Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 августа 1991 г. N 346
"Об утверждении Республиканской программы проведения земельной
реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании
специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР",
"О государственном контроле за использованием и охраной земель",
"О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их
объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О
порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных
депутатов", "О порядке привлечения к административной
ответственности за нарушение сроков принятия решения о
предоставлении земельного участка и сокрытие информации о
наличии земельного фонда" и формы договоров об аренде земли
и о временном пользовании землей"
Во исполнение постановлений Верховного Совета Татарской ССР от 19 апреля 1991 г. "О введении в действие Закона Татарской ССР "О земельной реформе" и "О введении в действие Земельного кодекса Татарской ССР" Кабинет Министров Татарской ССР постановляет:
Утвердить прилагаемые Республиканскую программу проведения земельной реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР", "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов", "О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка и сокрытие информации о наличии земельного фонда" и формы договоров об аренде земли и о временном пользовании землей.
Премьер-министр
Татарской ССР |
М.Г.Сабиров |
Начальник Секретариата
Кабинета Министров ТССР |
М.Г.Мингазов |
Республиканская программа
проведения земельной реформы на территории Татарской ССР
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
Республиканская программа проведения земельной реформы в Татарской ССР на 1990-1995 года разработана в соответствии с законами Татарской ССР "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и содержит в себе комплекс мер, связанных с проведением реформы: формирование необходимых организационных структур, перечень действий по инвентаризации, оценке и перераспределении земель, мероприятия по организации их рационального использования и охраны. Специальные разделы посвящены пропаганде целей, содержания и механизма осуществления реформы, ее информационному, кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению.
Содержание программы ориентировано на реализацию следующих основных целей земельной реформы:
введение многообразия форм собственности и стимулирование развития форм хозяйствования;
экономически обоснованное социально справедливое перераспределение земель для организации более рационального их использования;
создание экономического механизма управления процессами распределения и использования земель;
экологизация землевладения и землепользования.
В результате осуществления программы в республике будут созданы условия для равноправного и свободного развития коллективных, индивидуальных и других форм использования земли, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.
Проведение земельной реформы позволит в ближайшие 5 лет преобразовать земельные отношения внутри колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, изменить отношение к земле и повысить ее продуктивность, создать 1,0 - 1,5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, в 1,5 - 2 раза увеличить площади земель в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребности горожан в садовых и огородных участках и в конечном счете увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 - 2,0 раза.
Осуществление мероприятий, предусмотренных программой, позволит остановить процессы деградации земель и подготовить основу для их восстановления и воспроизводства почвенного плодородия, положительно скажется на общей экологической ситуации в республике.
Выполнение программы возлагается на Советы народных депутатов, Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, Министерство лесного хозяйства Татарской ССР, другие министерства и ведомства.
Положение
"О порядке изъятия и предоставления земель предприятиям,
организациям, учреждениям, гражданам и их объединениям"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основе Земельного кодекса Татарской ССР, законов Татарской ССР "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и распространяется на земли всех категорий, независимо от ведомственного подчинения.
2. Для решения вопроса о предоставлении земельных участков, а также в целях осуществления контроля за их использованием, ведения земельного кадастра, материалы по отводу земель объединяются в землеустроительные дела, которые заводятся:
районными комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе - на земельные участки, предоставляемые из земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фондов, земель запаса;
городскими комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе с участием главного архитектора города - на земельные участки, предоставляемые из земель городов;
городским, поселковым, сельским Советами народных депутатов или их исполнительными органами (с участием городского, районного архитектора и районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе) - на земельные участки, предоставляемые из земель городов, поселков, сельских населенных пунктов.
Земельное дело заводится на весь земельный участок в целом под объект, независимо от количества землевладельцев и землепользователей, у которых изымается земля.
В случаях, когда под объект отводятся земли нескольких административных районов, землеустроительные дела заводятся по каждому из районов.
3. Генеральные планы городов и других населенных пунктов, которые утверждаются Правительством Татарской ССР, на начальной стадии проектирования согласовываются с Государственным комитетом Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе в части перспективного изъятия земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.
Генеральные планы и проекты планировки и застройки других населенных пунктов согласовываются с соответствующим районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе.
4. Рассмотрение ходатайств о переводе лесных площадей в нелесные для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится применительно к порядку предоставления земельных участков, определяемых настоящим Положением.
5. При изъятии орошаемых земель, земель занятых многолетними насаждениями, а также в случаях, когда изъятие земель связано с переносом или новым строительством зданий и сооружений, в обязательном порядке предусматриваются места их переноса и определяются сроки проведения указанных работ соответствующими договорами заинтересованных сторон.
Все связанные с этим расходы несут предприятия, организации, учреждения, а также граждане, заинтересованные в земельном участке.
6. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель лесного фонда для указанных целей предоставляются, как правило, не покрытые лесом площади или площади, занятые малоценными насаждениями.
7. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений полезных ископаемых, строительством объектов культуры, спорта, здравоохранения, образования, а также дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений. Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами Госгортехнадзора Татарской ССР.
Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается законодательством республики.
II. Порядок предварительного согласования места размещения объекта
8. Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей промышленного и жилищного строительства, других несельскохозяйственных целей за пределами черты населенных пунктов, обращаются в Правительство Татарской ССР с ходатайством о предварительном согласовании места размещения намечаемого к строительству объекта.
В ходатайстве указывается решение соответствующих органов о строительстве объекта либо разработке недр, обосновывается примерный размер испрашиваемых земельных участков, их предполагаемые расположение и сроки пользования землей.
К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагаются заключение Госгортехнадзора, копия горноотводного акта или выписка из него. Ходатайство о предварительном согласовании места размещения объектов, предназначенных для обеспечения союзных или межреспубликанских потребностей, осуществляется при наличии на то согласия Верховного Совета Татарской ССР.
9. Правительство Татарской ССР в недельный срок рассматривает ходатайство и принимает решение о начале работ по определению места расположения объекта и выбору земельного участка, что является основанием для необходимых предварительных изысканий.
10. Материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заказчиком с участием проектной организации, соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, представителей архитектурно-строительных, пожарных, природоохранных, санитарных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других заинтересованных органов, землевладельцев и землепользователей, в ведении которых находятся предполагаемые к изъятию земли. Для размещения объекта выбирается несколько вариантов, рекомендуется оптимальный, предусматривающий минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы.
Выбор земельного участка оформляется соответствующим актом, в котором отражаются все рассматриваемые варианты, а при необходимости указываются места размещения производственных, жилых и других строений и сооружений, переносимых с изымаемых участков.
К акту прилагается планово-картографический материал с нанесением на него всех рассматриваемых вариантов и элементов землеустройства. Кроме того, на плане указываются земли, которые будут осваиваться или улучшаться взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также места размещения производственных, жилых и других строений и сооружений, переносимых с изымаемых участков. Планово-картографический материал подписывается представителями районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, руководителями сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий и кооперативов, главами крестьянских хозяйств и другими лицами, во владении или пользовании которых находятся изымаемые земли, а также представителями предприятий, организаций, учреждений, кооперативов и другими лицами, заинтересованными в отводе земель.
К материалам по выбору участка прилагаются:
предварительный расчет испрашиваемой площади;
справка соответствующего территориально-геологического управления или его подразделения об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов Госгортехнадзора на застройку этого участка;
выписка из протокола общего собрания или собрания уполномоченных колхоза, кооператива или заключение дирекции совхоза, другого сельскохозяйственного предприятия, главы крестьянского хозяйства о согласии изъятия земельного участка с указанием его размера;
решение соответствующего сельского или поселкового Совета народных депутатов, если отвод земли затрагивает интересы граждан, проживающих на его территории;
акт определения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства;
акт на возмещение убытков, наносимых землевладельцам или землепользователям в связи с изъятием у них земель, включая упущенную выгоду;
акт технического обследования (с заключением лесохозяйственного предприятия), если отвод земельного участка производится из земель лесного фонда, а также лесов колхозов, совхозов и других хозяйств;
заключение вышестоящих министерств, ведомств, в чьем подчинении находится предприятие, организация или учреждение, предоставляющее земельный участок;
заключение заинтересованных республиканских органов.
Правительством Татарской ССР в месячный срок, по представлению Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе, принимается распоряжение о предварительном согласовании места расположения объекта (направление трасс линейных сооружений), примерных размеров намечаемой к изъятию земельной площади, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.
Финансирование проектно-изыскательских работ до принятия Правительством распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта не допускается.
Предварительное согласование места расположения объекта и размера намечаемой к изъятию земельной площади действительно в течение трех лет. Указанный срок может быть продлен Правительством Татарской ССР.
При изъятии земель для нужд городов, поселков и других населенных пунктов, в соответствии с их утвержденными генеральными планами, проектами планировки и застройки, предварительного согласования места размещения объектов не требуется.
III. Порядок рассмотрения ходатайств предприятий, учреждений
и организаций об изъятии и предоставлении земельных участков
для государственных и общественных нужд
11. Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии и предоставлении земельных участков, направляют ходатайство об изъятии и предоставлении земельных участков в сельский, поселковый, районный, городской Совет народных депутатов по месту нахождения испрашиваемых земель с указанием размеров земельных участков (площади леса, подлежащей вырубки), органа, утвердившего проект строительства, строительной организации, которая будет осуществлять строительство.
К ходатайству прилагаются:
материалы предварительного согласования места размещения объекта или копия утвержденного генерального плана, проекта планировки и застройки города, поселка, другого населенного пункта, с нанесенными границами намечаемого к предоставлению земельного участка при отводе земель под расширение населенных пунктов;
соответствующие документы о финансировании строительства;
копия генерального плана или проекты детальной планировки и застройки объекта и план внеплощадных инженерных сетей, проект разработки полезных ископаемых с указанием очередности занятия земель по годам;
проект рекультивации земель или порядок использования снимаемого плодородного слоя почвы.
Районный Совет народных депутатов или его исполнительный орган в месячный срок рассматривает материалы о предоставлении земельных участков и в соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Татарской ССР, выносит соответствующее решение об изъятии и отводе земли либо ходатайствует перед Правительством Татарской ССР по данному вопросу.
В землеустроительном деле помимо материалов, указанных в главе II настоящего Положения, должны быть следующие документы:
экспликация земельных угодий землевладельца, из земель которого изымается участок, и предоставляемого земельного участка;
заключение районного (городского) комитета по земельным ресурсам и земельной реформе о целесообразности предоставления земельного участка;
уточненные в ходе проектно-изыскательских работ данные о размерах возмещенных убытков землевладельцам и землепользователям и потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства при отводе земли;
решение районного (городского) Совета народных депутатов или их исполнительных органов о предоставлении земельных участков и условиях их отвода.
Правительство Татарской ССР в 2-недельный срок рассматривает землеустроительное дело и принимает решение об изъятии и предоставлении земельных участков во владение или пользование.
Изъятие и предоставление земельных участков в черте городов, поселков, сельских населенных пунктов производится на основании утвержденных генеральных планов, проектов планировки населенных пунктов решениями городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 16 и 69 Земельного кодекса Татарской ССР.
IV. Порядок предоставления земельных участков для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
12. Члены колхозов, государственных сельскохозяйственных предприятий подают заявление в правление колхоза, администрации сельскохозяйственного предприятия о выходе из их состава и выделении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Испрашиваемая площадь предоставляется в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве с учетом работников, проживающих в колхозах и госхозах, занятых в сфере обслуживания сельского населения.
13. Правление колхоза, администрация сельскохозяйственного предприятия образовывает рабочую комиссию по выбору в натуре (на местности) земельного участка с определением его границы при участии заявителя, члена земельной комиссии сельского Совета народных депутатов с привлечением при необходимости специалистов районного (городского) комитета по земельным ресурсам и земельной реформе.
При определении площади конкретного крестьянского хозяйства следует исходить из принятых для данного региона оптимальных (предельных) его размеров и качества предоставляемых земель. Результаты работы комиссии оформляются актом, к которому прилагаются выкопировка с плана земель хозяйства с нанесением на нее выбранного участка. В акте указываются площадь участка по видам земельных угодий и их качественная характеристика.
Материалы выбора земельного участка оформляются протоколом заседания правления колхоза или приказом администрации сельскохозяйственного предприятия и передаются на рассмотрение сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
Сельский (поселковый) Совет народных депутатов принимает решение о предоставлении земельного участка и вместе с решением главы крестьянского хозяйства и другими материалами направляет его в районный (городской) Совет народных депутатов для последующего утверждения решения о передаче крестьянскому хозяйству земельного участка во владение или аренду.
14. При отказе в выделении конкретного земельного участка для желающих выйти из состава колхоза, совхоза и других государственных сельскохозяйственных предприятий, районный (городской) Совет народных депутатов в месячный срок самостоятельно определяет земельный участок.
15. Граждане, не являющиеся членами колхозов или работниками других сельскохозяйственных предприятий и желающие получить земельные участки для ведения крестьянского хозяйства, обращаются в районный Совет народных депутатов с ходатайством о предоставлении земельного участка за счет земель запаса.
В ходатайстве указываются количество членов семьи и их возраст, специализация крестьянского хозяйства, ориентировочная площадь испрашиваемых земель и место их нахождения.
16. Районный Совет народных депутатов поручает районному комитету по земельным ресурсам и земельной реформе с привлечением архитектурно-строительных, природоохранных, санитарных, пожарных и других органов и сельскому Совету народных депутатов подготовить землеустроительное дело по отводу земель для заявленных целей.
Районный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе с привлечением, в необходимых случаях, проектных организаций по землеустройству:
уточняет размер испрашиваемой площади с учетом специализации хозяйства и возможности обработки земли преимущественно силами семьи крестьянского хозяйства;
по согласованию с главой крестьянского хозяйства и соответствующими службами района (города) определяет местоположение земельного участка крестьянского хозяйства;
подготавливает землеустроительное дело по предоставлению земельного участка в пожизненное наследуемое владение или аренду и вносит его на утверждение в районный (городской) Совет народных депутатов.
17. Районный (городской) Совет народных депутатов принимает решение об изъятии и предоставлении гражданину земельного участка в пожизненное наследуемое владение или аренду, регистрирует крестьянское хозяйство и извещает его о принятом решении в пятидневный срок.
18. Районный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе после принятия решения о предоставлении земель для ведения крестьянского хозяйства устанавливает в натуре его границы.
После установления границ в натуре районный (городской) Совет народных депутатов выдает Государственный акт на право владения землей.
При передаче земельных участков в аренду Совет народных депутатов оформляет с главой крестьянского хозяйства договор, форма которого утверждена Правительством Татарской ССР, составной частью которого является акт на передачу земли. В акте указываются площадь участка, его местонахождение, качественная характеристика, культурно-техническое и экологическое состояние, показатели экономической оценки. К акту прилагается план арендуемых земель.
Ходатайства о предоставлении земельных участков рассматриваются:
а) при выделении крестьянского хозяйства из состава колхоза, другого сельскохозяйственного предприятия:
в сельскохозяйственном предприятии - в течение месяца;
районным (городским) Советом народных депутатов - в течение месяца;
б) при организации крестьянского хозяйства гражданами, не являющимися членами колхоза, или работниками других сельскохозяйственных предприятий - в районном (городском) Совете народных депутатов в течение двух месяцев с учетом решения сельского, поселкового Совета народных депутатов.
В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу, виновные должностные лица несут административную ответственность.
19. Все работы, связанные с предоставлением крестьянскому хозяйству земельных участков, установлением границ в натуре и выдачей документов на право владения и аренды земли, проводятся за счет средств государственного бюджета.
20. Землевладелец имеет право самостоятельно заказывать и финансировать затраты по отводу земель и оформлению Государственного акта на право владения землей.
21. При отказе районного (городского) Совета народных депутатов в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства гражданин имеет право обжаловать его решение в судебном порядке.
V. Порядок предоставления земельных участков для строительства
индивидуальных жилых домов, садоводства, огородничества,
животноводства, личных подсобных хозяйств, дачного
и гаражного строительства
22. Для строительства индивидуальных жилых домов гражданам земельные участки предоставляются на землях, находящихся в черте городов, поселков и сельских населенных пунктов в соответствии с их утвержденными генеральными планами, проектами планировки и застройки.
При недостатке свободных земель в черте населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов дополнительно предоставляются земельные участки, прилегающие к ним или находящиеся вблизи от них, в соответствии с генеральными планами их развития в порядке, определенном разделом III настоящего Положения.
Граждане, изъявившие желание получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (на территории населенного пункта или на территории, переданной в ведение соответствующего Совета народных депутатов) обращаются в городской, поселковый, сельский Совет народных депутатов с заявлением, в котором указываются семьи, жилищные условия, местоположение и размер испрашиваемого земельного участка.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома рассматриваются городским, поселковым, сельским Советом народных депутатов или, по их поручению, соответствующим исполнительным органом в месячный срок с привлечением органов архитектуры и других служб. Копия решения, либо выписка из него по этому вопросу выдается гражданину в пятидневный срок с момента его принятия.
Органы архитектуры и градостроительства в 2-недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка обязаны установить границы участка в натуре, подготовить необходимые данные для выдачи государственного акта на право владения земельным участком.
23. Для коллективного садоводства земельные участки предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям, а также кооперативам граждан районным Советом народных депутатов на основании утвержденной Правительством Татарской ССР схемы развития коллективного садоводства и огородничества.
Отвод земельных участков под коллективное садоводство, не входящих в упомянутую выше схему, производится на основании решения Правительства Татарской ССР по представлению районным (городским) Советом народных депутатов материалов, оформленных согласно требованиям раздела II настоящего Положения, и соответствующего решения о предоставлении земельного участка.
Освоение земельного участка, предоставленного для коллективного садоводства, разрешается только после утверждения районным (городским) Советом народных депутатов, на территории которого он находится, проекта планировки коллективного сада, согласованного с органами архитектурно-строительного, санитарного, пожарного и природоохранного надзора района (города), а также регистрации устава садоводческого кооператива (товарищества) с приложением списочного состава лиц, являющихся членами этого кооператива (товарищества), согласованного с районным (в городах), городским Советом народных депутатов, на территории которого находится предприятие, получившие земельный участок под коллективное садоводство.
В целях наделения земельными участками для коллективного садоводства пенсионеров, не имеющих возможности получить их по месту бывшей работы, инвалидов, ветеранов Вооруженных Сил СССР районные (в городах), городские Советы народных депутатов, на территории которых находятся предприятия, организации или учреждения, получившие земельный участок для коллективного садоводства, и районный Совет народных депутатов, на территории которого расположен этот участок, имеют право на распределение до 10 процентов от общего количества садовых участков каждый.
Предоставление земельных участков для индивидуального садоводства производится в порядке, определенном пунктом 26 настоящего Положения.
24. Для коллективного огородничества земельные участки предоставляются во временное пользование в основном из земель запаса, земель, не предназначенных к использованию в ближайшие годы под застройку или другие цели.
В соответствии с выявленной потребностью в земельной площади для коллективного огородничества местные Советы народных депутатов совместно с комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе определяют земельные участки для указанных целей.
Решение о предоставлении земельных участков для коллективного огородничества принимает соответствующий Совет народных депутатов, на территории которого находится этот участок, на основании согласования заинтересованных сторон.
Предприятие, организация или учреждение из закрепленных за ним земель предоставляет земельные участки для коллективного огородничества своим работникам на основании приказа администрации либо договора между работниками и администрацией, которые подлежат регистрации в соответствующем Совете народных депутатов.
25. Земельные участки для коллективного и индивидуального животноводства предоставляются кооперативам граждан или отдельным гражданам на основании решения местных Советов народных депутатов, обладающих правом предоставления земель в соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Татарской ССР.
26. Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, подают заявление в сельский, поселковый, городской Совет народных депутатов о выделении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или пользование с указанием его предполагаемого местоположения и размера.
Сельский, поселковый, городской Совет народных депутатов с учетом проекта планировки и застройки населенного пункта либо других планировочных решений совместно с районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе, органами архитектуры, а при необходимости, и другими службами в месячный срок принимает решение по выделению гражданину земельного участка в соответствии с утвержденными нормами.
В случае отсутствия свободных земель, находящихся в ведении сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов, Совет ходатайствует перед районным Советом народных депутатов о передаче ему дополнительных площадей.
27. Земельные участки для ведения дачного и гаражного строительства предоставляются в порядке, определенном пунктом 22 настоящего Положения.
VI. Порядок предоставления служебных земельных наделов
28. Граждане, имеющие право для получения служебного надела, подают заявление администрации предприятия, учреждения, организации о выделении им земельного участка для служебного надела. Администрация предприятия, учреждения, организации в двухнедельный срок рассматривает заявление совместно с профсоюзными органами и принимает решение о выделении служебного надела из земель, находящихся в их владении или пользовании, по установленным нормам.
Предоставление земель производится на основании приказа администрации предприятия, учреждения, организации либо договора между работниками и администрацией предприятия, учреждения, организации, который подлежит регистрации в соответствующем Совете народных депутатов.
VII. Порядок согласования места размещения земельных участков
под строительство внутрихозяйственных объектов
29. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия или крестьянские хозяйства, заинтересованные в занятии закрепленных за ними земель под строительство жилых, производственных и других внутрихозяйственных объектов, направляют в соответствующий районный Совет народных депутатов ходатайство с указанием наименования объекта, предполагаемого места строительства и ориентировочной площади участка, необходимого для застройки.
Районный Совет народных депутатов совместно с комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе, архитектурно-строительными, санитарными, пожарными, природоохранными, внутрихозяйственными и другими органами производят выбор земельного участка в натуре (на местности). По результатам работы комиссии составляется акт выбора участка с приложением к нему соответствующих планово-картографических материалов.
Для размещения объекта выбирается несколько вариантов и рекомендуется оптимальный, предусматривающий минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а в случае их занятия, намечаются земельные участки для освоения или улучшения и определяются затраты на проведение этих работ.
При необходимости комиссия может поручить заказчику провести согласование вариантов выбранных земельных участков с заинтересованными республиканскими органами.
Материалы выбора земельного участка согласуются с Государственным комитетом Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе, территориальным геологическим управлением, Казанским гидрогеологическим участком.
Занятие земель под внутрихозяйственное строительство допускается только после проведения необходимых проектно-изыскательских работ и принятия районным Советом народных депутатов соответствующего решения.
Внесение изменений в земельно-кадастровую документацию и проекты внутрихозяйственного землеустройства производится после начала строительства объекта на основании фактического занятия этих земель в натуре.
Рассмотрение вопросов выбора земельных участков для размещения внутрихозяйственных объектов производится с учетом требований части второй статьи 16 Земельного кодекса Татарской ССР.
VIII. Порядок перераспределения земель между землевладельцами,
землепользователями, разукрупнения и укрупнения
сельскохозяйственных предприятий
30. Перераспределение земель в целях устранения недостатков в землевладении и землепользовании производится в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Татарской ССР. При этом объем равновеликих земельных участков, орошаемых и осушенных земель, а также земель, занятых многолетними плодовыми насаждениями и лесами первой группы, производится по решению районного Совета народных депутатов.
Для решения вопроса о перераспределении земель между колхозами, кооперативами, совхозами, другими государственными сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами разрабатывается проект межхозяйственного землеустройства, которой после рассмотрения в районном Совете народных депутатов направляется в Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе. Необходимо приложить следующие документы:
а) заявки заинтересованных в перераспределении земель землевладельцев и землепользователей;
б) выписки из протоколов общих собраний членов колхоза (собрание уполномоченных), кооператива, заключений совхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий, глав крестьянских хозяйств о возможности и условиях перераспределения земель;
в) экспликации земель землевладельцев и землепользователей, затрагиваемых перераспределением земель, и передаваемых земельных участков;
г) планы (чертежей) землевладельцев или землепользователей, затрагиваемых перераспределением земель, с нанесенными на них передаваемыми земельными участками;
д) справки об основных экономических показателях и стоимость передаваемых зданий и сооружений;
е) заключения управлений сельского хозяйства и продовольствия, районных комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе о целесообразности перераспределения земель;
ж) решения районных Советов народных депутатов;
з) заключения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, производственных объединений, трестов, совхозов.
Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе в 10-дневный срок рассматривает их и представляет в Кабинет Министров Татарской ССР.
31. Для решения вопроса о разукрупнении или укрупнении, сельскохозяйственное предприятие направляет ходатайство в районный Совет народных депутатов, который в 10-дневный срок подготавливает землеустроительное дело и своим решением направляет его в Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе. В землеустроительном деле должны быть следующие документы:
а) заключения управления сельского хозяйства и продовольствия, районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе;
б) экспликации земель по хозяйствам;
в) планы землевладений, землепользований хозяйств;
г) акт на возмещение неиспользованных затрат (при разукрупнении);
д) справка об основных экономических показателях;
е) выписка из протокола общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных), заключения совхозов и других сельскохозяйственных предприятий о возможности укрупнения или разукрупнения хозяйства;
ж) протокол схода граждан (при необходимости);
з) заключение проектной организации по землеустройству, а также министерств и ведомств, в чьем подчинении находятся хозяйства.
Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе в 10-дневный срок рассматривает землеустроительное дело и представляет в Кабинет Министров Татарской ССР.
32. Кабинет Министров Татарской ССР в 10-дневный срок рассматривает представленные материалы, указанные в пп.30-31 настоящего Положения, и принимает соответствующее решение.
IX. Порядок оплаты работ, связанных с предоставлением
земельных участков во владение или пользование
Оформление материалов по предоставлению земельных участков, установлению их границ в натуре, подготовка и выдача документов, удостоверяющих право владения или пользования землей, производятся между заинтересованной в земельном участке стороной и уполномоченной на то организацией по договору, с предварительной оплатой в соответствии с установленными расценками на производство землеустроительных работ.
Положение
"О порядке передачи земель в ведение
сельских Советов народных депутатов"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Татарской ССР, Законом Татарской ССР "О земельной реформе" и устанавливает порядок передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов с целью создания им необходимых условий и обеспечения возможностей осуществления своих полномочий в области регулирования земельных отношений.
2. Работы по оформлению материалов для передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов проводятся комиссиями, в состав которых включаются председатели районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе Госкомзема Татарской ССР, районного архитектурно-градостроительного органа, сельского Совета народных депутатов, землепользователя и специалисты Татарского землеустроительного проектно-изыскательского предприятия. Работы выполняются за счет средств государственного бюджета.
3. В ведение сельских Советов народных депутатов передаются земли всех населенных пунктов, расположенные на территории сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий, которые по данным государственной статистической отчетности отнесены к категории "Сельские населенные пункты", а также земельные участки, необходимые для перспективного развития населенного пункта (культурно-бытового и иного строительства), развития (расширения) личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота граждан, проживающих в этих населенных пунктах, независимо от того, примыкают ли эти земельные участки непосредственно к населенному пункту или они расположены чересполосно.
4. В ходе работ по оформлению материалов по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов устанавливается черта сельских населенных пунктов, представляющая собой границу, отделяющую земли населенных пунктов от земель других категорий. Одновременно устанавливается местоположение и определяются границы земельных участков, расположенных за чертой сельских населенных пунктов и предназначаемых для полного удовлетворения потребностей в земле проживающих в них жителей.
5. Для установления черты сельских населенных пунктов и границ земельных участков за чертой по каждому населенному пункту определяются перспективы его развития.
Показатели перспектив развития сельского населенного пункта (количество дворов и семей, численность населения, поголовье скота и др.) устанавливаются на основе проектов внутрихозяйственного землеустройства (систем земледелия), архитектурно-градостроительной документации, других имеющихся проектных разработок, а при их отсутствии по предложениям сельских Советов народных депутатов.
Потребность в резервных территориях, необходимых для жилищного, производственного, культурно-бытового и иного строительства, устанавливается на основе имеющейся архитектурно-градостроительной документации.
Потребность граждан в земельных участках для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и пастьбы скота устанавливается на основе вновь устанавливаемых местными Советами народных депутатов предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для сельскохозяйственных и иных целей, а также с учетом полного удовлетворения скота, находящегося в личном пользовании граждан, сеном и зелеными кормами.
6. В черту сельских населенных пунктов включаются связанные между собой функциональные зоны и другие территории по фактическому состоянию, а также резервные территории с учетом перспектив развития населенного пункта:
селитебная зона, где размещены жилая застройка (индивидуальная и общественная) с участками для ведения личного подсобного хозяйства , культурно-бытовые и общественные здания и сооружения предприятий, учреждений и организаций, зеленые насаждения и сооружения общего пользования (парки, скверы, стадионы и т.п.), внутриселенные водоемы, общественные дворы, площади, улицы, проезды, прогоны, площадки для стоянки общественного и индивидуального транспорта и др.;
производственная зона, где размещены животноводческие постройки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, подсобные промыслы, машинно-тракторные дворы, гаражи, ремонтно-механические мастерские, различные склады, коммунально-бытовой сектор, промышленные предприятия, независимо от ведомственного подчинения, сооружения железнодорожного, водного, воздушного транспорта и др.;
земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
санитарно-защитные полосы, обеспечивающие необходимые санитарно-гигиенические, противопожарные и другие защитные разрывы между селитебной и производственной зонами;
имеющиеся внутри селитебной, производственной и санитарно-защитной зон сельскохозяйственные и другие угодья, используемые под огородничество, сенокошение, выпас личного скота, а также для других сельскохозяйственных и иных целей, предусмотренных земельным законодательством или неиспользуемые, но которые в перспективе могут быть использованы для этих целей или заняты под застройку;
резервные территории, необходимые для расширения сельских населенных пунктов в соответствии с перспективами их развития.
7. Дополнительные площади за чертой сельского населенного пункта, необходимые для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, животноводства, огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота жителей, изыскиваются, как правило, из прилегающих к населенному пункту сельскохозяйственных угодий на территории землепользователей, где расположены сельские населенные пункты и в составе которых учитывались эти земли на момент проведения работ.
При невозможности включения или отсутствии земель, непосредственно прилегающих к населенному пункту, отбираются земельные участки, пригодные для сельскохозяйственного использования, на доступном расстоянии от населенного пункта.
8. При установлении черты сельских населенных пунктов по каждому из них выявляется наличие, местоположение и полное наименование землевладельцев и землепользователей (участков постороннего пользования), расположенных на территории населенного пункта, определяются (уточняется) общая площадь и целевое использование закрепленных за ними земель.
9. По каждому населенному пункту определяются общая площадь и состав земельных угодий сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого предприятия, земли которых включены в черту сельского населенного пункта и расположены за чертой. При необходимости, с целью уточнения соответствия натуре установленной черты сельского населенного пункта, местоположения земельных участков за его чертой, состояния и целевого использования земель, проводятся обследовательские работы.
10. Все земли, включенные в черту населенных пунктов, и земельные участки за их чертой, предназначенные для использования в сельскохозяйственных и иных целях жителями этих населенных пунктов, передаются в ведение сельского Совета народных депутатов, независимо от того, подлежат ли они изъятию из состава земель прежних землевладельцев, землепользователей или право землевладения, пользования землей сохраняется за ними.
11. Земли сельскохозяйственных предприятий, включенные в черту сельских населенных пунктов, а также расположенные за чертой и предназначенные для использования гражданами в сельскохозяйственных целях (ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса личного скота населения), а также земли общего пользования (парки, скверы, стадионы, площади, улицы, проезды, прогоны и др.), расположенные в черте населенного пункта, передаются в ведение сельских Советов народных депутатов с изъятием их из земель сельскохозяйственных предприятий, в составе которых они учитывались.
С изъятием из состава земель других землепользователей (предприятий, учреждений и организаций) в ведение сельских Советов народных депутатов также передаются земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению.
12. Резервные территории в черте населенного пункта, предназначенные для жилищного, производственного, культурно-бытового и иного строительства, а также резервные территории за чертой населенного пункта и предназначенные для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса личного скота жителей, могут оставаться в пользовании сельскохозяйственных предприятий и изыматься из состава их земель по мере необходимости. При изъятии резервных территорий эти земельные участки передаются в пользование, как правило, этим же сельскохозяйственным предприятиям на условиях аренды.
13. Без изъятия в ведение сельских Советов народных депутатов передаются земельные участки сельскохозяйственных предприятий, занятые производственными и социальными объектами (животноводческие фермы, склады, хранилища, гаражи, мастерские, тока, подсобные промыслы, конторы, участки под многоэтажной застройкой и др., а также земельные участки других предприятий, учреждений и организаций, расположенные в черте населенного пункта и используемые в соответствии с указанными целями.
14. Материалы по установлению черты сельских населенных пунктов и границ земельных участков за их чертой, предназначенные для удовлетворения потребностей жителей, согласовываются с землепользователями, на территории которых расположены населенные пункты, районным архитектурно-градостроительным органом, районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе, рассматривается сельским Советом народных депутатов, депутатскими земельными комиссиями и утверждаются решением районного Совета народных депутатов.
15. Передача земель в ведение сельских Советов народных депутатов осуществляется на основании решения районного Совета народных депутатов установлении черты сельских населенных пунктов и границ земельных участков, расположенных за их чертой и предназначенных для удовлетворения потребностей проживающих в них жителей, а также об изъятии земель у сельскохозяйственных и других предприятий, учреждений и организаций и закреплении за сельским Советом народных депутатов прав по распоряжению землями на этой территории.
16. Утвержденные черта сельских населенных пунктов и границы земельных участков за их чертой закрепляются в натуре (на местности) межевыми знаками установленного образца.
17. Сельскому Совету народных депутатов, районному комитету по земельным ресурсам и земельной реформе, Татарским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием выдается землеустроительное дело, в которое включаются:
схема расположения населенных пунктов на территории сельского Совета народных депутатов;
ведомости площадей угодий в установленной черте сельских населенных пунктов и границах земельных участков за их чертой, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов по каждому населенному пункту;
ведомость площадей угодий в установленных границах изымаемых из состава земель сельскохозяйственных и других предприятий и передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов по каждому населенному пункту в разрезе землепользователей;
перечень землевладений и землепользований (посторонние землепользования), расположенных в пределах установленной черты по каждому населенному пункту;
ведомость площадей угодий, остающихся в пользовании сельскохозяйственных и других предприятий после изъятия земель и передачи их в ведение сельского Совета народных депутатов;
чертеж установления границ земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов.
Сельскохозяйственному, лесохозяйственному предприятию Татарским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием выдается чертеж установления границ земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, и ведомость площадей угодий, остающихся в их пользовании после изъятия земель.
18. Сельские Советы народных депутатов на переданных в их ведение землях осуществляют свои полномочия по регулированию земельных отношений в соответствии с законодательством Татарской ССР.
Положение
"О порядке формирования фондов перераспределения
земель в Татарской ССР"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования фондов перераспределения земель местных Советов народных депутатов в целях эффективного использования и охраны земель, обеспечения равных условий развития всех форм хозяйствования на земле, предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным кооперативам и малым предприятиям, гражданам, промышленным, строительным, транспортным и другим предприятиям для производства сельскохозяйственной продукции. Принудительной расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий не допускается.
1.2. Формирование фондов перераспределения земель местных Советов народных депутатов производится в соответствии с Законом Татарской ССР "О земельной реформе". В эти фонды передается часть земель, используемая не по целевому назначению, нерационально используемая, а также выбывшая из оборота или переведенная в менее ценные угодья.
1.3. Фонды формируются за счет земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, а также земель лесного и водного фонда.
1.4. Земли, включенные в указанные фонды, могут оставаться в пользовании прежних землевладельцев и землепользователей. Советы народных депутатов изымают такие земли по мере поступления ходатайств от граждан, кооперативов, предприятий, организаций и учреждений о предоставлении им земельных участков для сельскохозяйственных целей. При невозможности организации использования этих земель прежними землевладельцами и землепользователями они изымаются и передаются в состав земель запаса. Согласие землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется.
2. Критерии определения земель, используемых не по целевому
назначению, нерационально используемых, выбывших из оборота
или переведенных в менее ценные угодья
2.1. К землям, используемым не по целевому назначению, относятся земельные участки, на которых землевладельцы и землепользователи самовольно изменили вид хозяйственной деятельности, и они используются не в тех целях, для которых были предоставлены.
2.2. К нерационально используемым землям относятся:
сельскохозяйственные угодья во всех категориях земель, на которых фактический уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности естественных кормовых угодий (исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями) за последние пять лет более чем на 20% ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель;
орошаемые и осушенные земли, пашня, ценные многолетние плодовые насаждения, а также иные высокопродуктивные угодья, используемые фактически в качестве менее продуктивных;
земли, на которых в результате неправильной хозяйственной деятельности, несоблюдение установленных в землеустроительной документации режима и условий использования земель происходят снижение плодородия почв и ухудшение других свойств земли, уничтожение плодородного слоя, загрязнение почв отходами производства и химическими веществами не по вине землевладельца, землепользователя, ухудшение экологической обстановки (развитие эрозионных процессов, подтопление, заболачивание, вторичное засоление, уплотнение, иссушение почв, ухудшение культурнотехнического состояния земель и др.);
несельскохозяйственные угодья колхозов и совхозов, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот;
не полностью используемые земли для нужд промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, но пригодные для сельскохозяйственного использования;
земли лесного фонда, не покрытые лесом и кустарником, занятые малоценными лесными породами и пригодные по почвенным и другим условиям для освоения в сельскохозяйственные угодья.
2.3. К выбывшим из оборота или переведенным в менее ценные угодья относятся:
сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их зарастания лесом и кустарником, заболачивания, подтопления, вторичного засоления, развития процессов эрозии почв, опустынивания и других причин, если полное или частичное восстановление их в прежнее состояние технически и экологически возможно;
земли, предоставленные для сельскохозяйственного производства и не использованные в течение одного года, за исключением периодов стихийных бедствий (затопления, подтопления и т.п.);
земли, предоставленные для несельскохозяйственного производства, если в течение двух лет не осуществлено их целевое использование.
3. Организация выполнения и рассмотрения результатов
работ по формированию фонда перераспределения земель
3.1. Формирование фондов перераспределения земель осуществляется местными органами Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе с привлечением проектных организаций по землеустройству при участии землевладельцев и землепользователей, а в необходимых случаях и местных органов Государственного комитета Татарской ССР по охране природы и Государственного комитета Татарской ССР по строительству.
3.2. Фонды перераспределения земель систематически уточняются в процессе оформления прав владения и пользования на землю, проведения работ по землеустройству и авторскому надзору за освоением проектов землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель, контроля за использованием земель.
3.3. Работы по выявлению земельных участков для формирования фондов перераспределения земель проводятся по административным районам, землевладельцам и землепользователям. В качестве исходных материалов используются: материалы инвентаризации земель, проектов внутрихозяйственного землеустройства, систем земледелия, почвенного и геоботанического обследований, экономической оценки земель, других проектноизыскательских и планово-картографических материалов, а также отдельных показателей хозяйственной деятельности колхозов, совхозов, кооперативов, лесохозяйственных и других предприятий, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения.
3.4. В ходе выявления земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, причины, приведшие к данным изменениям, и разрабатываются мероприятия по их дальнейшему использованию. Указанные материалы с необходимыми графическими документами и мнением заинтересованных землевладельцев и землепользователей представляются для рассмотрения в местный Совет народных депутатов.
Местный Совет народных депутатов, его президиум или исполнительный комитет при рассмотрении представленных материалов утверждает отобранный фонд перераспределения земель и определяет его дальнейшее использование.
3.5. Ежегодные уточнения фондов перераспределения земель проводятся местными органами Госкомзема Татарской ССР, оформляются пояснительной запиской с приложением необходимых расчетов и графических материалов и представляются для утверждения в местный Совет народных депутатов.
3.6. Органы Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе на местах ведут дежурную карту специального земельного фонда перераспределения земель в масштабе 1:25000 или 1:50000.
3.7. Наделение земельными участками из фондов перераспределения земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и малых предприятий, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства производится местными Советами народных депутатов, в ведении которых находится этот фонд.
Положение
"О государственном контроле за использованием и охраной земель"
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
I. Общие положения
1. Задача государственного контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения всеми государственными и кооперативными, совместными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства, правильности ведения земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства, а также выполнения программы проведения земельной реформы в целях эффективного использования и охраны земель.
2. Государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с Земельным кодексом Татарской ССР осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе, Государственным комитетом Татарской ССР по охране природы и их органами на местах, а также другими государственными органами с учетом их компетенции.
3. Для оказания содействия органам Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе Советы народных депутатов, профессиональные союзы, трудовые коллективы, организации молодежи, общества по охране природы, государственные, кооперативные, научные и другие общественные предприятия, организации и учреждения могут выделять по желанию общественных инспекторов по охране земель из числа наиболее активных работников с их согласия.
4. В состав Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе, осуществляющего в соответствии с настоящим Положением государственный контроль за охраной и использованием земель, входят:
отдел государственного контроля за охраной и использованием земель;
отдел государственного земельного кадастра, мониторинга и информационного обеспечения земельной реформы;
отдел землеустройства, перераспределения земель и организации новых форм хозяйствования;
районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и земельной реформе.
5. Председатель Госкомзема Татарской ССР является одновременно по должности Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Татарской ССР.
Первый заместитель председателя и начальник отдела государственного контроля за охраной и использованием земель являются по должности одновременно заместителями Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Татарской ССР.
Начальники отделов, главные и ведущие специалисты Госкомзема Татарской ССР, на которых в соответствии с должностными обязанностями возложено осуществление государственного контроля, председатели районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе являются одновременно государственными инспекторами по использованию и охране земель.
Главному государственному инспектору и его заместителям Кабинетом Министров Татарской ССР выдаются удостоверения установленного образца.
Другим должностным лицам Госкомзема Татарской ССР и председателям районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе, являющимся государственными инспекторами по использованию и охране земель и общественным инспекторам, удостоверения инспекторов выдаются главным государственным инспектором Татарской ССР.
II. Функции Госкомзема Татарской ССР и его органов на местах
по осуществлению государственного контроля за использованием
и охраной земель
6. Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
6.1. соблюдением министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, совместными предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства Татарской ССР, постановлений Верховного Совета и Кабинета Министров Татарской ССР, приказов, инструкций и указаний Госкомзема Татарской ССР по вопросам землепользования и землеустройства, выполнением программ проведения земельной реформы;
6.2. использованием земельных участков землевладельцами, землепользователями и арендаторами в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
6.3. правильным использованием земель, своевременным и качественным выполнением комплекса необходимых мероприятий по предотвращению образования водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, захламления и иной порчи, зарастания сельскохозяйственных угодий злостными сорняками, кустарником, мелколесьем;
6.4. соблюдением режима или требований по использованию земель, установленных при выдаче госактов на право владения или пользования землей, в других землеустроительных документах;
6.5. снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы предприятиями, организациями и учреждениями, проводящими работы, связанные с нарушением почвенного покрова, а также своевременной и полноценной рекультивацией земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ, и вовлечением их в хозяйственный оборот;
6.6. приведением земель, высвобождающихся по мере выработки промышленных запасов торфа, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, в соответствии с условиями отвода этих земель;
6.7. выполнением почвосберегающих технологий, сельскохозяйственных и других работ, связанных с использованием земли;
6.8. соблюдением установленных правил и требований по ведению земельного кадастра, мониторинга земель, составлению проектов землеустройства и других проектов по использованию земель и охране почв;
6.9. исполнением решений по земельным спорам, рассмотренным в установленном порядке;
6.10. соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и доведением до населения информации о наличии свободного земельного фонда;
6.11. недопущением самовольного строительства и занятия земельных участков;
6.12. предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель.
7. Органы Государственного комитета Татарской ССР по охране природны, государственной лесной охраны, государственного санитарного и архитектурно-строительного надзора осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, природных ресурсов, соблюдением режимов земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в соответствии с Земельным кодексом Татарской ССР, законодательством об административных правонарушениях и положениями об этих государственных органах.
III. Права и обязанности
8. В соответствии с задачами государственного контроля за использованием и охраной земель органы Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе:
8.1. организуют и осуществляют работу по государственному контролю за использованием и охраной земель;
8.2. участвуют в планировании мероприятий экономического стимулирования, направленных на повышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от эрозии, внедрении комплекса агротехнических, лесомелиоративных, культурно-технических и других новых эффективных методов правильного использования и охраны земель;
8.3. организуют обобщение отчетов о контроле за использованием земель и принимают меры по устранению выявленных нарушений;
8.4. организуют проведение смотров-конкурсов по охране и рациональному использованию земель, обобщают их результаты и распространяют опыт лучшей работы, проводят конференции, семинары, совещания по вопросам контроля за использованием и охраной земель;
8.5. совместно с Советами народных депутатов устанавливают границы территории, в пределах которых запрещается изъятие земель для несельскохозяйственных целей;
8.6. организует проверки (экспертизы) за изменением качественного состояния земель;
8.7. согласовывают отвод земель под все типы хозяйственной деятельности, а также материалы по предоставлению земель в пользование для добычи полезных ископаемых и проведения геологоразведочных работ;
8.8. руководят работой общественных инспекторов по использованию и охране земель;
8.9. обобщают практику применения земельного законодательства и вносят предложения по его совершенствованию.
9. Главному государственному инспектору по использованию и охране земель и его заместителям, государственным инспекторам предоставлено право:
9.1. Приостанавливать строительство дорог, трубопроводов, каналов и других линейных сооружений, проведение геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных изысканий, ведущихся без снятия плодородного слоя почвы, а также приостанавливать агротехнические и лесомелиоративные работы, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, если эти работы ведутся без проектов или с отсутствием от проектов.
9.2. Вносить предложения о приостановлении промышленного, гражданского и иных видов строительства, разработки полезных ископаемых и торфа, если продолжение этих работ может привести к развитию эрозии, засоления, заболачивания и других процессов, снижающих плодородие почв.
9.3. Вносить в установленном порядке предложения о поощрении работников, отличившихся при выполнении мероприятий по охране земель, повышению плодородия почв и вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых земель.
9.4. Получать от министерств, ведомств, управлений и отделов исполнительно-распорядительных органов Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан необходимые материалы и сведения по вопросам использования и охраны земель.
9.5. Ставить перед соответствующими министерствами и ведомствами, а также перед руководителями предприятий, учреждений, организаций вопрос о привлечении в установленном порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
9.6. Принимать участие в приемке в эксплуатацию мелиоративных и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных, гидротехнических сооружений и других объектов, сооружаемых в целях повышения плодородия почв и охраны земель.
9.7. Давать землепользователям, землевладельцам и арендаторам земель обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам охраны и использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены.
9.8. Выявлять факты нерационального использования земель, использования их не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематического невнесения платежей за землю и вносить соответствующим Советам народных депутатов предложения о прекращении права владения, пользования, аренды земельными участками или вносить предупреждения и применять штрафные санкции.
10. Привлекать к административной ответственности за нарушение земельного законодательства вправе органы Госкомзема Татарской ССР, Госкомприроды Татарской ССР, государственной лесной охраны, государственного санитарного и архитектурно-строительного надзора.
10.1. При выявлении нарушений земельного законодательства органы государственного контроля выносят соответствующее предупреждение с установлением конкретного срока для их устранения.
10.2. В случае неустранения нарушений в указанный срок виновные подвергаются административной ответственности за следующие виды нарушений:
а) самовольное занятие земельных участков;
б) самовольное строительство;
в) захламление земель;
г) загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами;
д) порчу и уничтожение плодородного слоя почв;
е) нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
ж) нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
з) проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
и) искажение сведений о состоянии и использовании земель;
к) уничтожение межевых знаков;
л) нарушение установленного режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
м) бесхозяйственное использование земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
н) отступление без надлежащего разрешения от утвержденных в установленном порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства.
10.3. Органы Госкомзема Татарской ССР рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 10.2;
органы Госкомприроды Татарской ССР рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в подпунктах б, в, г, з, л, м пункта 10.2;
органы государственной лесной охраны рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в подпунктах а, б, в, г, д, е, к, л пункта 10.2;
органы, осуществляющие архитектурно-строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в подпунктах б, з пункта 10.2;
органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в подпунктах б, г, з пункта 10.2 настоящего Положения.
10.3. Порядок наложения штрафов и их размеры, сроки обжалования решений о применении штрафных санкций определяются согласно законодательству об административных правонарушениях, действующему на территории Татарской ССР. Суммы штрафов вносятся на специальный счет местных Советов народных депутатов и используются на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра, землеустроительством и социальным обустройством территории.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
11. Должностные лица государственных органов контроля, указанных в п.10, несут персональную ответственность за неправильное использование предоставленных им прав, установленных законодательством.
12. Госкомзем Татарской ССР в пределах своей компетенции издает обязательные для землевладельцев, землепользователей, арендаторов правила, инструкции, другие нормативные акты о порядке осуществления государственного контроля за использованием земель.
13. Органы Госкомзема Татарской ССР, осуществляющие государственный контроль за использованием земель, имеют печать с изображением Государственного герба Татарской ССР и со своим наименованием.
Положение
"О порядке привлечения к административной ответственности за
нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного
участка и сокрытия информации о наличии земельного фонда
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
Районные органы Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе налагают штрафы за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка и сокрытие информации о наличии земельного фонда, предусмотренных Законом Татарской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Налагать штрафы в сумме от одной до трех тысяч рублей от имени органов Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе вправе комиссия, образованная в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и земельной реформе в составе председателя и двух специалистов комитета.
Граждане, не получившие в установленные Законом Татарской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" сроки ответа на свое заявление, в месячный срок вправе обратиться в местные органы Государственного комитета Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе с заявлением о допущенном нарушении Закона.
Районный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе, проверив обоснованность заявления, сообщений в средствах массовой информации и выявленных в ходе проверки случаев нарушения Закона, вправе наложить штраф на виновное должностное лицо.
Должностное лицо комитета по земельным ресурсам и земельной реформе на местах, установив сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда, составляет протокол об указанном нарушении.
В протоколе указываются: дата и место составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; суть правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение; объяснения нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Комиссия, рассмотрев протокол и выслушав объяснения по делу, в 15-дневный срок выносит решение о наложении штрафа на виновных должностных лиц.
Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. При наложении штрафа учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось штрафу.
Решение о наложении штрафа должно содержать: наименование органа, вынесшего решение; состав комиссии; дату рассмотрения; сведения о лице, на которое накладывается штраф; изложение установленных обстоятельств; указание на Закон Татарской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", размер штрафа.
Решение коллегиального органа принимается простым большинство голосов и подписывается председательствующим и членами комиссии.
Решение о наложении штрафа регистрируется в специально книге и в течение трех дней копия решения высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.
Решение о наложении штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вручения ему копии решения в Госкомзем Татарской ССР, а в случае несогласия с его решением - в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.
Вышестоящий комитет по земельным ресурсам и земельной реформе рассматривает на комиссии жалобу в 15-дневный срок со дня поступления и выносит решение, которое регистрируется в специальной книге и в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.
Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения решения о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления о неудовлетворении жалобы.
В случае неуплаты штрафа в срок решение о наложении штрафа направляется для исполнения в принудительном порядке в соответствии с правилами, установленными гражданским процессуальным законодательством.
Суммы штрафов вносятся на специальный счет местных Советов народных депутатов и используются на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра, землеустройством, инженерным и социальным обустройством территории.
Не подлежит исполнению решение о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Договор о временном пользовании землей
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
от____________________________199__г.____________________
____________________________________________________________________
(наименование местного Совета народных депутатов, землевладельца и
землепользователя, из земель которого предоставляется земельный
участок)
в лице_________________с одной стороны и_________________________________
(наименование землевладельца,
_________________________________________________________________________
землепользователя, которому предоставляется земельный участок)
с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
1. На основании решения (постановления)_____________________________
_________________________________________________________________________
(Кабинета Министров Татарской ССР, районного (городского) сельского
_________________________________________________________________________
(поселкового) Совета народных депутатов)
от "___"_________________________199__г. N________________предоставляется
_________________________________________________________________________
(наименование землевладельца, землепользователя, которому
предоставляется земельный участок)
земельный участок во временное пользование сроком________________________
с______________________________по________________________________________
(день, месяц, год) (день, месяц, год)
площадью_________________________________________________________________
из земель________________________________________________________________
(наименование местного Совета народных депутатов,
землевладельца, землепользователя, из земель
которого предоставляется земельный участок)
2. Указанный в пункте 1 настоящего договора земельный участок
предоставляется для использования его____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Права и обязанности стороны, предоставившей земельный участок
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Права и обязанности стороны, получивший земельный участок в
пользование______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Ответственность стороны, предоставившей земельный участок________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Ответственность стороны, получивший земельный участок____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. По истечении срока пользования земельный участок должен быть
возвращен землевладельцу, землепользователю, предоставившему земельный
участок, в состоянии_____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Настоящий договор составлен в_____________экземплярах, из которых
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Договор зарегистрирован__________________________________________
(наименование исполнительного органа
_________________________________________________________________________
районного (городского) Совета народных депутатов)
"___"_________________199__г. N__________
Землевладелец, землепользователь,
из земель которого предоставляется
земельный участок
"___"_________________199__г. _____________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Землевладелец, землепользователь,
которому предоставляется земельный
участок
"___"_________________199__г. _____________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Договор об аренде земли
(утв. постановлением КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346)
от "___"___________________199__г. N____________
Арендодатель________________________________________________________
(наименование местного Совета народных депутатов,
___________________________________в лице________________________________
землевладельца, землепользователя)
с одной стороны и арендатор______________________________________________
(наименование организации, учреждения,
_________________________________________________________________________
предприятия,объединения, кооператива, Ф.И.О. гражданина)
в лице__________________________________________________с другой стороны,
заключили настоящий договор о следующем:
1. Арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду____________
гектаров земли, из них____________гектаров пашни, сроком_________________
с "___"______________________199__г. по "___"_____________________199__г.
2. Арендатор вносит арендную плату за землю_________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(размер платы, освобождение или льготы на арендную плату)
3. Сроки внесение арендной платы____________________________________
_________________________________________________________________________
4. Целевое назначение арендных земель_______________________________
_________________________________________________________________________
(производство молока, мяса, овощей или других целей)
_________________________________________________________________________
5. Арендатор имеет право:___________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Арендатор обязан:________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Арендодатель имеет право:________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Арендодатель обязан:_____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Арендодатель и арендатор несут ответственность за нарушение
условий настоящего договора.
Арендодатель________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт
на передачу земли в аренду
Арендодатель________________________________________________________
(наименование местного Совета народных депутатов,
___________________________________в лице________________________________
землевладельца, землепользователя)
передает, с одной стороны а арендатор____________________________________
(наименование предприятия,
_________________________________________________________________________
организации, объединения, коллектива, кооператива, Ф.И.О. гражданина)
в лице__________________________________________________с другой стороны,
принимает в аренду земельные угодья общей площадью__________________га, в
том числе пашни________________га, из них орошаемой___________________га,
многолетних насаждений______________га, из них___________________________
_________________________________________________________________________
сенокосов______________га, их них орошаемых______________га
пастбищ________________га, их них орошаемых______________га
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участок расположен__________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Экологическое состояние_____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ограничения по использованию земель (почвозащитные, водоохранные,
санитарные и т.д.)_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложения: План земель передаваемых в (N 1)
Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий (N 2)
Культурно-техническое состояние природных кормовых угодий (N 3)
Арендодатель Арендатор
___________ _____________________ ___________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
"___"______________________199__г. "___"_____________________199__г.
Председатель комитета по земельным
ресурсам и земельной реформе
_____________района_______________ _________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"_____________________199__г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 7 августа 1991 г. N 346 "Об утверждении Республиканской программы проведения земельной реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР", "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов", "О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка..."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 17 ноября 2003 г. N 588 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 30 ноября 1998 г. N 715
Постановление КМ РТ от 20 июня 1994 г. N 282