Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 августа 2003 г. N ЗП-1-100/03
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора Г-на,
при секретаре М-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18 июня 1998 г. N 1659 (в редакции от 12 мая 2003 года), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 7 части 2 статьи 6, части 4 статьи 17, части 3 статьи 32, части 1 статьи 41, части 5 статьи 42, части 3 статьи 52 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18 июня 1998 г. N 1659 (в редакции от 12 мая 2003 года).
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Татарстан поддержал требования.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан требования признала.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 7 части 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан", предусмотрено, что Кабинет Министров Республики Татарстан определяет порядок ввоза и вывоза лекарственных средств на территорию Республики Татарстан. Однако, правовое регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств осуществляется Федеральным законом "О лекарственных средствах", которым определены пределы государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств: государственная регистрация лекарственных средств, лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств, аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, государственное регулирование цен на лекарственные средства. Таким образом, основной целью государственного регулирования в рассматриваемой сфере является обеспечение качества и безопасности лекарственных средств. Исходя из этого, указанный Федеральный закон регулирует вопросы ввоза и вывоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации. Определение Кабинетом Министров Республики Татарстан порядка ввоза и вывоза лекарственных средств на территорию Республики Татарстан нарушает также положение статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров. Кроме того, данное положение входит и в противоречие с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 17 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" правила предоставления платных медицинских услуг в организациях здравоохранения Республики Татарстан утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Однако, данное положение противоречит статье 38 Федерального закона от 7 февраля 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с которой правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. В развитии данного положения Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (от 13 января 1996 года N 27).
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" при отказе (законных представителей) от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни лица, не достигшего возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, медицинские организации имеют право обратиться в орган опеки и попечительства или в суд для установления над этим лицом опеки или попечительства.
Между тем, в силу статьи 35 Гражданского кодекса РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Оспариваемое положение закона подлежит приведению и в соответствие со статьей 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которой при отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Согласно части 1 статьи 41 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения. Однако, в соответствии со статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан указанной категории лиц, гарантировано получение бесплатной медико-социальной помощи в предназначенных для этой цели учреждениях как государственной так и муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" проведение биомедицинского исследования допускается в организациях здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте.
Однако, статьей 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан проведение биомедицинского исследования допустимо только в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях здравоохранения железнодорожного транспорта.
Часть 3 статьи 52 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" подлежит приведению в соответствие с частью 3 статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей гарантии трудовой деятельности врачей в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 7 части 2 статьи 6, части 4 статьи 17, части 3 статьи 32, части 1 статьи 41, части 5 статьи 42, части 3 статьи 52 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18 июня 1998 г. N 1659 (в редакции от 12 мая 2003 года).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 7 части 2 статьи 6, часть 4 статьи 17, часть 3 статьи 32, часть 1 статьи 41, часть 5 статьи 42, часть 3 статьи 52 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18 июня 1998 г. N 1659 (в редакции от 12 мая 2003 года).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 19 августа 2003 г. N ЗП-1-100/03
Решение вступило в законную силу 1 сентября 2003 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 16 октября 2003 г. N 206-207