Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанского Совета народных
депутатов от 30 сентября 2004 г. N 7-20
Программа
"Семья Казани" на 2004-2014 годы
Введение
В настоящее время в результате глубокого системного кризиса в обществе крайне обострились проблемы семьи, одним из последствий которого является сокращение населения. Все эти проблемы являются зеркальным отражением демографической ситуации в целом по России.
Тем не менее, продолжающееся ухудшение социально-экономической и демографической ситуации требует разработки сильной программы семейного строительства, способной эффективно противостоять всем отрицательным проявлениям и последствиям системного кризиса.
Ощущение необходимости комплексного подхода к решению семейных проблем определило направление деятельности администрации г.Казани по отношению к разработке городской семейной программы "Семья Казани".
Программа предусматривает взаимодействие государственных органов с научно-исследовательскими организациями, системой адресной социальной защиты, учреждениями дошкольного, общего и профессионального образования, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры, советами местного самоуправления и конфессионального управления, средствами массовой информации, общественными организациями г.Казани, уставные цели которых находятся в русле семейной проблематики.
Некоторые демографические показатели состояния населения г.Казани
В последнее десятилетие проявился ряд неблагоприятных тенденций в медико-статистических и демографических показателях города Казани. Отмечалось падение рождаемости с 16,1 на 1000 населения в 1998 г. до 7,9 на 1000 населения в 2000 г. (т.е. в 1,9 раза), с ростом с 2001 г. до 9,5 на 1000 населения по итогам 2003 г.
Смертность населения возросла с 9,6 на 1000 населения в 1998 г. до 14,0 на 1000 населения в 2003 г. (т.е. в 1,4 раза).
Продолжается рост общей заболеваемости населения в основном за счет роста заболеваемости детского и подросткового возраста, с 1998 по 2000 годы заболеваемость выросла на 6,2%, со снижением в период с 2000 г. до 2003 г. на 3%.
В структуре всей заболеваемости населения доля инфекционных и паразитарных заболеваний составляет 35-45%. Высока заболеваемость гриппом, острыми респираторными инфекциями.
В условиях демографического кризиса особое значение приобретает качество здоровья вновь рождающегося поколения. Тенденция ухудшения здоровья детского населения приняла устойчивый характер. В г.Казани ежегодно каждый ребенок болеет в среднем 1,8 раза. Немаловажную роль в ухудшении здоровья детей играет состояние здоровья беременных. В последние годы отмечается неуклонный рост числа основных заболеваний, влияющих на течение беременности, исход родов и состояние плода: болезни мочеполовой системы, системы кровообращения, эндокринная патология. В результате отмечается снижение числа нормальных родов - до 34% от всех родов.
При анализе данных распространенности заболеваний среди школьников отмечается рост хронических заболеваний в 2003 г. в 1,2 раза. Увеличение хронической заболеваемости идет за счет заболеваний органов зрения, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЛОР-органов и желудочно-кишечного тракта.
В деле охраны здоровья детей имеются большие проблемы: низкий охват детей горячим питанием в школах, недостаточное количество загородных оздоровительных лагерей, нет санаториев для детей старшего школьного возраста.
При росте количества браков (2000 год - 5748 браков, 2003 год - 8274) увеличивается число разводов (2000 год - 4055, 2003 год - 5948), что привело к росту количества неполных семей за период с 2000 по 2003 гг. в 1,4 раза.
Продолжает ухудшаться материальное положение семей. При среднемесячной заработной плате в бюджетной сфере в 2003 году 3334 руб. минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи составлял 4157 руб., рациональный потребительский бюджет - 13196,9 руб. Таким образом, отношение среднемесячной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету составляет 80%, к рациональному - 25%.
Ухудшение экономического состояния семьи не может не сказаться на состоянии преступности, в т.ч. и подростковой. За последний год возросло число имущественных преступлений среди несовершеннолетних на 21%.
Количество пожилых людей возросло до 26% от общего населения, что в свою очередь требует увеличения дополнительных социальных гарантий. На сегодняшний день обеспеченность учреждениями социального обслуживания удовлетворяет потребность населения лишь на 84%.
Нестабильное материальное положение подавляющего большинства семей, ограничение в получении качественного медицинского обслуживания ведет к ухудшению здоровья населения. Прослеживается тенденция увеличения количества инвалидов: ежегодно на 3,5 тыс.человек, в 2004 году их насчитывается 62,0 тыс.человек.
Изменить сложившуюся ситуацию, улучшить социальное самочувствие в городе смогут лишь комплексные подходы к организации работы по укреплению социального института семьи, новые технологии социокультурной работы с населением: необходимо развивать различные формы самопомощи и взаимной поддержки семей, социальное партнерство и негосударственные формы социальной поддержки и защиты семей.
Концепция программы
Семья, как первичный социальный институт, представляет собой основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной заботой и ответственностью родителей и детей.
Семья выполняет свои системообразующие функции - экономическую, репродуктивную, воспитательную, психологическую, жизнеохранительную и является одним из основных социализирующих институтов, охватывающих практически все население города Казани. Многофункциональность семьи свидетельствует как об уникальности ее социальной природы, так и о многообразии ее взаимоотношений с обществом и государством.
Концепция целевой программы "Семья Казани" базируется на принципе системно-структурного подхода к анализу состояния вопроса, выявлению существующих проблем, постановке целей и задач по их разрешению. Такой подход позволяет, с одной стороны, обеспечить комплексное решение различных проблем развития института семьи в г.Казани, а с другой стороны, создает научно-методическую основу координации деятельности на территории города подразделений различных министерств, государственных комитетов и ведомств по вопросам семейной политики.
В настоящее время решением семейных проблем занимаются многочисленные государственные, общественные и религиозные учреждения. Например, учреждения образования взаимодействуют с семьей в плане воспитания и образования учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования. Органы здравоохранения занимаются вопросами планирования семьи, медицинскими аспектами здорового образа жизни и деторождения. Органы социального обеспечения осуществляют адресную социальную защиту семей и отдельных граждан, местные органы самоуправления в большей степени ориентированы на бытовые проблемы семьи. На органы ЗАГС возложена функция государственной регистрации актов гражданского состояния - рождения, смерти, браков, разводов, установления отцовства, усыновления. В то же время, общественные организации ориентированы на роль посредников между властью и обществом, органами государственного управления и семьей, миссия духовных учреждений - решение проблем души.
Формирование концептуального пространства программы обеспечивается многомерным рассмотрением системы взаимодействующих социальных институтов, выделением различных уровней общения между субъектами социальной жизни города, а также иерархических уровней управления в г.Казани.
Социальные институты по отношению друг к другу являются относительно независимыми структурными образованиями общества, его базисными компонентами. В частности, базисность семьи как социального института вытекает из ее функций, которые, в совокупности и в системной взаимосвязи, не могут быть реализованы ни одним из других институтов общества. Это вытекает из сущности семьи как малой социальной группы общества, являющейся важнейшей формой организации быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
В то же время в обществе действует закон круговой причинности, по которому состояние одного социального института с течением времени оказывает влияние на состояние других институтов. Так, например, на состояние институтов экономики существенное влияние оказывает состояние институтов государства, а состояние института семьи, с одной стороны, зависит от состояния институтов государства и экономики, но, с другой стороны, состояние института семьи оказывает и обратное влияние на состояние экономики и государства.
Действие закона круговой причинности обеспечивается тем, что субъекты различных социальных институтов взаимодействуют на нескольких уровнях общения и иерархического управления.
На уровне физического общения социальные институты связаны с семьей на основе того, что человек обладает физиологическими и материальными потребностями, выражающимися при его взаимодействии с окружающими объектами и людьми на самой близкой коммуникативной дистанции. Дело в том, что именно в рамках семьи сосредоточивается большая часть деятельности человека, лежащей вне сферы общественного производства и связанной с удовлетворением его многообразных потребностей, связанных с физической природой человека.
С уровнем физического общения связана реализация семьей таких своих специфических функций, как
- экономическая и хозяйственно-бытовая функция;
- репродуктивная (генеративная) функция семьи;
- гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса.
В частности, на этом уровне определяется комплекс мероприятий программы, связанный с взаимодействием институтов личности и семьи:
- созданием материально-бытовых условий в семье для нормального развития будущих детей, для нормального протекания беременности женщины и вынашиванию ею плода;
- созданием материально-бытовых условий в семье для нормального развития новорожденного ребенка и в дошкольный период от 1 до 3 лет, который играет определяющее значение для развития личности на протяжении всей ее последующей жизни;
- созданием материально-бытовых условий в семье для нормального развития личности ребенка в старшем дошкольном периоде и успешной учебы в начальной, основной и средней общеобразовательной школе;
- созданием материально-бытовых условий в семье для формирования в человеке его уникальных специфических талантов и способностей;
- материальная поддержка семьи в вопросах, связанных с получением ее членами профессионального образования (начального, среднего, высшего, послевузовского), в том числе материально-бытовая поддержка студенческих семей;
- материально-бытовая поддержка молодых специалистов, испытывающих трудности в связи с созданием своей семьи и воспитанием своих детей и т.д.
Другие "узловые" точки концептуального пространства программы на этом уровне определяют
комплекс мероприятий, связанный с нормализацией семейного быта, в т. ч. с созданием возможностей и условий для ускоренного решения проблем жилищного обустройства семьи и т.д.;
комплекс мероприятий программы, связанный с социально-экономической стороной жизни семьи:
- адресной оптимизацией структуры доходов семьи: формирование системы социальных пособий и льгот, ориентированных на обеспечение выполнения семьей своих основных функций, жилищные субсидии и т.д.;
- адресной оптимизацией структуры расходов семьи: например, формирование системы льгот по оплате коммунальных услуг до достижения детьми в семье определенного возраста (в настоящее время в г.Казани оплата газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализования, лифта, вывоза твердых и жидких отходов осуществляется с каждого человека, проживающего в квартире, независимо от типа семьи и возраста человека);
- адресной оптимизацией структуры расходов семьи, связанных с воспитанием и обучением на различных уровнях общего и профессионального образования;
- развитием семейно-ориентированных форм услуг учреждений здравоохранения;
- формированием в структуре бюджетных учреждений и государственных предприятий подразделений, ориентированных на оказание помощи семьям, в первую очередь семьям своих сотрудников;
- стимулирование развития частного предпринимательства, ориентированного на оказание услуг семье, на применение надомного труда женщин, инвалидов, подростков и т.д.;
- мероприятия по развитию форм бизнеса, ориентированных на организацию семейных праздников, семейного отдыха и т.д.
На этом же уровне определяется также комплекс мероприятий программы, связанный с отношением духовных институтов общества по отношению к семейному быту и семейной экономике, ее гедонистической и репродуктивной функциям. Эти мероприятия ориентированы на более активное проявление духовными институтами своей позиции в оптимальном решении этих вопросов.
Выделяется также комплекс мероприятий, связанный с деятельностью в городе органов различных политических партий, благотворительных организаций, органов общественного самоуправления в области семейной проблематики на уровне конкретной помощи в улучшении быта и жизни тех или иных категорий семей.
Психологический уровень. Этот уровень отражает аспект отношений в поведении человека, когда на первый план выступает не физический контакт, а "родство душ" и сопереживание близкому человеку (в дружбе, любви, семье). Память, оставшаяся о человеке, хорошем отце и муже, друге и любимом, - добром и верном, надежном и требовательном, нежном и заботливом, - является лучшей оценкой поведения человека на психологическом уровне, на котором удовлетворяются его эмоциональные потребности. Залогом положительных результатов отношений здесь также является близкая коммуникативная дистанция.
С уровнем психологического общения связана реализация семьей таких своих специфических функций, как функция эмоционального удовлетворения и рекреационно-психотерапевтическая функция.
В соответствии с этим определяется следующие мероприятия:
- по повышению психологической культуры населения в вопросах семейного образа жизни, по психологической коррекции семейного поведения человека, психологической помощи личности в вопросах семьи и брака;
- в области психологии внутрисемейных отношений, по психологическому разрешению причин внутрисемейных конфликтов, семейного неблагополучия.
На этом же уровне общения определяется причастность духовных институтов к формированию психологической атмосферы в семьях горожан, а также необходимость их самоопределения в способах и методах влияния на процессы эмоционально-психологического развития семей.
В связи с этим рассматривается взаимодействие семьи с социально-экономическими институтами.
Поскольку психологическое состояние семьи во многом определяется характером восприятия людьми их экономического состояния и тенденций его изменения, то субъекты экономики обязаны реализовывать мероприятия по соответствующей интерпретации текущего и перспективного развития страны, республики, города, конкретных предприятий, а также отдельных направлений профессионального труда и занятости населения. В свою очередь, психологическое состояние семей существенно влияет на возможности развития финансово-банковской сферы города и многих направлений реальной экономики. В определенной степени аналогичное психологическое взаимовлияние оказывают друг на друга общественные институты и социальный институт.
На этом же уровне определяются мероприятия по улучшению доверия семей органам государственной власти и управления, которые обязаны системно реализовывать мероприятия по соответствующей интерпретации и объяснению представителям семей текущего и перспективного развития страны, республики, города, конкретных предприятий, а также отдельных направлений профессионального труда и занятости населения. Важнейшее значение в связи с этим приобретают мероприятия по формированию семейной психологической культуры населения учреждениями образования, социальной защиты, органов ЗАГС, здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Социальный уровень семейного общения относится к проявлениям ее как целостного субъекта, к поведению ее представителей в формальных отношениях, в которых необходимо учитывать социальные нормы поведения и сохранять относительно далекую дистанцию в общественных взаимоотношениях. На социальном уровне происходит самооценка семьей себя, других семей, их общественного положения, результатов семейной жизнедеятельности и соизмерение их с существующими в обществе семейными стандартами или нормами - научными, общественными, морально-этическими и др. Как следствие этой самооценки происходит приспособление, адаптация семей к существующим или изменившимся правилам и порядкам.
С уровнем социального общения связана реализация семьей такой своей специфической функции, как функция первичной социализации детей.
В связи с этим на этом уровне общения можно говорить о системе мероприятий по формированию у всех субъектов семейного строительства, представляющих различные социальные институты, социальной семейной рефлексии.
Исходя из этого определяется совокупность мероприятий программы по усвоению и содействию оптимальной реализации каждой личностью системы семейных социальных ролей: сына, дочери, жениха, невесты, мужа, жены, зятя, невестки, тестя, тещи, свекра, свекрови, матери, отца, бабушки, дедушки. Оптимальное исполнение личностью этих ролей в те или иные периоды ее жизненного пути есть личностное проявление социальной семейной рефлексии, т.е. способности личности критично оценивать свое социальное положение и полноту исполнения ею соответствующих семейных ролей. Это связано с тем, что объект семейного воспитания и в то же время субъект семейного строительства, человек формируется как потенциальный и дееспособный семьянин по следующим линиям личностного развития:
- линия присвоения ценностей семейного образа жизни;
- линия усвоения знаний и умений для проигрывания системы семейных ролей;
- линия формирования семейных образов и стереотипов поведения в семье и по отношению к семье;
- линия приобретения социальной практики по проигрыванию системы семейных ролей.
С социальным уровнем в концептуальном пространстве связаны мероприятия программы по формированию социальной рефлексии семьи как активного субъекта семейного строительства, осознанию ею как своих прав, так и своей социальной ответственности перед прошлыми, живущими и будущими поколениями, формированию готовности семьи к заключению социального контракта с обществом и государством. Как известно, семья является открытой самоорганизующейся системой, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Этот взаимообмен базируется на том, что семья, как социальный институт, призвана возвращать обществу обновленную социальную энергию. Носителем этой энергии является Человек. В связи с этим в семье должно обеспечиваться воспроизводство человеческого материала в достаточном количестве и нужном обществу качестве. Поэтому концептуальной основой семейной программы должно быть единство прав и обязанностей семьи: с одной стороны общество и государство создают условия для нормального саморазвития семьи, с другой - семья с момента своего создания достаточно твердо должна быть ориентирована на исполнение своих обязательств перед обществом.
С другой стороны, выделяется "узловая" точка, которая символизирует семейную рефлексию субъектов, представляющих духовные и общественные институты общества, их ответственное и активное участие на уровне социального общения в процессах семейного строительства.
На этом же уровне представлены мероприятия по формированию социальной семейной рефлексии у всех субъектов, относящихся к социально-экономическим институтам:
- чувства социальной ответственности субъектов экономики как в отношении благополучия семей их клиентов, так и в отношении семей своих сотрудников;
- ответственности органов и учреждений образования за качество подготовки молодежи к исполнению семейных ролей, за состояние внутрисемейных педагогических процессов, за состояние раннего развития детей в семье в период до 3 лет и от 3 до 7 лет и т.д.
Чрезвычайно важную роль играет социальная семейная рефлексия органов власти и государственного управления, а именно комплекс мероприятий по формированию и реализации семейной политики на соответствующих иерархических уровнях управления, по осуществлению мониторинга состояния института семьи и оперативной коррекции семейной политики по его результатам.
Информационный (интеллектуальный) уровень. На этом уровне семья, условно говоря, общается со всем миром, сохраняя с ним максимально далекую дистанцию. При этом необходимо учитывать, что на жизнедеятельность семьи огромное влияние оказывает среда, которую можно рассматривать как многомерное пространство. Направления измерений этого пространства составляют: экономическая среда, социальная среда, общинно-родовая среда, национальная среда, конфессиональная среда, географическая среда (город как географическая структура), информационная среда, экологическая среда и т.д. Каждое из этих измерений, в свою очередь, может распадаться на систему взаимодействующих измерений подпространств. Так, например, национальная среда семьи, как правило, неоднородна: семью могут окружать представители как "титульной" нации (по отношению к данному региону или по отношению к национальному самоопределению данной семьи), так и представители других национальностей, которые также оказывают определенное воздействие на семью. Таким образом, можно говорить о многонациональной среде или о многоконфессиональной среде информационно-интеллектуального общения субъектов семейного строительства.
На этом уровне определяются мероприятия программы по семейному просвещению жителей г.Казани, приобретению ими необходимых знаний и умений для оптимального исполнения семейных ролей:
- информационная помощь в организации знакомств людей с целью создания семейных союзов;
- работа школ будущей семьи, школ молодоженов, школ молодой семьи, школ молодой матери, молодого отца, "семейной школы";
- формирование правовой грамотности населения в вопросах семьи и брака, регистрации актов гражданского состояния;
- освещение путей и способов решения семейных проблем на радио и телевидении, в печатных средствах массовой информации, на специализированных сайтах в сети Интернет;
- создание возможностей для оказания консультативной помощи населению по различным проблемам, связанным с семейным образом жизни или с проживанием вне семьи и т.д.
Соответствующая "узловая" точка программы определяет мероприятия по развитию возможностей для информационно-интеллектуального развития семейных сообществ:
- льготные условия подписки на периодические издания для категорий семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- льготные условия для семей, нуждающихся в социальной поддержке, для установки телефона, проведения линий кабельного телевидения, выделенных линий для подключения жилых зданий к сети Интернет и т.п.;
Другая "узловая" точка представляет систему мероприятий, проводимых субъектами духовных институтов по информационному воздействию на семью с целью трансляции системы образов, определяющих желательные с их точки зрения образцы социального семейного поведения:
- мероприятия учреждений различных религиозных конфессий, расположенных в г.Казани;
- мероприятия учреждений и организаций, реализующих программы национального возрождения;
- публикация и распространение в городе научно-популярных и публицистических книг серии "Нравственное наследие" - "100 семей Татарстана", "Семья Татарстана", "Нравственный кодекс семьи Республики Татарстан", "Татар гаилэсенен усеш программасы", "Татар гаиласенен ахлак кануны" и др.
Экономико-информационный аспект программы определяет следующие направления работы:
- функционирование системы информирования населения города субъектами семейно-ориентированной экономики о новых товарах и услугах;
- функционирование системы информирования населения города о новых формах семейного труда, семейного предпринимательства;
- функционирование системы информирования населения города о новых формах организации коммунального обслуживания и взаимодействия с коммунальными службами города;
- функционирование системы информирования населения города о новых формах организации медицинского обслуживания семей;
- функционирование системы информирования населения города о новых формах организации социальной защиты и обслуживания семей;
- функционирование системы информирования населения города о предусмотренных законами РФ и РТ "Об образовании" формах организации семейного образования, в т.ч. образования детей на дому;
- функционирование системы информирования населения города о формах психолого-педагогической помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации;
- расширение пользования учреждениями культуры всеми гражданами, и, прежде всего, малообеспеченными семьями, пенсионерами, детьми и молодежью;
- формирование фондов библиотек семейного чтения и т.д.
Проектирование системы мероприятий программы осуществлялось исходя из того принципа, что семейно-ориентированное взаимодействие субъектов городской целевой программы всегда начинается с наиболее далекой дистанции, т.е. прежде всего на информационном уровне, в последующем общение переходит на социальный уровень, далее на психологический, и, наконец, - на физический уровень, т.е. на уровень конкретного предметно-вещного - материального взаимодействия.
В связи с этим, программа мероприятий конкретного субъекта, участника городской целевой программы "Семья Казани", должна предусматривать первоочередное выполнение задач информационного взаимодействия с институтом семьи, т.е. должны начать функционировать информационные каналы связи горожан с соответствующими учреждениями и организациями по вопросам, входящим в сферу их компетенции. За тематическими передачами по телевидению и радио, в печати и других средствах массовой информации представителей, например, правоохранительных органов или военных комиссариатов должны следовать мероприятия по предоставлению семьям подростков и молодежи, допризывников и призывников максимально возможного объема достоверной информации по интересующим их вопросам; должны быть установлены "горячие" телефоны прямой и возможно анонимной связи с ответственными сотрудниками органов милиции, суда, прокуратуры, военных комиссариатов. На следующем этапе устанавливается социальное взаимодействие этих органов с семьями в форме различных лекций, бесед по месту жительства или места работы. При этом возможны как прямые, так и опосредованные формы социального взаимодействия. В последнем случае на конкретную целевую тему выступают не официальные лица - представители заинтересованных учреждений и организаций, а некие "агенты влияния" - авторитетные люди, выступающие в роли экспертов или агитаторов.
На психологическом уровне происходит общение уже не со всем кругом потенциальных "клиентов", а в основном с теми семьями, с представителями которых предстоит непосредственно "работать" в ближайшем будущем. Благополучное установление психологического контакта значительно облегчает решение задач на последнем этапе - на этапе конкретного физического контакта, который предполагает существенные изменения в образе жизни семьи и ее представителей - призыв юношей в армию, установление определенных ограничений на образ жизни семьи или ее членов со стороны правоохранительных органов.
В аналогичной последовательности должны строиться программы деятельности и других субъектов семейной политики, реализуемой на различных иерархических уровнях власти и управления.
В концептуальном пространстве программы "Семья Казани" выделяются следующие иерархические уровни:
- уровень реализации мероприятий программы, ориентированный на отдельные личности, представляющую те или иные конкретные семьи (концептуальная плоскость, определяемая осями "Социальные институты" и "Уровни общения");
- уровень малой группы, когда мероприятия программы адресуются к семье как к единому целому - малой группе со своими особенностями формирования и развития;
- уровень ближнего социума, когда мероприятия программы адресуются ближнему окружению семьи - многоквартирный дом или двор, в которых проживает семья; к ближнему социуму можно отнести также семейное окружение, состоящее из родных и близких;
- уровень местного самоуправления - мероприятия программы на этом уровне планируются и реализуются субъектами местного самоуправления во взаимодействии и единстве с соответствующими органами власти и управления, с другими субъектами социальной жизни на данной территории в зависимости от тематики решаемых задач;
- уровень районного управления - мероприятия программы на этом уровне планируются и реализуются на уровне районных администраций г.Казани;
- уровень общегородского управления - мероприятия программы на этом уровне планируются и реализуются на уровне администрации г.Казани.
При этом важное значение приобретает концептуальная целостность программы и комплексный подход к семейным проблемам. Методологически эти требования вытекают из того, что семейное строительство, вообще говоря, есть двоякий процесс: с одной стороны, - это создание дееспособной семьи, а с другой стороны - это процесс реализации семейной политики государственных и негосударственных органов власти и управления.
Оценка результатов текущих, промежуточных и итоговых результатов выполнения целевой программы "Семья Казани" осуществляется на основе мониторинга состояния института семьи на территории города.
Целеполагающими факторами реализации программы являются:
- Комфортные жилищные условия для подавляющего большинства семей;
- Возрождение духовно-нравственных и этнокультурных традиций этнических групп населения города Казани;
- Повышение сплоченности членов семей, укрепление семьи (измеряется по самооценкам);
- Доведение до уровня исключительных случаев воспитания детей на протяжении длительного времени в семьях с одним родителем;
- Повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10-2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну плодовитую супружескую пару;
- Сокращение числа абортов до уровня 50 на 100 родов или 20 на 1000 женщин репродуктивного возраста;
- Сокращение числа беременностей у несовершеннолетних до уровня, близкого к нулю, полное исключение таких беременностей при отсутствии фактических стабильных супружеских отношений;
- Повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 80 лет у женщин и 70 лет у мужчин;
- Устойчивая стабилизация численности населения.
Мониторинг состояния семьи приведен в разд.12 "Программных мероприятий первого этапа программы "Семья Казани" на 2004-2006 гг.
Ресурсное обеспечение и этапы реализации программы
Реализация программы "Семья Казани" требует привлечения большого объема финансовых ресурсов. Просчитать их на весь период до 2014 года практически невозможно. Поэтому нами принят итегративный подход поэтапной ее реализации.
На первом этапе, охватывающем 2004-2006 гг., будет осуществлена программа создания "Модели благополучной семьи". Для реализации этого этапа разработаны программные мероприятия и просчитаны финансовые затраты. Они составляют практическую часть данной программы.
По результатам реализации этого этапа будут разработаны программные мероприятия и просчитаны финансовые затраты следующих двух этапов:
Второй этап - создание "Модели оптимальной семьи" и ее пилотная апробация на экспериментальных площадках г. Казани (2007-2010 гг.).
Третий этап - целевая реализация программы "Семья Казани" на базе "Модели оптимальной семьи" (2011-2013).
Методическое обеспечение программы
Разработка и практическая реализация целевой программы требует научно-методического обеспечения с привлечением ученых-семьеведов и специалистов, работающих в сфере семейных отношений. Это, в свою очередь, требует создания научно-методического центра в форме научно-исследовательского института семьи и воспитания.
Основными направления# работы этого института являются:
- проведение исследовательских, проектных и практических работ в сфере семейного строительства;
- научное обеспечение развития проблемы семейного воспитания на основе народных традиций;
- выполнение на контрактной основе исследований, разработок, участие во внедрении полученных результатов в практику, проведение экспертиз;
- координация исследований, участие в международных научных программах, обмен специалистами;
- осуществление научных связей с другими научными обществами, творческими союзами, органами образования и другими организациями;
- организация научно-практических сессий и международных конференций, симпозиумов, выставок;
- издательская деятельность.
Организация института должна быть завершена к концу 2005 г. Организационные затраты института по предварительным расчетам составляют 1,2 млн.рублей.
Текущие затраты Программы будут просчитаны по мере поэтапной разработки целевой программы "Семья Казани".
Программные мероприятия
первого этапа реализации программы "Семья Казани" на 2004-2006 гг.
(Создание модели благополучной семьи)
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Сроки выпол- нения |
Сумма затрат (тыс.руб.) | Ожидаемые результаты |
|||
2004 | 2005 | 2006 | Итого | |||||
Раздел 1. "Содействие адаптации института семьи к современным социально-экономическим условиям" Цели и задачи: - формирование условий для адаптации семьи в современной жизни |
||||||||
1. | Анализ и прогнозирование ситуа- ции: - создание и развитие при отде- лах ЗАГС школ молодой семьи с привлечением педагогов, психоло- гов, врачей, юристов и других служб; - проведение в учебных заведени- ях консультаций по подготовке семейной жизни |
ЗАГС, Упр. соцзащиты, Упр. образова- ния, Упр. здравоохране- ния, КДДМ |
2004- 2006 |
320 275 |
378 325 |
453 390 |
1151 990 |
Укрепление инсти- тута семьи Создание условий для самообеспече- ния молодой семьи |
2. | Организация службы семейного консультирования (в т.ч. аноним- ного): - по линии "Телефон доверия" |
КДДМ | 2004- 2006 |
996 | 1175 | 1410 | 3582 | Улучшение психоло- гического климата в семье |
3. | Проведение семинаров для работ- ников служб социально-психологи- ческой помощи семьям |
Упр. соцзащи- ты, Упр. здра- воохранения, КДДМ |
2004- 2006 |
50 | 50 | 50 | 150 | Повышение уровня квалификации ра- ботников |
4. | Издание информационных брошюр о социально-психологическом состо- янии семьи: - изучение демографической ситу- ации; - тенденции и причины социально- го и семейного неблагополучия; - исследование причин расторже- ния браков; - формирование общественного мнения к проблеме духовно-нравс- твенного воспитания в семье |
Упр. соцзащи- ты, Упр. здра- воохранения, ЗАГС, КДДМ |
2004 2005 2005 2006 |
40 20 20 40 |
40 20 20 40 |
40 20 20 40 |
120 60 60 120 |
Научно-методичес- кое обеспечение |
5. | Создание городской и районных служб социально-психологической помощи семьям, обеспечение их необходимыми помещениями, кадра- ми, оргтехникой |
Упр. соцзащиты | 2004- 2006 |
1281 | 1511 | 1813 | 4605 | Повышение уровня социальных гаран- тий по обеспечен- ности данным видом учреждений |
6. | Создание социально-реабилитаци- онного центра для несовершенно- летних |
Упр. соцзащиты | 2005 | - | 640 | - | 640 | Социальная защи- щенность несовер- шеннолетних |
7. | Открытие отделения социальной помощи на дому в поселках Кру- тушка, Кадышево |
2004- 2005 |
160,0 | 188,0 | - | 348 | Улучшение условий обслуживания насе- ления |
|
8. | Организация летнего и зимнего отдыха детей и подростков. Обес- печение в первоочередном порядке путевками детей из малообеспе- ченных, многодетных семей, де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в при- школьные и загородные лагеря. Организация оздоровительных смен в санаторных учреждениях для де- тей, страдающих хроническими за- болеваниями |
Упр. образова- ния, Упр. соцзащи- ты, КДДМ, Упр. здравоох- ранения |
еже- годно |
18652 13849 |
20517 15234 |
22569 16758 |
61738 45841 |
Отдых и оздоровле- ние детей |
9. | Создание в ДОУ групп кратковре- менного пребывания |
Упр. образова- ния |
еже- годно |
765 | 842 | 926 | 2533 | Расширение спектра предоставляемых услуг населению |
Раздел 2. "Поддержка экономической самодостаточности семьи" Цели и задачи: - улучшение качества обслуживания семей города; - создание условий для разнообразного семейного досуга; - обеспечение доступности потребительского рынка для всех категорий семей |
||||||||
1. | Организация мониторинга социаль- но-экономического потенциала семьи |
Упр. соцзащиты | 2004 2006 |
- | - | - | - | Разработка системы мер по стабилиза- ции социально-эко- номического потен- циала малообеспе- ченных семей |
2. | Издание методических пособий, наглядных агитационных материа- лов, радио- и телепередач по проблеме обеспечения экономичес- кой самодостаточности семьи и идеи укрепления и поддержки семьи |
Упр. по связям с ОО и СМИ, ЗАГС, Упр. соцзащиты |
еже- годно |
150 | 150 | 150 | 450 | Научно-методичес- кое обеспечение, пропаганда здоро- вого образа жизни семьи |
3. | Формирование банка данных о пот- ребности людей в постоянной ра- боте, дополнительной занятости и надомном труде |
Центр занятос- ти населения |
Еже- годно |
10 | 10 | 10 | 30 | Прогнозирование и создание дополни- тельных рабочих мест на дому |
4. | Содействие развитию народных промыслов как формы надомного труда |
Комитет под- держки пред- принимательст- ва |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Создание дополни- тельных рабочих мест на дому |
5. | Оказание поддержки развитию ин- дивидуальной трудовой деятель- ности, семейного предпринима- тельства |
Комитет под- держки пред- принимательст- ва |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Поддержка малого предприниматель- ства |
6. | Развитие сети предприятий потре- бительского рынка: - предприятия торговли; - предприятия общественного пи- тания; - предприятия бытового обслужи- вания населения |
Управление торговли |
2004- 2006 |
4832 | 5235 | 1061 | 11128 | Обеспечение совре- менных условий ка- чественного обслу- живания населения |
7. | Обеспечение льготным бытовым обслуживанием малообеспеченных семей |
Управление торговли, Упр. соцзащиты |
2004- 2006 |
300 | 350 | 400 | 1050 | Улучшение матери- ального положения малообеспеченных семей |
8. | Содействие развитию различных форм семейного творчества. Про- ведение мероприятий, выставок и конкурсов на лучшие семейные произведения и изделия |
Упр. соцзащи- ты, Упр. куль- туры |
2004- 2006 |
100 | 150 | 200 | 450 | Обеспечение полез- ной досуговой за- нятости несовер- шеннолетних |
9. | Обеспечение занятости подрост- ков, материальная поддержка до- ходов семьи, трудоустройство учащихся школ и училищ в свобод- ное от учебы и каникулярное вре- мя |
Центр занятос- ти населения |
еже- годно |
11443 | 11443 | 11443 | 34329 | Обеспечение полез- ной занятости не- совершеннолетних |
10. | Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в со- циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по специальным программам |
Центр занятос- ти населения |
еже- годно |
3605 | 3605 | 3605 | 10815 | Обеспечение допол- нительных социаль- ных гарантий |
11. | Обеспечение мер по предоставле- нию льгот и социальных гарантий в соответствии с действующим за- конодательством: - 50% оплата за содержание ре- бенка в детском дошкольном уч- реждении; - бесплатный проезд детям из многодетных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попече- ния родителей |
Упр. образова- ния |
еже- годно |
18295 | 21039 | 24195 | 63529 | Улучшение матери- ального положения малообеспеченных семей |
Раздел 3. "Улучшение жилищных условий" Цели и задачи: - улучшение жилищно-бытовых условий семейного проживания; - реализация программы ипотечного жилищного обеспечения; - организация совместного (соседского) досуга по месту проживания семей |
||||||||
1. | Обновление базы данных: - состава молодых семей и их потребности в изменении жилищных условий; - семей с несовершеннолетними детьми, детьми-инвалидами |
Упр. жилищной политики, Упр. соцзащиты, КДДМ |
еже- годно |
- | - | - | - | Использование баз данных в рамках жилищной программы |
2. | Создание информационного банка потребности в социальном жилье для предоставления его по дого- вору малообеспеченным семьям и нуждающимся в улучшении жилищных условий |
Упр. жилищной политики, Упр. соцзащиты |
2005 | - | - | - | - | Использование бан- ка данных при пре- доставлении жилья по договору мало- обеспеченным семь- ям |
3. | Создание специальной телефонной службы для консультаций по воп- росам рынка жилья |
Упр. жилищной политики |
2005 | 1151 | 135 | 163 | 413 | Улучшение качества предоставляемых услуг |
4. | Оказание помощи в организации в жилых домах товариществ собс- твенников жилья (ТСЖ) |
Департамент строительства и ЖКХ |
2005 | - | - | - | - | Создание товари- ществ собственни- ков жилья |
5. | Создание на придомовых террито- риях условий для отдыха и заня- тий спортом |
КДДМ, Департа- мент строите- льства и ЖКХ, администрации районов |
еже- годно |
350 | 400 | 450 | 1200 | Улучшение предос- тавляемых услуг населению по месту жительства |
6. | Проведение в микрорайонах, райо- нах, городе конкурсов: - "Лучший двор"; - "Дом образцового содержания" |
Департамент строительства ЖКХ, админист- рации районов |
еже- годно |
30 | 30 | 30 | 90 | Пропаганда здоро- вого образа жизни |
7. | Организация привлечения средств населения в жилищное строитель- ство и рынок жилья |
Упр. жилищной политики |
еже- годно |
- | - | - | - | Привлечение допол- нительных средств в жилищное строи- тельство |
Раздел 4. "Педагогизация семьи и внутрисемейных отношений" Цели и задачи: - содействие обучению родителей вопросам семейного воспитания; - пропаганда родительского всеобуча; - актуализация знаний по семейному воспитанию; - формирование приоритетов сотрудничества семьи и школы |
||||||||
1. | Создание при отделах ЗАГС отдела по работе с семьями. Проведение добровольного тестирования жени- хов и невест, их последующее консультирование |
ЗАГС | 2004- 2006 |
160 | 188 | 227 | 575 | Укрепление инсти- тута семьи |
2. | Осуществление целевых закупок аудио-продукции и видеофильмов для служб, работающих с семьями и семейных клубов |
Упр. культуры | 2005- 2006 |
- | 100 | 100 | 200 | Улучшение матери- ально-технической базы служб, рабо- тающих с семьями и семейных клубов |
3. | Подготовка специальных циклов передач по вопросам семейной жизни на радио и телевидении |
Управление по связям с ОО и СМИ |
2004- 2006 |
15 | 15 | 15 | 45 | Пропаганда здоро- вого образа жизни семьи |
4. | Организация клубов семейного чтения "Моя семья" в библиотеках города |
Упр. культуры | 2005 | - | 50 | - | 50 | Укрепление семей- ных отношений |
5. | Содействие развитию различных форм семейного творчества |
КДДМ, Упр. соцзащиты, Упр. культуры |
2004- 2006 |
10 | 15 | 50 | 75 | Развитие творчес- кого потенциала семьи |
6. | Создание системы дифференциро- ванной социально-психологической помощи населению |
Упр. соцзащи- ты, КДДМ |
2004- 2006 |
20 | 20 | 20 | 60 | Оказание социаль- но-психологической помощи |
7. | Проведение обучающих семинаров по проблемам семьи для психоло- гов и социальных педагогов |
Упр. соцзащиты | еже- годно |
- | - | - | - | Повышение уровня квалификации |
8. | Использование различных нетради- ционных видов и форм совместной деятельности семьи и школы: - презентация семейных династий; - педагогический треугольник; - родители глазами учителей, учителя глазами родителей; - семья - это семь Я; - откровенный разговор; - родительская гостиная |
Упр. образова- ния |
еже- годно |
18 | 20 | 22 | 60 | Укрепление связи семьи и школы в вопросах воспита- ния несовершенно- летних |
9. | Создание видеотеки по проблемам семьи |
Упр. соцзащи- ты, ЗАГС, КДДМ |
2005- 2006 |
- | 30 | 30 | 60 | Улучшение психоло- гического климата в семье |
10. | Организация клубов: - клуб молодой семьи; - клуб многодетных мам; - общество заботливых бабушек; |
ЗАГС, Упр. соцзащиты |
2006 | - | - | 12 | 12 | Создание условий для самообеспече- ния и самореализа- ции семей |
11. | Фестиваль "Родительский дом - начало начал", посвященный се- мейным традициям |
КДДМ, Упр. ку- льтуры, Упр. соцзащиты |
еже- годно |
100 | 150 | 200 | 450 | Укрепление статуса семьи, преемствен- ности поколений в сохранении и раз- витии культурных и нравственных се- мейных традиций |
Раздел 5. "Стабилизация брака, сокращение разводов, оказание помощи вдовам" Цели и задачи: - сокращение бракоразводных процессов; - сокращение отрицательных воздействий стрессовой ситуации на психику детей, переживающих развод родителей; - взвешенное решение о дальнейшем месте жительства несовершеннолетнего ребенка после развода родителей; - пропаганда брачных и семейных отношений; - стимулирование вступления в повторный брак; - расширение сети психологической помощи и социальных служб для лиц, оставшихся без мужа (жены); - развитие инфраструктуры досуга; - расширение возможностей поиска потенциального брачного партнера; - развитие служб знакомств и формирование благоприятного общественного мнения о них; - улучшение состояния здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни |
||||||||
1. | Привлечение в обязательном по- рядке к участию в бракоразводных процессах психологов и социаль- ных работников |
ЗАГС, отдел административ- но-правоохра- нительных ор- ганов |
2004- 2006 |
128 | 151 | 181 | 460 | Оказание социаль- ной и психологи- ческой помощи |
2. | Введение в отделы ЗАГС штатных единиц психолога и юриста для проведения консультаций семейных пар |
ЗАГС | 2005- 2006 |
- | 76 | 91 | 167 | Улучшение условий обслуживания |
3. | Организация курсов по специали- зации судей и адвокатов по се- мейным делам, проведение семина- ров по вопросам жизнедеятельнос- ти семьи |
ЗАГС | 2004- 2006 |
40 | 46 | 51 | 137 | Повышение квалифи- кации работников |
4. | Развитие службы знакомств | ЗАГС | 2004- 2006 |
- | - | - | - | Увеличение числа повторных браков |
5. | Организация помощи семьям, ос- тавшимся без кормильца |
Упр. соцзащиты | 2004- 2006 |
5 | 7 | 10 | 22 | Оказание адресной помощи |
6. | Создание клубов пожилых людей | Упр. соцзащиты | 2004- 2006 |
- | - | - | - | Продление социаль- ной и творческой активности пожилых людей |
7. | Организация клубов знакомств на базе Дворцов культуры |
КДДМ, Управле- ние культуры |
2004- 2006 |
253 | 298 | 408 | 959 | Пропаганда брачных и семейных отноше- ний |
8. | Создание роликов брачных объяв- лений |
Управление по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
2004- 2006 |
15 | 15 | 15 | 45 | Пропаганда брачных и семейных отноше- ний |
9. | Создание паспорта будущих семей | Управление по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
2004- 2006 |
5 | 8 | 10 | 23 | Составление модели будущей семьи |
Раздел 6. "Содействие увеличению рождаемости" Цели и задачи: - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения; - создание условий жизни, уровня доходов семей, позволяющих иметь большее число детей; - повышение престижа семей с несколькими детьми, как в общественном мнении, так и при проведении социальной политики |
||||||||
1. | Подготовка для средств массовой информации цикла передач по проблемам рождаемости и воспро- изводства населения |
Управление по связям с ОО и СМИ, Упр. здравоохране- ния |
еже- годно |
36 | 39 | 42 | 117 | Повышение престижа семей с нескольки- ми детьми |
2. | Подготовка цикла статей в газе- тах, передач на телевидении и радио об истории казанских се- мей, их традициях и обычаях |
Управление по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
еже- годно |
21 | 24 | 27 | 72 | Развитие семейных традиций и преемс- твенности поколе- ний |
3. | Разработка перечня мер поощрения рождаемости и помощи многодетным семьям |
Упр. соцзащи- ты, ЗАГС |
еже- годно |
50 | 60 | 70 | 180 | Увеличение рождае- мости |
4. | Организация консультаций бере- менных женщин и многодетных се- мей с законодательными актами по вопросам выплат компенсаций и пособий беременным и детям |
Упр. соцзащиты | еже- годно |
- | - | - | - | Оказание консуль- тативной помощи, правовое просвеще- ние будущих мам |
Раздел 7. "Воспитание детей и подростков в семье, половое воспитание" Цели и задачи: - улучшение качества семейного воспитания детей и подростков; - повышение сплоченности семьи; - создание системы центров социальной помощи семье и детям; - развитие семейных форм образования; - восстановление традиций и развитие инноваций в семейном воспитании детей и подростков; - повышение педагогической грамотности детей и родителей; - профилактика социально-негативных явлений и сложных отношений в неблагополучных семьях; - пропаганда здоровых, комфортных отношений в семейном социуме; - поддержка неблагополучных семей; - формирование в семье здорового образа жизни; - профилактика ЗППП в семейной среде; - улучшение рождаемости; - нравственное семейное воспитание |
||||||||
1. | Обеспечение родителей пособиями по вопросам семейного воспитания детей и подростков |
Упр. соцзащи- ты, ЗАГС |
еже- годно |
10 | 15 | 20 | 45 | Педагогическое просвещение роди- телей |
2. | Введение в практику работы соци- альных педагогов в качестве обя- зательного ее элемента налажива- ние постоянного общения школы с семьей |
Упр. образова- ния |
2005- 2006 |
- | - | - | - | Укрепление взаи- мосвязи семьи и школы |
3. | Осуществление подготовки канди- датов в приемные семьи |
Упр. образова- ния, админист- рации районов |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Развитие института приемной семьи |
4. | Оказание медико-психологической поддержки приемным семьям и семьям с детьми, находящимися под опекой |
Упр. образова- ния |
еже- годно |
- | - | - | - | Улучшение условий проживания прием- ных детей |
5. | Осуществление медико-социального патронажа в неблагополучных семьях, выявление в них детей, имеющих факторы индивидуального, семейного, медико-социального риска |
КДН, Упр. здравоохране- ния, Упр. соц- защиты |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Организация работы с неблагополучными семьями |
6. | Разработка специальных мероприя- тий по оказанию социальной, пе- дагогической, информационно-кон- сультационной помощи несовершен- нолетним, освобожденным из мест лишения свободы, утратившим родственные связи |
КДН, админист- рации районов, РУВД, Упр. соцзащиты |
2004- 2006 |
15 | 15 | 15 | 45 | Адаптация несовер- шеннолетних, осво- бодившихся из мест лишений свободы, к условиям обычной жизни, предупреж- дение рецидивной преступности |
7. | Осуществление в образовательных учреждениях постоянного роди- тельского всеобуча |
Упр. образова- ния, админист- рации районов |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Педагогическое просвещение роди- телей |
8. | Проведение семейных творческих конкурсов и соревнований: - веселые старты, семейная эста- фета, посвященная Дню города; - папа, мама, я - музыкальная семья (читающая, дружная); - своими руками вместе с папой (мамой); - молодых семей; - семейных газет |
КДДМ, ЗАГС, Упр. образова- ния, Ком. по ФиС, Упр. культуры |
2004- 2006 |
135 | 140 | 142 | 417 | Формирование здо- рового образа жиз- ни |
9. | Организация работы по вопросам планирования и развития семьи, межличностных отношений и т.д. |
КДДМ, Упр. здравоохране- ния, Упр. соц- защиты |
2004- 2006 |
10 | 10 | 10 | 30 | Улучшение нравс- твенно-этического образования семьи |
10. | Организация работы по нравствен- но-гигиеническому и половому воспитанию подростков |
Упр. здравоох- ранения |
2004- 2006 |
10 | 10 | 10 | 30 | Повышение уровня просвещения под- ростков |
11. | Осуществление пропаганды рацио- нальной контрацепции в подрост- ковой среде |
Упр. здравоох- ранения |
2004- 2006 |
50 | 50 | 50 | 150 | Сохранение репро- дуктивного здо- ровья семьи |
Раздел 8. "Развитие национально-культурных традиций и народных обрядов" Цели и задачи: - воспитание в духе национальных традиций, обычаев; - формирование чувства патриотизма и любви к родным корням; - почитание ритуально-обрядовых семейных традиций |
||||||||
1. | Разработка нравственного кодекса семьи |
ЗАГС | 2004- 2006 |
- | 10 | - | 10 | Укрепление инсти- тута семьи |
2. | Разработка нравственных кодексов семьи этнических групп, состав- ляющих население г.Казани |
Отдел по делам национальнос- тей, ЗАГС |
2006 | - | - | 120 | 120 | Укрепление семей- ных национальных традиций |
3. | Развитие национальной системы образования и усиление роли на- родной педагогики, нравственных и этнокультурных традиций народа |
Отдел по делам национальнос- тей, Упр. об- разования |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Развитие народной педагогики |
4. | Создание при учреждениях ЗАГС центров духовно-нравственной и этнокультурной подготовки моло- дежи, вступающих в брак |
Отдел по делам национальнос- тей, ЗАГС |
2004- 2006 |
50 | 50 | 50 | 150 | Укрепление инсти- тута семьи |
5. | Издание общественно-популярной литературы по ритуалам и обрядам различных национальных групп |
Отдел по делам национальнос- тей, ЗАГС |
2004- 2006 |
100 | 100 | 100 | 300 | Информационное ме- тодическое обеспе- чение |
6. | Оказание поддержки мероприятиям, посвященным: - Международному Дню семьи (15 мая); - Международному Дню защиты де- тей (1 июня); - Дню пожилых людей (1 октября); - Дню матери (последнее воскре- сенье ноября) |
Упр. соцзащи- ты, Управление образования, КДДМ, Управле- ние культуры |
2004- 2006 |
3270 | 3740 | 4040 | 9700 | Реализация твор- ческих способнос- тей семей, оказа- ние материальной, психологической и социальной под- держки семей |
Раздел 9. "Решение медико-гигиенических проблем" Цели и задачи: - пропаганда здорового образа жизни |
||||||||
1. | Издание методических пособий, наглядных агитационных материа- лов, создание телефильмов, ра- дио- и телепередач по вопросам медико-гигиенической культуры |
Управление по связям с ОО и СМИ, Упр. здравоохране- ния |
2004- 2006 |
120 | 120 | 120 | 360 | Научно-информаци- онное обеспечение |
2. | Разработка системы соглашений по взаимодействию медицинских, ду- ховных учреждений с органами ЗАГС в части формирования меди- ко-гигиенической культуры насе- ления |
ЗАГС, Упр. здравоохране- ния, |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Повышение медико- гигиенической ку- льтуры населения |
Раздел 10. "Повышение квалификации кадров, работающих с семьей" Цели и задачи: - организация мероприятий с участием специалистов, работающих в семейной сфере; - расширение кадрового состава, работающего с семьей |
||||||||
1. | Подготовка и проведение учебно- методических семинаров и конфе- ренций по вопросам работы с семьей |
КДДМ, ЗАГС | 2004- 2006 |
10 | 10 | 10 | 30 | Повышение квалифи- кации специалистов |
2. | Проведение городского конкурса на лучшую районную "Программу духовно-нравственного оздоровле- ния семьи" |
Упр. соцзащиты | 2005 | - | 250 | - | 250 | Развитие творчес- кого потенциала семей |
3. | Разработка системы заказов на ритуально-обрядовое обслуживание семей |
ЗАГС | 2004- 2006 |
50 | 50 | 50 | 150 | Улучшение условий обслуживания семей |
4. | Внесение предложений и дополне- ний по лицензированию отдельных видов семейного предприниматель- ства в действующие законодатель- ства |
Комитет подде- ржки предпри- нимательства |
2005 | - | - | - | - | Развитие семейного предпринимательст- ва |
5. | Проведение городского слета луч- ших семей г.Казани |
ЗАГС, Упр. ку- льтуры |
2005 | - | 53 | - | 53 | Повышение престижа семьи |
6. | Проведение городского бала моло- дых пар |
КДДМ, ЗАГС | 2006 | - | - | 45 | 45 | Популяризация инс- титута молодой семьи |
7. | Проведение серии "круглых сто- лов" с представителями различных конфессий по проблемам воспита- ния подрастающего поколения |
Упр. по связям с ОО и СМИ, КДДМ, ЗАГС |
2005- 2006 |
20 | 20 | 20 | 60 | Формирование об- щественного мнения по вопросам воспи- тания подрастающе- го поколения |
8. | Организация встреч лучших семей с руководством города |
Упр. соцзащиты | 2005 | - | 65 | - | 65 | Пропаганда прочной стабильной семьи |
9. | Проведение городского конкурса семейного творчества |
Упр. культуры, Упр. соцзащи- ты, ЗАГС |
2006 | - | - | 20 | 20 | Развитие семейного творчества |
10. | Проведение мероприятий по созда- нию и организации деятельности при учреждениях ЗАГС центров психолого-правовой помощи семьям и вступающим в брак и психолого- педагогической помощи неполным и повторным семьям |
ЗАГС | 2004- 2006 |
15 | 15 | 15 | 45 | Улучшение качества обслуживания насе- ления |
11. | Изучение и анализ семейного со- циума учащихся "группы риска" |
КДН, УВД, Упр. образования |
2005 | - | - | - | - | Предупреждение правонарушений |
12. | Создание координационного Совета "Семья" |
Упр. соцзащиты | 2006 | - | - | 50 | 50 | Координация дея- тельности общест- венных организаций |
13. | Разработка и внедрение программы обучения работников школ методи- кам выявления и профилактической работы с подростками из неблаго- получных семей "группы риска" |
КДН, Упр. об- разования, КДДМ |
2005 | 15 | 15 | 15 | 45 | Предупреждение правонарушений |
Раздел 11. "Развитие семейной инфраструктуры органов ЗАГС" | ||||||||
1. | Подготовка и издание справочно- методических сборников по орга- низационно-правовому обеспечению деятельности центров содействия семье, формирование банка орга- низаций и учреждений, оказываю- щих услуги семье в сфере межлич- ностных отношений, организации семейного досуга, правовых, со- циальных и ритуальных услуг |
КДДМ, ЗАГС | 2004- 2006 |
100 | 100 | 100 | 300 | Нормативно-право- вое обеспечение |
2. | Создание центра трудовой и соци- альной реабилитации семей, имею- щих инвалидов |
Упр. соцзащиты | 2006 | - | - | 229 | 229 | Улучшение социаль- ных гарантий |
Раздел 12. "Содержание мониторинга программы" Цели и задачи: - диагностика деятельности по программе "Семьи Казани"; - анализ исследований по проблемам семьи |
||||||||
Подготовка статистических сбор- ников: |
||||||||
1. | Духовно-нравственное воспитание (по интегральным показателям оп- роса) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | Реализация прог- раммы семья |
2. | Адаптация семей к условиям жиз- недеятельности (по самооценке) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
3. | Уровень жизни (по самооценке) | Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
4. | Жилищные условия (по самооценке) | Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
5. | Взаимоотношения в семье (по са- мооценке) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
6. | Стабильность брака, разводы (по годовым показателям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
7. | Смертность, стабильность жизни (по годовым показателям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
8. | Овдовение (по годовым показате- лям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
9. | Брачность (по годовым показате- лям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
10. | Рождаемость (по годовым показа- телям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
11. | Воспитание детей и подростков (по годовым показателям сокраще- ния подростковой преступности) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
12. | Неполные семьи (по годовым пока- зателям с учетом повторных бра- ков) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
13. | Планирование семьи, аборты (по годовым показателям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
14. | Беременность несовершеннолетних (по годовым показателям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
15. | Динамика численности населения (по годовым показателям) |
Отдел госста- тистики |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
Раздел 13. "Информационно-полиграфическое обеспечение" Цели и задачи: - популяризация семейной политики в городе через СМИ; - знакомство общества с проблемами семей города; - пропаганда семейных приоритетов в обществе |
||||||||
1. | Издание общественно-популярной литературы по вопросам взаимоот- ношений в семье |
Управление по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
2004- 2006 |
50 | 50 | 50 | 150 | Формирование пози- тивного обществен- ного мнения по вопросам семьи |
2. | Создание и обеспечение сопровож- дения работы WEB-страницы "Семья" в компьютерной сети Ин- тернет |
Управление по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
2005- 2006 |
24 | 22 | 22 | 68 | -"- |
3. | Издание сборника традиций и об- рядов по семейной педагогике эт- нических групп населения города |
Отдел по делам национальнос- тей, ЗАГС |
2005 | - | 35 | - | 35 | -"- |
4. | Освещение в средствах массовой информации проблемы рождаемости |
ЗАГС, Управле- ние по связям с ОО и СМИ |
2004- 2006 |
- | - | - | - | -"- |
5. | Организация выпуска журнала "Семь Я" на русском и татарском языках |
Управление по связям с ОО и СМИ |
2005- 2006 |
290 | 350 | 410 | 1050 | -"- |
6. | Издание общественно-популярной литературы по вопросам семейной педагогики, рождаемости и сохра- нения репродуктивного здоровья |
Упр. образова- ния, Упр. здравоохране- ния, Управле- ние по связям с ОО и СМИ, ЗАГС |
2004- 2006 |
100 | 100 | 100 | 300 | -"- |
7. | Создание и обеспечение сопровож- дения компьютерной базы автоби- ографических данных, увековечи- вающих семейные династии г.Каза- ни |
ЗАГС | 2005- 2006 |
- | 30 | 30 | 60 | -"- |
Всего: | 80898 | 90144 | 93394 | 264436 |
Заключение
Городская целевая Программа "Семья Казани" состоит из теоретико-методологической и прикладной частей. Она исходит из необходимости целевой ориентированности направлений и мер семейной политики на уровне муниципального управления.
Программа предусматривает сочетание конкретных мер, рассчитанных на ближайшие годы с теми направлениями, где требуется дополнительный поиск для определения таких конкретных мер.
Городская Программа "Семья Казани" будет реализоваться в режиме мониторинга. Корректировка всех разделов Программы осуществляется по мере изменения тех или иных аспектов демографической ситуации и положения семьи в городе, а также в результате отслеживания итогов воздействия реализуемых мер Программы, их эффективности.
На начальной стадии реализации будут выбраны отдельные районы, префектуры и подразделения города с разным спектром семейных проблем и на базе них будут проведены пилотные исследования, в результате чего будут определены основные параметры модели благополучной семьи и выработаны конкретные рекомендации по ее практической реализации.
Для создания жизнеспособной, жизнестойкой и самодостаточной семьи требуется решение следующих первоочередных задач:
- Создать правовые основы и механизмы, направленные на самовоспроизводство, самовыживание и самообеспечение семьи и укрепление семейной собственности;
- Создать социально-экономические основы возвращения женщины в семью;
- Разработать концепцию семейного воспитания, отвечающую традиционным духовным и культурным запросам населения;
- Создать институты домашних педагогов, психологов, врачей и правоведов;
- Создать правовые основы обеспечения молодых семей с начальными жизненными условиями;
- Создать исследовательские и просветительские центры по развитию семьи и личности.
В целом содержание городской семейной Программы и механизмы ее реализации направлены на период от модели "ущербной семьи" к модели "благополучной семьи".
<< Назад |
||
Содержание Решение Казанского Совета народных депутатов от 30 сентября 2004 г. N 7-20 "О Программе "Семья Казани" (утратило силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.