Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 января 2002 г. N 35
"Об утверждении Программы финансового оздоровления
организаций-должников в ходе процедур несостоятельности
(банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год"
9 октября 2002 г.
В целях снижения доли убыточных предприятий в экономике Республики Татарстан и создания условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год.
2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить 70,0 млн.рублей на реализацию указанной Программы за счет средств, предусмотренных Республиканской инвестиционной программой на 2002 год.
3. Комитету Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, министерствам, администрациям городов и районов Республики Татарстан обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Программой финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год.
4. Контроль за реализацией Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Программа
финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур
несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год
(утв. постановлением КМ РТ от 28 января 2002 г. N 35)
9 октября 2002 г.
Паспорт Программы финансового оздоровления
организаций-должников в ходе процедур несостоятельности
(банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год
Наименование Программы |
Программа финансового оздоровления организаций-должни- ков в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год |
Основание для разработки Прог- раммы |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2001 года N 732 "О мерах по исполнению решений Совета Безопасности Республики Татарстан от 27 июля 2001 года по вопросу "О состоянии работы по фи- нансовому оздоровлению предприятий и организации в Республике Татарстан" |
Разработчик Программы |
Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятель- ности и финансовому оздоровлению |
Исполнители Программы |
Министерства, госкомитет и ведомства, администрации городов и районов Республики Татарстан |
Цели Программы | Снижение доли убыточных предприятий в экономике Рес- публике Татарстан, в том числе по итогам 2002 года не менее чем на 7% к аналогичным показателям предыдущего года, сохранение действующих предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, защита интересов трудо- вого коллектива организаций-должников, создание усло- вий для расчетов с кредиторами и привлечения инвести- ций в реальный сектор экономики, а также совершенство- вание антикризисных технологий и дальнейшее развитие инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан |
Задача Программы | Повышение эффективности применения на практике меха- низма реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) с целью их финансового оздоровления путем осуществления государс- твенного финансирования основных направлений Программы |
Основные направ- ления Программы |
1. Создание организационно-экономических условий для эффективной реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельнос- ти (банкротства) 2. Создание условий ля привлечения инвестиционных ре- сурсов в предприятия, создаваемые путем реструктуриза- ции организаций-должников в ходе процедур несостоя- тельности (банкротства) 3. Сохранение государственной доли Республики Татарс- тан в уставном капитале предприятий, создаваемых путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) 4. Информационно-методическое обеспечение процедур фи- нансового оздоровления предприятий 5. Создание условий для развития инфраструктуры антик- ризисного управления в Республике Татарстан |
Ожидаемые ре- зультаты реали- зации Программы |
1. Поэтапное снижение доли убыточных предприятий в экономике Республики Татарстан, в том числе по итогам 2002 не менее чем на 7% к аналогичным показателям пре- дыдущего года. 2. Создание условий для финансового оздоровления круп- ных, социально значимых организаций-должников Респуб- лики Татарстан в ходе процедур несостоятельности (банкротства). 3. Сохранение рабочих мест и создание новых. 4. Создание условий для расчетов организаций-должников с кредиторами, что будет способствовать оздоровлению экономики Республики Татарстан в целом. 5. Обеспечение дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды в виде регулярных текущих платежей предприятий как прошедших финансовое оздоровление в ходе процедур несостоятельности (банкротства), так и находящихся в режиме несостоятельности (банкротства) 6. Привлечение инвестиционных ресурсов на финансовое оздоровление кризисных предприятий, имеющих особое со- циально-экономическое значение для Республики Татарс- тан и находящихся процедурах несостоятельности (банк- ротства) 7. Повышение эффективности деятельности отраслевых ми- нистерств Республики Татарстан по финансовому оздоров- лению подведомственных предприятий в ходе процедур не- состоятельности (банкротства). 8. Повышение качественного уровня выполняемых участни- ками процедур несостоятельности (банкротства) работ и оказываемых ими услуг |
Сроки реализации Программы |
2002 год |
Объемы и источ- ники финансиро- вания Программы |
Средства республиканского бюджета Республики Татарстан в размере 70,0 млн.рублей. |
Система органи- зации контроля за выполнением Программы |
Координацию и контроль реализации Программы осущест- вляют Министерство экономики и промышленности Респуб- лики Татарстан и Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению |
Содержание
Введение
Итоги 2000 года и первой половины 2001 года показали, что по-прежнему значительную долю (37%) в экономике Республики Татарстана занимают убыточные предприятия, имеющие признаки несостоятельности (банкротства). Согласно данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан по состоянию на 16 октября 2001 года общая сумма недоимки предприятий и организаций Республики Татарстан составила 7,7 млрд.рублей и пеней - 7,9 млрд.рублей.
В то же время, начиная с 1998 года по настоящее время, Правительством Российской Федерации, а также Правительством Республики Татарстан активно предпринимаются меры по досудебной санации организаций-должников путем предоставления права реструктуризации накопившейся задолженности в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В условиях завершения в декабре 2001 года мероприятий по реструктуризации задолженности актуальной становится проблема финансового оздоровления организаций-должников, не воспользовавшихся или не сумевших воспользоваться предложенными государством условиями, а также финансовое оздоровление организаций-должников, не выдерживающих режим реструктуризации задолженности. В связи с этим необходимо активизировать применение мер судебной санации через институт несостоятельности (банкротства).
На сегодняшний день в Республике Татарстан одним из эффективных механизмов финансового оздоровления в ходе процедур несостоятельности (банкротства) является реструктуризация организаций-должников. Для целей Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год (далее - Программа) под реструктуризацией организации-должника в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2000 года N 742 "О порядке реструктуризации социально значимых организаций-должников в целях их финансового оздоровления" понимаются действия по реструктуризации бизнеса путем создания на базе его имущества (за исключением имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу) открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества.
В то же время эффективно и в кратчайшие сроки реализовать механизм реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) без принятия конкретных мер финансовой поддержки не предоставляется возможным. Программа, предусматривающая государственные меры финансовой поддержки, направлена на активизацию мер судебной санации путем применения механизмов реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) под контролем государства.
1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является поэтапное снижение доли убыточных предприятий в экономике Республики Татарстан, в том числе по итогам 2002 года не менее чем на 7% к аналогичным показателям предыдущего года, сохранение действующих предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, защита интересов трудового коллектива организаций-должников создание условий для расчетов с кредиторами и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, а также совершенствование антикризисных технологий и дальнейшее развитие инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан.
Реализация Программы позволит создать условия для устойчивого развития экономики Республики Татарстан, используя институт несостоятельности (банкротства), при условии финансирования мероприятий в объемах, предусмотренных Программой. При реализации программных мероприятий предполагается активное участие министерств и администраций городов и районов Республики Татарстан в процессах финансового оздоровления организаций-должников.
Задачей Программы является повышение эффективности применения на практике механизма реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) с целью их финансового оздоровления путем осуществления государственного финансирование основных направлений Программы. Системный подход с учетом отраслевой специфики и обеспечение определенных условий, предусмотренных Программой, позволят решить поставленную задачу.
2. Механизм управления ходом реализации Программы
Управление ходом реализации Программы осуществляется органами государственного управления в соответствии с функциями, возложенными на них. При реализации мероприятий, предусмотренных Программой, координацию их деятельности осуществляет Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (далее - Комитет).
Механизм управления ходом реализации Программы осуществляется в следующие два этапа.
1. Этап инициирования процедур несостоятельности (банкротства)
/------------------------------------------------------\
|Коллегия уполномоченных государственных представителей|
\------------------------------------------------------/
/-------------------\ /-------------------------\ |
| Межведомственная | |Координационно-экспертный| |
|балансовая комиссия|--| совет при Комитете | |
\-------------------/ \-------------------------/ |
|
/------------------------------------------------------\
| Отраслевые балансовые комиссии |
\------------------------------------------------------/
Межведомственная балансовая комиссия по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению организаций-должников по Республике Татарстан, созданная в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 1999 года N 431 "О предотвращении несостоятельности и финансовом оздоровлении предприятий и организаций Республики Татарстан" (далее - Межведомственная балансовая комиссия), рассматривает возможные варианты финансового оздоровления организаций-должников в целях предупреждения их банкротства, а также принимает решения о целесообразности осуществления процедур несостоятельности (банкротства).
По результатам рассмотрения финансовой деятельности подведомственных организаций постоянно действующими балансовыми комиссиями, созданными в соответствии с п.6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2001 года N 732 "О мерах по исполнению решений Совета Безопасности Республики Татарстан от 27 июля 2001 года по вопросу "О состоянии работы по финансовому оздоровлению предприятий и организаций в Республике Татарстан" (далее - отраслевые балансовые комиссии), вносятся предложения в Комитет для рассмотрения данных предприятий на Межведомственной балансовой комиссии.
Решениями Межведомственной балансовой комиссии и отраслевых балансовых комиссий вопрос об инициировании процедур несостоятельности (банкротства) в отношении организаций-должников выносится на рассмотрение Коллегии уполномоченных государственных представителей образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 года N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" и распоряжением Федеральной службы финансового оздоровления России от 15 июня 1998 года N 9-р (далее - Коллегия уполномоченных государственных представителей).
При выявлении признаков преднамеренного банкротства решениями Межведомственной балансовой комиссии, Коллегии уполномоченных государственных представителей, отраслевых балансовых комиссий факты преднамеренного банкротства выносятся на рассмотрение Координационного экспертного совета по предупреждению преднамеренного банкротства юридических лиц в Республике Татарстан при Комитете, созданного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 2001 года N 729 "О создании Координационно-экспертного совета по предупреждению преднамеренного банкротства юридических лиц в Республике Татарстан при Комитете Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" (далее - Координационно-экспертный совет при Комитете).
2. Этап реструктуризации организаций-должников
в целях их финансового оздоровления
После инициирования процедур несостоятельности (банкротства) контроль за ходом реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) осуществляют совместные отраслевые комиссии по реструктуризации предприятий, создаваемые на основании совместных приказов Комитета и соответствующих министерств Республики Татарстан.
В ходе процедур несостоятельности (банкротства) на рассмотрение совместных отраслевых комиссий по реструктуризации предприятий выносятся варианты финансового оздоровления организаций-должников. С данной инициативой имеют право выходить следующие заинтересованные стороны:
1. Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан как орган государственного управления, реализующий функции управления реальным сектором экономики в целом;
2. Министерства Республики Татарстан;
3. Комитет;
4. Администрации городов и районов Республики Татарстан;
5. Арбитражные управляющие по ходатайству собраний кредиторов организаций-должников.
/-----------------\/------------\/-------\/---------------\/-----------\
|Министерство эко-||Министерства|| || Администрации ||Арбитражные|
|номики и промыш-|| Республики ||Комитет||городов и райо-||управляющие|
|ленности Респуб-|| Татарстан || ||нов Республики || |
|лики Татарстан || || || || |
\-----------------/\------------/\-------/\---------------/\-----------/
| | | | |
Программа мероприятий по финансовому оздоровлению организации-должника
| | | | |
/-----------------------------------------------------------\
| Совместные отраслевые комиссии по реструктуризации предприятий |
\----------------------------------------------------------------/
| | м |
Разработка программы мероприятий | о |
по финансовому оздоровлению организации-должника | н |
и направление соответствующего заключения | и |
| | т |
/-----------------------------------------------\ | о |
| Принятие Правительством Республики Татарстан | | р |
| решения об утверждении программы мероприятий | | и |
|по финансовому оздоровлению организации-должника| | н |
\------------------------------------------------/ | г |
| \---/
|
/-----------------------------------------------------------------\
| Реализация программы мероприятий по финансовому оздоровлению |
| организации-должника |
\------------------------------------------------------------------/
Программы мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников, разработанные совместными отраслевыми комиссиями по реструктуризации предприятий, утверждаются постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, предусматривающими порядок, сроки и объемы финансирования реализации данных программ.
В ходе процедур несостоятельности (банкротства) совместными отраслевыми комиссиями по реструктуризации предприятий осуществляются мониторинг и контроль реализации программ мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников, утверждаемых соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.
3. Основные направления Программы
Основными направлениями Программы являются:
1. Создание организационно-экономических условий для эффективной реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
2. Создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в предприятия, создаваемые путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
3. Сохранение государственной доли Республики Татарстан в уставном капитале предприятий, создаваемых путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
4. Информационно-методическое обеспечение процедур финансового оздоровления предприятий;
5. Создание условий для развития инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан.
3.1. Создание организационно-экономических условий для эффективной
реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников
в ходе процедур несостоятельности (банкротства)
Реализация мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), как показывает опыт, является затратным механизмом, и во многих случаях осуществить реструктуризацию за счет собственных средств организаций-должников не представляется возможным. Безусловно, данные обстоятельства влияют на эффективность, качество и сроки выполнения мероприятий по реструктуризации. Как правило, предприятие вынуждено сначала изыскать внутренние резервы или в кратчайшие сроки реализовать неиспользуемые или неэффективно используемые активы с целью получения реального источника финансирования программы финансового оздоровления организации-должника.
В целях последовательной проработки и реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) необходимо квалифицированно и качественно выполнить целый перечень работ, требуемый в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Так, в период процедуры наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении организации-должника, основной объем работ связан со следующими мероприятиями:
проведение анализа финансово-экономического состояния должника (включая инвентаризацию имущества должника, проведение предварительной экспресс-оценки имущества по учетным данным предприятия, экспертизы бухгалтерской отчетности предприятия, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, а также положения предприятия на товарных рынках, проведение работ по выявлению наличия (отсутствия) признаков преднамеренного/фиктивного банкротства, подготовку заключения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия, составление отчета временного управляющего, экспертизу имеющихся в наличии и восстановление отсутствующих на предприятии правоустанавливающих документов т.д.);
работа с кредиторами (включая составление и ведение реестра кредиторов, анализ договоров с контрагентами о правомочности выставления требований последними, рассмотрение заявленных требований кредиторов на предмет обоснованности и составления обоснованного отказа и т.д.);
подготовка и организация проведения первого собрания кредиторов (включая составление списка кредиторов для рассылки уведомлений о проведении собраний кредиторов, подготовку бюллетеней для голосования, протоколов регистрации участников и счетной комиссии, обеспечение специалистами, осуществляющими работу по проверке правомочности представителя кредитора на первом собрании кредиторов и т.д.);
организационно-техническое обеспечение хода процедур наблюдения (включая организацию работы по обеспечению сохранности активов должника, уведомление руководителя должника и собственника о нормах действующего законодательства, осуществление аудио-, видеозаписи собраний кредиторов организации-должника и других мероприятий).
В период процедуры внешнего управления, введенной арбитражным судом в отношении организации-должника, основной объем работ связан со следующими основными мероприятиями:
организация работы по обеспечению сохранности и поиску активов должника (включая организацию работы по взысканию дебиторской задолженности, поиск и возврат имущества из незаконного чужого владения, подготовка и рассылка запросов в государственные органы о возможных имущественных правах должника и т.д.);
организация работы по подготовке и составлению плана внешнего управления (включая сбор и проведение экспертной оценки бухгалтерской документации и при необходимости восстановление последней, необходимой для составления плана внешнего управления, разработку конкретных механизмов реструктуризации предприятия, составление (калькуляция) сметы расходов на процедуру внешнего управления и т.д.);
разработка стратегии развития нового юридического лица, образованного на базе имущества должника (включая разработку и внедрение организационной и производственной структур нового юридического лица, рыночно-ориентированной системы управления организацией, маркетинговой стратегии предприятия и возможности освоения и производства новых эффективных видов продукции, разработку финансового плана нового юридического лица, образованного на базе имущества должника, на ближайшую перспективу и бизнес-плана на ближне- (1-2 года) и среднесрочную (3-5 лет) перспективу, разработку стратегии развития организации на долгосрочную перспективу (5-20 лет).
организация работы по регистрации нового юридического лица (включая разработку пакета учредительных документов создаваемого юридического лица, подготовку и подачу уведомления в Татарстанское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о создании нового юридического лица, регистрацию пакета учредительных документов создаваемого юридического лица в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, осуществление государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций в Региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации в Республике Татарстан и т.д.).
А также в период процедуры конкурсного производства, открытой арбитражным судом в отношении организации-должника, помимо работ организационно-правового характера, основная деятельность арбитражного управляющего связана с осуществлением следующих мероприятий:
поиск потенциальных инвесторов нового юридического лица, образованного на базе имущества должника;
организация и проведение торгов по реализации ценных бумаг нового юридического лица, образованного на базе имущества должника;
ликвидация организации-должника.
В целях реализации вышеперечисленных мероприятий необходимо привлечение квалифицированных экспертов и использование соответствующих антикризисных технологий.
Результаты проведенного анализа финансового состояния организаций-должников Республики Татарстан, в отношении которых применен механизм реструктуризации в ходе процедур несостоятельности (банкротства), показывают, что на момент введения в отношении их процедур несостоятельности в структуре активов предприятий в среднем 46,2% занимают основные средства и 32% - оборотные активы. В составе самих оборотных активов 45,5% составляют запасы, 34% - дебиторская задолженность с низкой вероятностью взыскания, и только 0,05% - денежные средства.
Таким образом, отсутствие оборотных средств, с одной стороны, не позволяет организациям-должникам нормализовать производственно-хозяйственную деятельность, с другой стороны, - разработать и планомерно реализовать мероприятия по реструктуризации организации-должника в ходе процедур несостоятельности (банкротства), которые способствовали бы выходу данных предприятий из кризисной ситуации.
В целях решения данной проблемы, необходимо создав условия как по нормализации производственно-хозяйственной деятельности организаций-должников, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства), включая условия для погашения задолженности по заработной плате, так и по созданию экономических условий для эффективного применения механизма реструктуризации предприятий.
Государственная поддержка организаций-должников осуществляется путем выделения организациям-должникам государственных субсидий в размере до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на погашение части процентной ставки по выданному банковскому кредиту. Государственная поддержка осуществляется лишь в отношении организаций-должников, которые смогут вести безубыточную деятельность после их реструктуризации в ходе процедур несостоятельности (банкротства). Такое заключение делается в результате рассмотрения совместными отраслевыми комиссиями по реструктуризации предприятий программ мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников, которые впоследствии утверждаются постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.
Таким образом, данный механизм финансирования мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) позволит создать благоприятные стартовые условия для финансового оздоровления организаций-должников Республики Татарстан в ходе процедур несостоятельности (банкротства):
привлечь инвестиционные ресурсы коммерческих банков в сферу кризисных предприятий, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);
привлечь квалифицированных экспертов и использовать соответствующие антикризисные технологии для разработки и реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства).
3.2. Создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов
в предприятия, создаваемые путем реструктуризации
организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства)
В результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) образуются одно или несколько новых юридических лиц, имеющих благоприятные стартовые условия для успешного осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом обязательным является этап разработки программы мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников. Если организация-должник после проведения ее реструктуризации в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в состоянии вести безубыточную деятельность, эта программа принимается постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, что является основанием для ее государственной поддержки.
Результаты анализа финансово-экономических показателей деятельности новых юридических лиц, образованных путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), позволяют сделать выводы о том, что большинство из них могут вести безубыточную деятельность, но при этом наблюдается дефицит оборотных средств, вследствие чего существует проблема отсутствия условий для дальнейшего развития, модернизации предприятий и внедрения новых технологий, совершенствования условий трудовой деятельности и, как следствие, повышения уровня оплаты труда.
В целях привлечения инвестиций в предприятия, образованные путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), необходима государственная поддержка. Государственная поддержка предприятий, программы мероприятий по финансовому оздоровлению которых приняты постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, осуществляется путем предоставления указанным предприятиям государственных субсидий в размере до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на погашение части процентной ставки по выданному банковскому кредиту. Те организации-должники, которые не смогу вести безубыточную деятельность, должны быть подвергнуты процедуре банкротства.
Реализация приведенного механизма объективно позволит:
создать условия для развития предприятий, образованных путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
укрепить их положение на соответствующих товарных рынках, наладить устойчивые связи с поставщиками и подрядчиками, сформировать положительный имидж;
повысить инвестиционную привлекательность ценных бумаг вновь созданных предприятий при реализации их на торгах и, как следствие, добиться наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.
3.3. Сохранение государственной доли в уставном капитале предприятий,
создаваемых путем реструктуризации организаций-должников в ходе
процедур несостоятельности (банкротства)
В настоящее время существует ряд предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в бюджеты разных уровней и представляющих особую значимость для экономики и промышленности Республики Татарстан. В первую очередь к ним относятся:
предприятия, осуществляющие производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, а также обеспечивающие национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации (в том числе, предприятия, обремененные мобилизационными мощностями);
предприятия, осуществляющие социально значимую деятельность;
бюджетообразующие предприятия.
В целях вывода предприятий из кризисного состояния необходимо проведение реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства). В то же время механизм реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) предусматривает смену собственника. Учитывая необходимость сохранения государственного контроля над деятельностью предприятий оборонного, агропромышленного комплексов, объемов коммунального хозяйства, обеспечивающих экономическую и национальную безопасность Республики Татарстан, в уставном капитале ряда предприятий целесообразно сформировать государственную долю.
Вместе с тем погашение задолженности данных предприятий перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами путем прямой передачи государству ценных бумаг юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей должно носить исключительно денежный характер (ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статей 8 и 45 части I Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ).
Для решения данной проблемы необходимо обеспечить приобретение государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), в порядке, установленном действующим законодательством. При приобретении государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации, часть средств, вырученных организацией-должником на торгах (конкурсе), объективно будет направлена в бюджет и внебюджетные фонды в виде погашения просроченной кредиторской задолженности.
Принятие решений о целесообразности сохранения или формирования государственной доли в уставном капитале вновь созданных обществ, образованных путем реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), относится к компетенции министерств Республики Татарстан, осуществляющих государственное регулирование их деятельности совместно с Комитетом, осуществляющим контроль над ходом процедур несостоятельности (банкротства) организаций-должников.
Участие государства в уставном капитале юридических лиц, образованных путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), позволит:
блокировать решения, противоречащие государственным интересам;
формировать органы управления, отражающие позицию государства.
Государственное финансирование данного направления в целях сохранения государственной доли в уставном капитале новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), путем приобретения государством ценных бумаг указанных предприятий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, позволит:
обеспечивать государственный контроль над принятием решений, касающихся производственно-хозяйственной деятельности указанных предприятий, их дальнейшего развития;
получать государству прибыль от деятельности указанных обществ в виде дивидендов;
реализовывать в будущем потенциальным покупателям пакеты акций обществ, принадлежащих государству, по более высокой цене с учетом увеличения их инвестиционной привлекательности;
создавать условия для погашения организациями-должниками просроченной кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
3.4. Информационно-методическое обеспечение процедур
финансового оздоровления организаций-должников
На сегодняшний день объективно существует проблема непонимания сущности и необходимости применения процедур финансового оздоровления, связанная с новизной проблемы банкротства и отсутствием в течение длительного периода правоприменительной практики института банкротства как в целом в России, так и, в частности, в Республике Татарстан.
Таким образом, важнейшей государственной задачей является популяризация хода проведения и применения механизма финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства). При этом особую актуальность приобретает разъяснение значения процедур несостоятельности (банкротства) как эффективного метода финансового оздоровления организаций-должников. В Комитете разработан и реализуется перспективный план идеологического обеспечения процесса финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), разъяснительной работы с использованием электронных и печатных средств массовой информации Республики Татарстан.
В настоящий момент наблюдаются следующие тенденции, связанные с проведением процедур несостоятельности (банкротства) организаций-должников Республики Татарстан:
увеличение числа организаций-должников, в отношении которых Коллегией уполномоченных государственных представителей приняты решения об инициировании процедур несостоятельности (банкротства), в том числе отсутствующих должников;
увеличение числа участников процедур несостоятельности (банкротства);
расширения спектра организаций-кредиторов;
выявление фактов преднамеренного банкротства юридических лиц.
В сложившейся ситуации важными государственными задачами являются:
создание условий для повышения уровня квалификации арбитражных управляющих и управленческого персонала организаций-должников Республики Татарстан с учетом отраслевой специфики предприятий, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);
создание условий для повышения уровня информированности кредиторов с целью принятия ими более обоснованных и взвешенных решений о проведении хода процедур несостоятельности на организациях-должниках Республики Татарстан;
создание условий для повышения качества арбитражного управления, включая формирование рейтинга арбитражных управляющих.
Для решения вышеперечисленных задач в 2002 году необходимо предусмотреть государственное финансирование следующих ключевых мероприятий:
издание методической литературы (сборников, буклетов) о практике применения механизма по финансовому оздоровлению организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) с целью разъяснения всем участникам процессов финансового оздоровления его основных принципов, подходов по реализации и норм действующего законодательства;
издание периодической специальной литературы по вопросам проведения финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
проведение постоянно действующих выездных семинаров о практике применения процедур реструктуризации организаций-должников в районах Республики Татарстан с целью разъяснения основных принципов государственной политики по финансовому оздоровлению на местах;
проведение республиканских, межрегиональных и общероссийских конференций по вопросам, связанным со спецификой осуществления процедур финансового оздоровления организаций-должников каждой отдельной отрасли;
организация регулярных "круглых столов" с участием представителей министерств Республики Татарстан, Комитета, руководителей предприятий и других заинтересованных сторон с целью обсуждения комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление соответствующей отрасли экономики Республики Татарстан;
систематическая и целенаправленная работа со средствами массовой информации, включающая в себя регулярные публикации сведений, подготовку и выпуск телевизионных передач, размещение информации в Интернете о ходе процедур финансового оздоровления на социально значимых предприятиях Республики Татарстан, включая регулярное освещение информации о рейтинге арбитражных управляющих;
проведение курсов по обучению и переподготовке арбитражных управляющих и управленческого персонала организаций-должников с целью повышения уровня квалификации.
Таким образом, государственное финансирование вышеуказанных мероприятий в 2002 году позволит:
качественно повысить квалификационный уровень всех участников процессов, связанных с проведением финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
создать условия для повышения эффективности взаимодействия всех участников данных процессов;
усилить работу по формированию адекватного общественного мнения о целесообразности и практике применения процедур несостоятельности (банкротства).
3.5. Создание условий для развития инфраструктуры
антикризисного управления в Республике Татарстан
В настоящее время инфраструктура антикризисного управления в Республике Татарстан представляет собой совокупность организаций, не являющихся прямыми участниками процедур несостоятельности, но обеспечивающих выполнение функций путем предоставления соответствующих работ и услуг для эффективного выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий. К ним относятся:
аудиторско-консалтинговые и оценочные фирмы;
юридические и адвокатские бюро;
аукционные центры и риэлторские компании;
учебные центры и учреждения;
кадровые агентства и т.д.
В условиях активного расширения рынка арбитражного управления необходимо предпринять практические меры по созданию условий для развития и совершенствования инфраструктуры арбитражного управления в Республике Татарстан. По состоянию на 1 ноября 2001 года Коллегией уполномоченных государственных представителей приняты решения об инициировании процедур несостоятельности (банкротства) в отношении 736 организаций-должников Республики Татарстан, на которых уже в 2002 году планируется проведение процедур несостоятельности (банкротства). В условиях увеличения количества организаций-должников, проходящих через процедуры несостоятельности (банкротства), объективно возрастает трудоемкость работ арбитражных управляющих и количество назначений арбитражным судом. На сегодняшний день из 221 лицензированного специалиста арбитражными управляющими работают 145 человек. Таким образом, в 2002 году в среднем на одного арбитражного управляющего в Республике Татарстан будут приходиться около 8-9 предприятий. Решение данной масштабной проблемы невозможно без обеспечения системного подхода к ней.
До принятия нового федерального закона о несостоятельности (банкротстве), в условиях либерализации процессов, проходящих в экономике Республики Татарстан, с целью повышения ответственности и качества работы арбитражных управляющих актуальной государственной задачей становится создание условий для возникновения и развития сети интегрированных структур (управляющих компаний). Управляющая компания - это специализированная организация, оказывающая всемерное содействие арбитражному управляющему в решении следующих важных вопросов:
создание и развитие необходимой инфраструктуры арбитражного управления, обеспечивающей профессиональную деятельность арбитражного управляющего;
развитие и повышение профессионального уровня арбитражного управляющего и рейтинговых оценок в сфере антикризисного управления предприятием;
качественное исполнение арбитражным управляющим полномочий, возлагаемых в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве).
На сегодняшний день на рынке арбитражного управления объективно существуют все предпосылки для создания управляющих компаний, объединяющих арбитражных управляющих. Развитие института банкротства в России происходит именно в направлении создания саморегулируемых организаций, обеспечивающих выработку стандартов деятельности арбитражных управляющих, выступающих поручителями перед кредиторами за действия арбитражных управляющих, в случае нанесения последними серьезного ущерба своими действиями или бездействием, а также формирующих рейтинг деятельности арбитражных управляющих на основании оценки их деятельности.
В период становления и развития новой инфраструктуры антикризисного управления во многом определяющей и значимой является роль государственной финансовой поддержки. Дефицит оборотных средств вновь создаваемых управляющих компаний является сдерживающим фактором в оказании услуг в сфере антикризисного управления в кредит. В свою очередь, данная ситуация приводит к неустойчивому финансовому положению управляющих компаний и реально сдерживает развитие института поручительства.
Поэтому именно на этапе становления и развития инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан необходимо обеспечение благоприятных стартовых условий путем предоставления государственных субсидий в размере до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на погашение части процентной ставки по выданному управляющим компаниям банковскому кредиту.
Таким образом, государственная поддержка управляющих компаний на этапе их становления позволит создать благоприятные условия для формирования и развития инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан на принципах конкурсности и гласности и, следовательно, повысить эффективность механизма финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в 2002 году.
Постановлением КМ РТ от 9 октября 2002 г. N 585 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Финансирование Программы
Финансирование Программы на 2002 год в размере 7,0 млн.рублей предусматривается за счет Республиканской инвестиционной программы, прилагаемой к Закону Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год".
Смета расходов на финансирование основных направлений Программы представлена в следующей таблице.
(тыс.рублей)
N п/п |
Наименование затрат | 2002 год | Всего | |||
1-й квартал |
2-й квартал |
3-й квартал |
4-й квартал |
|||
1 | Приобретение акций (долей) вновь создаваемых предприятий в ходе реструктуризации соци- ально значимых организаций- должников в соответствии с постановлением Кабинета Мини- стров Республики Татарстан от 26 октября 2000 года N 742 |
- | 3000 | 4000 | 3000 | 10000 |
2 | Издание методической литера- туры |
500 | 500 | 500 | 500 | 2000 |
3 | Проведение семинаров, конфе- ренций |
250 | 250 | 250 | 250 | 1000 |
4 | Проведение курсов по обучению и переподготовке арбитражных управляющих и руководящих кадров организаций-должников, находящихся в процедурах не- состоятельности (банкротства) |
500 | 500 | 500 | 500 | 2000 |
5 | Проведение мероприятий по оформлению реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса Республики Татарс- тан |
1200 | 1500 | 1700 | 3100 | 7500 |
6 | Ликвидация отсутствующих должников |
500 | 500 | 500 | 500 | 2000 |
7 | Предоставление льготных кре- дитов организациям, основной вид деятельности которых - оказание услуг в сфере анти- кризисного управления, на срок до 5 лет в размере 1/4 ставки рефинансирования Цент- рального банка Российской Фе- дерации - всего в том числе: ЗАО "Первая антикризисная компания" ЗАО "Бизнес-технология" ЗАО "Антикризисная компания по финансовому оздоровлению предприятий" ЗАО "Антикризисная техноло- гия" ЗАО "Средне-Волжская антикри- зисная компания" ЗАО "Аграрная антикризисная компания" |
- - - - - - - |
- - - - - - - |
- - - - - - |
38500 8400 5950 5600 4550 7700 6300 |
38500 8400 5950 5600 4550 7700 6300 |
8 | Государственное субсидирова- ние в соответствии с поста- новлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.04.2001 г. N 228 в размере до 3/4 ставки рефинансирова- ния Центрального банка Рос- сийской Федерации на погаше- ние части процентной ставки по банковскому кредиту, выда- ваемому организациям, основ- ной вид деятельности которых - оказание услуг в сфере ан- тикризисного управления |
2300 | 1500 | 1600 | 1600 | 7000 |
Итого | 12650 | 17450 | 19750 | 20150 | 70000 |
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Для достижения целей и ожидаемых результатов по финансовому оздоровлению организаций-должников Республики Татарстан в ходе процедур несостоятельности (банкротства) необходимо предусмотреть на 2002 год финансирование основных направлений Программы за счет Республиканской инвестиционной программы.
Реализация основных направлений, предусмотренных Программой, позволит:
1. Поэтапно снижать долю убыточных предприятий в экономике Республики Татарстан, в том числе по итогам 2002 года не менее чем на 7% к аналогичным показателям предыдущего года;
2. Создать условия для финансового оздоровления крупных, социально значимых организаций-должников Республики Татарстан в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
3. Сохранить рабочие места и создать новые;
4. Создать условия для расчетов организаций-должников с кредиторами, что будет способствовать оздоровлению экономики Республики Татарстан в целом;
5. Обеспечить дополнительные поступления в бюджет и внебюджетные фонды в виде регулярных текущих платежей предприятий как прошедших финансовое оздоровление в ходе процедур несостоятельности (банкротства), так и находящихся в режиме несостоятельности (банкротства);
6. Привлечь инвестиционные ресурсы на финансовое оздоровление кризисных предприятий, имеющих особое социально-экономическое значение для Республики Татарстан и находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);
7. Повысить эффективность деятельности министерств Республики Татарстан по финансовому оздоровлению подведомственных предприятий в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
8. Повысить качественный уровень выполняемых участниками процедур несостоятельности (банкротства) работ и оказываемых ими услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачей Программы является повышение эффективности применения на практике механизма реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) с целью их финансового оздоровления путем осуществления государственного финансирование основных направлений Программы.
При реализации программных мероприятий предполагается активное участие министерств и администраций городов и районов Республики Татарстан в процессах финансового оздоровления организаций-должников. Определены основные направления Программы, механизм управления ходом реализации и смета расходов на ее финансирование.
Постановление КМ РТ от 28 января 2002 г. N 35 "Об утверждении Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 20 мая 2004 г. N 246 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 15 декабря 2002 г. N 700
Постановление КМ РТ от 9 октября 2002 г. N 585