Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 ноября 1998 г. N 690
"Об утверждении Республиканской целевой программы "О мерах по
обеспечению радиационной безопасности населения Республики
Татарстан" на 1998-2002 годы"
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 593 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях осуществления комплекса мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, снижению радиационных нагрузок на население Республики Татарстан, а также предупреждению чрезвычайных ситуаций радиационного характера и минимизации их последствий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан" на 1998-2002 годы.
2. Руководителям органов государственного управления районов и городов Республики Татарстан, министерств, госкомитетов, ведомств, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных в Программе.
3. Министерству финансов Республики Татарстан, Республиканскому фонду НИОКР, Экологическому фонду Республики Татарстан, АО "Татнефть" обеспечить финансирование мероприятий Республиканской целевой программы "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан" на 1999-2002 годы согласно плану-графику выполнения работ.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Швецова В.А.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Республиканская целевая программа
"О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения
Республики Татарстан" на 1998-2002 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1998 г. N 690)
Паспорт Республиканской целевой программы
Наименование Программы | "О мерах по обеспечению радиационной безопас- ности населения Республики Татарстан" на 1998-2002 годы. |
Основание для разработки Программы |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.11.97 г. N 816 "О неотложных мерах по предупреждению радиационной аварии на пункте захоронения радиоактивных отходов спе- циализированного комбината радиационной безо- пасности "Радон". |
Государственный заказчик | Кабинет Министров Республики Татарстан. |
Разработчики Программы | Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Государственный комитет санитарно-эпидемиоло- гического надзора Республики Татарстан, ПО "Татжилкомхоз", Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарс- тан. |
Исполнители | Министерства, ведомства, предприятия и научно- исследовательские учреждения Республики Татар- стан и Российской Федерации. |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является изучение общей радиа- ционной обстановки на территории Республики Татарстан, принятие мер по снижению радиацион- ных нагрузок на население, оздоровление пост- радавших, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций радиационного характера и минимизация их последствий. Мероприятия Программы направ- лены на решение следующих задач: 1. Повышение уровня радиационной безопасности промышленных предприятий. 2. Установление радиационной ситуации на тер- ритории Республики Татарстан с проведением ко- мплексного радиационного обследования. 3. Выявление участков радиоактивного загрязне- ния. 4. Проведение комплекса мероприятий по реаби- литации населения и загрязненных территорий. |
Сроки реализации | 1998-2002 годы. |
Основные направления Программы |
Республиканская целевая программа состоит из 4 основных разделов: 1. Обеспечение безопасности для персонала ра- диационно-опасных предприятий и населения при- легающих территорий. 2. Радиационно-экологическое районирование и оценка территорий республики по степени радиа- ционной опасности. 3. Оздоровление пострадавших в результате воз- действия радиации. 4. Реабилитация загрязненных территорий и реа- лизация мероприятий по снижению облучения на- селения. |
Ожидаемые конечные резу- льтаты реализации Прог- раммы |
В результате реализации Программы ожидается: 1. Повышение уровня безопасности радиационно- опасных объектов и уменьшение вероятности воз- никновения чрезвычайных ситуаций. 2. Составление радиационно-гигиенических пас- портов организации и территорий и оценка уров- ня облучения населения Татарстана. 3. Выявление неизвестных источников радиоак- тивного загрязнения окружающей среды и устра- нение их негативных последствий. 4. Обеспечение условий получения доброкачест- венной сельскохозяйственной и животноводческой продукции. |
Объемы и источники фина- нсирования |
Федеральный бюджет - 9650 тыс.рублей. Республиканский бюджет - 41520 тыс.рублей. Экологический фонд - 4650 тыс.рублей. Внебюджетный фонд НИОКР - 8000 тыс.рублей. Бюджет АО "Татнефть" - 4300 тыс.рублей. Итого: 68120 тыс.рублей. |
Республиканская целевая программа
"О мерах по обеспечению радиационной безопасности
населения Республики Татарстан"
1. Технико-экономическое обоснование
Республиканская целевая программа "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан" разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.11.97 г. N 816 "О неотложных мерах по предупреждению радиационной аварии на пункте захоронения радиоактивных отходов специализированного комбината радиационной безопасности "Радон", Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" и Нормами радиационной безопасности, утвержденными постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора России от 19.04.96 г. N 7.
В настоящее время на пункте захоронения радиоактивных отходов спецкомбината "Радон", расположенном в Высокогорском районе, создалась обстановка, близкая к чрезвычайной. Накопленные в период с 1965 по 1990 годы радиоактивные отходы находятся в заполненном водой хранилище, консервация которого согласно действующим санитарным правилам признается неприемлемой в связи с непригодностью (по заключению Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РТ) территории для окончательного захоронения радиоактивных отходов. В связи с отсутствием финансирования остаются невыполненными предусмотренные правительственными решениями мероприятия по реконструкции хранилища для предотвращения миграции образовавшихся жидких радиоактивных отходов в окружающую среду.
Мероприятия Программы направлены на комплексную реконструкцию пункта захоронения радиоактивных отходов, перепрофилирование его в пункт временного хранения и создание производственно-аналитической базы предприятия на основе реконструкции здания и сооружений спецпрачечной спецкомбината "Радон".
На территории Республики Татарстан расположены 178 предприятий и организаций, эксплуатирующих (хранящих) источники ионизирующего излучения. Из них в перечень особо радиационно-опасных объектов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. N 238, входит только Казанский специализированный комбинат "Радон". Однако можно выделить еще ряд предприятий, на которых имеются предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиоактивным загрязнением территории и облучением людей. Это Казанское НПО "Завод синтетического каучука им. С.М.Кирова", АООТ "Химический завод им.Л.Я.Карпова", Казанское ПО "Татхимфармпрепараты", Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт.
На Казанском НПО "Завод синтетического каучука им.С.М.Кирова" возникла проблема финансирования мероприятий по захоронению отработанных источников излучения, эксплуатирующихся с 1970 года, и перезарядке установки радиационной вулканизации, которая относится к 12 категории опасности. Перезарядка включает в себя изъятие просроченных источников радиации, транспортировку их для захоронения в спецхранилище, а также закупку и монтаж в облучатель новых источников радиации ГИК-7-4.
По данным Всероссийского НИИ технической физики и автоматизации на выполнение указанных работ потребуется 9 млн.рублей.
В Программу включены мероприятия по замене радиационных источников на установке по обработке кровельных, изолирующих материалов и газовых труб, а также направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Техногенные нагрузки на естественный радиационный фон в условиях урбанизированных территорий достигают значительных величин. До настоящего времени специальное изучение возможного влияния техногенных факторов на состояние радиационного фона в пределах республики и отдельных ее районов, городов и населенных пунктов практически не проводилось.
Среди выявленных факторов, которые могут оказывать отрицательное влияние на радиационный фон окружающей среды, наибольшую тревогу для нашей республики вызывают следующие:
1. Близкое расположение Димитровградского научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР), а именно:
- Наличие вблизи границ юго-западной части республики 8 опытных ядерных реакторов. Каждый из них выбрасывает в окружающую среду даже в нормальном режиме работы целый ряд радионуклидов с разными периодами полураспада, что может отрицательно сказываться на здоровье населения прилегающих территорий. Данные о повышении уровня онкологических заболеваний населения Камско-Устьинского, Алькеевского, Нурлатского, Спасского районов требуют всестороннего изучения.
- Расположение вблизи юго-западной части республики полигона для захоронения в геологических формациях радиоактивных отходов ядерных производств. По полученным сведениям, в этом районе размещено не менее 2 млн.куб.метров жидких радиоактивных отходов. Не исключена миграция захороненных на глубине радионуклидов с подземными водами вверх, накопление их в почве и, в дальнейшем, попадание в организм человека через продукты растениеводства, животноводства, питьевую, родниковую и колодезную воды.
Предполагаемый путь миграции радионуклидов в организм жителей указанных выше районов республики и связь с этими процессами повышенного уровня онкологических заболеваний населения также требует всестороннего изучения.
2. При широком использовании радиоактивных источников и препаратов в различных технологиях, медицине и других сферах отмечаются случаи небрежного обращения с "отслужившими", но не потерявшими полностью своих радиоактивных свойств источниками.
Такая ситуация сложилась в районе г.Чистополя, где часовой завод "Восток" использовал в производственном процессе препараты, содержащие радий-226. Радиоактивные вещества обнаруживаются в настоящее время при обследовании участков складирования городского мусора, бытовых отходов, а также единичных сбросов отходов производства не в санкционированных местах.
На площади 40 кв.км выявлены 22 участка радиоактивного загрязнения с мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения (МЭД ГИ) от 40 до 3000 мкР/ч (0,4-30 мкГр/ч).
3. Функционирование в 20-е годы на протяжении 5-6 лет в пределах современного г.Менделеевска первого в стране завода по производству отечественного радия на базе Бондюжского химического предприятия.
Руда на предприятие доставлялась по р.Каме до пристани "Тихие горы" на баржах. От пристани до завода она транспортировалась без соблюдения требований радиационной безопасности, складирование руды производилось не в предназначенных для этого местах. Утечки радионуклидов на предприятии, оснащенном примитивным оборудованием, способствовали обнаруженному в настоящее время радиоактивному загрязнению района современного г.Менделеевска.
На площади 12,4 кв.км выявлено 10 участков с МЭД ГИ от 40 до 5500 мкР/ч (0,4 - 55 мкГр/ч).
4. В Республике Татарстан есть территории, загрязненные радиоактивными выпадениями после аварии на Чернобыльской АЭС, особенно ряд районов Предволжья и Закамья.
Поэтому предусмотрено проведение детального изучения радиационной обстановки в Дрожжановском районе республики в связи с имеющимися данными (по результатам аэрогаммасъемки) о наличии на его территории радиоактивного загрязнения чернобыльского происхождения.
Период полураспада Ra-226 составляет около 1600 лет, поэтому негативное воздействие радионуклидов на жителей городов и районов сохранится на долгие годы, если не будут предприняты срочные меры по изучению характера их распространения и дезактивации местности, зданий и сооружений.
Перечисленные выше объекты рассматриваются в Программе в качестве первоочередных для изучения с целью установления степени радиоактивного загрязнения окружающей среды и его связи с медико-биологическими показателями состояния здоровья населения соответствующих районов.
Понятие "радиационная безопасность населения" трактуется как состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Исследованиями последних лет установлено, что основной вклад (до 70%) в суммарную дозу облучения населения вносят природные источники, среди которых наиболее опасным является радиоактивный газ радон и продукты его распада. В отдельных регионах в помещениях доза облучения природными радионуклидами может быть сравнимой и даже значительно превышать дозу, получаемую специалистами, непосредственно работающими с источниками и находящимися под постоянным медицинским контролем. А это, в свою очередь, может быть причиной роста онкологической заболеваемости и генетических нарушений.
На втором месте по вкладу в суммарную дозу облучения населения стоят рентгенологические процедуры (около 30%). Дозы облучения пациентов от этих процедур устанавливались чисто расчетным путем, но эти данные в большинстве случаев не отражали истинного положения дел, т.к. не учитывали многих факторов (степени изношенности рентгенологического оборудования, уровня квалификации медицинского персонала и т.д.).
Регистрируемый в нашей республике достаточно высокий уровень онкологической заболеваемости требует изучения условий проживания и жизнедеятельности людей, что обуславливает необходимость проведения значительного числа исследований, организации специализированных лабораторий радиационного контроля.
Величина фоновой радиации, действующей на жителя любого населенного пункта, определяется тремя составляющими:
1. Радиоактивностью местности.
2. Радиоактивностью зданий (жилых, производственных).
3. Радиоактивностью атмосферного воздуха и воздуха внутри зданий.
Эти составляющие измеряются и изучаются специализированными радиационными съемками трех видов:
1. Радиометрической съемкой местности.
2. Радиометрической съемкой внешних и внутренних поверхностей и объемов зданий.
3. Радиометрической газовой (эманационной) съемкой атмосферы и воздуха внутри зданий различного назначения и типа.
В данной Программе, в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", НРБ-96 и постановлением Правительства России от 28.01.97 г. N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий", предусмотрено проведение комплексного обследования территорий городов, населенных пунктов и производственных объектов (пешеходных гамма-съемок местности, определение уровня радиационного загрязнения воды, почвы, животноводческой и сельскохозяйственной продукции) с целью выявления источников радиоактивного излучения, их дезактивации с последующим захоронением, а также составления радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Также предусмотрены выборочный индивидуальный дозиметрический контроль населения ряда районов Татарстана и мероприятия по снижению облучения населения, в которые входят замена изношенных рентгенаппаратов (выпуска до 1986 г.) и оборудование кабинетов индикаторами индивидуальной дозы, получаемой пациентами при проведении рентгенологических исследований.
В Республике Татарстан в настоящее время проживают 3518 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных инцидентов, а также их дети. Диспансерное наблюдение за ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС показывает, что состояние здоровья чернобыльцев ежегодно ухудшается. Это связано не только с воздействием радиации при ликвидации аварии, но и с попаданием в организм радиоактивных элементов, солей тяжелых и других металлов, находившихся в момент горения реактора в газообразном или порошкообразном состоянии. Эти изотопы обуславливают развитие радиационно-химического поражения людей, а также оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье их потомства. Детская заболеваемость среди детей-чернобыльцев выше, чем среди детей по Республике Татарстан в целом: по заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы - в 2 раза, по болезням крови и кроветворных органов, онкологическим заболеваниям и врожденным аномалиям - в 3 раза, болезням системы кровообращения - в 4 раза, а по болезням эндокринной системы - в 8 раз.
В связи с этим остро стоит проблема определения аккумулированной в организме дозы радиации (полученной в результате радиационно-химического воздействия) с использованием счетчика излучения человека (СИЧ), определения наличия солей тяжелых и иных металлов, радиоактивных элементов в плазме крови, в волосах и зубной ткани специальными лабораторными методами.
Такая ситуация вызывает необходимость комплексного наблюдения, оздоровления, психологической и медико-социальной реабилитации не только ликвидаторов аварии на ЧАЭС, но и их детей независимо от срока рождения.
Крайне важна профилактика острых и хронических заболеваний, в том числе психических и онкологических.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.02.97 г. N 166 "Об организации Республиканского центра реабилитации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан" открыт специализированный центр на 150 коек с филиалом в г.Набережные Челны. Центр предназначен для психологической и медико-социальной реабилитации участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их детей, ликвидаторов других радиационных инцидентов, спасателей аварийно-спасательных формирований, функционирующих в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан.
Однако Республиканский центр реабилитации размещен в переоборудованном здании (бывшее общежитие, позже санаторий-профилакторий). Для оказания высококвалифицированной медицинской помощи детям Чернобыля необходимы реконструкция существующего здания, строительство хозяйственного блока, приобретение современной лечебно-диагностической аппаратуры, спортивно-реабилитационного и другого специализированного оборудования.
Ряд мероприятий Программы направлен на решение поставленных выше задач.
2. Цели и задачи
Целью Программы является изучение общей радиационной обстановки на территории Республики Татарстан, принятие мер по снижению радиационных нагрузок на население, оздоровление пострадавших, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций радиационного характера и минимизация их последствий.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
1. Повышение уровня радиационной безопасности промышленных предприятий.
2. Установление радиационной ситуации на территории Татарстана с проведением комплексного радиационного обследования.
3. Выявление участков радиоактивного загрязнения.
4. Проведение комплекса мероприятий по реабилитации населения и загрязненных территорий.
3. Основные направления Программы
Республиканская целевая программа состоит из 4 разделов:
1. Обеспечение безопасности для персонала радиационно-опасных предприятий и населения прилегающих территории.
2. Радиационно-экологическое районирование и оценка территорий республики по степени радиационной опасности.
3. Оздоровление пострадавших в результате воздействия радиации.
4. Реабилитация загрязненных территорий и реализация мероприятий по снижению облучения населения.
4. Результативность Программы
В результате реализации Программы ожидается:
1. Повышение уровня безопасности радиационно-опасных объектов и уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Составление радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий и оценка уровня облучения населения Республики Татарстан.
3. Выявление неизвестных источников радиоактивного загрязнения среды и устранение их негативных последствий.
4. Обеспечение условий получения доброкачественной сельскохозяйственной и животноводческой продукции.
5. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.96. N 201 "О поставках продукции для государственных нужд Республики Татарстан".
Формы и методы реализации Программы определяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Программные мероприятия будут реализовываться на основе контрактов МЧС Республики Татарстан с хозяйствующими субъектами на территории Республики Татарстан и за ее пределами.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Вопросы, требующие решения на правительственном уровне, выносятся на рассмотрение Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.
Для организации работ по выполнению Программы создается рабочая группа, возглавляемая представителем государственного заказчика и состоящая из представителей заинтересованных министерств и ведомств.
Под каждый финансируемый объект Программы разрабатывается государственный контракт.
Все объекты, создаваемые по Программе, регистрируются и учитываются в государственном реестре объектов Программы. Процесс создания объектов и порядок расходования бюджетных средств по государственным контрактам контролируется государственным заказчиком с момента подписания контракта и до полного завершения работ.
Порядок финансирования Программы и учет расходов на ее выполнение, а также отчетности об использовании выделенных средств определяется нормативными документами Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан, Национального банка Республики Татарстан и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком.
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан до 1 февраля текущего года представляет в Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе выполнения Программы и эффективности использования бюджетных и других финансовых средств.
6. Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 68,12 млн.рублей, в том числе на 1998 год запланировано выделение 9,7 млн.рублей, на 1999 год - 29,97 млн.рублей, на 2000 год - 18,05 млн.рублей, на 2001 год - 10,4 млн.рублей и на 2002 год - 10,0 млн.рублей. Данные ассигнования по источникам финансирования распределяются в следующем порядке:
Источники финансирования | Всего (тыс.) |
1998 г (тыс.) |
1999 г (тыс.) |
2000 г (тыс.) |
2001 г (тыс.) |
2002 г (тыс.) |
1. Федеральный бюджет 2. Республиканский бюджет 3. Экологический фонд 4. Фонд НИОКР 5. АО "Татнефть" Итого: из них на реконструкцию и строительство объектов: |
9650 41520 4650 8000 4300 68120 26100 |
- 300 1000 8000 400 9700 700 |
2625 14145 2500 - 700 19970 11350 |
5125 11475 550 - 900 18050 10250 |
1000 7600 500 - 1300 10400 2000 |
900 8000 100 - 1000 10000 1800 |
Ряд мероприятий Программы будет финансироваться за счет собственных средств городов, районов, организаций и предприятий республики.
Список сокращений
Атомнадзор - Государственный атомный надзор Российской Федерации;
АО - акционерное общество;
ВНИВИ - Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт;
КМ - Кабинет Министров;
ГИДУВ - Государственный институт дальнейшего усовершенствования врачей;
ГК СЭН РТ - Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан;
ГЦАС "Татарский" Государственный центр агрохимической службы "Татарский";
Казгеофизэкспедиция - Казанская геофизическая экспедиция;
КазТИСИз - Казанский трест инженерно-строительных изысканий;
КазХимНИИ - Казанский химический научно-исследовательский институт;
КГУ - Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина;
МЧС РТ - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Минздрав РТ - Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Минприроды РТ - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан;
МСО РТ - Министерство социального обеспечения Республики Татарстан;
НВЦ "Протон" - научно-внедренческий центр "Протон";
ПСС - Татарская поисково-спасательная служба;
РТ - Республика Татарстан;
РЦР МЧС РТ - Республиканский центр реабилитации МЧС РТ;
РЦРБ ГК СЭН - Республиканский центр радиационной безопасности ГК СЭН;
ПО "Татжилкомхоз" Татарское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства;
ТатНИПИнефть - Татарский научно-исследовательский проектный институт нефти;
ЦНИИгеолнеруд - Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых.
Мероприятия
по реализации Республиканской целевой программы "О мерах по
обеспечению радиационной безопасности населения Республики
Татарстан" на 1998-2002 годы
Мероприятия Программы | Исполнители и соисполнители |
Источники фи- нансирования |
Затраты (тыс.руб.) | |||||
Всего | Сроки выполнения | |||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Обеспечение безопасности для персонала радиационно-опасных предприятий и населения прилегающих территорий 1. Комплексная реконструкция пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) Казанского спецкомбината "Радон" с перепрофилированием его в пункт временного хранения радиоактивных отходив 1.1. Ликвидация угрозы радиацион-| "Радон" |Бюджет РТ | 1100| 300| 800| | | ной аварии - I этап перепрофилиро-| |Экологический| 400| 200| 200| | | вания: | |фонд РТ | | | | | | | | | | | | | | 1.1.1. Реконструкция хранилищ тве-| | | | | | | | рдых радиоактивных отходов. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.1.2. Перекачка загрязненной воды| | | | | | | | в хранилище жидких радиоактивных| | | | | | | | отходов. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.2. Реконструкция электроснабже-| "Радон" |Бюджет РТ | 1500| | 1500| | | ния. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.3. Строительство гаража на ПЗРО| "Радон" |Бюджет РТ | 2000| | 2000| | | для спецмашин, перевозящих ради-| | | | | | | | оактивные отходы. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.4. Строительство модульного хра-| "Радон" |Экологический| 800| | 800| | | нилища для продуктов дезактивации| |фонд РТ | | | | | | территорий г.Казани. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.5. Разработка технико-экономиче-|Государственный специ-|Экологический| 100| 100| | | | ского обоснования дальнейшей эксп-|ализированный институт|фонд РТ | | | | | | луатации и модернизации спецкомби-|Минатома РФ (г.Москва)| | | | | | | ната "Радон". | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6. Проектирование комплексной|Государственный специ-|Бюджет РФ | 250| | 125| 125| | реконструкции ПЗРО с перепрофили-|ализированный институт|Бюджет РТ | 250| | 125| 125| | рованием в пункт временного хране-|Минатома (г.Москва),| | | | | | | ния радиоактивных отходов (РАО) -|"Радон" | | | | | | | II этап перепрофилирования: | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6.1. Проектирование хранилища| | | | | | | | для долговременного хранения кон-| | | | | | | | диционированных РАО. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6.2. Обоснование размеров и про-| | | | | | | | ектное решение по ограждению сани-| | | | | | | | тарно-защитной зоны. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6.3. Проектирование объектов| | | | | | | | обеспечения условий работы персо-| | | | | | | | нала и радиационной безопасности| | | | | | | | (лабораторно-бытового корпуса с| | | | | | | | санпроускником, водоснабжения и| | | | | | | | утилизации стоков). | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6.4. Обеспечение мер физической| | | | | | | | защиты РАО в соответствии с совре-| | | | | | | | менными требованиями. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6.5. Разработка методов и| | | | | | | | средств обезвреживания жидких РАО| | | | | | | | и кондиционирования накопившихся| | | | | | | | твердых радиоактивных отходов. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.7. Комплексная реконструкция| "Радон" |Бюджет РФ | 7500| | 2500| 5000| | ПЗРО, перепрофилирование в пункт| |Бюджет РТ | 7500| | 2500| 5000| | временного хранения РАО в соот-| | | | | | | | ветствии с проектными решениями по| | | | | | | | пункту 1.6. - III этап перепрофи-| | | | | | | | лирования. | | | | | | | | 2. Создание производственно-аналитической базы спецкомбината "Радон" на основе реконструкции здания и сооружений спецпрачечной спецкомбината "Радон" 2.1. Создание производственно-ана-| "Радон" |Бюджет РФ | 1900| | | | 1000| 900 литической базы спецкомбината "Ра-| |Бюджет РТ | 1900| | | | 1000| 900 дон" на основе реконструкции зда-| | | | | | | | ния и сооружений спецпрачечной| | | | | | | | спецкомбината "Радон" и строитель-| | | | | | | | ства гаража на 5 автомобилей. | | | | | | | | 3. Реконструкция установки радиационной вулканизации на Казанском НПО "Завод синтетического каучука им.С.М.Кирова" 3.1. Замена радиационных источни-|Минатом РФ (ВО "Изо-|Фонд НИОКР | 8000| 8000| | | | ков излучения на установке по об-|топ") | | | | | | | работке кровельных, изолирующих| | | | | | | | материалов и газовых труб: | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.1. Изъятие просроченных источ-| | | | | | | | ников. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.2. Транспортировка их в спецх-| | | | | | | | ранилище. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.3. Захоронение. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.4. Монтаж в облучатель новых| | | | | | | | источников радиации ГИК-7-4. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2. Мероприятия, направленные на|Завод им.С.М.Кирова |Средства | | | | | | предупреждение ЧС техногенного ха-| |предприятия | | | | | | рактера: | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.1. Обеспечение имеющихся ради-| | | | | | | | оактивных веществ надежной охра-| | | | | | | | ной. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.2. Контроль за техническим| | | | | | | | состоянием действующего оборудова-| | | | | | | | ния. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.3. Профилактические работы. | | | | | | | | 4. Мероприятия, направленные на устранение недостатков, выявленных комплексной проверкой комиссии координационного совета органов государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории РТ от ЧС при КМ РТ на АООТ "Химический завод им.Л.Я.Карпова" (г.Менделеевск) 4.1. Строительство склада для вре-|Завод им.Л.Я.Карпова |Бюджет РТ | 600| | 600| | | менного хранения РАО на шламонако-| |Экофонд РТ | 400| 200| 200| | | пителе завода. | | | | | | | | | | | | | | | | 4.2. Проведение работ по ликвида-|Завод им.Л.Я.Карпова |Бюджет РТ | 1000| | 500| 500| | ции радиоактивного загрязнения| |Экофонд РТ | 400| 200| 200| | | территории предприятия. | | | | | | | | 5. Организационно-технический мероприятия по радиационной безопасности ПО "Татхимфармпрепараты" 5.1. Замена просроченных радиаци-|Минатом РФ (ВО "Изо-|Бюджет РТ | 1570| | 1570| | | онных источников излучения. |топ") | | | | | | | | | | | | | | | 5.2. Проведение своевременных ме-|ПО "Татхимфармпрепара-|Средства | | | | | | роприятий по замене физически и|ты" |предприятия | | | | | | морально устаревшего оборудования.| | | | | | | | | | | | | | | | 5.3. Проведение профилактических|ПО "Татхимфармпрепара-|Средства | | | | | | работ. |ты" |предприятия | | | | | | | | | | | | | | 5.4. Отработка схемы оповещения|ПО "Татхимфармпрепара-|Средства | | | | | | при возникновении ЧС, плана эваку-|ты" |предприятия | | | | | | ации и мер по реабилитации терри-| | | | | | | | тории при возникновении радиоак-| | | | | | | | тивного загрязнения. | | | | | | | | | | | | | | | | 5.5. Отработка взаимодействия со|ПО "Татхимфармпрепара-|Средства | | | | | | службами МЧС РТ. |ты" |предприятия | | | | | | II. Радиационно-экологическое районирование и оценка территорий республики по степени радиационной опасности 1. Определение радиоактивных зон и создание их реестра 1.1. Картографирование регионов РТ|Минприроды РТ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 200| | | | | 200 по состоянию радиационной ситуации|РТ, ВНИВИ, ЦНИИгеолне-| | | | | | | (электронная карта). |руд | | | | | | | | | | | | | | | 1.1.1. Составление радиоэкологиче-|Минприроды РТ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 1000| | 300| 300| 300| 100 ской карты РТ (радиометрическая и|РТ, НВЦ "Протон", ЦНИ-| | | | | | | гамма-съемка, в первую очередь ра-|Игеолнеруд, Казгеофи-| | | | | | | йонов, граничащих с Ульяновской|зэкспедиция | | | | | | | областью). | | | | | | | | | | | | | | | | 1.1.2. Выявление зон радиоактивно-|Минприроды РТ, ЦНИИге-|АО "Татнефть"| 2000| 400| 400| 400| 400| 400 го загрязнения в нефтяных районах|олнеруд, КазТИСИз,| | | | | | | РТ. |КГУ, ГК СЭН РТ, ВНИВИ,| | | | | | | |"ТатНИПИнефть", Казге-| | | | | | | |офизэкспедиция | | | | | | | | | | | | | | | 1.1.3. Экспедиционное радиометри-|Минприроды РТ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 300| | 300| | | ческое обследование территории|РТ, ВНИВИ, ЦНИИгеолне-| | | | | | | Дрожжановского района. |руд, Казгеофизэкспеди-| | | | | | | |ция | | | | | | | | | | | | | | | 1.2. Установление степени радиоло-| | | | | | | | гического воздействия на окружаю-| | | | | | | | щую среду: | | | | | | | | | | | | | | | | 1.2.1. Отвалов урановой руды у це-|Минприроды РТ, КГУ|Бюджет РТ | 400| | 150| 150| 100| ха стройматериалов АООТ "Химичес-|(включая НИИ математи-|Экологический| 400| | 150| 150| 100| кий завод им.Л.Я.Карпова". |ки им.Чеботарева - ма-|фонд РТ | | | | | | |тем. моделирование),| | | | | | | |Академия наук РТ, Каз-| | | | | | | |геофизэкспедиция | | | | | | | | | | | | | | | 1.2.2. Несанкционированной свалки|Минприроды РТ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 250| | 250| | | РАО у Чистопольского хлебозавода|РТ |Экологический| 250| | 250| | | (Донауровский овраг). | |фонд РТ | | | | | | | | | | | | | | 1.2.3. Димитровградского НИИАР на|Минприроды РТ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 500| | | | 400| 100 Республику Татарстан (создание|РТ, КГУ, ТГРУ АО "Тат-|Экологический| 500| | | | 400| 100 вдоль южной границы РТ системы|нефть", ЦНИИгеолнеруд,|фонд РТ | | | | | | гидрогеологических наблюдательных|Казгеофизэкспедиция |АО "Татнефть"| 500| | | | 400| 100 скважин; установка стационарных| | | | | | | | средств контроля радиационной обс-| | | | | | | | тановки). | | | | | | | | | | | | | | | | 1.3. Создание на базе НВЦ "Протон"|МЧС РТ, НВЦ "Протон" |Бюджет РТ | 1200| | 300| 300| 300| 300 единой автоматизированной системы| | | | | | | | индивидуального дозиметрического| | | | | | | | контроля облучения граждан РТ, ос-| | | | | | | | нащение необходимым оборудованием| | | | | | | | и транспортом (постановление Пра-| | | | | | | | вительства РФ от 16.06.97. N 718).| | | | | | | | | | | | | | | | 1.4. Создание перспективного прог-|Минприроды РТ, ЦНИИге-|Бюджет РТ | 1300| | 800| 500| | ноза образования радиоактивных от-|олнеруд, КазТИСИз,| | | | | | | ходов в РТ, обоснование необходи-|КГУ, ГК СЭН РТ, Казге-| | | | | | | мости и проведение изыскательских|офизэкспедиция | | | | | | | работ по выбору площадки для стро-| | | | | | | | ительства республиканского спецмо-| | | | | | | | гильника РАО. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.5. Создание мобильного комплек-|МЧС РТ, НВЦ "Протон",|Бюджет РТ | 800| | | | | 800 са, оборудованного приборами для|КазХимНИИ | | | | | | | проведения всех видов измерения| | | | | | | | радиоактивного излучения, спутни-| | | | | | | | ковой "привязкой" на местности,| | | | | | | | спецсвязью (постановление Прави-| | | | | | | | тельства РФ N 1039 от 15.08.97). | | | | | | | | | | | | | | | | 1.6. Оснащение ПСС средствами ра-|ПСС МЧС РТ, КазХимНИИ |Бюджет РТ | 300| | | 100| 100| 100 диационной защиты и аппаратурой| | | | | | | | радиационной разведки для проведе-| | | | | | | | ния оперативного контроля. | | | | | | | | | | | | | | | | 1.7. Сбор, обработка и анализ ин-|МЧС РТ |Текущее фина-| | | | | | формации для обеспечения координа-| |нсирование | | | | | | ции работ. | | | | | | | | 2. Определение уровня радиационного загрязнения тритием, цезием-137, стронцием-90 и другими радионуклидами воды, почвы, растительности, животноводческой и сельскохозяйственной продукции регионов РТ 2.1. Радиометрический, гаммаспект-|ГК СЭН РТ, ВНИВИ, ГЦАС|Бюджет РТ | 1000| | 300| 300| 200| 200 рометрический и радиохимический|"Татарский", ЦНИИгеол-| | | | | | | анализы воды, почвы, растительнос-|неруд | | | | | | | ти, животноводческой и сельскохо-| | | | | | | | зяйственной продукции. | | | | | | | | | | | | | | | | 2.2. Создание банка данных ради-|МЧС РТ, ГК СЭН РТ,|Бюджет РТ | 200| | | | 100| 100 оактивного загрязнения для инфор-|ЦНИИгеолнеруд | | | | | | | мационного обеспечения заинтересо-| | | | | | | | ванных министерств и ведомств. | | | | | | | | | | | | | | | | 2.3. Издание инструктивно-методи-|МЧС РТ, ВНИВИ, ГК СЭН|Бюджет РТ | 300| | | | 100| 200 ческих пособий по обеспечению ра-|РТ | | | | | | | диационной безопасности населения| | | | | | | | продуктами животноводства и расте-| | | | | | | | ниеводства, пищевыми продуктами. | | | | | | | | | | | | | | | | 2.4. Создание Единой государствен-| Минприроды РТ |Бюджет РТ | 600| | 300| 300| | ной автоматазированной системы ко-| | | | | | | | нтроля радиационной обстановки на| | | | | | | | территории РТ (постановление Пра-| | | | | | | | вительства РФ о ЕГАСКРО от 02.11.| | | | | | | | 95. N 1085). | | | | | | | | 3. Определение степени облучения населения природными источниками радиации 3.1. Материально-техническое обес-| ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 1500| | | 500| 500| 500 печение специализированных респуб-| | | | | | | | ликанских служб для проведения ра-| | | | | | | | диационно-гигиенического обследо-| | | | | | | | вания: | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.1. Оснащение транспортом. | | | 500| | | | | 500 | | | | | | | | 3.1.2. Оснащение средствами изме-| | | 700| | | 200| 500| рения. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.1.3. Оснащение помещениями | | | 250| | | 250| | | | | | | | | | 3.1.4. Аккредитация измерительных| | | 50| | | 50| | лабораторий. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2. Радиационно-гигиеническое об-| | | | | | | | следование населенных пунктов и| | | | | | | | народно-хозяйственных объектов с| | | | | | | | составлением радиационно-гигиени-| | | | | | | | ческих паспортов организаций и те-| | | | | | | | рриторий (постановление Правитель-| | | | | | | | ства РФ от 28.01.97. N 93): | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.1. Выборочное обследование жи-| ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 4000| | | 500| 1500| 2000 лых и общественных зданий в горо-| | | | | | | | дах и районах РТ. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.2. Радиационное обследование| ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 600| | | 300| 200| 100 детских учреждений. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.3. Определение содержания ра-| ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 1200| | | 300| 500| 400 дионуклидов в источниках питьевого| | | | | | | | снабжения. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.2.4. Обследование радиационной|ГК СЭН РТ, Минприроды|Бюджет РТ | 1400| | | 300| 500| 600 обстановки на предприятиях и их|РТ, АО "Татнефть",|АО "Татнефть"| 600| | | 200| 200| 200 выбросов в окружающую среду (руд-|Татнефтегеофизика | | | | | | | ник и др. подземные предприятия,| | | | | | | | нефтегазопромыслы, ТЭС, котельные,| | | | | | | | радонолечебницы), а также обследо-| | | | | | | | вание на содержание ЕРН отвалов,| | | | | | | | шламонакопителей, отстойников. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.3. Радиационно-геологическое ра-|РЦРБ ГК СЭН РТ, КазТИ-|Бюджет РТ | 1300| | | 300| 500| 500 йонирование и оценка территории РТ|СИз, ЦНИИгеолнеруд, ПО| | | | | | | по степени опасности от ЕРН (ради-|"Татнефтегеофизика", | | | | | | | огеологическая и радоновая съем-|ТРГГП "Татарстангеоло-| | | | | | | ка). |гия", Казгражданпро-| | | | | | | |ект, "Татинвестграж-| | | | | | | |данпроект", Минприроды| | | | | | | |РТ, Казгеофизэкспеди-| | | | | | | |ция | | | | | | | | | | | | | | | 3.4. Измерение эксхаляции радона с|ГК СЭН РТ, КазТИСИз,|Бюджет РТ | 1500| | | 500| 500| 500 поверхности земли и объемной ак-|"Татинвестгражданпро- | | | | | | | тивности радона в почвенном возду-|ект", "Казгражданпро-| | | | | | | хе в районах существующей и перс-|ект", Казгеофизэкспе-| | | | | | | пективной застройки, составление|диция | | | | | | | крупномасштабных карт потенциаль-| | | | | | | | ной радоноопасности мест застрой-| | | | | | | | ки. | | | | | | | | | | | | | | | | 3.5. Проведение систематического|ГК СЭН РТ, ЦНИИгеолне-|Средства | | | | | | контроля содержания радионуклидов|руд, АООТ "Татстрой",|предприятий | | | | | | в строительных материалах. |предприятия стройин-| | | | | | | |дустрии | | | | | | | III. Оздоровление пострадавших в результате воздействия радиации 1. Оснащение выездных бригад Рес-|МЧС РТ, РЦР МЧС РТ |Бюджет РТ | 600| | 100| 200| 300| публиканского центра реабилитации| | | | | | | | специальной лечебно-диагностичес-| | | | | | | | кой аппаратурой для обследования| | | | | | | | населения радиационно-неблагопо-| | | | | | | | лучных районов. | | | | | | | | | | | | | | | | 2. Проведение специализированного|РЦР МЧС РТ, Минздрав|Средства | | | | | | обследования и диспансеризации|РТ |предприятий | | | | | | лиц, работающих с ионизирующим из-| | | | | | | | лучением и пострадавших от радиа-| | | | | | | | ционных аварий. | | | | | | | | | | | | | | | | 3. Создание республиканского банка|РЦР МЧС РТ, Минздрав|Бюджет РТ | 50| | 50| | | данных лиц, работающих с ионизиру-|РТ, ГК СЭН РТ | | | | | | | ющим излучением и пострадавших от| | | | | | | | радиационных аварий. | | | | | | | | | | | | | | | | 4. Разработка и внедрение автома-|РЦР МЧС РТ, Минздрав|Бюджет РТ | 500| | 200| 100| 100| 100 тизированных систем экспертной|РТ, МСО РТ | | | | | | | оценки состояния здоровья и ка-| | | | | | | | чества реабилитации для определе-| | | | | | | | ния социально-трудового прогноза| | | | | | | | лиц, работающих с ионизирующим из-| | | | | | | | лучением и пострадавших от радиа-| | | | | | | | ционных аварий. | | | | | | | | | | | | | | | | 5. Оценка состояния здоровья и| | | | | | | | осуществление профилактических и| | | | | | | | оздоровительных медицинских мероп-| | | | | | | | риятий для населения, проживающего| | | | | | | | в радиационно-неблагополучных ра-| | | | | | | | йонах (Дрожжановский, Спасский,| | | | | | | | Менделеевский, Октябрьский): | | | | | | | | | | | | | | | | 5.1. Формирование групп риска и|РЦР МЧС РТ, Минздрав|Бюджет РТ | 200| | 50| 50| 50| 50 организация наблюдения за состоя-|РТ, ГК СЭН РТ | | | | | | | нием их здоровья. | | | | | | | | | | | | | | | | 5.2. Оценка накопленных доз у лиц|РЦРБ ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 200| | 50| 50| 50| 50 из групп риска. | | | | | | | | | | | | | | | | 5.3. Организация наблюдения и осу-|РЦР МЧС РТ, Минздрав|Бюджет РТ | 200| | 50| 50| 50| 50 ществление профилактических и оз-|РТ | | | | | | | доровительных медицинских меропри-| | | | | | | | ятий по укреплению здоровья лиц у| | | | | | | | групп риска. | | | | | | | | | | | | | | | | 5.4. Сбор и обработка данных о|ГК СЭН РТ, Минздрав|Бюджет РТ | 200| | 50| 50| 50| 50 связи онкологических заболеваний с|РТ, ГИДУВ | | | | | | | дозами облучения от природных и| | | | | | | | других источников ионизирующего| | | | | | | | изучения. | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Подготовка и издание научно-по-|РЦР МЧС РТ, ГК СЭН РТ,|Бюджет РТ | 400| | 100| 100| 100| 100 пулярной литературы для населения|КГМА, Минприроды РТ,| | | | | | | РТ по вопросам радиационной безо-|НВЦ "Протон" | | | | | | | пасности и радиоэкологии. | | | | | | | | IV. Реабилитация загрязненных территорий и реализация мероприятий по снижению облучения населения 1. Дезактивация территорий: | | | | | | | | | | | | | | | | 1.1. Очаги радиоактивного загряз-|МЧС РТ, НВЦ "Протон",|Бюджет РТ | 400| | 400| | | нения г.Казани. |ГК СЭН РТ, Минприроды|Экологический| 400| 300| 100| | | |РТ |фонд РТ | | | | | | | | | | | | | | 1.2. Территория г.Менделеевска. |МЧС РТ, НВЦ "Протон",|Бюджет РТ | 400| | 200| 200| | |ГК СЭН РТ, Минприроды|Экологический| 400| | 200| 200| | |РТ |фонд РТ | | | | | | | | | | | | | | 1.3. Территория Чистопольского ча-|МЧС РТ, НВЦ "Протон",|Бюджет РТ | 600| | 400| 200| | сового завода. |ГК СЭН РТ, Минприроды|Экологический| 600| | 400| 200| | |РТ |фонд РТ | | | | | | | | | | | | | | 1.4. Зоны радиоактивного загрязне-|МЧС РТ, НВЦ "Протон",|АО "Татнефть"| 1200| | 300| 300| 300| 300 ния в нефтяных районах. |ГК СЭН РТ, Минприроды| | | | | | | |РТ | | | | | | | | | | | | | | | 2. Создание и оснащение системы|МЧС РТ, ГК СЭН РТ |Бюджет РТ | 500| | 200| 200| 100| учета и контроля радиоактивных ве-| | | | | | | | ществ и других источников ионизи-| | | | | | | | рующего излучения, имеющихся на| | | | | | | | территории РТ, с банком данных об| | | | | | | | их количестве, виде, активности| | | | | | | | (постановление Правительства РФ от| | | | | | | | 11.10.97. N 1298). | | | | | | | | | | | | | | | | 3. Проведение семинаров исполните-|ГК СЭН РТ, Минприроды|Текущее фина-| | | | | | лей работ; распространение среди|РТ, Минздрав РТ |нсирование | | | | | | населения основ знаний по радиаци-| | | | | | | | онной безопасности. | | | | | | | | |
||||||||
Итого: | 68120 | 9700 | 19970 | 18050 | 10400 | 10000 | ||
4*. Замена технически устаревших рентгенаппаратов в ЛПУ РТ. 5*. Оснащение рентгенкабинетов ЛПУ РТ индикаторами индивидуальной до- зы, получаемой пациентами при про- ведении рентгенологических иссле- дований (постановление Правитель- ства РФ от 16.06.97. N 718). |
Минздрав РТ Минздрав РТ |
200000 9000 |
*Примечание: мероприятия (пп.4 и 5) должны быть реализованы путем поэтапного целевого финансирования Минздрава РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 ноября 1998 г. N 690 "Об утверждении Республиканской целевой программы "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан" на 1998-2002 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 593 настоящее постановление признано утратившим силу