Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 декабря 2000 г. N Зп-1-111/2000
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи Ф-ой,
с участием прокурора С-на,
при секретаре Г-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению части 2 и 3 ст.17 Закона Республики Татарстан от 16 января 1997 года N 1000 "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 28 апреля 1999 года N 2102).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора С-на и представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-ой, судебная коллегия установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению части 2 и 3 ст.17 Закона Республики Татарстан от 16 января 1997 года N 1000 "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 28 апреля 1999 года N 2102).
В обоснование заявления указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального законодательства.
Прокурор просил признать данные положения закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал, пояснив, что вопросы административное законодательство отнесено# к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва заявленные требования не признала, пояснив, что в настоящее время решается вопрос о внесении изменений и дополнений в указанный Закон. Прокурор РТ обратился в Госсовет республики с законопроектом, который рассматривается Комиссией Госсовета. Для принятия этого закона необходимо время, установленная процедура принятия законов должна быть соблюдена. Установлен двухгодичный срок для приведения законов субъекта федерации в соответствие с федеральным законодательством. Этот срок не истек, и данный вопрос будет решен.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к совместному ведении# Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 ст.76 данной Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации действует федеральный закон.
В силу ч.1 статьи 77 Конституции РФ, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Поскольку административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не должен противоречить федеральным законам.
В главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющей подведомственность дел об административных правонарушениях, Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Государственном комитете Республики Татарстан по защите прав потребителей и ее территориальные органы при территориальных (районных, городских) комитетах по защите прав потребителей отсутствуют, то есть они не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Ст.13 Федерального закона от 8 июля 1999 года N 147-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" рассмотрение дел об административных правоотношениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к компетенции органов внутренних дел, налоговых органов, органов налоговой полиции, органов государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также районных судов (мировых судей).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Федеральный закон от 8 июля 1999 года имеет N 143-ФЗ, а не N 147-ФЗ, как указано выше
Между тем, в соответствии с ч.2 и 3 ст.17 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3 (часть 2), 7, 10, 14, 15 и 16 настоящего Закона, рассматриваются также Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Государственном комитете Республики Татарстан по защите прав потребителей и (за исключением правонарушений, предусмотренных статьей 16) ее уполномоченными территориальными органами при территориальных (районных, городских) комитетах по защите прав потребителей.
Дела об административных правонарушениях от имени Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Государственном комитете Республики Татарстан по защите прав потребителей рассматриваются начальником Государственной инспекции или его заместителями; от имени ее уполномоченного территориального органа - руководителем или его заместителями.
При таком положении указанные нормы Закона Республики Татарстан являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что в настоящее время рассматривается законопроект о внесении изменений в данный республиканский закон, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в судебном порядке.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу, части 2 и 3 ст.17 Закона Республики Татарстан от 16 января 1997 года N 1000 "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 28 апреля 1999 года N 2102).
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 25 декабря 2000 г. N Зп-1-111/2000
Решение вступило в законную силу 23 февраля 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника