Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 30 апреля 2002 г. N ЗП-1-47/2002
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2002 г. N 11-Г02-16 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва
с участием прокурора Х-ва
при секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических средств организации движения" N 1864-12 от 17 мая 1993 года (в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 1998 года N 1688, от 20 декабря 2000 года N 543), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу частей 4, 7 статьи 2, статью 4, части 4 статьи 15, статью 16 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических средств организации движения" N 1864-12 от 17 мая 1993 года (в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 1998 года N 1688, от 20 декабря 2000 года N 543).
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических средств организации движения" (далее республиканский закон или Закон Республики Татарстан) противоречит Кодексу об административных правонарушениях РСФСР.
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан изменил и просил Верховный суд Республики Татарстан признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению лишь отдельные положения частей 4, 7 статьи 2, статьи 4, части 4 статьи 15, статьи 16 республиканского закона.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан не признал и пояснил, что Государственный Совет Республики Татарстан не имеет законных оснований для приведения республиканского закона в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, поскольку Федеральный закон о введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает приведение республиканского законодательства в соответствие с новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав объяснения представителя Государственного Совета Республики Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению с учетом изменений, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению в измененной участвующим в данном деле прокурором части.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п."а" ст.72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п.5 ст.76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 17 мая 1993 года в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических средств организации движения". В настоящее время данный Закон действует в редакции законов Республики Татарстан N 1688 от 24 июня 1998 года, N 543 от 20 декабря 2000 года.
Отдельные положения указанного Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Часть 4 ст.2 Закона Республики Татарстан, устанавливающая административную ответственность водителей за управление зарегистрированными транспортными средствами без государственных регистрационных знаков предусматривает наложение штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
Между тем, санкция данной статьи противоречит санкции ч.5 ст.114 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, согласно которой аналогичное нарушение влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до 1 минимального размера оплаты труда.
Кроме того, часть 4 ст.2 Закона Республики Татарстан к правонарушению, влекущему административную ответственность в виде штрафа в размере 2-х минимальных размеров оплаты труда относит и управление транспортными средствами без государственных регистрационных знаков на прицепах легковых автомобилей.
Однако, КоАП РСФСР такое правонарушение отдельно не выделяет, в связи чем размер штрафа за данное нарушение не может превышать 0,2 минимальных размеров оплаты труда, предусмотренной частью 8 статьи 115 КоАП РСФСР.
Часть 7 ст.2 Закона РТ устанавливает санкцию в размере двух минимальных размеров оплаты труда за эксплуатацию водителями транспортных средств с нанесенными покрытиями на стекла, ограничивающими обзорность с места водителя и светопропускная способность которых не отвечает требованиям установленных правил, или тонированных зеркальным способом.
Однако, КОАП РСФСР такое правонарушение отдельно не выделяет, в связи с чем размер санкции за совершение аналогичного нарушения не может превышать 0,2 минимальных размеров оплаты труда, предусмотренной частью 8 статьи 115 КоАП РСФСР.
Часть 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан устанавливает также санкцию в виде штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда за нарушение правил движения и стоянки в жилых зонах.
Однако, КоАП РСФСР такое правонарушение отдельно не выделяет, в связи с чем размер штрафа за его совершение не может превышать 0,2 минимальных размеров оплаты труда, предусмотренной частью 8 ст.115 КоАП РСФСР.
Часть 3 ст.4 Закона Республики Татарстан устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 30 км/час.
Вместе с тем, часть 1 статьи 115 КоАП РСФСР за превышение скорости от 10 до 20 км/ч устанавливает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимальных размеров оплаты труда, то есть различаются как диспозиции части 3 статьи 4 Закона Республики Татарстан и части 1 статьи 115 КоАП РСФСР, так и размеры санкций, установленные за аналогичные правонарушения.
Часть 3 статьи 4 республиканского закона устанавливает также ответственность за нарушение правил проезда остановок общественного транспорта в виде штрафа в размере от 1 до 2 минимальных размеров оплаты труда.
Однако, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР такое правонарушение отдельно не выделяет, в связи с чем размер штрафа за его совершение не может превышать 0,2 минимальных размеров оплаты труда, предусмотренной частью 8 статьи 115 КоАП РСФСР.
За нарушение проезда пешеходных переходов часть 3 статьи 4 республиканского закона предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.
За аналогичное правонарушение частью 2 статьи 115 КоАП РСФСР предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 0,5 минимальных размеров оплаты труда.
Следовательно, часть 3 статьи 4 республиканского закона в части установления размера санкции за данное нарушение свыше 0,5 минимальных размеров оплаты труда противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, часть 3 статьи 4 республиканского закона устанавливает административную ответственность за нарушение правил маневрирования, проезда перекрестков.
Однако, КоАП РСФСР такое правонарушение отдельно не выделяет, в связи с чем размер штрафа за его совершение не может превышать 0,2 минимальных размеров оплаты труда, предусмотренной частью 8 статьи 115 КоАП РСФСР.
Часть 4 статьи 4 Закона Республики Татарстан устанавливает административную ответственность в виде наложения штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда за проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушения правил обгона.
За аналогичное правонарушение часть 4 статьи 115 КоАП РСФСР предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, санкция указанной нормы республиканского закона в части установления размера санкции за данное нарушение свыше одного минимального размера оплаты труда противоречит федеральному законодательству.
Часть 5 статьи 4 республиканского закона устанавливает ответственность в виде наложения штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 10 км/час в зоне действия дорожных знаков "Дети", "Опасность".
Однако, данное правонарушение Кодексом об административных правонарушениях РСФСР не предусмотрено. Следовательно, данная норма республиканского закона противоречит федеральному законодательству.
Согласно части 4 статьи 15 республиканского закона, в случаях, когда лицо не оспаривает допущенное им нарушение и налагаемое на него административное взыскание в виде штрафа, предусмотренного частями 1, 2, 3, 5, 6 статьи 2, частью первой статьи 3, частями второй, шестой статьи 4, частью первой статьи 8, частями первой, второй, третьей статьи 10 настоящего Закона, протокол не составляется.
Ссылка в части 4 статьи 15 республиканского закона на часть 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает более широкий, чем это предусмотрено статьей 237 КоАП РСФСР, круг случаев, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона Республики Татарстан, протокол не составляется, в случае, когда лицо не оспаривает факт не выполнения требований и распоряжений работников милиций (часть 1 статьи 8 республиканского закона) и налагаемое за это административное взыскание в виде штрафа.
В то же время такое правонарушение, предусмотренное в статье 165 КоАП РСФСР, статья 237 КоАП РСФСР не относит к случаям, когда протокол об административном правонарушении не составляется, даже если лицо и не оспаривает нарушение и налагаемое за это взыскание.
Согласно пункту первому части 1 статьи 16 республиканского закона, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: за административные правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, - главные Государственные инспекторы безопасности дорожного движения республики, городов, районов или их заместители.
Между тем, рассмотрение дел на основании части 1 статьи 8 республиканского закона, указанным в пункте первом части 1 статьи 16 Закона Республики Татарстан должностным лицам не подведомственно.
Следовательно, в этой части данная норма республиканского закона противоречит федеральному законодательству.
По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству указания в пунктах 2, 3 части 1 статьи 16 республиканского закона на часть 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан.
При наличии таких обстоятельств Верховный суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан в измененной части подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан, решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 4 статьи 2 в части санкции за административную ответственность в виде штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
частей 4, 7 статьи 2 в части санкции за административное правонарушение в виде штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
часть 2 статьи 4 в части санкции в виде штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда за нарушение правил движения и стоянки в жилых зонах;
часть 3 статьи 4 в части устанавливающей административную ответственность за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 30 км/час, нарушение правил проезда остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, правил маневрирования, проезда перекрестков в виде штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда;
часть 4 статьи 4 в части устанавливающей административную ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушение правил обгона в виде штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда;
часть 5 статьи 4 устанавливающую административную ответственность за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 10 км/час в зоне действия дорожных знаков "Дети", "Опасность" в виде штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
часть 4 статьи 15 в части указания на то, что протокол не составляется, когда лицо не оспаривает допущенное им нарушение и налагаемое на него административное взыскание в виде штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан;
Пункт 1 части 1 статьи 16 в части возложения функции по рассмотрению дел об административных правонарушениях на основании части 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан на главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения республики, городов, районов или на их заместителей;
Пунктов 2 и 3 части 1 статьи 16 в части указаний на часть 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических средств организации движения" N 1864-12 от 17 мая 1993 года (в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 1998 года N 1688, от 20 декабря 2000 года N 543).
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации: газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 30 апреля 2002 г. N ЗП-1-47/2002
Решение вступило в законную силу 2 августа 2002 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2002 г. N 11-Г02-16 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 7 сентября 2002 г. N 180