Концепция
приватизации государственного имущества Республики Татарстан
на безвозмездной основе с использованием универсальных именных
приватизационных вкладов (ИПВ)
Настоящая Концепция прекратила действие в связи с окончанием чекового этапа приватизации
I. Введение
В реализации экономической реформы приватизация не только самая неотложная, но и наиболее сложная задача. Однако вопрос заключается в том, как провести приватизацию быстрыми темпами на здоровой финансовой основе с учетом принципов социальной справедливости.
На основе опыта приватизации стран Восточной Европы и с учетом особенностей экономической ситуации, глубокого научного анализа ученые и практики Республики, специалисты Госкомитета РТ по управлению госимуществом пришли к выводу, что процесс приватизации в Республике должен базироваться преимущественно на основе безвозмездно распределяемой государственной и коммунальной собственности через универсальные именные приватизационные вклады (ИПВ), которые должны быть реализованы в течение 2 лет с момента принятия решения о перечислении приватизационного вклада соответствующего года.
Это нашло отражение и в уже принятых Верховным Советом Республики Татарстан Законах "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)" и "Об именных приватизационных счетах (вкладах) в Республике Татарстан".
Механизм применения ИПВ заложен в проекте Закона Республики Татарстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" и "Государственной программе приватизации государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 г. и перспективу до 1995 г."
В чем отличительная особенность предложенного варианта приватизации с использованием ИПВ. Населению предлагаются вклады, обеспеченные частью государственного имущества и, в первую очередь, жилья. Причем весь обсчет вкладов ведется через приватизационный коэффициент равный 3,16 по отношению к стоимости государственного имущества и жилья в системе цен 1991 года.
В соответствии с Законом Республики Татарстан "Об именных приватизационных счетах (вкладах) в Республике Татарстан" государство гарантирует предоставление не менее 51% приватизируемой собственности гражданам Республики Татарстан безвозмездно посредством ИПВ и других льгот, предусмотренных законодательством. Причем предлагается приватизацию жилья производить через ИПВ.
При этом необходимо учитывать, что квартира, соответствующая (по метражу, престижности, комфортности, благоустроенности и т.д.) среднему эквиваленту, будет приватизироваться через ИПВ без каких-либо денежных доплат в рублях, если же выше эквивалентного уровня, то будет производиться доплата, ниже - часть средств из ИПВ будет оставаться и использоваться для выкупа другого имущества.
Как показывает анализ тенденций найма жилья в развитых странах, квартплата составляет 30 - 40% месячной заработной платы, что соответствует нормальному его содержанию. Безусловно, и в нашей республике квартплата за аренду жилья поднимется в 8 - 10 раз, налог же на недвижимость будет значительно ниже. Эти факторы, несомненно, будут способствовать массовому выкупу жилья. Обслуживание жилья как частного, так и государственного будут вести в переходный период госорганизации по государственным расценкам. Далее, по мере развития рынка, оказание коммунальных услуг будет осуществляться по желанию владельца жилья.
II. Расчет именных приватизационных вкладов
Для реализации жилья:
В среднем по Республике Татарстан на 1 января 1992 г. на одного жителя приходилось 16,2 кв. метра жилья, средняя стоимость одного кв. метра в 1991 г. составляла 325 рублей.
Для того, чтобы в некоторой степени учесть рост цен, увязать с выкупом другого государственного имущества, и в то же время уберечь ИПВ от инфляции, как было сказано, вводится коэффициент приватизации равный 3,16.
Однако, ученые и специалисты считают, что среднюю стоимость одного кв. метра жилья необходимо дифференцировать по группам населенных пунктов (таблица 1).
Таблица 1
(руб.)
/-------------------------------------------------------------------\
| | Стоим. 1 кв. м. жилья | |
| Группы населенных | (средняя) | Сумма на |
| пунктов |-----------------------| одного |
| | государ. | привати- | жителя |
| | (расчет) | зацион- | |
| | в ценах | ная | |
| | 1991г. | | |
|-------------------------------+-----------+-----------+-----------|
| 1. гг. Казань, Н.Челны | 362 | 1144 | 18533 |
|-------------------------------+-----------+-----------+-----------|
| 2. города,райцентры гор. типа | 322 | 1018 | 16492 |
|-------------------------------+-----------+-----------+-----------|
| 3. райцентры, раб. поселки | 293 | 926 | 15000 |
\-------------------------------------------------------------------/
При реализации жилья стоимость одного квадратного метра определяется по методике, разработанной Госкомитетом РТ по управлению госимуществом. При этом, жилые помещения в домах государственного и коммунального жилищного фонда, с учетом потребительских качеств, подразделяются на шесть категорий. Каждой категории жилья соответствует определенное количество баллов, отвечающее его потребительским качествам. Максимальное число баллов - 101 соответствует первой категории жилья, минимальное число баллов - менее 29 соответствует шестой категории жилья. Разница в приватизационной стоимости 1 кв. метра I и IV категории, независимо от их принадлежности к определенной группе населенных пунктов, составляет 2 раза (см. таблицу 2).
Таблица 2
(руб.)
/-------------------------------------------------------------------\
| | Приватизационная стоимость одного квадратного |
| Группы | метра жилья в рублях (ИПВ) разнесенная по |
| населенных | категориям и группам населенных пунктов |
| пунктов |------------------------------------------------|
| | | | | | | |
| | I | II | III | IV | V | VI |
|------------------+-------+--------+-------+-------+-------+-------|
| 1. гг.Казань, | | | | | | |
| Наб.Челны | 1230 | 1172 | 1144 | 1082 | 842 | 600 |
| 2. Города, | | | | | | |
| райцентры | | | | | | |
| гор. типа | 1098 | 1043 | 1018 | 962 | 750 | 534 |
| 3. Райцентры, | | | | | | |
| раб. поселки| 1001 | 949 | 926 | 876 | 682 | 486 |
\-------------------------------------------------------------------/
Отнесение приватизированных жилых помещений к одной из категорий стоимости осуществляется соответствующими жилищно-эксплуатационными организациями под контролем комиссий по приватизации жилищного фонда, создаваемых при местных Советах народных депутатов.
По республике в целом стоимость жилья, предлагаемая для приватизации в расчетно сложившихся государственных ценах (1991 г.), составит 10,8 млрд.рублей, а с учетом приватизационного коэффициента 34,3 млрд. рублей ИПВ.
Для реализации госпредприятий:
На первом этапе (1992 г.) госсобственность приватизируется на сумму около 6 млрд. рублей (в ценах 1984 года), в том числе сумма, направляемая ИПВ, составит около 4,5 млрд. рублей или по 1,3 тыс. рублей на одного жителя, а с учетом приватизационного коэффициента - 4 тыс. рублей на каждого жителя. На втором этапе приватизации эта сумма увеличится до 10 тыс. рублей.
Таким образом, сумма средств ИПВ, включая приватизацию жилья и госпредприятий, составит на первом этапе (в среднем на одного жителя)
по 1 группе - 22,5 тыс. рублей
по 2 группе - 20,5 тыс. рублей
по 3 группе - 19,0 тыс. рублей
Учитывая, что в колхозах и межхозах имущество должно быть распределено по паям, на которые приходится в среднем в приближенно - рыночной стоимости (1991 г.) 44 тыс. рублей на одного человека, при этом убыточные и низкорентабельные хозяйства единовременно дотируются государством до среднего уровня, средства ИПВ работникам этих хозяйств не выдаются.
Работники здравоохранения, культуры и других государственных учреждений, живущие на селе и не являющиеся членами колхозов, получают ИПВ наравне с жителями райцентра.
Граждане Республики Татарстан, проживающие в принадлежащих им частных или кооперативных квартирах, получают 50% от соответствующей суммы ИПВ.
Владельцы ИПВ, имеющие государственное жилье, обязаны использовать ИПВ, прежде всего, на его выкуп. В случае отказа квартиросъемщика от приватизации жилья, та доля ИПВ, которая была по расчетам предназначена для выкупа этого жилья,остается в собственности государства.
Следует в Государственной программе приватизации предусмотреть систему мер, чтобы новый собственник искал вкладчика преимущественно среди владельцев ИПВ, а только потом среди других юридических и физических лиц, имеющих денежные средства.
При приватизации государственного имущества, включая жилье, ИПВ используются по приватизационной цене и не подвержены инфляции, а также наделяются правом первоочередности. Жилье приватизируется только по ИПВ с доплатой в рублях, но по приватизационным ценам. ИПВ могут быть реализованы в денежных средствах только на аукционах, проводимых местными Советами, по стоимости не ниже номинальной с перепиской на нового владельца.
III. Механизм ввода и использования ИПВ
В соответствии с Законом Республики Татарстан "Об именных приватизационных счетах (вкладах) в Республике Татарстан" право на приватизационные платежные средства имеют все граждане Республики Татарстан, имеющие постоянное место жительства на территории Республики Татарстан, а также временно отсутствующие граждане Республики Татарстан, за которыми в соответствии с действующим законодательством сохраняется право на жилое помещение, независимо от их национальности, пола, вероисповедания, трудового стажа, размера доходов и времени проживания на территории Республики Татарстан, а также призванные на воинскую службу с ее территории военнослужащие. При отсутствии постоянной прописки факт постоянного проживания устанавливается местным Советом.
Очень важно правильно решить вопрос организационного ввода ИПВ, максимально исключив участие в этом процессе чиновника. Предлагается следующий вариант.
Именные приватизационные вклады открываются учреждениями Сберегательного банка на каждого гражданина Республики Татарстан. Право на реализацию средств ИПВ может быть использовано гражданами в течение 2 лет со дня введения в действие Закона Республики Татарстан "Об именных приватизационных счетах (вкладах) в Республике Татарстан".
Приватизационные вклады открываются на основании списков граждан, которые составляют ДЭУ (ЖЭУ) совместно с паспортными отделами МВД по установленной форме на семью каждого квартиросъемщика и заверяются подписями руководителей и печатями органов жилищно-коммунального хозяйства и паспортных столов отделов МВД. Учреждения Сберегательного банка в месячный срок со дня получения списков граждан открывают консолидированные приватизационные счета на ИПВ на каждую семью квартиросъемщика по установленной форме. После открытия счетов учреждения Сбербанка информируют население через органы печати о возможности использования ИПВ, распределении граждан по учреждениям Сбербанка с указанием их адресов и режима работы.
Гражданин Республики Татарстан обращается а учреждение Сбербанка с заявлением по установленной форме о выдаче приватизационной книжки, а также чека для приватизации занимаемой жилой площади. После проверки документа, удостоверяющего личность (паспорт, его серия и номер, место прописки), выдается приватизационная книжка установленного образца и чек установленной формы с указанием срока его действия и суммы средств, уплачиваемых за жилье.
При недостаточности средств ИПВ для выкупа жилого помещения граждане вносят недостающую часть наличными деньгами по квитанции установленной формы. Кроме того, могут использоваться средства ИПВ родственников (дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья и сестры, дед и бабка), оставшиеся у последних после выкупа своего жилья. Родственные отношения при передаче средств ИПВ в учреждениях Сбербанка подтверждаются соответствующими документами (паспорт, свидетельство о рождении или иной документ). В этих случаях гражданин, передающий часть своего ИПВ родственнику, обращается в учреждение Сбербанка, где открыт его приватизационный счет, с заявлением установленной формы и получает чек, который используется родственником для выкупа жилья. Указанный чек, после выписки общего расчетного чека для выкупа жилья, возвращается для погашения учреждению Сбербанка, выдавшему чек.
При недостаточности средств ИПВ для приватизации жилья от доплаты освобождаются проживающие на 1 января 1992 года отдельно от трудоспособных родственников:
- инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненные к ним в установленном порядке лица;
- лица, пребывавшие в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите страны; партизаны гражданской и Великой Отечественной войн, а также другие лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите страны;
- инвалиды труда I и II групп и инвалиды I и II групп из числа военнослужащих;
- пенсионеры по старости;
- инвалиды с детства;
- многодетные семьи;
- одинокие матери.
В этих случаях договор на передачу жилого помещения в собственность граждан оформляется при наличии заявления и соответствующих документов, удостоверяющих право на льготы.
Операции по ИПВ от имени недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан совершают их опекуны и попечители на основании документов, предусмотренных действующим законодательством.
В помощь населению для более эффективного размещения ИПВ будут созданы инвестиционные фонды, консультативные фирмы.
В тех случаях, когда возникают проблемы в определении гражданства и прописки, эти вопросы рассматриваются на заседаниях специальных комиссий местных Советов народных депутатов.
Приведем пример реализации ИПВ
семьей из 4-х человек в г.Казани.
Учитывая, что ИПВ на одного человека в стоимостном выражении (в ценах приватизационных) составит 22,5 тыс. рублей, семья получит 90 тыс. рублей. Приватизационная стоимость средней квартиры составит 74,2 тыс. рублей.
Вариант 1 (квартира соответствует среднему эквиваленту).
Семья имеет квартиру общей площадью 64,8 кв.м. Оплачивает ИПВ 74,2 тыс. руб. Оставшуюся сумму средств 15,8 тыс. руб. можно израсходовать на покупку акций любого предприятия, учреждения. Или же на паях с соседями, родственниками купить кафе, столовую и т.д.
Вариант 2 (квартира выше среднего эквивалента).
Семья имеет квартиру общей площадью 119 кв.м. Стоимость такой квартиры 125,8 тыс. руб. Семье не хватит ИПВ, чтобы выкупить занимаемую жилплощадь. После полной реализации счетов в Сбербанк вносится недостающая сумма (в приватизационных ценах) в рублях, это составит 35,8 тыс. руб.
Вариант 3 (квартира ниже среднего эквивалента).
Семья имеет жилплощадь 50 кв.м. Оплачивается ИПВ 57,2 тыс. руб. Оставшаяся сумма 32,8 тыс.руб. идет на покупку госимущества, причем в первоочередном порядке.
Вариант 4.
Семья не имеет жилья. Но есть возможность получить его в течении 2 лет, т.е. периода действия ИПВ. Значит семья также реализует ИПВ по первому или второму варианту.
Если же в данный период нет возможности приобрести жилье, то семья все ИПВ, что составляет 90 тыс. руб., направляет на покупку государственного имущества, т.е. на приобретение акций любого акционерного общества открытого типа, либо на покупку объектов малой приватизации. В результате хозяйственной деятельности этих объектов семья получает дивиденды или чистую прибыль, увеличивая свои личные вклады, позволяющие ей приобрести жилье на рынке жилья с учетом имеющихся средств.
Вариант 5
Семья имеет собственный дом или кооперативную квартиру, ей выдается 50% ИПВ. Приобретать акции акционерного общества или покупать кафе, столовую и т.д. не хочет, а желает превратить свои ИПВ в деньги. Это осуществляется на аукционах, организованных местными Советами или инвестиционными компаниями, фондами, биржами. Минимальная стоимость ИПВ сохраняется, т.е. они не могут быть реализованы ниже их номинальной стоимости.
Таким образом, прямую выгоду от распределения и, по сути дела, безвозмездной передачи госимущества через ИПВ имеют, прежде всего, малообеспеченные слои населения, многодетные семьи, а также лица, не имеющие жилья, или жилье - по своему качеству ниже среднереспубликанского. И по мнению специалистов, более 80% населения при таком подходе ничего не теряют, а только выигрывают.
Государство оставляет за собой обязанность строить жилье для реализации его по льготным расценкам или безвозмездно для распределения определенной группе граждан (инвалидам, многодетным семьям и т.д.). Кроме того, в условиях формирования рынка жилья в результате его перераспределения излишек также может быть реализован лицам, не имеющим квартиру или желающим ее улучшить.
IV. Заключение
Применение ИПВ позволит взять под контроль процесс приватизации снизу (непосредственно гражданами), а самое главное провести приватизацию жилья без бюрократической волокиты.
Может возникнуть опасение, что ИПВ заменят деньги и увеличат денежную массу в обращении. Но это исключено, так как вклады выпускаются в непередаваемой и регистрируемой форме.
Специалисты предполагают, что начнется массовая приватизация, и уже сейчас это ощущается по настроениям в трудовых коллективах. Это значительно повлияет на рынок приватизируемого имущества, которое по предварительным данным может составить (в ценах 1984 года) не менее 10 млрд. рублей, что даст стопроцентную гарантию реализации ИПВ.
Таким образом, новая денежная масса не возникнет, а раз зто так, то предполагаемая передача госимущества и жилья населению Республики Татарстан не ущемляет интересы других республик.
Приватизация с использованием ИПВ политически более приемлема, чем с денежными средствами. Собственность будет принадлежать большему числу граждан и, таким образом, в приватизации будет участвовать значительная часть населения. При этом надо иметь в виду, что ИПВ будут выдаваться только жителям Татарстана. Применение вкладов в определенной мере затруднит использование денег, полученных незаконно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция приватизации государственного имущества РТ на безвозмездной основе с использованием универсальных именных приватизационных вкладов (ИПВ), февраль 1992 г.
Текст Концепции опубликован в Сборнике Госкомимущества РТ "Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан", 1992 год, Выпуск 1
Настоящая Концепция прекратила действие в связи с окончанием чекового этапа приватизации