участвуют в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения почв;
оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условия его проживания.
27. В случае гибели (повреждения) леса:
готовят материалы обследования зоны гибели (повреждения) леса, определяют ущерб лесному хозяйству;
28. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии:
участвует в обследовании зоны распространения экстремально высокого загрязнения лесов.
29. Органы Минздрава ТССР:
оценивают возможность влияния создавшейся ситуации на здоровье населения и условия его проживания.
В случае массовой гибели диких зверей и птиц:
30. Госкомприроды ТССР и Управление охотничьего хозяйства при Совете Министров ТССР:
организуют расследование причин массовой гибели диких зверей и птиц;
обследуют зону массовой гибели диких зверей и птиц;
готовят материалы обследования зоны массовой гибели диких зверей и птиц, определяют ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству;
оценивают возможные последствия массовой гибели диких зверей и птиц; принимают меры к ликвидации (снижению) последствий массовой гибели;
в случае, если гибель обусловлена загрязнением атмосферного воздуха, выдают предприятию - источнику экстремально высокого загрязнения предписания на прекращение (сокращение) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
участвуют в обследовании зоны массовой гибели диких зверей и птиц и расследовании причин этого явления в случае, если массовая гибель диких зверей и птиц обусловлена загрязнением вод;
определяют нанесенный ущерб;
выдают предписание предприятию - источнику загрязнения на прекращение (сокращение) сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
31. Татарский республиканский центр по гидрометеорологии участвует в обследовании зоны массовой гибели диких зверей и птиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 24 апреля 1991 г. N 188 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов государственного контроля при аварийных сбросах (выбросах) загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении природной среды"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 21 июня 1995 г. N 411 настоящее постановление признано утратившим силу