Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 сентября 1996 г. N 828
"О финансировании Программы работ Центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Татарстан и Росгидрометом о совместном решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить Программу работ Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан на 1996 год.
2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить Центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды из республиканского бюджета Республики Татарстан для финансирования работ в 1996 году 1 млрд.рублей за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на природоохранные мероприятия.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Программа
работ Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
природной среды Республики Татарстан на 1996 год
(утв. постановлением КМ РТ от 25 сентября 1996 г. N 828)
Функционирование органов государственной власти и управления, предприятий промышленности и сельского хозяйства Республики Татарстан, невозможно без агрометеорологической, гидрологической, метеорологической информации и информации о загрязнении природной среды.
Трудности, возникшие в процессе реформирования экономики, поставили систему Росгидромета в очень сложное финансово-экономическое положение. Средства, выделяемые на содержание службы из федерального бюджета, не удовлетворяют ее реальных потребностей. Идет катастрофическое разрушение гидрометеорологической службы Республики Татарстан. Существует реальная угроза, что ряд стихийных гидрометеорологических явлений невозможно будет предусмотреть прогнозами погоды.
В этой ситуации без финансовой поддержки со стороны Правительства Республики Татарстан Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан не будет в состоянии обеспечивать органы государственного управления Республики Татарстан, предприятия промышленности и сельского хозяйства и население агрометеорологической, гидрологической, метеорологической информацией, прогнозами погоды и информацией об уровнях загрязнения природной среды, предупреждать о стихийных гидрометеорологических явлениях.
1. Общая структура, цели, задачи и функции центра по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Республики Татарстан
Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан (далее - ЦГМС РТ) является производственным подразделением Приволжского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и входит в состав единой системы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В ЦГМС РТ входят: отдел агрометеорологии, отдел метеорологических прогнозов, отдел гидрологии, комплексная лаборатория мониторинга природной среды, узел связи, аэрологическая станция и метеорологический радиолокатор, 12 метеорологических станций, 4 авиаметстанций, 5 агрометеорологических, 5 метеорологических 36 гидрологических постов, гидрометбюро в г.Наб.Челны, 27 створов наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши, 9 стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее ПНЗ) в городах Казань, Набережные Челны и Нижнекамск.
Основными задачами ЦГМС РТ являются:
своевременное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий промышленности и сельского хозяйства, вооруженных сил и населения информацией о сложившихся и ожидаемых гидрометеорологических условиях, а также информацией о загрязнении природной среды и его последствиях;
обеспечение надежного функционирования системы предупреждения о стихийных и опасных гидрометеорологических явлениях (ураганные ветры, метели, сильные ливни, град, снегопады, наводнения, засухи и др.), а также оперативной информацией об экстремальных уровнях радиоактивного и химического загрязнения природной среды, могущих привести к чрезвычайным ситуациям или существенному ущербу для предприятий промышленности и сельского хозяйства;
гидрометеорологическое обеспечение работ, связанных с оперативной ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
ЦГМС РТ в соответствии с возложенными задачами:
организует наблюдения за стихийными и опасными гидрометеорологическими явлениями, их развитием и зоной распространения, осуществляет мониторинг загрязнения природной среды;
на регулярной основе обеспечивает органы государственной власти и управления, предприятия промышленности и сельского хозяйства, вооруженные силы и население информацией о состоянии природной среды, гидрометеорологическими прогнозами и штормовыми предупреждениями;
внедряет в практику специализированные формы обслуживания предприятий промышленности и сельского хозяйства информацией о состоянии природной среды, учитывая при этом специфику их производственной деятельности, в том числе, гидрометеорологические прогнозы, штормовые предупреждения по заранее согласованным критериям и времени их наступления;
составляет и подготавливает к изданию бюллетени, ежегодники, и другие обобщающие материалы, характеризующие состояние природной среды на обслуживаемой территории.
Метеорологические наблюдения осуществляют 12 метеорологических станций (Акташ, Арск, Азнакаево, Большие Кайбицы, Вязовые, Елабуга, Лаишево, Дрожжаное, Муслюмово, Чулпаново, Тетюши, Казань), 4 авиаметстанции (Казань, Чистополь, Бегишево, Бугульма), 5 метеорологических и 5 агрометеорологических постов. Гидрологические работы и наблюдения проводятся на следующих водных объектах Республики Татарстан:
Куйбышевское водохранилище (Козловка, Верхний Услон, Камское Устье, Тетюши, Чистополь, Елабуга, Ташкермень, Соколки);
Нижнекамское водохранилище (Красный Бор, Ижевка, Менделеевск, Набережные Челны);
малые реки Республики Татарстан (pp.Казанка, Меша, Свияга и ее притоки, Берсут, Шешма, Нурминка, Актай, Малый Черемшан, Шошма, Бездна, Анзирка, Ик, Дымка, Сюнь, Милля, Мензеля, Степной Зай, Кичуй).
Гидрохимические наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод на территории Татарстана проводятся на:
Куйбышевском водохранилище (гг.Зеленодольск, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Чистополь, Тетюши, сс.Красное Тенишево, Заовражные Каратаи, пгт Лаишево);
малых реках (Свияга, Карла, Була, Кубня, Казанка, Иж, Степной Зай, Вятка, Берсут, Меша).
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха по 15 загрязняющим веществам проводятся в городах: Казань - на 6 стационарных постах, Набережные Челны - на 2 постах, Нижнекамск - на 1 посту.
Перечень загрязняющих веществ для поверхностных вод состоит из 40 ингредиентов и показателей.
Наблюдения за загрязнением снежного покрова осуществляются на 4 метеостанциях. Загрязнение почв пестицидами и тяжелыми металлами определяется двумя метеостанциями на полях ряда сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан.
Плотность пунктов метеорологических наблюдений в Республике Татарстан составляет 1 пункт на 4000 кв.км, что недостаточно для получения достоверных данных об осадках, увлажнении почвы и т.д. Количество стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха не соответствует установленным нормам. В городе Казани при существующих 6 постах необходимо дополнительно 20 ПНЗ, в Набережных Челнах и Нижнекамске количество ПНЗ необходимо увеличить соответственно с 2 и 1 до 15 и 10 ПНЗ. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в настоящее время не проводятся в городах Менделеевск, Альметьевск, Зеленодольск, Елабуга, Бугульма, Лениногорск.
Существующая гидрологическая и гидрохимическая сеть не охватывает полностью крупные водные объекты Республики Татарстан.
Техническая оснащенность метеорологических, агрометеорологических, гидрологических станций и постов находится на очень низком уровне. Большая часть приборов и оборудования эксплуатируется с 50-60 годов, физически и морально устарела, часто выходит из строя, что ухудшает качество наблюдений и не обеспечивает их регулярность. В связи с прекращением работы ряда передатчиков Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды качество принимаемого аэросиноптического материала значительно ухудшилось, что снижает качество прогнозов погоды. Для нормальной работы, обеспечивающей современный уровень создания гидрометеорологической информации и информации о состоянии загрязнения окружающей среды, необходимо оснастить ЦГМС РТ центром коммуникации связи и центром электронной почты, высокопроизводительными ПЭВМ, доплеровским радиолокатором, комплексами приема и обработки спутниковой информации, современными самописцами уровня воды, расходомерными гидрологическими комплексами ПЛЕСС, агрометеорологическими системами (ЭЛАГР), влагомерами (ВИЛ-1), факсимильной и телеграфной аппаратурой, автоматизированными измерительными комплексами наблюдений за уровнем загрязнения окружающей среды, средствами экспресс-анализа, автомобильными лабораториями - ПЛИЗА (типа Атмосфера-2), станциями "Пост-2", электроаспираторами, газоанализаторами, хроматографами, атомно-абсорбционными спектрофотометрами, электрохимическими анализаторами, судном проекта 14701 или КС-100Д1, автомобилями грузовыми и легковыми типа УАЗ, мотороллерами и т.д.
В результате обобщений и анализа гидрометеорологических наблюдений и обработки аэросиноптического материала, карт погоды, поступающих по фототелеграфу в узел связи ЦГМС РТ, в отделе метеорологических прогнозов составляются прогнозы погоды на следующие сутки, консультации об ожидаемой погоде на последующие 3-5 дней, составляются штормовые предупреждения об ожидаемых опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях. Налажен ежедневный выпуск гидрометбюллетеня, включающего все прогнозы и штормовые предупреждения, агрометеорологическую и гидрологическую информацию. Весь объем гидрометеорологической информации доводится до органов государственной власти и управления, вооруженных сил, предприятий промышленности и сельского хозяйства и населения с использованием телефонной, телеграфной, телетайпной связи, радио, телевидения и республиканской печати.
Ежедневно поступающая гидрологическая информация с водных объектов на территории Республики Татарстан обрабатывается, анализируется, обобщается и доводится до заинтересованных организаций посредством издаваемых гидрологических ежегодников, печати, докладов и справок. Объем гидрологических наблюдений меняется по сезонам года, отражая особенности водности рек и водохранилищ Республики Татарстан. Наибольший интерес представляет период весеннего половодья, когда на водных объектах Республики Татарстан проходит 60% объема годового стока.
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха по Республике Татарстан составляют около 40 тысяч анализов в год. По данным этих наблюдений рассчитывается фоновая концентрация загрязняющих веществ в городах и составляются Ежегодники качества атмосферного воздуха. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши составляют более 12 тысяч анализов в год и являются основой для составления Ежегодника качества поверхностных вод суши на территории Республики Татарстан.
Агрометеорологические наблюдения, проводимые 9 метеостанциями и 5 агрометпостами, позволяют определять развитие и состояние посевов сельхозкультур, следить за формированием урожая на полях. По результатам этих наблюдений а также наземным и авиационным обследованиям составляются агрометеорологические бюллетени, прогнозы развития растений, урожайности, ожидаемых влагозапасов, теплообеспеченности периодов и другие прогнозы с заблаговременностью 1-3 месяца, годовые обзоры, агрометеорологические ежегодники.
Соотношение затрат на содержание Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и экономического эффекта от использования гидрометеорологической информации составляет один к пяти. Как показывает международный опыт, это соотношение может быть один к двадцати и более.
В связи с отсутствием средств за последние 5 лет закрыты метеорологические станции в Агрызе, Аксубаеве, Буинске и Набережных Челнах. Важнейшие регионы Республики Татарстан остались без метеорологического обслуживания.
В настоящее время на грани закрытия метеостанции в Азнакаеве, Тетюшах, Акташ из-за неукомплектованности штата в связи с низкой заработной платой (оплата труда наблюдателя вод.поста производится, в основном, по 2 разряду ETC наблюдателей метеостанций и агрометеорологических постов - по 4-5 разряду).
Из 12 агрометеорологических постов в настоящее время работает только 5. Из 60 ведомственных агрометеорологических постов практически все прекратили работу. Все это привело к тому, что на большой части территории Республики Татарстан отсутствует информация о состоянии посевов, увлажнении почвы, количестве выпавших осадков и т.д. По самым скромным оценкам отсутствие агрометеорологической информации приводит к потере урожая (минимум 1 центнер с каждого гектара).
За последние годы на 14% сократилось число гидрологических постов. Из 36 имевшихся закрыто 5 (р.Казанка - пос.Дербышки, р.Иж - г.Агрыз, р.Свияга - с.Бурундуки, р.Шешма - с.Старый Кувак, Куйбышевское водохранилище - Рыбная Слобода). По этим же причинам прекращены наблюдения за загрязнением поверхностных вод на реках Иж (г.Агрыз) и Степной Зай (г.Лениногорск).
Количественное и качественное уменьшение объемов гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей среды приведет к увеличению ущерба предприятиям промышленности и сельского хозяйства и здоровью населения.
Материально-техническое обеспечение производственной деятельности ЦГМС РТ осуществлялось ранее полностью непосредственно Росгидрометом, Приволжским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
По итогам финансирования за 1995 год не выделено по фонду заработной платы около 20%, не финансировалась производственная деятельность ЦГМС РТ (оплата аренды каналов связи, помещений, электроэнергии, топлива и т.д.). Выделяемые средства постоянно поступали с задержкой. Аналогичное положение сохраняется и в настоящее время. Только выделение средств из республиканского бюджета Республики Татарстан позволило не допустить крупных срывов в работе ЦГМС РТ.
Отсутствие денежных средств на содержание автотранспорта ведет к срыву проведения экспедиционных обследований посевов, водных объектов и ремонта постов, своевременного отбора и доставки проб для анализов при возникновении экстремально высокого загрязнения природной среды.
По этим же причинам на метеостанциях Республики Татарстан производится отключение электроэнергии, телефонов, газа, что ведет к прекращению наблюдений.
2. Гидрометеорологические особенности и особенности
загрязнения воздуха и воды территории Татарстана
На территории Татарстана наблюдаются такие стихийные гидрометеорологические и опасные явления как заморозки в вегетационный период, штормовой ветер (в т.ч. смерчи и шквалы), грозы, град, метели, сильные дожди и снегопады, туманы, суховейные явления, чрезвычайная пожарная опасность лесов, подтопления при высоких паводках и неблагоприятные метеорологические условия для рассеивания вредных примесей. Все эти явления наносят существенный ущерб экономике, здоровью и материальному положению населения Татарстана.
Наиболее часто из стихийных гидрометеорологических явлений на территории Татарстана отмечаются сильные ветры, метели, чрезвычайная пожарная опасность лесов, поздние весенние и ранние осенние заморозки на почве в период активной вегетации сельскохозяйственных культур.
Основными источниками загрязнения природной среды Республики Татарстан являются предприятия химической перерабатывающей промышленности, нефтедобывающей промышленности, предприятия энергетического комплекса.
Основными загрязнителями воздушного бассейна и водных объектов республики являются: автотранспорт, ПО "Нижнекамскнефтехим", Менделеевский химкомбинат им.Карпова, АО "КАМАЗ", ПО "Оргсинтез", предприятия агропромышленного комплекса республики, химкомбинат им.Вахитова, нефтедобывающие комплексы ПО "Татнефть" и т.д..
Потенциальными источниками возникновения экстремально высокого загрязнения природной среды являются:
предприятия сельскохозяйственного комплекса республики (животноводческие комплексы; птицефабрики; хозяйства, допускающие попадание пестицидов, гербицидов, аммиака в водоемы; заводы по производству сахара);
предприятия, имеющие большие запасы хлора (очистные сооружения крупных городов республики), аммиака (хладокомбинаты);
крупные промышленные предприятия, не соблюдающие технологический режим производства.
3. Обеспечение гидрометеорологической информацией и информацией
о загрязнении окружающей природной среды органов государственной
власти и управления Российской Федерации и Республики Татарстан
Гидрометеорологическая информация и информация о загрязнении окружающей природной среды, получаемая от наблюдательных организаций, обработанная и обобщенная по специальным методикам, делится на два вида, один из которых предназначен для обслуживания органов исполнительной власти федерального уровня (через Росгидромет). Этот вид информации носит общий (фоновый) характер, позволяющий выделить главные особенности текущей гидрометеорологической обстановки и загрязнения окружающей среды. Для федерального уровня предназначена также информация о стихийных гидрометеорологических явлениях, которые охватывают большие территории, и сведения о случаях экстремально высокого загрязнения.
Другой вид информации, предназначенный для органов государственной власти и управления Республики Татарстан, предприятий промышленности и сельского хозяйства - это текущие и ожидаемые гидрометеорологические условия и уровни загрязнения окружающей природной среды. В отличие от информации, предназначенной для федерального уровня, эти сведения более детализированы по районам и отдельным населенным пунктам Республики Татарстан.
Для получения более детальной информации требуется увеличение числа станций и постов по сравнению с сетью, необходимой для получения информации для федерального уровня исполнительной власти. Поэтому требуются дополнительные затраты на создание, обработку, передачу и обобщение гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды.
Указанные виды информации для органов государственной власти и управления Республики Татарстан доводятся ЦГМС РТ согласно план-схемам с указанием адресов и способов передачи информации.
4. Источники финансирования получения информации, передаваемой для
федерального и республиканского уровня исполнительной власти
Информация, передаваемая ЦГМС РТ для использования федеральным уровнем исполнительной власти, обеспечивается финансовыми и материальными ресурсами из федерального бюджета.
Обеспечение гидрометеорологической информацией и более подробной информацией о загрязнении окружающей природной среды, передаваемой органам государственной власти и управления Республики Татарстан, осуществляется за счет дополнительного финансирования со стороны Правительства Республики Татарстан. Объем финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан определяется на основании плансхем гидрометеорологического обеспечения и обеспечения данными о загрязнении окружающей природной среды. Стоимость информации для органов государственной власти и управления Республики Татарстан выражается затратами на содержание дополнительной сети стоимостью подготовки и передачи гидрометеорологической информации и составляет около 1 миллиарда рублей. Расчет необходимого объема финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан приведен в приложении. Исходя из конкретных потребностей органов государственной власти и управления Республики Татарстан, предприятий промышленности и сельского хозяйства в гидрометеорологической информации, объем финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан может быть скорректирован.
Приложение
к Программе работ Центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей природной среды Республики
Татарстан на 1996 год
Расчет
необходимого объема финансирования ЦГМС РТ на 1996
год из бюджета Республики Татарстан (в млн.руб.)
1. Создание первичной гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды - 375.0
2. Обработка и передача информации - 200.0
3. Совершенствование системы сбора, передачи и распространения информации - 100.0
4. Непроизводственные затраты - 30.0
5. Научно-техническое обеспечение - 17.0
6. Фонд заработанной платы и социальной защиты сотрудников ЦГМС РТ - 278.0
Всего - 1000.0
Примечание: Расчет выполнен исходя из рекомендаций Росгидромета, и указанная выше сумма составляет около 23% стоимости содержания подразделений ЦГМС РТ по данным Приволжского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 25 сентября 1996 г. N 828 "О финансировании Программы работ Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 настоящее постановление признано утратившим силу