Постановление Верховного Совета Республики Татарстан
от 10 июля 1992 г. N 1553-XII
"О Государственной программе приватизации государственной и
коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год
и перспективу до 1995 года"
Верховный Совет Республики Татарстан постановляет:
1. Государственную программу приватизации государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года утвердить.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
- провести работу с главами администраций районов и городов, министерствами и ведомствами и не позднее 15 августа 1992 года представить в Верховный Совет Республики Татарстан проект документа по разграничению государственной и коммунальной собственности;
- обеспечить до 1 августа 1992 года публикацию в печати и отдельной брошюрой Государственной программы приватизации государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года, а также ее широкое освещение в средствах массовой информации.
Председатель Верховного Совета
Республики Татарстан |
Ф.Мухаметшин |
г.Казань, 10 июля 1992 года, N 1553-XII
Государственная программа приватизации
государственной и коммунальной собственности Республики
Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года
(утв. постановлением ВС РТ от 10 июля 1992 г. N 1553-XII)
Раздел 1. Введение
Главной целью приватизации является:
преодоление отчужденности трудящихся от собственности и управления;
переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
повышение эффективности производства и уровня жизни населения.
Настоящая программа приватизации государственной и коммунальной собственности реализуется в соответствии с Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)".
Государственная программа приватизации:
состоит из уточненных нормативов на текущий год и прогноза на два последующих;
включает в себя этапы, формы и объекты приватизации республиканской и коммунальной собственности.
Раздел 2. Разграничение объектов собственности
Необходимым условием начала приватизации государственной и коммунальной собственности является разграничение ее по соответствующим уровням управления.
До 1 сентября 1992 года:
предприятия и организации, расположенные на территории Республики Татарстан, на основании Указа Президента Республики Татарстан от 15 августа 1991 года "О мерах по обеспечению государственного суверенитета и имущественных прав Татарской ССР" переходит в собственность Республики Татарстан.
До 15 сентября 1992 года:
производится разграничение республиканской и коммунальной собственности.
До 1 августа 1992 года:
районные и городские Советы народных депутатов, главы администраций совместно с министерствами, ведомствами, предприятиями и объединениями республики по согласованию с Кабинетом Министров Республики Татарстан определяют перечень объектов, переходящих в коммунальную собственность городов и районов, и представляют его в Госкомитет Республики Татарстан по управлению госимуществом (далее Госкомимуществом).
Верховный Совет Республики Татарстан по представлению Госкомимуществом с учетом предложений городских (кроме городов районного подчинения) и районных (кроме районов в городах) Советов народных депутатов принимает решение по разграничению государственной собственности Республики Татарстан на республиканскую и коммунальную.
В коммунальную собственность могут быть переданы:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в ведении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроеннопристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, переданные в коммунальную собственность;
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации);
предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта, производящие продукцию и оказывающие услуги исключительно для местных нужд;
предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания, оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
учреждения народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры, спорта, здравоохранения (кроме республиканских и межрайонных больниц и диспансеров) и иные объекты, необходимые для обеспечения комплексного экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц Республики Татарстан.
Предприятия и организации, переданные в коммунальную собственность, должны сохранить профиль своей работы в течение трех лет. В необходимых случаях перепрофилирование предприятия осуществляется решением районного, городского Совета народных депутатов по согласованию с Госкомимуществом.
* * *
В течение III квартала 1992 года Госкомитетом Республики Татарстан по управлению госимуществом проводится переосвидетельствование актов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий и организаций, находящихся на территории Республики Татарстан, совершенных до введения в действие Закона Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан".
Раздел 3. Объекты, не подлежащие приватизации
Преобразование государственной и коммунальной собственности охватит в основном все отрасли народного хозяйства республики.
Вместе с тем, с учетом охраны окружающей среды и здоровья человека, его социального и культурного развития, а также интересов обороны и безопасности государства, на первом этапе в течение 1992 года не подлежат приватизации объекты следующих отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств Республики Татарстан:
здравоохранения;
народного образования, высших и средних специальных учебных заведений;
историко-культурного наследия и художественные ценности;
имущество Вооруженных сил, МВД и КГБ;
патентной службы, стандартизации и метрологии;
санитарно-эпидемиологической службы;
мобилизационные запасы;
инженерной инфраструктуры (электро-, тепло- и газоснабжения, водропроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения);
печати;
магистральных сетей Производственно-технического управления связи;
Государственного комитета Республики Татарстан по статистике;
Государственной телерадиовещательной компании "Татарстан";
связанные с технологическим процессом перевозки грузов и пассажиров авиакомпании "Авиалинии Татарстана";
специализированных предприятий обществ инвалидов, принадлежащих общественным организациям: Всероссийскому обществу слепых (ВОС); Всероссийскому обществу глухих (ВОГ); Всероссийскому обществу инвалидов (ВОИ);
связанные с технологическим процессом перевозки грузов и пассажиров Казанским и Ижевским отделениями Горьковской железной дороги, Ульяновским и Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги;
связанные с технологическим процессом перевозки грузов и пассажиров Казанского речного порта Волжского объединенного пароходства и Набережночелнинского речного порта Камского речного пароходства;
автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них, включая комплексы дорожно-ремонтных производств и дорожные управления, входящие в состав автомобильных дорог;
здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и техника, необходимые для нормального функционирования автомобильных дорог общего пользования и выполнения работ по их содержанию;
ПЭУ "Татэнерго";
Республиканское государственное предприятие по проектированию, строительству и эксплуатации газового хозяйства Республики Татарстан (РГПИ "Татстройгазификация");
природоохранной деятельности;
геологии и охраны недр;
лесосечный фонд лесного хозяйства;
НПО "Нива" и его опытные хозяйства, предприятия и организации по племенному делу, конезаводы, рыбопитомники, семеноводческие объединения и их хозяйства, семенные инспекции и госсортучастки, учебные хозяйства вузов, совхозы-техникумы.
Не допускается приватизация организаций, занимающихся производством: оружия и боеприпасов; взрывчатых, отравляющих и наркотических веществ; табачных вино-водочных изделий.
Не подлежат приватизации следующие объекты государственной торговли:
ювелирные магазины и отделы Росювелирторга;
специализированная розничная сеть, реализующая огнестрельное оружие;
розничная сеть, обслуживающая контингенты работающих в лесном хозяйстве и на трассах магистральных газопроводов;
закрытая розничная сеть ГУТ Приволжско-Уральского округа;
сеть общественного питания при школах, ПТУ, лицеях, гимназиях, средних специальных и высших учебных заведениях;
библиотечный коллектор Таткнигообъединения;
магазины системы Росинвалютторга;
ломбарды;
мастерские, салоны и другие объекты Минбыта Республики Татарстан, работающие с драгоценными металлами;
Национальный банк Республики Татарстан.
В собственности государства остаются объекты, относящиеся к исключительной собственности Республики Татарстан, а также обеспечивающие деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, академические научные учреждения, магистральные трубопроводы, сооружения инженерной защиты городов.
Раздел 4. Формы приватизации
1. Приватизация может осуществляться в форме:
выкупа государственного и коммунального имущества трудовым коллективом;
продажи или безвозмездной передачи государственного и коммунального имущества в частную собственность;
преобразования предприятий в акционерные общества и товарищества путем продажи принадлежащих государству и местным Советам народных депутатов акций (паев) трудовым коллективам, гражданам или созданным ими юридическим лицам.
2. Продажа государственного и коммунального имущества может осуществляться по конкурсу или на аукционах или иными способами, определяемыми Госкомимуществом и соответствующими комитетами.
Раздел 5. Малая приватизация
Объектами малой приватизации являются предприятия и организации:
агропромышленного комплекса;
торговли;
общественного питания;
бытового обслуживания;
жилищно-коммунального хозяйства;
промышленности и строительства (с численностью работающих до 200 человек);
транспорта (с численностью работающих до 50 человек).
Децентрализация управления предприятиями и организациями, относящимся к объектам малой приватизации, предусматривает обязательное предоставление структурным подразделениям (технологически обособленным и производящим гражданскую продукцию) права непосредственного обращения в Госкомитет Республики Татарстан по управлению госимуществом или соответствующие комитеты городов и районов с предложениями по изменению их хозяйственно-правового статуса.
Предоставление Госкомитетом Республики Татарстан по управлению госимуществом и соответствующими комитетами первичным хозяйственным звеньям в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других отраслей прав юридического лица позволит создать условия для демонополизации экономики, а производителям стать свободными товаропроизводителями.
В ходе коммерциализации указанных выше предприятий каждому из них открываются расчетные счета в отделениях банков и производится разделение балансов.
Объекты малой приватизации реализуются в первую очередь на ИПВ, а затем на денежные средства, с учетом льгот трудовому коллективу.
Малая приватизация проводится в три этапа:
I этап - 1992 год
II этап - 1993 год
III этап - 1994 год.
I. Агропромышленный комплекс
Исходной для всего процесса реформирования собственности является приватизация в агропромышленном комплексе. При этом преобразования на селе необходимо проводить осторожно, ибо одновременное массовое расформирование колхозов и совхозов, тем более силовыми приемами, не только нецелесообразно, но и вредно, так как отрицательно скажется на продовольственном обеспечении населения республики. Необходимым условием выступает либерализация цен на сельскохозяйственную продукцию.
Первый этап приватизации в высокорентабельных совхозах в основном предусматривает сохранение государственной формы собственности с дальнейшим расширением внутрихозяйственной аренды.
Одновременно определяется доля собственности каждого работника совхоза в доходах хозяйства с учетом его трудового вклада. В то же время совхозы, проявившие желание приватизироваться, могут обратиться в Госкомитет Республики Татарстан по управлению госимуществом при выборе формы приватизации.
Убыточные и низкорентабельные совхозы преобразуются путем:
безвозмездной передачи им имущества на основе распределения паев (долей) работникам совхозов для последующей организации малых производств фермерского направления и кооперативных хозяйств;
создания мелких хозяйств, основанных на частной собственности (паевых обществ), как правило, на территории одного населенного пункта;
сдачи имущества на конкурсной основе или аукционе в долгосрочную аренду с правом выкупа.
Пути преобразования определяются с учетом местных условий и добровольности выбора.
Убыточные и низкорентабельные промышленные предприятия преобразуются в коллективные предприятия путем выкупа имущества трудовыми коллективами с предоставлением льгот, определяемых в соответствии с Законом Республики Татарстан о приватизации.
Убыточные и низкорентабельные предприятия, обслуживающие сельского хозяйство, переходят в аренду с последующим выкупом основных и оборотных фондов их трудовыми коллективами акционируются или реализуются на конкурсной основе и аукционах.
Подлежат акционированию с долей акций государства от 45 до 51 процента с последующим ее снижением или передаче в аренду с правом выкупа:
агрокомбинаты, крупные животноводческие комплексы, птицефабрики, тепличные комбинаты.
Акционируются и преобразуются в хозяйственные товарищества и общества предприятия и объединения пищевой отрасли, строительные организации и предприятия, обслуживающие АПК, с сохранением контрольного пакета акций за государством с последующим снижением доли государственной собственности;
ПО "Красный Восток";
казанская арендная фирма "Фрегат";
арендное предприятие "Сельхозводстрой";
СПМК "Ремсельбурвод";
экспериментально-механический завод "Казанский";
арендное кооперативно-государственное объединение "Татагропромдорстрой";
производственно-научная агрофирма "Полимер";
арендная фабрика первичной обработки шерсти "Казанская";
государственно-кооперативное объединение "Татагропромремонт";
кооперативно-государственное объединение "Татагропромстрой";
арендное предприятие завод "Лесхозмаш";
трест "Росагропромспецмонтажналадка";
мехколонна N 10 "Татсельэлектросетьналадка";
арендное предприятие "Васильевский лесокомбинат";
производственное объединение "Татарстан Балы";
концерн "Татплодоовощпром";
агрофирма "Петровская";
ПО "Татмясоагропром";
ПО "Татмолагропром";
ПО "Татсахарагропром";
завод продтоваров.
Колхозы и совхозы строго на добровольной основе преобразуются на принципах кооперативной собственности по специальной программе. При этом определяется имущественный пай (доля) каждого из собственников.
II. Торговля
С 1992 года приватизируются убыточные торговые предприятия, доля которых в общей численности составляет около 14 процентов. Основная масса их будет предложена на выкуп трудовым коллективам, а также через аукционы.
Около 60 магазинов (на 1-2 рабочих места), торгующих овощами и фруктами, рыбой, минеральными водами, одеждой, обувью и галантереей, продаются через аукцион.
В течение 1992 года через аукцион распродаются не менее 50 процентов (из 1200 ед.) палаток и киосков, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами.
Торговые точки площадью до 150 кв.м. подлежат распродаже на конкурсной основе и через аукционы. Это - молочные магазины и магазины, торгующие хлебобулочными изделиями, тканями, одеждой, обувью, хозяйственными товарами, книгами, отходами производства и некоторые другие. Всего в 1992 году приватизируются около 75 таких магазинов или 20 процентов от их общего количества.
Средние магазины (площадью от 150 до 1000 кв.м.): комиссионные, мебельные, хозяйственные, овощные, гастрономические, а также торгующие радио-, электро- и культтоварами, спорттоварами, автомобилями, обувью и одеждой, выкупаются трудовыми коллективами. В 1992 году таким путем приватизируются около 45 магазинов, или 25 процентов от их общего количества. При этом высокодоходные магазины и иные торговые точки, расположенные в центральной и иных престижных зонах городов, реализуются преимущественно на аукционах. Перечень указанных объектов утверждается Госкомимуществом. Всего таких магазинов будет реализовано от 10 до 15 процентов от общего количества.
Крупнейшие розничные предприятия Татарстана - универмаг ЦУМ, "Детский мир", магазины "Юность", "Подарки" (Казань), а также "Дом мебели" (Набережные Челны), универмаги в Альметьевске, Чистополе, Зеленодольске и других городах по решению Госкомимуществом в течение 1992 года преобразуются в открытые акционерные общества.
Оптовые, оптово-розничные производственные предприятия, функционирующие на федеральном и республиканском потребительском рынке в течение 1992 года, также преобразуются в открытые акционерные общества.
* * *
В целом на первом этапе приватизируются 20-25 процентов торговых предприятий, на втором - 25-30 процентов и на третьем - 25-30 процентов. К 1995 году удельный вес госсобственности в торговле составит около 15-30 процентов.
III. Общественное питание
На первом этапе не подлежат приватизации школьная и студенческая сеть общественного питания, а также столовые и комбинаты питания при промышленных предприятиях и учреждениях.
Убыточные и низкорентабельные предприятия (около 165, или 10 процентов от общей численности всех предприятий) приватизируются в первую очередь, часть из них продается через аукцион (это, в основном, предприятия до 50 посадочных мест). Другая часть предлагается для выкупа трудовым коллективам.
Специализированные закусочные, пивные павильоны и бары, кафе, рюмочные, буфеты продаются через аукционы.
При этом высокодоходные предприятия и объекты, расположенные в центральной и иных престижных зонах городов, реализуются преимущественно на аукционах. Перечень указанных объектов утверждается Госкомимуществом Республики Татарстан.
Около 350 столовых и кафе (с количеством посадочных мест более 50) выкупаются трудовыми коллективами. Выкуп будет производиться в рассрочку.
Рестораны "Маяк", "Нарат", "Восток" (Казань) и "Дружба", "Москва" (Набережные Челны) акционируются или выкупаются трудовыми коллективами.
Дома татарской кулинарии в Казани и Набережных Челнах преобразуются в акционерные общества с долей государственной собственности 25-51 процент.
Около 300 столовых (по 10-15 посадочных мест) в сельской местности продаются или передаются безвозмездно трудовым коллективам либо в семейную собственность. В отдельных случаях возможна продажа по конкурсу и на аукционах.
В целом на первом этапе приватизируется около 20-25 процентов государственной и коммунальной собственности, на втором 25-30 и на третьем 20-30 процентов. К 1995 году предполагается приватизировать около 65-85 процентов предприятий общественного питания.
IV. Потребительская кооперация
Потребительское общество в республике располагает значительной сетью своих предприятий розничной торговли и общественного питания, особенно в сельской местности. Преобразование сферы потребительской кооперации должно идти одновременно с приватизацией государственной собственности и быть направлено на демонополизацию и превращение ее в подлинно кооперативную.
V. Бытовое обслуживание населения
Убыточные и низкорентабельные предприятия распродаются по конкурсу и на аукционах (до 15 процентов от общего числа предприятий, мастерских, ателье, цехов территориально и технологически обособленных), независимо от профиля оказываемых услуг, с численностью работающих менее 15 человек.
До 25 процентов ателье мод (швейных, трикотажных), обособленных цехов и участков различного профиля, с численностью работающих более 15 человек, выкупаются трудовыми коллективами или реализуются на аукционной (конкурсной) основе. При этом высокодоходные предприятия и объекты сферы обслуживания, расположенные в центральной и иных престижных зонах городов, реализуются преимущественно на аукционах. Перечень указанных объектов утверждается Госкомимуществом Республики Татарстан.
Другие средние и крупные предприятия преобразуются в акционерные (с долей государственной собственности не более 30-40 процентов), коллективные и арендные предприятия.
В 1992 году преобразуются в акционерные общества Казанский и Набережночелнинский дома быта с долей акций государства 35 процентов. В III квартале 1992 года акционируется казанский Дом модельной обуви с долей акций государства 40 процентов.
* * *
На первом этапе приватизируется около 25 процентов всех предприятий этой отрасли.
На втором этапе приватизируется 20-25 и на третьем этапе - 25-30 процентов.
К началу 1995 года доля государственной собственности в сфере бытового обслуживания населения составит 20-30 процентов.
VI. Торговля и сфера услуг на селе
Небольшие магазины на 1-2 рабочих места и предприятия общественного питания рекомендуется предать безвозмездно в частную собственность. Средние и крупные магазины, столовые и кафе передать в аренду с правом выкупа или акционировать.
В течение 1992-1993 годов рекомендуется реализовать около 500 магазинов и не менее 100 предприятий общественного питания, что составит 12-15 процентов от общего количества.
Принцип преимущественно безвозмездной передачи собственности рекомендуется и для сферы услуг в сельской местности. Производственная и заготовительная инфраструктура может оставаться в собственности потребительских обществ.
VII. Жилищно-коммунальное хозяйство
Более половины предприятий этой сферы услуг являются убыточными.
55 предприятий банно-прачечного и гостиночного хозяйства в 1992 году перейдут на аренду с выкупом или будут проданы на аукционе. Гостиничные комплексы в Казани акционируются с долей акций государства на первом этапе до 50 процентов, с последующим снижением до 25 процентов.
Предприятие "Комбытсервис" преобразуется в коллективное предприятие, получив часть собственности из-за большого износа безвозмездно.
Одна из четырех производственных баз объединения жилищно-коммунального хозяйства преобразуется в арендное предприятие с правом выкупа во II полугодии 1992 года.
VIII. Местная промышленность
Все 48 предприятий местной промышленности имеют статус юридического лица и специализированы на металло- и деревообработке, пошиве одежды и обуви, меховых изделий, надомном труде по выпуску изделий народного творчества и не являются монопольным производством.
Ряд предприятий перейдет в коммунальную собственность городов и районов. Отдельные предприятия преобразуются в арендные и выкупаются или передаются безвозмездно (и возмездно) трудовым коллективам.
В III квартале 1992 года по инициативе трудовых коллективов предприятий местной промышленности создается акционерное общество "Прогресс" с долей государственной собственности 35-45 процентов.
Раздел 6. Большая приватизация
Большая приватизация проводится одновременно с малой приватизацией, органично дополняя ее. Необходимым условием для нее является децентрализация и демонополизация управления народным хозяйством.
Преобладающие формы приватизации крупных предприятий крупных предприятий - преобразование их в акционерные общества и перевод на аренду с последующим выкупом.
При акционировании предприятий в ряде случаев контрольный пакет акций сохраняется за государством. В дальнейшем, по мере стабилизации экономики и наполнения рынка, доля государственной собственности будет поэтапно снижаться и достигнет уровня 15-25 процентов.
При приватизации убыточных и низкорентабельных предприятий возможна продажа (выкуп) на конкурсной основе и в отдельных случаях на аукционе.
На первом этапе приватизации (апрель-декабрь 1992 года) преобразуются в акционерные общества:
в промышленности - ПО "Татнефть"; "Нижнекамскнефтехим"; "Нижнекамскшина"; "Тасма"; КХК им.Вахитова; фирма "Татснаб"; ПО "Медаппаратура"; Казанский медико-инструментальный завод; Казанский компрессорный завод (с долей акций государства 51 процент); Бугульминский фарфоровый завод; Альметьевский завод погружных электронасосов; НПО "Мединструмент"; меховое объединение "Мелита"; Альметьевский трубный завод и другие;
в строительстве - тресты "Татэнергострой"; "Татнефтепроводстрой"; "Татнефтехиммонтаж"; концерны "Камгэсэнергострой"; "Татстрой", "Татнефтегазстрой"; объединение "Каздорстрой" и другие.
Преобразуются в коллективные предприятия (аренда с последующим выкупом):
в промышленности - ПО "Татмебель"; "Оргсинтез"; завод кинофотоматериалов; ПО "Хитон"; "Казаньрезинотехника"; Казанский завод искусственных кож; Казанский арендный завод газовой аппаратуры; Чистопольский часовой завод; завод "Полимерфото", завод "Полимиз"; Казанская фабрика игрушек и другие;
в строительстве - объединение "Татсантехмонтаж"; Казанское строительно-монтажное управление "Волгостальконструкция"; кирпичные заводы в Шеланге и Агрызе и другие;
на транспорте - транспортные предприятия объединения "Татавтотранс".
До 20 процентов объектов незавершенного строительства приватизируются путем распродажи на аукционах и конкурсной основе. Во II полугодии 1992 года реализуются недостроенные гостиничный комплекс на ул.Чистопольской в Казани и ряд других объектов.
На первом этапе приватизируемая доля государственной собственности составит:
в промышленности 25-30 процентов (60-80 предприятий);
в строительстве 23-28 процентов (25-40 предприятий);
на транспорте 5-10 процентов.
На втором и третьем этапах (1993-1994 годы) приватизируется значительная часть объектов народного хозяйства, и удельный вес государственной собственности к концу 1994 года составит:
в промышленности 40-30 процентов;
в строительстве 35-25 процентов;
на транспорте 75-65 процентов.
Раздел 7. Финансовые аспекты выкупа госсобственности
Нормативы распределения средств между республиканским и коммунальным уровнями устанавливаются следующими:
От приватизации | в фонд приватизации Республики Татарстан |
в фонды приватизации местных Советов |
объектов государственной собственности объектов коммунальной собственности |
70% 30% |
30% 70% |
В 1992 году в фондах приватизации всех уровней остается 10 процентов поступивших средств, 90 процентов средств от приватизации передаются в доходы соответствующих бюджетов.
Раздел 8. Социальные аспекты и гарантии защиты населения
при приватизации
Конечной целью процесса приватизации является повышение уровня жизни населения.
Вместе с тем на начальном этапе приватизация сопровождается негативными явлениями: безработицей, падением уровня жизни определенных групп населения, ростом социального напряжения в обществе и т.д., которые могут спровоцировать социальные конфликты, крайнее обострение ситуации (экономической, политической и т.д.) в обществе. По предварительным расчетам, уровень безработицы составит около 8 процентов работающих на приватизируемых предприятиях (1992г. - 12 тысяч человек), на выплату пособий по безработице потребуется около 50 млн. рублей.
С целью предотвращения негативных последствий процесса приватизации предусматривается создание целостной системы социальной защиты населения.
1. Обеспечение в соответствии с законодательством Республики Татарстан льгот и гарантий, предоставляемых при приватизации государственных и коммунальных предприятий, в том числе преимущественное право трудовых коллективов.
2. С момента подачи предприятием (подразделением) заявки на его приватизацию и до момента возникновения права собственности у покупателя (или до проведения первого собрания акционеров) администрации предприятия (объединения) запрещается осуществлять реорганизацию, ликвидацию, изменения структуры, штатного расписания и увольнение работников предприятия (кроме увольнений по собственному желанию).
3. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и социальным вопросам, Государственному комитету Республики Татарстан по статистике необходимо изучать динамику ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные объемы сокращения численности занятых на предприятиях республики, масштабы и характер безработицы, ежеквартально выпускать бюллетени с текущей информацией.
В целях защиты работников, высвобождаемых в результате приватизации предприятий и организаций, формировать фонд социальной защиты трудящихся Республики Татарстан и биржи труда, регулирующие вопросы занятости и материальной компенсации безработных и малоимущих граждан республики в соответствии с Законом Республики Татарстан "О занятости населения".
4. Для поддержания оптимального уровня жизни населения республики Кабинету Министров РТ ежеквартально проводить исследование "потребительской корзины" различных групп населения Республики Татарстан, определять уровень инфляции и вносить предложения в ВС РТ об индексации доходов жителей республики в соответствии с Законом РТ "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РТ".
5. В целях сохранения необходимого уровня производства социально значимых товаров и услуг практиковать конкурсную форму приватизации предприятий и организаций, а также в необходимых случаях устанавливать объемы производства не ниже достигнутого.
* * *
Настоящая программа предусматривает реализацию процесса приватизации в народном хозяйстве РТ и может корректироваться ВС РТ на очередных сессиях по предложениям, вносимым Госкомитетом РТ по управлению госимуществом.
Дальнейшая детализация и конкретизация этих процессов будет осуществляться в виде подпрограмм:
по государственной собственности - Госкомитетом Республики Татарстан по управлению имуществом;
по коммунальной собственности - под контролем Госкомитета Республики Татарстан по управлению госимуществом соответствующими комитетами Советов народных депутатов с учетом предложений и заявок граждан, трудовых коллективов, министерств и ведомств республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ВС РТ от 10 июля 1992 г. N 1553-XII "О Государственной программе приватизации государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Татария" N 138 от 14 июля 1992 г.; N 150 от 30 июля 1992 г.; Сборнике Госкомимущества РТ "Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан", 1992 год, Выпуск 3, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 6, 1992 г.