Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 24 октября 2001 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Т-на,
с участием прокурора М-ва,
при секретаре И-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Верховного Совета Республики Татарстан "Об объявлении Республики Татарстан зоной, свободной от оружия массового поражения" от 2 октября 1992 года N 1613-ХII (в редакции постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 5 марта 1993 года N 1759-ХII), установила:
И.о. прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с названным выше заявлением, в обоснование которого указал, что постановление Верховного Совета Республики Татарстан "Об объявлении Республики Татарстан зоной, свободной от оружия массового поражения" от 2 октября 1992 года (в редакции постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 5 марта 1993 года) противоречит положениям п.п.5 и 16 ст.2, п/п 16 п.2 ст.4 и п.16 ст.6 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 года N 223-ФЗ), просил признать данное постановление противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.
В судебном заседании прокурор Прокуратуры Республики Татарстан М-ов заявление поддержал и пояснил, что постановление Верховного Совета Республики Татарстан противоречит п.# ст.3 Закона Российской Федерации "Об обороте#" от 24 сентября 1992 года N 3531-1.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва с заявлением не согласилась и пояснила, что Верховный Совет Республики Татарстан имел полномочия на принятие оспариваемого постановления, т.к. действовал в защиту интересов народа Татарстана.
Заслушав выступление прокурора, представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление и.о.прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п."п" ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.#
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 3 Закона Российской Федерации "Об обороне" было определено, что законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает сам этот закон, а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью Российской Федерации.
Согласно п.п.5 п.16 ст.2 Федерального закона "Об обороне", с принятием которого был признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об обороне", организация обороны включает разработку, производство вооружения и военной техники, создание их запасов, а также другие мероприятия в области обороны.
Правительство Российской Федерации организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации орудия массового уничтожения и ядерных отходов (п.16 ст.6 Федерального закона "Об обороне"), а Президент Российской Федерации утверждает такие планы (п/п 16 п.2 ст.4 Федерального закона "Об обороне").
Оспариваемое и.о.прокурора Республики Татарстан постановление Верховного Совета Республики Татарстан объявляет Татарстан безядерной# территорией и зоной, свободной от оружия массового поражения (п.1 постановления), а также указывает на то, что Республика Татарстан берет на себя обязательство не производить, не хранить и не ввозить на свою территорию оружие массового поражения; ставит осуществление транспортных перевозок через территорию Республики Татарстан химического оружия к местам его уничтожения в зависимости от согласия государственных органов власти Татарстана (п.2 постановления).
Названные положения постановления Верховного Совета Республики Татарстан противоречат приведенным выше нормам федерального законодательства, поскольку входят в сферу регулирования вопросов обороны, которые находятся в ведении Российской Федерации и могут регулироваться только федеральным законодательством. По этому же основанию подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и п.3 постановления, согласно которому Татарстан содействует выполнению международных соглашений по полному запрещению и уничтожению оружия массового поражения, поскольку в данном случае имеет место выход за пределы компетенции субъекта Российской Федерации.
Таким образом, упомянутое постановление подлежит в целом признанию противоречащим федеральному законодательству, недействительны# и не порождающим правовых последствий.
Поскольку такое противоречие наступило после вступления в силу (введение в действие) Закона Российской Федерации "Об обороне", то постановление подлежит признанию недействительным и не порождающим правовых последствий со дня вступления в силу (введение в действие) этого Закона, т.е. с 9 октября 1992 года (Закон Российской Федерации "Об обороне" был опубликован в "Российской газете" 9 октября 1992 года и с этого дня был введен в действие).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о.прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать постановление Верховного Совета Республики Татарстан "Об объявлении Республики Татарстан зоной, свободной от оружия массового поражения" от 2 октября 1992 года N 1615-ХII (в редакции постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 5 марта 1993 года N 1759-ХII) противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с 9 октября 1992 года.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан" и в газете "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 24 октября 2001 г.
Решение вступило в законную силу 6 ноября 2001 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 1 октября 2002 г. N 196