Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 августа 1993 г. N 503
"О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан от 19 ноября 1992 года N 664
"О совершенствовании экономических методов
природопользованием"
В связи с образованием Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и в целях дальнейшего совершенствования экономических методов управления природопользованием, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Считать утратившим силу "Положение об экологическом фонде Республики Татарстан", "Положение об образовании и использовании средств экологического фонда Республики Татарстан", "Порядок применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Республики Татарстан", "Порядок заключения контрактов на выполнение природоохранных мероприятий между природопользователями и администрацией городов и районов Республики Татарстан", "Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в атмосферный воздух, размещение отходов, выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников", утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 1992 года N 664 "О совершенствовании экономических методов управления природопользованием".
2. Утвердить прилагаемые "Положение об экологическом фонде Республики Татарстан", "Положение об образовании и использовании средств экологического фонда Республики Татарстан", "Порядок применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Республики Татарстан", "Порядок заключения контрактов на территории Республики Татарстан", "Порядок заключения контрактов на выполнение природоохранных мероприятий", "Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в атмосферный воздух, размещение отходов, выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников".
3. Природопользователям в месячный срок после выхода настоящего постановления произвести расчет и осуществить оплату платежей за выбросы (сбросы, размещение отходов) за 1-ое полугодие 1993 года по нормативам платы, установленным в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 1992 года N 664 "О совершенствовании экономических методов управления природопользованием". Платежи за 2-ое полугодие 1993 года осуществляются в соответствии с настоящим постановлением.
Копии расчетов и платежных документов представить в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, а также в дирекцию экологического фонда Республики Татарстан.
4. Главам администраций городов и районов, национальному банку Республики Татарстан (Богачев Е.Б.) обеспечить контроль за своевременным и бесспорным перечислением платежей природопользователями и банками, действующими на территории Республики Татарстан, и местные отделения фонда.
5. Утвердить прилагаемый состав совета экологического фонда Республики Татарстан.
6. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан (Щеповских А.И.) к 15 ноября 1993 года разработать предложения по совершенствованию порядка расчета и взимания платежей с предприятий, осуществляющих сброс загрязняющих веществ через системы коммунальной, ливневой и дренажной канализации.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан (Щеповских А.И.).
Первый заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан |
В.П.Васильев |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Положение
"Об Экологическом фонде Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503)
Общие положения
1. Экологический фонд Республики Татарстан (далее именуемый Фонд) является хозрасчетной государственной организацией - фондом, основной задачей которого является финансирование целевых экологических программ, инноваций и мероприятий, оказание практической помощи в природоохранной деятельности государственным, кооперативным, частным и другим предприятиям и организациям, общественным движениям и отдельным гражданам.
Фонд осуществляет финансирование и кредитование природоохранной деятельности, не подменяя других источников финансирования по проектам социально-экономического развития территорий и плановых природоохранных мероприятий природопользователей.
2. В своей деятельности Фонд руководствуется действующим законодательством и настоящим положением.
3. Руководящим органом Фонда является совет Фонда.
Экологический фонд Республики Татарстан, его структурные подразделения образуют систему инвестирования природоохранной деятельности на территории Республики Татарстан выполняя в том числе функции единого заказчика по финансированию природоохранных мероприятий за счет средств бюджета по статье "Экологический фонд", и функционируют во взаимодействии с министерствами и ведомствами Республики Татарстан.
В Фонде образуются специализированные фонды:
страховой и воспроизводства природных ресурсов (водных, рыбных, лесных и т.д.) и другие.
4. Фонд является юридическим лицом и действует самостоятельно в пределах:
- смет, утвержденных советом Фонда;
- полученной прибыли от своей деятельности и деятельности юридических лиц учрежденных Фондом.
Фонд обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, выполняет функции, определенные настоящим положением, пользуется правами, связанными с этой деятельностью, может от своего имени открывать счета в том числе и в иностранных банках, в том числе и валютные, приобретать имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.
В составе Фонда действуют местные отделения Фонда и другие структурные подразделения, создаваемые по решению совета Фонда, которые являются юридическими лицами и действуют в пределах смет, утверждаемых исполнительной дирекцией Фонда и согласованных с администрацией городов и районов.
Руководители подразделений назначаются и освобождаются от должности дирекцией Фонда.
5. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.
Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам Фонда, равно как и Фонд не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций.
Фонд не отвечает по обязательствам своих структурных подразделений, являющихся юридическими лицами, равно как и они не несут ответственности по обязательствам Фонда.
Фонд отвечает по обязательствам своих структурных подразделений (филиалов, представительств и т.д.), не являющихся юридическими лицами.
6. Фонд имеет круглую гербовую печать со своим наименованием, фирменный бланк, фирменный знак.
7. Место нахождения Фонда: г.Казань, Республика Татарстан.
Основные задачи фонда
8. Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- финансирование и кредитование программ и проектов государственных, акционерных, кооперативных и иных организаций и частных лиц, в первую очередь, имеющих республиканское и межрегиональное значение, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- привлечение дополнительных средств на природоохранные мероприятия и программы, осуществляемые в Республике Татарстан юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности;
- экономическое стимулирование новых форм хозяйствования, ориентированных на бережное и эффективное использование природных ресурсов, освоение и внедрение экологически чистых технологий,оказание материальной поддержки трудовым коллективам, занимающимся техническим перевооружением и реконструкцией своих предприятий с привлечением экологически чистых технологий;
- оказание финансовой помощи в реализации программ развития заповедных и иных особо охраняемых территорий, организации сети национальных парков с целью максимального сохранения природного генофонда Республики Татарстан;
- содействие учебным заведениям в вопросах подготовки и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды и природопользования;
- финансирование перспективных научных и научно-практических проектов, программ и разработок с целью их скорейшего внедрения в практику;
- осуществление функций единого заказчика по финансированию и реализации природоохранных мероприятий за счет средств республиканского и местных бюджетов, в т.ч. по статье бюджета "Экологический фонд";
- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды между правительственными и неправительственными организациями, отдельными лицами и общественными движениями; финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;
- участие в оснащении природоохранных служб необходимым оборудованием, приборным парком и иным снаряжением;
- содействие органам исполнительно-распорядительной власти в развитии экономического механизма природопользования.
Права фонда
9. Для обеспечения выполнения своих задач Фонд имеет право:
- осуществлять функции заказчика и направлять средства Фонда на решение неотложных экологических проблем и других задач, определенных настоящим положением;
- учреждать банковские и страховые учреждения, общественные фонды, внешнеэкономические, коммерческие, внедренческие, иные предприятия и фирмы, в том числе совместные с участием иностранных инвесторов;
- осуществлять кредитные операции, выступать гарантом, размещать средства на депозитах банковских учреждений;
- определять порядок и размер заработной платы штатных и нештатных сотрудников Фонда, размер командировочных и иных пособий, условий контрактов по найму исполнителей проектов и программ Фонда;
- организовывать и проводить денежно-вещевые лотереи, аукционы и другие благотворительные акции в установленном порядке;
- осуществлять деловые контакты на межреспубликанском и международном уровне, сноситься с зарубежными учреждениями, организациями и фирмами, их представительствами по вопросам деятельности Фонда;
- учреждать свои отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации, Республиках СНГ и за рубежом, учреждать и участвовать в акционерных обществах и иных коммерческих и общественных организациях, деятельность которых соответствует целям и задачам Фонда;
- по доверенности представлять финансовые и иные интересы и функции Минприроды Республики Татарстан;
- организовывать работы по расчету размеров платежей за загрязнение природной среды, использование природных ресурсов, осуществлять контроль за правильностью их внесения, в том числе на основе данных государственных контрольно-инспекторских органов, собственного лабораторного или иного вида контроля, взыскивать с природопользователей в безакцептном порядке эти суммы;
- оказывать помощь исполнительно-распорядительным органам городских и районных Советов народных депутатов, администрации городов и районов в подготовке и заключению контрактов с природопользователями, по организации природоохранных работ, осуществлению экологических программ и т.д.;
- заключать по поручению Советов народных депутатов контракты с природопользователями и другими исполнителями на выполнение природоохранных работ, осуществлять финансирование экологических программ и т.д.;
- организовывать и проводить экспертизу проектов, программ, контрактов, финансируемых Фондом;
- проверять эффективность использования выделенных Фондом средств;
- командировать за границу и принимать у себя иностранных специалистов для решения вопросов, связанных с деятельностью Фонда;
- выступать истцом и ответчиком в судах и арбитражах;
- организовывать и осуществлять анализ и ревизию деятельности филиалов и отделений, иных юридических лиц Фонда, а также контролировать деятельность местных экологических фондов, их должностных лиц;
- снимать в безакцептном порядке со счетов местных фондов 20% поступивших сумм в случае их несвоевременного перечисления в экологический фонд Республики Татарстан;
- осуществлять иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Управление деятельностью фонда
10. Руководство деятельностью Фонда, его структурными подразделениями, координацию деятельности местных фондов осуществляет совет Фонда, который является контрольно-распорядительным органом Фонда. Состав совета Фонда утверждается постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция Фонда. В состав совета Фонда могут входить руководители и представители министерств, комитетов, ведомств, общественных и государственных организаций, деятельность которых направлена на решение природоохранных задач.
11. Совет Фонда образует исполнительную дирекцию, назначает исполнительного директора, главного бухгалтера, утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание исполнительной дирекции, а также положение об исполнительной дирекции и ревизионной комиссии, утверждает годовые отчеты и сметы использования средств, структуру инвестиций, утверждает положения об отдельных филиалах и иных обособленных подразделениях Фонда, принимает решения о финансировании программ, определяет приоритетность предлагаемых для финансирования программ и проектов. По решению совета Фонда могут быть рассмотрены и иные вопросы.
12. Совет Фонда собирается не реже одного раза в квартал. В исключительную компетенцию совета Фонда входит решение следующих вопросов:
- внесение предложений в Кабинет Министров Республики Татарстан по составу и численности совета Фонда;
- внесение изменений и дополнений в текст настоящего положения;
- назначение исполнительного директора Фонда;
- утверждение структуры, штатного расписания и сметы расходов на содержание дирекции;
- утверждение годовых отчетов и смет использования средств Фонда, структуры инвестиций, размеров и очередности ассигнований с учетом заключений экспертов;
- рассмотрение программ и итогов деятельности местных фондов;
- утверждение руководящих документов Фондов;
- принятие решений о финансировании программ сметной стоимостью свыше 10 млн. руб.;
- определение приоритетности предлагаемых для финансирования программ и проектов.
По решению совета Фонда на его заседаниях могут быть рассмотрены иные вопросы деятельности Фонда и его отделений.
Заседание совета Фонда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов совета Фонда.
13. Решения совета Фонда принимаются простым большинством голосов из числа присутствующих членов совета Фонда. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании совета является решающим.
Решения совета Фонда обязательны для всех структурных подразделений (отделений, филиалов и представительств), а также для юридических лиц, входящих в систему Фонда.
14. Исполнительный директор Фонда несет ответственность за реализацию проектов и программ Фонда, решений совета Фонда, деятельность структурных подразделений, иных юридических лиц, учрежденных Фондом, для чего:
- утверждает фонд заработной платы структурных подразделений, предельные лимиты финансирования и кредитования работ и проектов осуществляемых структурными подразделениями Фонда;
- заключает договоры, соглашения и иные юридические акты от лица Фонда сметной стоимостью до 10 млн.руб., а свыше этой суммы по доверенности от совета Фонда;
- самостоятельно осуществляет кредитные операции в пределах временно свободных денежных средств;
- без доверенности действует от имени Фонда, представляя его интересы, самостоятельно распоряжается прибылью Фонда;
- формирует исполнительную дирекцию и утверждает положение о ней, регламентирующее ее полномочия и деятельность;
- пользуется правом первой подписи, открывает в банках расчетные и специальные счета, в том числе и валютные, выдает доверенности, подписывает приказы и распоряжения, иные документы Фонда;
- принимает на работу на контрактной основе и увольняет сотрудников исполнительной дирекции и руководителей структурных подразделений, принимает меры поощрения и налагает взыскания;
- координирует работу структурных подразделений Фонда;
- осуществляет руководство и координацию деятельности юридических лиц, учрежденных Фондом;
- обеспечивает работу совета Фонда, готовит проекты документов, решений, предложения по условиям предоставления кредитов, заключению договоров, по всем вопросам деятельности Фонда;
- представляет интересы Фонда в банковских и других учреждениях и т.д.;
- по согласованию с советом Фонда осуществляет иную деятельность;
- отвечает за своевременную подготовку отчетной финансовой документации по итогам финансового года и опубликованию утвержденного советом отчета о деятельности Фонда.
В отсутствии исполнительного директора документы подписывает его заместитель.
Средства фонда
15. Средства Фонда формируются за счет:
- платежей за загрязнение природной среды;
- штрафов с должностных лиц и возмещения ущерба природным ресурсам в результате нарушения правил охоты, рыболовства, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, от промысла (или сбора), незаконно добытой продукции, природных ресурсов на особо охраняемых территориях, акваториях и природных объектах, включая нарушения правил использования и охраны рыбных запасов, водных животных и растений, лимитов (квот) вылова, объектов промысла;
- платы природопользователей на воспроизводство природных ресурсов Республики Татарстан, в соответствии с действующим законодательством;
- прибыли структурных подразделений Фонда;
- средств, поступающих от приватизации государственной и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
- отчислений от прибыли предприятий, организаций, иных юридических лиц, действующих в составе Фонда, устанавливаемых исполнительной дирекцией Фонда;
- средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, комиссионных вознаграждений, а также от долевого участия в деятельности совместных предприятий и иных юридических лиц;
- добровольных взносов предприятий и граждан, международных и иностранных национальных и общественных организаций;
- проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов, иных благотворительных акций;
- иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству, в соответствии с положением об образовании и использовании средств экологического фонда Республики Татарстан;
16. По решению Кабинета Министров Республики Татарстан в Фонд могут направляться иные средства.
17. Средства Фонда, его структурных единиц расходуются на решение задач определенных настоящим положением, на осуществление проектов и программ, рекомендованных советом Фонда к реализации, на финансирование научно-технических разработок и участие в техническом оснащении природоохранных служб современной аппаратурой и техническими средствами, на проведение научных исследований, на проведение конкурсов проектов природоохранных мероприятий, содержание и материально-техническое обеспечение исполнительной дирекции Фонда, его структурных подразделений.
Совет Фонда уполномочен в пределах своей компетенции определять условия и приоритетность финансирования представляемых в Фонд проектов, программ и мероприятий и полностью несет ответственность за эффективность использования средств Фонда.
18. Отчисления для юридических лиц, действующих в составе Фонда, устанавливаются в учредительных документах, утверждаемых дирекцией.
19. Средства и материально-техническую базу Фонда составляют основные и оборотные средства, целевые, резервные, иные фонды и финансовые ресурсы.
20. Неиспользуемые в отчетном году средства Фонда и его структурных подразделений переходят на следующий финансовый год, изъятию не подлежат и расходуются на цели, предусмотренные настоящим положением.
Учет и отчетность
21. Операционный год устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. По окончанию каждого года составляется баланс Фонда, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Фонда.
22. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установленном действующим законодательством.
23. Структурные подразделения Фонда обязаны ежеквартально, 25 числа последнего месяца квартала, представлять в Фонд отчет о текущем балансе по форме, утверждаемой исполнительной дирекцией Фонда, и осуществлять перевод соответствующих денежных средств.
24. Списание с баланса безнадежной к взысканию задолженности, недостач и потерь материально-технических ценностей, морально устаревшего, изношенного и пришедшего в негодность имущества и оборудования, а также затрат по прекращенным и неосуществленным капитальным работам и проектам, производится исполнительной дирекцией Фонда, если иной порядок не предусмотрен действующим законодательством.
25. Отчет о деятельности Фонда представляется исполнительной дирекцией совету Фонда ежегодно не позднее 1 февраля и рассматривается последним в течении одного месяца; после истечения данного срока отчет публикуется.
Прекращение деятельности
26. Деятельность Фонда может быть прекращена в случае невыполнения Фондом основных целей и задач, в установленном законодательством порядке, по решению Кабинета Министров Республики Татарстан по согласованию с Президиумом Верховного Совета Республики Татарстан.
Положение
"Об образовании и использовании средств
экологического фонда Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503)
1. В соответствии с положением об экологическом фонде Республики Татарстан (далее - Фонд) создается экологический фонд Республики Татарстан и местные отделения Фонда.
2. Местные отделения Фонда создаются и действуют в городах и районных центрах Республики Татарстан.
3. Средства местных отделений Фонда формируются из следующих источников:
- 80% средств, перечисленных физическими и юридическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (в дальнейшем именуемых природопользователями), находящимися в зоне деятельности местных отделений Фонда, в качестве платежей за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;
- 80% средств, списанных по итогам года с субсчетов природопользователей в связи с невыполнением контракта;
- 80% штрафов и сумм, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и граждан, виновных в нарушении природоохранного законодательства, в т.ч. правил охоты, рыболовства (в части, перечисляемой до принятия настоящего положения в бюджеты различных уровней);
- 80% средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции (в части, перечисляемой до принятия настоящего положения в бюджеты различных уровней);
- целевых средств предприятий и организаций, выделяемых для финансирования природоохранных работ;
- добровольных отчислений от природопользователей и граждан;
- прибыли, полученной в результате кредитно-финансовой и другой деятельности местных отделений Фонда и его структурных подразделений;
- других источников, установленных Правительством Республики Татарстан.
4. Средства экологического фонда Республики Татарстан формируются за счет:
- 20% средств, перечисленных физическими и юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (в дальнейшем именуемых природопользователями), находящимися в зоне деятельности местных отделений Фонда, в качестве платежей за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;
- 20% средств, списанных по итогам года с субсчетов предприятий в связи с невыполнением контрактов;
- 20% штрафов и сумм, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и граждан, виновных в нарушении природоохранного законодательства, в т.ч. правил охоты, рыболовства (в части, перечисляемой до принятия настоящего положения в бюджеты различных уровней;
- 20% средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции (в части, перечисляемой до принятия настоящего положения в бюджеты различных уровней);
- платежей природопользователей на специальные счета фонда воспроизводства в возмещение ущерба природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности, в том числе рыбным запасам: при добыче нерудных материалов на всех водных объектах республики, заборе воды и других случаях причинения ущерба рыбному хозяйству;
- целевых средств предприятий и организаций, выделяемых для финансирования природоохранных работ по республиканским программам;
- прибыли, получаемой в результате кредитно-финансовой деятельности Фонда и его структурных подразделений;
- добровольных отчислений от природопользователей и граждан;
- платы на воспроизводство природных ресурсов(водных, лесных, охотничьих, рыбных и т.д.) Республики Татарстан в порядке, определяемом действующим законодательством;
- средств, поступающих от приватизации государственной и муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
- других источников, установленных Правительством Республики Татарстан.
5. Средства местных отделений Фонда расходуются в соответствии с целевыми программами по охране природы городов и районов, контрактами, утвержденными главой администрации соответствующего района, города и начальником региональной государственной инспекции по охране природы в пределах смет, стоимостью до 5 млн. рублей. Сметы стоимостью от 5 до 10 млн. рублей утверждаются исполнительной дирекцией экологического фонда Республики Татарстан. Сметы стоимостью свыше 10 млн. рублей утверждаются советом Фонда или, по его доверенности, исполнительной дирекцией Фонда.
6. 20% средств, поступивших на счета местных отделений Фонда в качестве платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, расходуются на совершенствование материально-технической базы региональных комитетов по охране природы.
7. Средства экологического фонда Республики Татарстан расходуются на:
- разработку и реализацию целевых программ по охране природы и на их основе Республиканской комплексной программы по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
- осуществление межрайонных и общереспубликанских мероприятий по улучшению природно-ресурсного потенциала республики, включая ликвидацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;
- охрану и воспроизводство животного и растительного мира;
- создание охраняемых природных территорий;
- разработку системы экологического нормирования, регламентирующей состояние природно-ресурсного потенциала республики;
- проведение работ по государственной экологической экспертизе проектов хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на территорию;
- выполнение научно-исследовательских разработок и опытно-конструкторских работ природоохранной тематики;
- организацию и ведение системы экологической информации (автоматизированные банки данных и т.п.);
- пропаганду экологических знаний, экологическое образование;
- организацию международного сотрудничества;
- разработку автоматизированной системы контроля;
- приобретение и внедрение передовых технологий по ресурсосбережению;
- содержание и материально-техническое обеспечение исполнительной дирекции экологического фонда и его структурных подразделений;
- премирование сотрудников исполнительной дирекции экологического фонда Республики Татарстан;
- профилактику и восстановление здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.
8. 20% средств, поступивших на счет экологического фонда Республики Татарстан в качестве платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, расходуются на совершенствование материально-технической базы Минприроды Республики Татарстан.
9. Средства, поступившие в качестве платы на воспроизводство природных ресурсов (водных, лесных, охотничьих, рыбных и т.д.), а также платы в возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности поступают в создаваемые при экологическом фонде Республики Татарстан специализированные фонды воспроизводства соответствующих природных ресурсов и расходуются исключительно на цели воспроизводства в соответствии с утверждаемыми программами воспроизводства данного природного ресурса.
10. До 3% средств Фонда составляет резервный фонд на ликвидацию последствий стихийных бедствий и экологических катастроф.
11. Средства местных отделений Фонда могут расходоваться на финансирование мероприятий, осуществляемых природопользователями исключительно в соответствии с контрактами.
12. Штрафы за аварийные выбросы (сбросы, размещение отходов), нарушения природоохранительного законодательства, а также плата за потребление природных ресурсов, превышающие установленные в лицензиях лимиты (квоты), перечисляются на специальный счет экологического фонда Республики Татарстан, который направляет:
50% поступивших сумм в республиканский бюджет;
10% органу, установившему аварийный выброс (сброс), нарушения природоохранительного законодательства, а также превышение установленных в лицензиях лимитов (квот);
40% Минприроде Республики Татарстан, которые расходуются на укрепление материально-технической и лабораторной базы, социальные нужды, премирование сотрудников.
Порядок
применения нормативов платы за загрязнение
природной среды на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503)
1. Настоящий порядок предусматривает взимание платы по нормативам с физических и юридических лиц, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, расположенных на территории Республики Татарстан (в дальнейшем именуемых природопользователями), за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
- размещение отходов;
- сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации.
2. Устанавливаются два вида нормативов платы:
- за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду.
Первый вид нормативов распространяется также на временно согласованные выбросы (сбросы, размещение отходов) или выбросы (сбросы, размещение отходов) на уровне установленных лимитов. По второму виду нормативов берется плата за выбросы (сбросы, размещение отходов), превышающие ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), или установленные лимиты.
Нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов изложены в приложениях N 1, 2 и 3 .
3. Плата за загрязнение окружающей среды представляет собой частичную компенсацию экологического ущерба, причиненного выбросами (сбросами) загрязняющих веществ, размещением отходов, загрязнением земель, и производится за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Кроме того, устанавливаются:
- штрафы с природопользователей за аварийные выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- плата в возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности.
4. Плата природопользователей за допустимые загрязнения окружающей среды определяется, как произведение соответствующих нормативов платы на фактическую массу выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
5. Плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений окружающей среды определяется как произведение соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) над установленными предельно-допустимыми выбросами (сбросами, размещением отходов).
6. В случае загрязнения окружающей среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов) вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхдопустимая и плата определяется по нормативам платы за превышение допустимых выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ.
7. Плата природопользователей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (автомобильного, речного, авиационного, железнодорожного транспорта и т.д.) определяется в зависимости от используемого передвижным источником вида топлива, как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива (в соответствии с приложением 4) с учетом повышающего коэффициента.
Количество израсходованного топлива определяется по отчетности предприятия, на балансе которого находятся передвижные источники, вне зависимости от места их стоянки и работы.
8. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (на рельеф местности) через системы канализации в пределах установленного лимита с абонентов на счет экологического фонда не взимается.
9. При сбросе загрязняющих веществ в системы канализации сверх установленного лимита плата с абонентов взимается в соответствии с положением "О порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.90 г. N 179.
10. Средства, взысканные согласно данному положению, перечисляются на счета предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и используются ими на развитие производственной базы по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
11. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленного лимита (временно-согласованного сброса) с предприятий водопроводно-канализационного хозяйства не взимается.
Плата предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и природопользователей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности сверх установленного лимита рассчитывается по нормативам за превышение предельно-допустимых сбросов, за исключением массы веществ, поступивших из водного объекта и неудаляемых в процессе производства питьевой воды.
Временно-согласованный сброс разрабатывается предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и согласовывается с государственными региональными инспекциями ежегодно в срок до 1 января года, на который рассчитываются платежи.
В случае отсутствия к началу года у предприятий водопроводно-канализационного хозяйства временно-согласованного сброса расчет платежей производится за весь объем сбросов в соответствии с п.п.4 и 5 "Порядка применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Республики Татарстан", утвержденного постановлением от 19 ноября 1992 года N 664.
12. Нормативы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются для природопользователей органами Минприроды Республики Татарстан с учетом проектных показателей эффективности работы очистных сооружений и установившегося сброса загрязняющих веществ на уровне предыдущего года, на основании показателей госстатотчетности 2-ТП водхоз.
Спорные вопросы расчетов и взимания платежей за сброс загрязняющих веществ через системы канализации решаются в установленном законом порядке.
13. Величина платежей за загрязнение природной среды в результате выбросов (сбросов) определяется по формуле:
n
Пi = Э Hi * X * ( 1 - K ) * mi * T, где
i=1
П - плата предприятий за выбросы (сбросы) i - го загрязняющего вещества (руб.);
Э - коэффициент, учитывающий экологическую ситуацию территории, принимается равным: для атмосферного воздуха и почвы - 1,9, для водных объектов - 1,3;
Н - норматив платы за единицу массы выброса (сброса) i - го загрязняющего вещества (руб./т). Приложения N 1, 2;
Т - время, затрачиваемое природопользователем на выполнение условий контракта после окончания его срока;
mi - фактическая масса выброса (сброса) i- го загрязняющего вещества (т.);
i - вид загрязняющего вещества;
X - повышающий коэффициент (пересматривается ежегодно; на 1993 год принимается равным 5);
К - коэффициент, учитывающий участие природопользователей в решении республиканских (Татарстана) проблем, в том числе насыщение республиканского рынка продукцией предприятия, определяется по формуле:
ТПтер
К = --------, где
5 * ТП
ТПтер - объем товарной продукции, остающейся для потребностей республики (млн.руб.);
ТП - общий объем товарной продукции, выпускаемой предприятием (млн.руб.).
14. Величина платежей за складирование отходов вне отведенных для этого местах определяется по формуле:
n
Пi = Kj * X * mi * T * S, где
i=1
К - коэффициент, учитывающий удаленность места складирования i - го отхода от населенных пунктов;
К = 3, если отходы складируются на расстоянии свыше 3 км от населенных пунктов;
К = 10, если отходы складируются в пределах: территории населенных пунктов, а также на расстоянии менее 3 км от их границы; водоохранных зон водных объектов; территории заповедников, национальных парков, памятников природы и других охраняемых территорий;
j - норматив платы в зависимости от класса отхода (приложение N 3);
i - вид загрязняющих отходов;
mi - масса i - го отхода (тонн);
Т - время с момента обнаружения незаконной свалки отходов до момента ликвидации (месяц);
X - повышающий коэффициент (пересматривается ежегодно; на 1993 год принимается равным 5);
S - коэффициент, учитывающий площадь, занятую под складирование отходов (таблица 1).
Таблица 1
Таблица
определения коэффициента "S", учитывающего
площадь территории занятой под складирование отходов
/-----------------------------------------------------------------\
| Площадь, занятая под | |
| складирование отходов, | S |
| га | |
|----------------------------------+------------------------------|
| до 0,1 | 1,1 |
| | |
| от 0,1 до 0,5 | 1,1 |
| | |
| от 0,5 до 0,8 | 1,5 |
| | |
| от 0,8 до 1,0 | 1,7 |
| | |
| от 1,0 до 2,0 | 2 |
| | |
| более 2,0 | величина коэффициента равна |
| | величине площади |
\-----------------------------------------------------------------/
15. В случае обнаружения региональной инспекцией по охране окружающей природной среды или исполнительной дирекцией экологического фонда Республики Татарстан выбросов (сбросов) с превышением установленных лимитов (включая ПДВ и ПДС), плата за выбросы (сбросы) взимается по сверхлимитным ставкам со дня обнаружения нарушения до повторного замера выбросов (сбросов, размещения отходов), подтвердившего сокращение выбросов (сбросов) до согласованных лимитов. Повторный замер проводится по письменному запросу предприятия. Максимальное количество повторных замеров - три. Если во всех трех замерах отмечено превышение, то плата до конца года взимается по сверхлимитным ставкам. При отсутствии заявки на проведение повторных замеров плата за весь год рассчитывается по результатам первого анализа.
16. Для проведения анализов выбросов и сбросов могут привлекаться лаборатории сторонних организаций аттестованные в соответствии с действующим порядком, по согласованию с Минприродой Республики Татарстан. Оплата отбора и проведения повторных анализов производится за счет средств природопользователя.
17. Расчет сумм платежей природопользователей за загрязнение природной среды производится самим плательщиком или исполнительной дирекцией экологического фонда за счет средств природопользователя.
В срок до 15 января года, за который проведен расчет, материалы представляются для проверки и утверждения в региональные инспекции по охране окружающей природной среды. Утвержденные документы передаются региональными инспекциями в исполнительную дирекцию экологического фонда для организации работ по взиманию платежей.
18. Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями на соответствующие счета экологического фонда Республики Татарстан и используются в соответствии с положением об экологическом фонде Республики Татарстан.
19. Перечисление средств осуществляется природопользователями ежеквартально в сроки, устанавливаемые исполнительной дирекцией экологического фонда, из расчета ожидаемой или фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
В случае несвоевременного перечисления средств взимается пеня в размере 0,1% от суммы платежа за каждый просроченный день, но не более 10% платежа.
20. При уклонении природопользователей от внесения платы исполнительная дирекция экологического фонда вправе взыскать соответствующие суммы платежа и пени в безакцептном порядке в соответствии со статьей 20 (п.4) Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
Спорные вопросы по платежам разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.
21. Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению природоохранного законодательства.
22. В случае аварийных выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и на рельеф местности по вине природопользователей, размещения промышленных и бытовых отходов на не отведенной для этой цели территории, штраф взимается по нормативу, установленному за превышение установленных норм выбросов (сбросов), увеличенному кратно этому превышению. Масса загрязняющих веществ определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.
Аварийным считается выброс (сброс), при котором концентрации загрязняющих веществ превышают предельно-допустимые концентрации или нормативы временно-согласованных выбросов (сбросов) в три и более раз, либо возникший в результате разливов, проливов, открытого сжигания отходов, других аварийных ситуаций и несанкционированных действий.
Штрафы за аварийные выбросы (сбросы) перечисляются на специальный счет экологического фонда Республики Татарстан и расходуются в соответствии с пунктом 12 "Положения об образовании и использовании средств экологического фонда Республики Татарстан".
Ущерб, нанесенный природным ресурсам (рыбным, земельным, лесным, охотничьим и другим) в результате аварии и иной хозяйственной деятельности, рассчитывается и взимается по действующим методикам.
Положение
"О порядке заключения контрактов на выполнение
природоохранных мероприятий"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503)
1. Контракт на выполнение мероприятий по сокращению выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод и других загрязнений окружающей среды заключается по поручению администрации города (района) между исполнительной дирекцией экологического фонда Республики Татарстан или его местными отделениями и природопользователем в пределах установленных лимитов утверждения смет расходов.
2. Контракт является основанием для взаиморасчетов сторон в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим положением.
3. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
4. Предметом контракта служит объем снижения выбросов (сбросов) и других загрязнений в окружающую среду. Субъектами контракта являются природопользователи, которые обязуются выполнить мероприятия, обеспечивающие снижение выбросов (сбросов) в требуемом объеме, и исполнительная дирекция экологического фонда Республики Татарстан, которая обязуется компенсировать затраты природопользователя в соответствии с п.13 настоящего положения.
5. Конкретный срок контракта определяется соглашением сторон. Для контракта со сроком действия свыше одного года должны быть оговорены промежуточные этапы для взаиморасчетов за каждый год.
В контракте указываются: наименование предприятия и его реквизиты; разрешенный лимит выбросов (сбросов); стоимость работ и основные этапы (по срокам и эффективности) их выполнения; источники выбросов (сбросов), их инвентарные номера (в соответствии с томом ПДВ или ВСВ); и места расположения на территории предприятия, виды вредных веществ, по которым будет проведено снижение выбросов (сбросов) в окружающую среду или уменьшено количество отходов; сроки начала и окончания работ по уменьшению выбросов (сбросов) или количества отходов (с обязательным указанием даты); порядок и методы определения состояния (параметров) источника (источников) выбросов, по которым будут проведены мероприятия.
Обязательным условием контракта является то, что параметры работы источника определяются как до проведения мероприятий, так и после них.
Контракт может содержать и другие условия и сведения, необходимые для вступления его в юридическую силу. Основные условия, на которых заключается контракт, не могут быть ниже показателей, заложенных в республиканскую и региональные программы по охране природы.
6. Минприроды Республики Татарстан обязано в течение двадцати дней после представления контракта рассмотреть его и направить исполнительной дирекции экологического фонда Республики Татарстан заключение с рекомендациями об условиях контракта.
7. На основании рассмотрения контракта может быть выдано заключение о нецелесообразности контракта, если предлагаемые природопользователем меры не эффективны, а именно: связаны со вторичным загрязнением окружающей среды, экономически нецелесообразны, а также по другим причинам, которые в случае отказа должны быть обоснованы.
Природопользователь имеет право обжаловать решение органов Минприроды Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством.
8. На основании заключения Минприроды Республики Татарстан, других условий, отражающих специфику сложившихся хозяйственных и управленческих связей, исполнительная дирекция экологического фонда Республики Татарстан по поручению администрации города (района) заключает контракт с природопользователем.
9. При наличии контракта между исполнительной дирекцией экологического фонда Республики Татарстан и природопользователем на счете экологического фонда открывается субсчет, на который перечисляются 70% от суммы платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, поступивших от природопользователя.
10. Для выполнения мероприятий, содержащихся в контракте, исполнительная дирекция экологического фонда открывает финансирование в пределах средств, находящихся на субсчете природопользователя.
11. При недостатке средств на субсчете природопользователя дирекцией экологического фонда может быть предоставлен кредит из временно свободных средств Фонда. Кредит предоставляется под процент, размер которого определяется дирекцией экологического фонда исходя из экологической значимости мероприятия и иных условий.
12. По истечении срока контракта производится взаиморасчет в соответствии с пунктом 13 настоящего положения.
Продление срока контракта, независимо от причин его невыполнения, запрещается.
13. При выполнении условий контракта средства, использованные на осуществление природоохранных мероприятий, остаются у природопользователя пропорционально достигнутой эффективности (таблица 1).
Расчетная эффективность природоохранных мероприятий определяется по формуле:
П1
P = ----, где [1]
П2
P - эффективность природоохранных мероприятий;
П2 - объем загрязнений, тыс.т. (до заключения контракта);
П1 - объем загрязнений, тыс.т. (после окончания контракта).
Таблица 1
Определение процента возврата средств
природопользователю в счет компенсации затрат
на осуществление природоохранных мероприятий,
с учетом их фактической эффективности
/-----------------------------------------------------------------\
|Фактическая эффективность природоохранных | Процент возврата |
|мероприятий, обозначенных в контракте (P) | предприятию |
|------------------------------------------+----------------------|
| до 0,2 включительно | 100 |
| | |
| более 0,2 до 0,4 включительно | 60 |
| | |
| более 0,4 | 30 |
\-----------------------------------------------------------------/
Примечание: Величина P определяется по фактическим данным.
14. При невыполнении условий контракта природопользователь возмещает ущерб, нанесенный природной среде, в результате невыполнения условий контракта, одновременно возвращая полученную под контракт сумму на условиях, оговоренных в контракте.
Состав совета
экологического фонда Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503)
Хамидуллин Ф.Г. - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель Госкомэкономики РТ (председатель)
Щеповских А.И. - министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан (заместитель председателя)
Колесник А.А. - председатель комиссии по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Верховного Совета Республики Татарстан (заместитель председателя)
Члены совета фонда
Морозов В.В. - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по санэпиднадзору
Петров Б.Г. - исполнительный директор экологического фонда Республики Татарстан
начальник отдела экономики природопользования, экологических программ и использования природных ресурсов Госкомитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию
Исхаков И.З. - начальник Татарской республиканской инспекции по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства
Таразов Р.К. - начальник Средне-Волжского бассейнового водохозяйственного объединения
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 1992 года N 664 "О совершенствовании экономических методов природопользованием"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлению КМ РТ от 10 декабря 1999 г. N 814 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 1 ноября 1995 г. N 801
Постановление КМ РТ от 29 мая 1995 г. N 337
Постановление КМ РТ от 14 февраля 1995 г. N 89
Постановление КМ РТ от 14 сентября 1994 г. N 448
Постановление КМ РТ от 7 июля 1994 г. N 322