Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 июля 1994 г. N 321
"Об утверждении Положения о Единой системе мониторинга
окружающей среды Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 31 января 2005 г. N 51 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Единой системе мониторинга окружающей среды Республики Татарстан.
2. Министерствам и ведомствам, другим организациям согласно приложению, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды, по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, разработать в III квартале 1994 года комплекс мероприятий по развитию подведомственных систем в рамках создания Единой системы мониторинга окружающей среды Республики Татарстан и организации информационного обмена.
3. Министерствам и ведомствам, указанным в приложении, в 1994 году разработать, согласовать с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и утвердить нормативно-правовые документы в соответствии с Положением о Единой системе мониторинга окружающей среды Республики Татарстан.
4. Министерству связи Республики Татарстан определить в III квартале 1994 года по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан возможности существующей системы проводной и радиосвязи и порядок организации информационной сети цифрового обмена данными в Единой системе мониторинга окружающей среды Республики Татарстан.
5. Министерству финансов Республики Татарстан выделить Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан на финансирование работ по организации сети информационного обмена 1,5 млрд.рублей в счет сводной сметы расходов на финансирование природоохранных мероприятий на 1994 год.
6. Предусмотреть в смете расходов министерств и ведомств Республики Татарстан ежегодное выделение бюджетных средств для обеспечения создания и функционирования Единой системы мониторинга окружающей среды.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
М.Г.Сабиров |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Положение
"О Единой системе мониторинга окружающей
среды Республики Татарстан (ЕГСМ РТ)"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 июля 1994 г. N 321)
См. также Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного и растительного мира Республики Татарстан, утвержденный постановлением КМ РТ от 5 мая 2000 г. N 319
Постановление КМ РТ от 13 октября 2000 г. N 728 "О системе единых цифровых географических основ и согласованных форматов ситуационных карт для инфраструктуры Единой системы мониторинга окружающей среды Республики Татарстан"
1. Общие положения
1.1. Единая система мониторинга окружающей среды (ЕГСМ) Республики Татарстан определяется как государственная система наблюдений, измерений, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей среды.
1.2. ЕГСМ предназначается для объективного информационного обеспечения органов государственного управления Республики Татарстан и общественности данными об экологической обстановке на территории республики.
1.3. ЕГСМ предусматривает свободный информационный обмен с Единой государственной системой экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ РФ) и Единой информационной системой Республики Татарстан (ЕИС РТ).
1.4. ЕГСМ создается на основе интеграции функций существующих государственных и специализированных систем наблюдений и контроля объектов окружающей среды.
1.5. Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию ЕГСМ достигается:
- предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и частных проектов мониторинга;
- межведомственной экспертизой и согласованием с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан постановок задач, технических заданий и проектов;
- согласованием содержания и видов представления данных в разнородных областях мониторинга для комплексной оценки причинно-следственных связей в окружающей среде и прогноза экологических ситуаций;
- организованным и регламентированным обменом данными в информационной сети ЕГСМ, с сетями ЕИС РТ и ЕГСЭМ РФ.
1.6. Создание ЕГСМ учитывает реальные проблемы информационного порядка, обусловленные дефицитом доступных сведений об окружающей среде и данных о взаимосвязях между разнородными факторами экологического пространства.
1.7. Функционирование ЕГСМ основывается на выполнении всех официальных нормативных документов по контролю за состоянием окружающей среды, охране природы, природопользованию и общепринятых стандартов на информационные системы и технологии.
2. Основные задачи ЕГСМ РТ
2.1. Полное, достоверное и своевременное отображение состояния объектов и динамики процессов в окружающей среде.
2.2. Оперативный анализ, систематизация и прогнозирование состояния окружающей среды.
2.3. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций, разработка рекомендаций по предупреждению неблагоприятных экологических ситуаций и сценариев действий при их возникновении.
2.4. Контроль фонового состояния природной окружающей среды и выявление источников антропогенного воздействия.
2.5. Развитие сети наблюдений и контроля с учетом физико-географических особенностей территорий и специфики объектов мониторинга.
2.6. Рациональное распределение функций мониторинга.
2.7. Организация регламентированного обмена данными в информационной сети ЕГСМ.
2.8. Упорядочение и стандартизация информационных аспектов в различных областях мониторинга.
2.9. Эффективная интеграция традиционных и новейших информационных технологий в структуре ЕГСМ.
2.10. Исследование реальных условий и ограничений реализации программ мониторинга.
2.11. Нормативное, научно-практическое и информационное согласование мониторинга в Республике Татарстан с соседними республиками и на международном уровне.
3. Организационная структура и
распределение функций в ЕГСМ
3.1. Единая государственная система мониторинга строится на основе четкого распределения функций и организованного информационного обмена между составными частями.
3.2. Составными частями ЕГСМ являются:
- межведомственный совет по мониторингу (МСМ);
- отраслевые системы мониторинга (ОСМ);
- сеть контроля техногенных объектов.
3.3. Отраслевые системы мониторинга (ОСМ) решают задачи наблюдений, измерений, контроля, оценки состояния и прогнозирования для специфических объектов мониторинга.
Функциональные задачи ОСМ распределяются по всем уровням структуры ЕГСМ.
Верхний уровень структуры ЕГСМ
3.4. Межведомственный совет ЕГСМ, республиканские центры отраслевых систем мониторинга выполняют функции верхнего уровня ЕГСМ.
3.5. Межведомственный совет по мониторингу осуществляет организацию системы, постановку задач, планирование работ в рамках ЕГСМ и определение порядка их финансирования.
Межведомственный совет состоит из руководящего и рабочего органов.
3.6. Председателем совета является министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан. Первый заместитель министра одновременно по должности является первым заместителем председателя совета.
3.7. Руководящий орган межведомственного совета формируется из руководителей министерств и ведомств, осуществляющих мониторинг окружающей среды и природных ресурсов (по одному представителю), руководителей экологического фонда и внебюджетного фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых.
Начальник отдела мониторинга Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан одновременно по должности является секретарем межведомственного совета.
3.8. Рабочим органом межведомственного совета является комиссия, включающая:
- группу постановки задач и планирования работ;
- группу научно-технической экспертизы проектов и содержания задач мониторинга;
- группу экономической и правовой экспертизы;
- группу методической и метрологической координации;
- группу экспертов по направлениям работ.
3.9. Работа групп организуется и координируется специалистами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
Органы государственного управления Республики Татарстан и организации, выполняющие функции мониторинга, делегируют в состав каждой группы по одному эксперту.
3.10. Верхний уровень ЕГСМ обеспечивает оперативный доступ к ситуационным и прогнозным картам состояния окружающей среды по запросам органов государственной власти и управления Республики Татарстан.
3.11. Верхний уровень ЕГСМ оперирует систематизированными данными среднего уровня.
Средний уровень структуры ЕГСМ
3.12. Региональные подразделения (в том числе районные и городские) отраслевых систем мониторинга образуют средний уровень ЕГСМ.
3.13. Средний уровень ЕГСМ обеспечивает обработку данных нижнего уровня ЕГСМ и их региональную систематизацию, обслуживает запросы местных органов государственного управления Республики Татарстан и запросы верхнего уровня ЕГСМ.
Нижний уровень структуры ЕГСМ
3.14. Средства наблюдений, измерений, контроля и сбора данных общегосударственного и отраслевого назначения образуют нижний уровень структуры ЕГСМ.
3.15. Наблюдения, измерения и контроль состояния объектов организуются в соответствии с перечнем поставленных задач и с учетом особенностей конкретных территорий.
3.16. Организация наблюдений, измерений и контроля базируется на районировании территорий по физико-географическим, геологическим и техногенным особенностям, в том числе по бассейновому принципу.
Принцип районирования является основой для планирования природоохранной деятельности и рационального природопользования.
3.17. Информационные системы контроля промышленных, сельскохозяйственных, добывающих и транспортных предприятий, инженерных сооружений, объединений и организаций включаются в информационную сеть мониторинга на нижнем уровне ЕГСМ.
3.18. Детальность и оперативность мониторинга определяются пространственно-временными характеристиками объектов контроля и реальными возможностями используемых информационных технологий.
Приоритетными объектами контроля являются естественное фоновое состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почв.
3.19. Информационные сети наблюдений образуются:
- системами наблюдений и контроля общегосударственного значения;
- традиционными отраслевыми системами мониторинга;
- системами контроля предприятий и организаций;
- специализированной системой оперативного дистанционного картирования территорий.
3.20. Функционирование нижнего уровня ЕГСМ обеспечивается широким спектром технологий контроля:
- инструментальными и органолептическими;
- непосредственными и дистанционными;
- стационарными и мобильными;
- автоматизированными и неавтоматизированными.
3.21. Информационные сети различных областей мониторинга интегрируются на основе согласованных и аттестованных методик, программ и средств измерений.
3.22. Сетевые структуры нижнего уровня обеспечивают сбор, и преобразование данных к стандартным форматам для эффективного применения универсальных информационных технологий.
3.23. Сети наблюдений и контроля разнородных объектов взаимно согласуются для обеспечения информационной совместимости данных мониторинга при последующем многофакторном анализе.
3.24. Управление и диспетчеризация нижнего уровня ЕГСМ осуществляются через отраслевые центры.
3.25. В условиях чрезвычайных ситуаций нижний уровень ЕГСМ переходит на режим интенсифицированного мониторинга объектов и процессов, актуальных по отношению к конкретной чрезвычайной ситуации.
4. Организация информационных потоков в системе
4.1. Функциональные связи между составными частями ЕГСМ обеспечиваются информационными потоками.
4.2. Протоколы информационного обмена и виды предоставления данных в ЕГСМ согласуются с задачами мониторинга и используемыми информационными технологиями.
4.3. Объемы и содержание взаимно представляемой информации по вопросам мониторинга окружающей среды определяются на уровне взаимных соглашений между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и соответствующими государственными органами.
4.4. Приоритетными видами представления информации в ЕГСМ являются аналитические ситуационные карты экологического состояния территорий в согласованных форматах с сопровождающими таблицами и описаниями.
4.5. Тематическая иерархия ситуационных карт включает:
- факторные карты состояния отдельных объектов и их характеристик в пространстве территорий и во времени;
- многофакторные карты состояния комплекса объектов и взаимных связей между ними;
- прогнозные динамические карты экологического состояния территорий;
- карты рекомендуемых решений по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
4.6. Для всех областей и комплексных задач мониторинга разрабатываются непрерывные информационные циклы - от постановки задач и сбора исходных данных до тематической интерпретации результатов обработки и составления ситуационных карт.
4.7. В ЕГСМ используются следующие основные группы информационных технологий:
- получение исходных данных на нижнем уровне;
- передача данных между компонентами ЕГСМ;
- обработка и систематизация данных;
- представление и документирование данных.
4.8. Систематизация результатов обработки осуществляется в базах данных, которые организуются как самостоятельные архивные подсистемы с оперативным и санкционированным доступом к данным.
4.9. Информационная надежность ЕГСМ обеспечивается распределенной сетью баз данных и функций и использованием элементов резервирования. Дополнительно используется рациональное дублирование информационных фондов и функций.
4.10. Доступ к данным санкционируется регламентами, определяющими круг пользователей, категории данных и порядок обслуживания запросов.
4.11. В сети информационного обмена осуществляется технический и инспекционный контроль достоверности данных мониторинга окружающей среды.
4.12. В информационной системе предусматриваются следующие способы обмена:
- приоритетный обмен в реальном времени по оперативным каналам связи;
- неоперативный обмен с разделением во времени и использованием магнитных, оптических и бумажных носителей.
4.13. При анализе причинно-следственных связей и принятии решений относительно рационального природопользования и охраны окружающей среды учитываются:
- естественная динамика состояния и взаимосвязей в окружающей среде;
- предыстория окружающей среды, развития и деятельности общества;
- предшествующие и планируемые решения, программы и планы по сопряженным задачам;
- опыт предшествующих решений по экологическим вопросам.
4.14. Особой информационной функцией ЕГСМ является определение критериев оценок и правил принятия решений. Реализация данной функции обеспечивается созданием и развитием баз знаний и опыта экспертного принятия решений.
4.15. Выбор новых информационных технологий для ЕГСМ осуществляется после предварительной экспертизы и апробации.
5. Санкционирование информационного
обмена и юридические аспекты
5.1. Информация о состоянии природной окружающей среды, природных ресурсов и техногенных окружающих сред, получаемая по государственным программам мониторинга Республики Татарстан, является государственной собственностью. Право владения, распоряжения и пользования данными мониторинга регламентируется соответствующими нормативными актами Республики Татарстан.
5.2. Информация от ЕГСМ имеет высший официальный уровень и приоритет по отношению к информации от других структур при принятии решений по экологическим вопросам.
5.3. Отраслевые информационно-аналитические центры определяются как единственные организации, компетентные и ответственные за представление официальной отраслевой информации в структуре ЕГСМ.
5.4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, другим органам государственного управления Республики Татарстан предоставляется право некоммерческого пользования информацией, полученной по общегосударственным программам мониторинга, со ссылкой на источники исходных данных.
5.5. Министерствам и ведомствам, специально уполномоченным по отраслевым областям мониторинга, предоставляется право самостоятельного пользования и распоряжения информацией, полученной отраслевыми системами в рамках специальных отраслевых программ мониторинга.
5.6. Оригинальные методики, информационные технологии и данные экологического содержания, представляемые частными структурами и лицами, используются в ЕГСМ на контрактной и лицензионной основах.
5.7. Все уровни информационной сети ЕГСМ обеспечиваются соответствующей защитой данных и информационных функций от несанкционированного доступа, а также оперативным контролем достоверности информационных потоков в сети.
5.8. Затраты на обеспечение достоверности данных и устойчивости информационной сети ЕГСМ определяются уровнем вероятных убытков в случае нарушений в информационной структуре.
5.9. Органы государственной законодательной и исполнительной власти и управления Республики Татарстан обеспечиваются данными мониторинга без взаимных финансовых расчетов.
Объемы, содержание и регламенты информационного обслуживания государственных органов определяются еджегодными протоколами, согласованными с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
5.10. Для пользователей других категорий данные мониторинга представляются на основе взаимных финансовых расчетов по утвержденным расценкам или по договорным соглашениям сторон.
6. Порядок создания системы и проведения разработок
6.1. Общая координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развития Единой государственной системы мониторинга осуществляется межведомственным советом и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан является официальной государственной организацией, ответственной за создание, руководство и обеспечение функционирования ЕГСМ Республики Татарстан.
6.2. Входящие в инфраструктуру ЕГСМ органы государственного управления Республики Татарстан:
- организуют обследование и упорядочение существующего информационно-аналитического уровня работ по отраслевому мониторингу;
- назначают головные учреждения, ответственные за обеспечение функционирования и развитие отраслевых сетей мониторинга;
- разрабатывают программы развития отраслевого мониторинга с учетом требований ЕГСМ;
- подготавливают технические предложения по рациональной координации и интеграций информационных функций для рассмотрения на межведомственном совете по мониторингу (группа планирования).
6.3. Все отраслевые и специальные программы мониторинга в инфраструктуре ЕГСМ подлежат обязательной регистрации в МСМ.
Одновременно в МСМ подлежат регистрации все соглашения по информационному обеспечению и обмену в инфраструктуре ЕГСМ.
6.4. На основе совместного анализа полученных технических предложений и отраслевых программ межведомственный совет подготавливает и утверждает программу работ по мониторингу в Республике Татарстан и регламент информационного обмена. Указанные документы подлежат ежегодному корректированию.
6.5. По предложениям отдельных организаций и частных лиц по проблематике ЕГСМ рабочие группы межведомственного совета проводят всестороннюю экспертизу и определяют целесообразность включения предложений в проекты программ работ ЕГСМ.
6.6. В программы по созданию ЕГСМ включаются следующие работы:
- создание распределенной сети информационно-аналитических центров республиканского, регионального и отраслевого уровней;
- организация распределенной сети баз данных и функций в инфраструктуре ЕГСМ;
- обоснование, организация и обеспечение функционирования информационных сетей нижнего уровня ЕГСМ;
- организация и обеспечение функционирования сети оперативного информационного обмена данными в инфраструктуре ЕГСМ;
- организация комплексного анализа данных и составления карт экологического состояния регионов и республики в целом;
- организация и оперативное информационное обслуживание органов государственной и исполнительной власти;
- организация информационного обмена с ЕИС РТ, с системами мониторинга соседних республик;
- обоснование социально-экономической эффективности проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 7 июля 1994 г. N 321 "Об утверждении Положения о Единой системе мониторинга окружающей среды Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 31 января 2005 г. N 51 настоящее постановление признано утратившим силу