Постановлением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 17 декабря 2008 г. N 15 постановление, утвердившее настоящее Положение, признано утратившим силу
Положение
"О разгосударствлении и приватизации государственной и коммунальной
собственности в Республике Татарстан на аукционе"
(утв. постановлением Госкомитета РТ по управлению
госимуществом от 20 октября 1994 г. N 371)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)" и Государственной программой приватизации государственной собственности Республики Татарстан на 1992 год и на перспективу до 1995 года.
1.2. Положение определяет общий порядок проведения аукционов, условия участия в них покупателей, порядок расчетов, а также процедуру оформления договора аренды, прав собственности на приватизируемые объекты.
1.3. Под разгосударствлением и приватизацией на аукционе понимается приобретение у государства и местных Советов народных депутатов физическими и юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации либо приобретение права на заключение договора аренды объектов, передаваемых в аренду, в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту разгосударствления и приватизации, кроме указанных в законодательстве.
При этом право собственности (право на заключение договора аренды) передается покупателю, предложившему в ходе торгов наивысшую цену.
1.4. Решение о продаже (продаже права на заключение договора аренды) объекта на аукционе принимается:
по объектам, относящимся к государственной собственности Республики Татарстан, - Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению госимуществом;
по объектам, относящимся к коммунальной собственности районов, городов, - комитетом по управлению коммунальным имуществом.
Указанные органы именуются в дальнейшем "Продавец".
1.5. Продаже на аукционе подлежат:
- предприятия, организации, производства, цехи, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- здания, сооружения;
- оборудование;
- здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты, торговая марка и другие активы ликвидированных по решению собственника предприятий и их подразделений;
- объекты незавершенного строительства.
Высокодоходные, а также расположенные в центральных и иных престижных зонах городов, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания подлежат разгосударствлению и приватизации преимущественно с аукциона. Перечень данных объектов утверждается Госкомитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. Разгосударствление и приватизация указанных объектов в иной форме, допускается исключительно с разрешения Госкомимущества РТ.
В аренду может передаваться:
- имущество государственных и коммунальных предприятий (организаций), структурной единицы предприятий как совокупность их основных фондов, оборотных средств, других материальных ценностей и финансовых ресурсов;
- имущество цехов, отделений, участков, иных внутренних подразделений государственных и коммунальных предприятий (организаций);
- отдельные здания, хозяйственные постройки, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности.
1.6. Активы действующих предприятий, имеющиеся на балансе предприятий, передаются на реализацию в порядке и на условиях, предусмотренных в договоре купли-продажи.
2. Подготовка к проведению аукционов
2.1. Продавцами или арендодателями объектов разгосударствления и приватизации выступают:
по объектам, относящимся к государственной собственности Республики Татарстан, - Государственный комитет Республики Татарстан по управлению госимуществом;
по объектам, относящимся к коммунальной собственности районов, городов, - комитет по управлению коммунальным имуществом.
Указанные органы именуются в дальнейшем "Продавец".
2.2. Представителем комитета на аукционе является аукционная комиссия, состав которой утверждается комитетом. Продавцам разрешается делегировать право реализации объектов на аукционе предприятиям, организациям, другим юридическим лицам.
2.3. Для организации проведения аукциона комиссия по приватизации или отраслевое управление (отдел, агентство) в недельный срок после принятия решения продавцом о продаже объекта на аукционе передает в Фонд учета и реализации государственного и коммунального имущества ГКИ РТ или аукционной комиссии следующие материалы:
- каталог сведений о продаваемом (передаваемом в аренду) объекте, подписанный председателем комиссии по приватизации или начальником управления;
- проект информационного сообщения о продаваемом (передаваемом в аренду) объекте;
- договор купли-продажи (аренды) в 2-х экз.
2.4. Каталог сведений о продаваемом (передаваемом в аренду) объекте может содержать следующие сведения:
а) в случае продажи (передачи в аренду) на аукционе предприятия или его частей:
наименование и местонахождение продаваемого (передаваемого в аренду) предприятия;
площадь земельного участка и характеристику расположенных на нем строений;
объем и основную номенклатуру выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, ее долю на товарном рынке, численность и состав работающих на предприятий;
перечень и оценочную стоимость основных фондов по группам, включая объекты непроизводственного назначения;
начатые инвестиционные проекты, их сметную стоимость и произведенные затраты;
состояние (состав) денежных средств;
запасы материальных ценностей;
наличие принадлежащих предприятию ценных бумаг и долей, паев в уставных капиталах других предприятий;
наличие нематериальных активов (патенты, торговая марка и другие);
обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
годовой баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках за последний год;
б) в случае продажи на аукционе активов ликвидированного предприятия, незавершенного строительства, приводятся их основные характеристики;
в) в любом случае:
форма проведения аукциона;
начальная цена объекта, предлагаемого на аукционе;
форма платежа, условия предоставления рассрочки, если она предусмотрена продавцом;
порядок предварительного ознакомления участников аукциона с объектом;
размер суммы залога (определяется аукционной комиссией, но не должен превышать 15% от начальной цены).
При этом должна быть указана форма предоставления указанных сведений покупателям.
2.5. Проект информационного сообщения должен содержать:
- местонахождение и основная специализация для предприятий-производителей;
- оценочную стоимость имущества (начальная цена);
- площадь помещения;
- форма платежа и порядок расчетов;
- дата проведения аукциона;
- место приема заявок;
- начало и окончание приема заявок;
- контактные телефоны продавца для получения более подробной информации об условиях проведения аукционов.
2.6. Договор купли-продажи должен содержать:
- наименование продаваемого объекта;
- сведения о продавце, его местонахождение;
- порядок передачи объекта, форма и сроки платежа.
Договор аренды должен предусматривать обязательства:
арендодателя - предоставить имущество на определенный срок в состоянии, соответствующем условиям договора;
арендатором - пользоваться имуществом в соответствии с условием договора и назначением имущества, поддерживать имущество в исправном состоянии, вносить арендную плату, возвратить имущество после прекращения договора арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом износа или в состоянии, обусловленном договором, за исключением случаев выкупа имущества.
В случае необходимости в договоре купли-продажи (аренды) на определенный срок могут предусматриваться следующие условия:
- сохранения профиля предприятия, номенклатуры выпускаемой продукции и минимальных объемов ее производства;
- поставка продукции определенным потребителям;
- осуществление мероприятий по экологической безопасности и защите окружающей среды;
- содержание объектов социально-бытового назначения и производственной инфраструктуры, сохранение условий их функционирования;
- удовлетворение социально-бытовых нужд работников предприятия и другие условия.
2.7. Аукционная комиссия организует публикацию информационного сообщения об объекте, предлагаемом для продажи (передачи в аренду) на аукционе, в средствах массовой информации не позднее, чем за две недели до объявленной даты проведения аукциона на двух государственных языках (русском и татарском). В случае необходимости публикацию в средствах массовой информации за пределами Республики Татарстан.
При этом дополнительно указывается:
- срок проведения аукциона;
- срок приема заявок на участие в аукционе;
- дата, место и время проведения аукциона;
- номер контактного телефона.
2.8. С момента опубликования информационного сообщения в печати всем желающим юридическим и физическим лицам аукционная комиссия предоставляет возможность предварительно ознакомиться с объектом разгосударствления и приватизации.
Приглашения для предварительного ознакомления выдаются аукционной комиссией и предоставляются за плату, размеры которой устанавливает аукционная комиссия. Форма приглашения, конкретные сроки и условия ознакомления с объектами устанавливаются аукционной комиссией.
Аукционная комиссия определяет условия и порядок ознакомления с объектом и документацией по нему.
3. Условия участия в аукционах покупателей
3.1. К участию на аукционе допускаются: - члены трудового коллектива предприятия или технологически обособленного подразделения;
- другие граждане и их объединения;
- юридические лица, в уставном фонде которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений) и иных общественных фондов составляет менее 25%;
- иностранные юридические лица и граждане;
- лица без гражданства,
своевременно подавшие заявку на участие в аукционе и другие необходимые документы, перечисленные в п.3.2., и внесшие в установленном порядке сумму залога, указанную в информационном сообщении.
Особенности участия в аукционах иностранных юридических лиц и граждан регулируются законодательством Республики Татарстан.
3.2. Для участия в аукционе в адрес аукционной комиссии необходимо представить следующие документы:
- заявку на участие в аукционе по формам, указанным в приложениях 1-5 к настоящему положению;
- при проведении закрытого аукциона (см. п.4.4.) - предложение о цене объекта, запечатанное в отдельном конверте, который при приеме опечатывается сургучом и печатью комитета;
- платежный документ, подтверждающий внесение залога на расчетный счет продавца, указанный в информационном сообщении об аукционе, по каждому объекту отдельно (трудовым коллективом залог не вносится. В случае повторного участия трудового коллектива в аукционе по покупке этого же объекта, залог вносится).
Юридические лица дополнительно представляют копии учредительных документов и информацию о доле государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов в уставном капитале (выписку из реестра акционеров).
Для участия в аукционе по приобретению государственного или коммунального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива должны создать товарищество на основе договора между членами коллектива и представить в аукционную комиссию.
Заявки на участие в открытом аукционе принимаются от покупателя либо его полномочного представителя.
Заявки регистрируются в журнале регистрации заявок в день их поступления.
Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению, если об участии в аукционе приняло решение большинство членов трудового коллектива, что подтверждается их подписями.
Прием заявок прекращается в срок, указанный в информационном сообщении.
3.3. Лицам, допущенным к участию в открытом аукционе, выдается билет участника аукциона, включающий в себя: номер лота объекта продажи (передачи в аренду), наименование объекта продажи (передачи в аренду), основные условия проведения аукциона. Билет предоставляется участнику на основании полученной от него заявки и по предъявлению платежного документа о внесении суммы залога на расчетный счет продавца и оплаты стоимости билета участника. Стоимость билета участника аукциона устанавливается аукционной комиссией.
Покупатель получает статус участника аукциона с момента получения билета участника. Утерянный билет участника не восстанавливается, а приобретается вновь.
В случае проведения открытого аукциона для лиц, не являющихся участниками аукциона, продаются входные билеты. Цена входного билета устанавливается аукционной комиссией.
Участнику закрытого аукциона высылается письменное уведомление о получении его заявки с указанием даты ее регистрации.
Участники аукциона знакомятся с настоящим положением об аукционах, договором купли-продажи (аренды), условиями эксплуатации объектов разгосударствления и приватизации.
3.5. Сведения о лицах, подавших заявку на участие в аукционе, не подлежат оглашению без их согласия.
3.6. Заявителю может быть отказано в участии на аукционе, если:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии с Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)";
- лицо, подавшее заявку, не представило в срок обязательных документов, предусмотренных в п.3.2. настоящего положения.
Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
3.7. При проведении закрытого аукциона (см. п.4.3.) с момента опубликования информационного сообщения о закрытом аукционе до момента его окончания участникам запрещается обмениваться информацией или разглашать информацию о подаваемых ими предложениях. Невыполнение этого требования квалифицируется как нарушение правил аукциона.
4. Порядок проведения аукционов
4.1. Форму проведения аукциона (открытый или закрытый) определяет комиссия по приватизации объекта или аукционная комиссия, после принятия решения Продавцом о проведении аукциона.
4.2. Аукционная комиссия имеет право проводить аукцион сама или для подготовки и проведения аукциона заключать договор с посредником.
4.3. Порядок проведения открытого аукциона состоит в следующем:
4.3.1. Аукцион проводит аукционист, нанимаемый аукционной комиссией или посредником. Аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, краткой характеристики и начальной цены объекта, а также шага аукциона. Шаг аукциона задается в пределах от 5% до 15% от начальной цены. Начальная цена объекта устанавливается более, чем на 5% выше оценочной стоимости.
Шаг аукциона, смена шага аукциона определяются аукционной комиссией по каждому объекту отдельно. В случае проведения аукциона посредником, шаг аукциона, смена шага аукциона оговариваются в договоре, заключаемом с посредником.
4.3.2. Торги начинаются с объявления начальной цены объекта. В процессе торгов аукционист называет цену, а покупатели сообщают о готовности купить объект по данной цене поднятием билета. После объявления очередной цены аукционист называет номер билета покупателя, который с точки зрения аукциониста, первым поднял билет. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.
При отсутствии покупателей, готовых купить объект по данной цене, аукционист повторяет эту цену три раза.
4.3.3. Торги завершаются, когда после троекратного объявления очередной цены ни один из покупателей не поднял билет. Победителем аукциона становится покупатель, номер билета которого был назван аукционистом последним.
По завершении торгов, аукционист объявляет о продаже выставленного объекта, называет продажную цену и номер билета победителя.
4.3.4. Если после троекратного объявления начальной цены ни один из покупателей не поднял билет, аукцион признается несостоявшимся и объект возвращается продавцу.
4.4. Закрытый аукцион проводится в следующем порядке:
4.4.1. Закрытый аукцион проводит аукционная комиссия.
4.4.2. По окончании срок приема заявок аукционной комиссией составляет протокол о принятых заявках по каждому объекту отдельно, подписываемый председателем и секретарем аукционной комиссии.
Сокрытие заявок на участие в закрытом аукционе, их неучет при подведении итого влечет за собой административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Штраф налагается на председателя аукционной комиссии. Результаты закрытого аукциона в этом случае признаются недействительными, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.4.3. Вскрытие конвертов с предложениями участников о цене и подведение окончательных итогов закрытого аукциона проводятся в трехдневный срок после окончания приема заявок.
Учитываются только заявки, которые поступили в течение срока закрытого аукциона.
Победителем закрытого аукциона становится покупатель, предложивший наивысшую цену.
В случае, если предложения двух или более участников аукциона содержат наивысшую цену, победителем становится тот из них, чья заявка была подана ранее. Если и это не приводит к выявлению победителя, аукционная комиссия проводит жеребьевку для выявления победителя или проводятся торги, где победителем становится участник, предложивший наивысшую цену.
При вскрытии конвертов и подведении итогов могут присутствовать покупатели или их доверенные лица, представители Советов народных депутатов, средств массовой информации и другие граждане.
По результатам закрытого аукциона аукционная комиссия оформляет протокол о результатах аукциона (см.приложение 7), который подписывается председателем аукционной комиссии.
В случае, если покупатель отсутствует при объявлении результатов аукциона, аукционная комиссия извещает победителя о результатах аукциона почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
4.5. Победитель открытого аукциона должен в течение 30 минут после окончания торгов подписать протокол о результатах аукциона (см.приложение 7). Протокол подписывается в двух экземплярах покупателем или его полномочным представителем и председателем аукционной комиссии.
Одних экземпляр протокола о результатах аукциона выдается покупателю и является документом, удостоверяющим право покупателя на заключение договора купли-продажи (аренды) данного объекта.
4.6. Если победитель аукциона в течение 30 минут после окончания открытого аукциона (или 10-дневный срок со дня получения уведомления для закрытого аукциона) не подписал протокол о результатах аукциона, то данный аукцион считается несостоявшимся, объект возвращается продавцу, залог победителю на возвращается, или по решению аукционной комиссии право на приобретение объекта получает участник, предложивший предыдущую цену. Если проводился закрытый аукцион, то право на приобретение объекта приобретает участник, предложивший предыдущую цену. Если и этот участник отказывается от подписания протокола о результатах аукциона, то результаты закрытого аукциона аннулируются.
4.7. Покупатель, выигравший аукцион, не уплативший окончательной суммы, к следующим торгам может быть допущен по решению аукционной комиссии.
4.8. Аукцион объявляется несостоявшимся в случае:
- если никто из покупателей не сделал начальный шаг, установленный аукционной комиссией;
- если покупатель в 30-дневный срок после подписания протокола о результатах аукциона не оплатил стоимость объекта приватизации;
- если на торгах по конкретному объекту участвовало менее двух участников.
4.9. Информация об итогах аукциона публикуется аукционной комиссией в 15-дневный срок в местных или республиканских средствах массовой информации после утверждения итогов аукциона. Решение о необходимости и формах публикации итогов закрытого аукциона принимается аукционной комиссией.
5. Оформление права собственности и права
аренды. Расчеты с участниками аукциона
5.1. Не позднее, чем в 30-дневный срок с момента подписания протокола о результатах аукциона в соответствии со сроками и формой платежа покупатель обязан перевести на расчетный счет продавца установленную сумму.
В случае, если покупатель не переведет установленную протоколом о результатах аукциона сумму в указанные сроки, протокол о результатах аукциона аннулируется, а сумма внесенного залога покупателю не возвращается.
5.2. Не позднее, чем в 10-дневный срок со дня уплаты покупателем установленной суммы:
- Продавец утверждает результаты аукциона по материалам, подготовленным аукционной комиссией и не позднее 3-х дней после утверждения подписывает договор купли-продажи (аренды). После чего аукционная комиссия приглашает покупателя для подписания договора купли-продажи (аренды) с его стороны;
- на основании договора купли-продажи Продавец выдает покупателю свидетельство о праве собственности.
5.3. Покупателю, приобретшему объект (право на заключение договора аренды) на аукционе, сумма залога включается в сумму его платежа по сделке. Всем остальным участникам аукциона залог возвращается аукционной комиссией не позднее, чем в 10-дневный срок с момента подписания протокола о результатах аукциона.
5.4. Право собственности (право аренды) на объект разгосударствления и приватизации переходит от продавца к покупателю при выполнении условий договора купли-продажи и получения свидетельства о праве собственности.
6. Распределение выручки от продажи объектов приватизации и
передачи в аренду объектов разгосударствления на аукционе
6.1. Выручка от продажи объектов разгосударствления и приватизации на аукционе образуется за счет денежных средств, поступивших от покупателей, продажи билетов на аукцион, сборов и сумм невозвращаемого в установленном порядке залога.
6.2. Из выручки, получаемой продавцом, покрываются расходы на организацию и проведение аукциона по смете, разработанной аукционной комиссией и утвержденной Продавцом, а также премирование членов аукционной комиссии и других лиц, участвовавших в подготовке и проведении аукциона.
6.3. Вырученные средства от продажи объектов распределяются в соответствии с действующим законодательством Республики Татарстан и нормативными актами.
7. Льготы трудовых коллективов при
приватизации объектов на аукционе
7.1. При приобретении объекта приватизации (права на заключение договора аренды) не трудовым коллективом 10 процентов денежных средств, но не более 10 минимальных окладов, установленных законодательством Республики Татарстан на дату продажи на одного члена трудового коллектива, полученных от продажи объекта, передается в собственность трудового коллектива и распределяется между его членами в порядке и размерах, определяемых общим собранием.
7.2. При условии приобретения объекта приватизации (права на заключение договора аренды) товариществом (акционерным обществом закрытого типа), созданным частью членов трудового коллектива, 10 процентов денежных средств, но не более 10 минимальных окладов, установленных законодательством Республики Татарстан на дату продажи на одного члена трудового коллектива, полученных от продажи объекта, распределяется между членами трудового коллектива, не вошедшими в состав товарищества (акционерного общества закрытого типа), и распределяются между ними равными долями.
7.3. При приобретении трудовым коллективом объекта приватизации, ему предоставляется скидка 30% с цены продажи.
8. Недействительность сделок разгосударствления и
приватизации на аукционе. Ответственность сторон
8.1. Сделки разгосударствления и приватизации объектов собственности на аукционе признаются недействительными в случаях и порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)".
8.2. Споры о признании недействительными сделок разгосударствления и приватизации на аукционе рассматриваются в суде или арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение "О разгосударствлении и приватизации государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан на аукционе", утверждено Постановлением Госкомитета РТ по управлению госимуществом от 20 октября 1994 г. N 371
Текст положения опубликован в Сборнике Госкомимущества РТ "Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан", 1995 год, Выпуск 11
Постановлением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 17 декабря 2008 г. N 15 постановление, утвердившее настоящее Положение, признано утратившим силу