Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 28 февраля 2002 г. N 169
"О Порядке рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель"
Согласно письму Минюста РТ от 5 июля 2002 г. N 13-02-09 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В целях обеспечения единого порядка работы с документами по изъятию и предоставлению земель, находящихся в государственной собственности, в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан приказываю:
1. Утвердить прилагаемый "Порядок рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель, сделкам с земельными участками, строительству и реконструкции строений".
2. Отменить п.2 приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 08.10.2001 г. N 389.
3. Внести изменения в приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 09.08.01 г. N 73, изложив п.3 в следующей редакции:
"3. Территориальным управлениям:
3.1. производить предварительное рассмотрение документации при осуществлении министерством функций государственной экологической экспертизы, лицензирования в области охраны окружающей среды и водопользования, рассмотрение проектов по установлению нормативов, лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов для предприятий 1-2 категории опасности;
3.2. производить согласование сноса объектов зеленого фонда поселений;
3.3. производить согласование изъятия и предоставления земель, сделок с земельными участками, строительства и реконструкции строений в случаях, не относящихся к землям лесного фонда;
3.4. принимать участие в работе комиссий при администрациях городов, районов по определению места и выбору земельных участков (направления трасс) на землях лесного фонда."
4. Отделу нормативно-правового регулирования (Фатхуллина Ф.Г.) обеспечить регистрацию Порядка в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Хайрутдинова Ф.Ю.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан |
Б.Г.Петров |
Порядок
рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель, сделкам
с земельными участками, строительству и реконструкции строений
(утв. приказом Минэкологии РТ от 28 февраля 2002 г. N 169)
1. Общие положения
1.1. Порядок рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель, сделкам с земельными участками, строительству и реконструкции строений (далее Порядок) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Татарстан, Положением о порядке изъятия и предоставления земель, находящихся в государственной собственности организациям, гражданам и их объединениям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.98 г. N 715, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Об упорядочении использования земель и улучшения санитарно-экологической обстановки в пригородных зонах" от 09.10.2001 г. N 745 и иными нормативными актами.
1.2. Порядок устанавливает правила рассмотрения документов (за исключением касающихся земель лесного фонда)* в случаях:
- изъятия и предоставления земель, находящихся в государственной собственности организациям, гражданам и их объединениям;
- перерегистрации земельных участков в результате сделок с ними (купля-продажа, наследование, дарение, обмен и др.случаи), предусмотренных действующим законодательством;
- строительства и реконструкции строений, находящихся в собственности граждан и расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
1.3. Порядок предназначен для использования структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее Министерство).
2. Порядок предварительного согласования места размещения объекта
2.1. Для проведения работ по предварительному согласованию выбора земельного участка испрашиватель земельного участка подает в территориальное управление Министерства следующие документы:
- заявление на имя начальника территориального управления, в котором должны указываться предполагаемое целевое назначение земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, желаемое право на этот участок;
- разрешение Кабинета Министров Республики Татарстан на проведение работ по выбору земельного участка;
- горноотводный акт (при изъятии недр);
- акт выбора земельного участка с характеристикой проектируемого объекта и испрашиваемого земельного участка;
- планово-картографические материалы, составленные и заверенные Службой земельного кадастра района (города), вместе с экспликацией (кадастровой характеристикой по категориям) земель, предполагаемых к изъятию. Выкопировка испрашиваемого земельного участка подписывается руководителем сельскохозяйственного предприятия, другими заинтересованными землевладельцами и землепользователями, в пользовании или владении которых находятся предполагаемые к изъятию земли.
- протокол собрания коллективного предприятия (в случае изъятия земель коллективного предприятия);
- решение (ходатайство) Совета местного самоуправления (в случае изъятия земель СМС);
- заключение территориального управления Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Татарстан.
Заявление не принимается к рассмотрению в случае несоответствия перечня представленных документов требованиям настоящего пункта.
2.2. Представители территориальных управлений Министерства в составе комиссии представителей специально уполномоченных органов участвуют в работе по выбору земельных участков с выездом на место, определяют возможность изъятия и предоставления земельного участка для испрашиваемой цели, подписывают в установленном порядке акт выбора и готовят предварительное заключение, с мотивированным согласованием выбора или отклонением от согласования.
2.2.1. Предварительное заключение представителя территориального управления Министерства по выбору земельного участка должно содержать:
- характеристику испрашиваемого земельного участка (его площадь, месторасположение, к какой категории земель относится, в чьем пользовании или владении находится, предполагаемое целевое назначение экологическая ценность биоценоза в соответствии с п.6.6 настоящего Порядка);
- характеристику проектируемого объекта;
- экологические обременения (ограничения) режима использования земель и требования по соблюдению природоохранительного законодательства.
Заключение вручается заявителю в 10-ти дневный срок со дня поступления материалов на рассмотрение.
2.3. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Татарстан на основании представленных заявителем материалов и заключений согласующих органов принимает распоряжение о предварительном согласовании мест расположения объекта, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.
2.4. При изъятии и предоставлении земельных участков в городах и других населенных пунктах в соответствии с их утвержденными генеральными планами, проектами планировки и застройки, а также для предоставления земель гражданам предварительного согласования мест размещения объекта не требуется. Отвод земельных участков осуществляется в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. В этом случае территориальные управления Министерства с выездом на место подписывают лист согласования к проекту постановления Главы администрации города (района) и оформляют заключение с установлением экологических обременений (условий природопользования) режима использования земель в соответствии с действующим природоохранительным законодательством.
3. Порядок рассмотрения ходатайств
об изъятии и предоставлении (отводе) земельных участков
3.1. После завершения необходимых проектно-изыскательских работ, заинтересованная в предоставлении земель сторона, направляет земельное дело (объединенные материалы по отводу земель) в территориальное управление Министерства для согласования предоставления (отвода) земельного участка.
Земельное дело должно содержать следующие материалы:
- ходатайство (заявление) на имя начальника территориального управления;
- материалы по выбору земельного участка (согласно перечню, приведенному в разделе 2 настоящего Порядка);
- положительное заключение по объектам, подлежащим государственной экологической экспертизе согласно ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
а также положительные заключения:
- Центра госсанэпиднадзора Республики Татарстан;
- Татарского республиканского государственного унитарного геологического предприятия "Татарстангеология";
- Государственного унитарного предприятия "Геоцентр";
- Комитета природных ресурсов по Республике Татарстан (при изъятии земель в пределах водоохранных зон водных объектов);
- Приволжского округа Госгортехнадзора Российской Федерации (при отводе под добычу полезных ископаемых);
- территориальных органов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
- Управления охраны памятников Минкультуры Республики Татарстан.
В случае несоответствия представленных материалов требованиям данного пункта заявление к рассмотрению не принимается или оформляется заключение об отклонении от согласования по причине некомплектности представленных материалов.
3.2. Положительное заключение по результатам рассмотрения земельного дела территориальным управлением Министерства должно содержать:
- перечень документов, поступивших на рассмотрение в составе земельного дела;
- условия (требования) по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов связанные:
- с выбросом вредных веществ в атмосферу;
- со сбросом вредных веществ в водные объекты и рельеф местности;
- размещением, использованием, хранением, захоронением отходов;
- охраной почв от физической деградации и химического загрязнения;
- охраной растительного и животного мира и др.
Кроме этого при подготовке заключения о согласовании отвода земельного участка устанавливаются обременения (ограничения) режима использования земель в соответствии с требованиями действующего природоохранительного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, другими нормативными правовыми актами, регулирующими режим использования земель.
3.2.1. Отрицательное заключение должно содержать:
- перечень документов, поступивших на рассмотрение в составе земельного дела;
- причину отклонения от согласования со ссылкой на действующее законодательство, другие нормативные правовые акты.
3.3. Копии заключений о согласовании отвода земельных участков (либо отклонении от согласования) в 7-дневный срок после их регистрации начальник территориального управления направляет в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности (отдел охраны земельных ресурсов и недр) для информации и контроля.
4. Порядок рассмотрения ходатайств о согласовании
перерегистрации земельных участков
4.1. Для рассмотрения ходатайств о согласовании перерегистрации земельных участков в результате сделок с ними (купля-продажа, наследование, обмен, дарение и др.случаи), предусмотренных действующим законодательством, необходимо подать в территориальное управление Министерства следующие документы:
- ходатайство (заявление) на имя начальника территориального управления;
- документ на право собственности (владения, пользования) земельным участком;
- выкопировку земельного участка с дежурной кадастровой карты с размерами участка по документам и факту, выданной Службой земельного кадастра района (города);
- заключение администрации особо охраняемой природной территории (для поселений, находящихся на этих территориях или в пределах их охранных зон);
- копии договора купли-продажи, завещания на наследство и других документов, связанных со сделками с земельными участками.
4.2. Положительное заключение должно содержать:
- перечень документов, поступивших на рассмотрение;
- согласование перерегистрации земельного участка в соответствии с площадью и целевым назначением его использования, указанными в документе на право пользования (владения) земельным участком, выданном ранее в установленном порядке;
- перечень обременений (ограничений) режима использования земель и конкретных условий по соблюдению требований природоохранительного законодательства.
4.3. Копии заключений о согласовании перерегистрации земельных участков начальник территориального управления в 7-дневный срок после их регистрации направляет в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности (отдел охраны земельных ресурсов и недр) для информации и контроля.
5. Порядок рассмотрения ходатайств о согласовании строительства
и реконструкции строений, находящихся в собственности граждан
и расположенных на землях поселений в пределах особо охраняемых
территорий и их охранных зон
5.1. Для рассмотрения ходатайств о согласовании строительства и реконструкции строений, расположенных на землях поселений в пределах особо охраняемых территорий и их охранных зон и находящихся в собственности граждан, необходимо подать в территориальное управление Министерства следующие документы:
- ходатайство (заявление) на имя начальника территориального управления;
- ходатайство Совета местного самоуправления;
- выкопировку из дежурной кадастровой карты поселения, выданную Службой земельного кадастра;
- документ на право собственности (пользования, владения) земельным участком;
- заключение администрации особо охраняемой природной территории;
- генеральный план поселения, проект детальной планировки, имеющие положительные заключения государственной экологической экспертизы;
- проектно-техническую документацию на индивидуальное строение.
5.2. Положительное заключение должно содержать:
- перечень документов, поступивших на рассмотрение;
- перечень обременений (ограничений) режима пользования земельным участком и конкретных условий соблюдения требований природоохранительного законодательства при сносе, строительстве или реконструкции строений.
5.3. Копии заключений о согласовании строительства и реконструкции объектов, находящихся в собственности граждан, либо отклонении от согласования начальник территориального управления в 7-дневный срок после их регистрации направляет в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности (отдел охраны земельных ресурсов и недр) для информации и контроля.
6. Экологические требования при изъятии, предоставлении земель,
перерегистрации земельных участков, строительстве
и реконструкции строений
6.1. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, как правило, предоставляются участки, предназначенные для несельскохозяйственного использования или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества (с кадастровой оценкой ниже среднерайонного уровня).
6.2. Запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда (государственных природных заповедников, государственных природных заказников, национальных парков, памятников природы, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земель природоохранного назначения (водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; уникальных типичных и редких ландшафтов; противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений; мест обитания и произрастания редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, иных, выполняющих природоохранные функции), земель рекреационного назначения, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, земель историко-культурного назначения, других особо ценных земель.
6.3. Выбор земельных участков осуществляется с учетом альтернативных вариантов. Для размещения объекта выбираются несколько вариантов и определяется оптимальный вариант, предусматривающий изъятие менее ценных угодий и предполагающий наименьший ущерб экосистемам и природным ресурсам при изъятии и последующей хозяйственной и иной деятельности.
6.4. В целях рационального использования земельных ресурсов необходимо учитывать оптимальные площади земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии со строительными нормами и правилами, с градостроительной и проектно-технической документацией;
6.5. Экологические обременения устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан дифференцированно по каждому испрашиваемому земельному участку при отводе земельных участков, их перерегистрации, строительстве и реконструкции строений.
6.6. При выборе земельного участка территориальные управления Министерства определяют возможность размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с учетом особенностей природных факторов, ценности ландшафта, почв (категории земель, кадастровой оценки почв), ценности биоценоза, обитания и произрастания редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, наличия путей миграции животных, геологических, гидрогеологических особенностей территории, которые отражают в заключении. При необходимости изъятия, в исключительном случае, земельного участка с особой природной ценностью под любые виды хозяйственной и иной деятельности составляется Акт обследования испрашиваемого земельного участка, определяется размер вреда, нанесенного земельным, растительным, животным ресурсам и т.п. на основании действующих методик.
В этом случае территориальным управлением Министерства оформляется расчет суммы вреда, нанесенного природным ресурсам, которая подлежит возмещению испрашивателем земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Документ об оплате прилагается к материалам по выбору земельного участка.
6.7. Копии материалов по расчету суммы вреда, нанесенного природным ресурсам, и документы подтверждающие его возмещение в месячный срок со дня регистрации начальник территориального управления направляет в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности (отдел охраны земельных ресурсов и недр) для информации и контроля.
* - изъятие и предоставление земель лесного фонда осуществляется в соответствии с "Порядком рассмотрения документов по переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель лесного фонда, приемке земель в лесной фонд, предоставлению земель лесного фонда в пользование, проведению реконструкции зданий и сооружений на территориях учреждений отдыха, расположенных на землях лесного фонда", утвержденными приказами министра экологии и природных ресурсов РТ от 08.10.2001 г. N 389 (в редакции приказа от 17.12.2001 г. N 661).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 28 февраля 2002 г. N 169 "О Порядке рассмотрения документов по изъятию и предоставлению земель"
Согласно письму Минюста РТ от 5 июля 2002 г. N 13-02-09 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Текст приказа официально опубликован не был