Решение Коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 31 июля 2002 г.
"О повышении эффективности использования медицинской техники и
технологического оборудования в здравоохранении Республики Татарстан"
(протокол N 8)
Коллегия Министерства здравоохранения Республики Татарстан отмечает, что в настоящее время серьезной проблемой при организации медицинской помощи населению является оснащенность учреждений здравоохранения медицинской техникой, состояние ее парка, рациональное и эффективное использование медицинской техники для реализации медицинских методик профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации.
Серьезное внимание в последние годы было уделено развитию специализированной медицинской помощи, внедрению в практическое здравоохранение новых современных медицинских технологий.
Привлечение иностранных и Российских инвестиций, реализация республиканских Программ и проектов, поддержка Правительства Республики Татарстан позволили значительно увеличить количество основных классов приборов высоких технологий для лучевой диагностики.
На 1 млн.жителей в Республике Татарстан приходится 1,8 единиц магнитно-резонансных томографов (Российская Федерация - 0,69), 3,15 единиц рентгеновских компьютерных томографов (Российская Федерация - 2,1), 76 аппаратов для ультразвуковой диагностики (Российская Федерация - 71).
Вместе с тем, это не позволило решить проблему оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой в целом по республике. Расходы на приобретение медицинской техники, учитывая ее дороговизну и потребность, крайне незначительны.
В 2001 году в целом по республике статья расходов на оборудование, где кроме медицинской техники, предусмотрено приобретение технологического оборудования, транспорта, мебели и т.д., составила 558,7 млн.рублей, что в 5 раз меньше, чем составлял объем фармацевтического рынка в республике в 2001 году (2 млрд. 802 млн.руб.).
Причем отмечается устойчивая тенденция уменьшения финансирования статьи расходов на оборудование с 564,9 млн.руб. в 2000 году до 502,0 млн.руб. в 2002 году. Доля финансирования на оборудование в общем объеме ассигнований по отрасли здравоохранения снизилась в целом по республике с 9,1% в 2001 году до 5,8% в 2002 году. Аналогичная ситуация наблюдается, по районам: снижение отмечается с 5,8% в 2001 году до 3,4% в 2002 году, и практически в 2 раза снижение отмечается по республиканскому бюджету: с 21,2% в 2001 году до 11,5% в 2002 году.
Анализ показал, что некоторые отделы здравоохранения территорий практически не предусматривают ассигнования по статье оборудование или предусматривают незначительные суммы. Особенно низкие показатели отмечались в Спасском, Рыбно-Слободском (по 0,3%), Менделеевском (0,4%), Пестречинском (0,6%), Зеленодольском (0,7%), Азнакаевском, Буинском, Черемшанском районах (по 0,9%).
Аналогичная ситуация по формированию отделами здравоохранения в территориях статьи расходов на приобретение оборудования сложилась и в 2002 году. 24 территории предусмотрели затраты на приобретение оборудования в 2002 году в 2-8 раз ниже среднереспубликанских. Низкие показатели отмечаются в Агрызском (0,6%), Высокогорском (0,7%), Кайбицком (1,1%), Елабужском (1,0%), в абсолютных цифрах эти проценты составляют от 200 до 380 тыс.руб.
Состояние финансирования статьи расходов на оснащение учреждений здравоохранения республики медицинским оборудованием свидетельствует о том, что нужны радикальные изменения. Назрела необходимость в корне пересмотреть отношения к этой проблеме. Сегодня, с учетом состояния парка медицинской техники в учреждениях здравоохранения, должны быть гарантированы стабильные источники финансирования.
В последние годы резко снизилось поступление в учреждения здравоохранения медицинской техники повседневного, массового спроса, и накопилось значительное число оборудования, выработавшего свой ресурс, физически устаревших, технически несовершенных аппаратов для рутинной диагностики.
Уровень оснащенности некоторых больниц медицинской техникой достиг критически опасного предела. Из 19326 единиц медицинской техники 32% эксплуатируются свыше 10 лет. Наиболее изношена рентгеновская и наркозно-дыхательная аппаратура, эксплуатация которой более 10 лет составляет 52%, эндоскопическая аппаратура (38%), аппараты функциональной диагностики (32%) и лабораторная техника (26%).
Сегодня представляют определенную опасность 398 рентгенологических аппаратов, подлежащих замене, так как создается переоблучение пациентов и персонала, в 3-4 раза превышающее допустимое. Большинство рентгеновских аппаратов не снабжено усилителями рентгеновского изображения, позволяющими снизить облучение в 12-13 раз: из 390 стационарных рентгеновских аппаратов только 90 ед. (23%) снабжены УРИ.
Имеющийся парк флюорографической техники в основном (в Республике Татарстан это 128 аппаратов) не соответствует сегодняшним требованиям, предъявляемым к этому оборудованию, износ составляет 71 процент. Недостатками аппаратов, которыми оснащены наши учреждения здравоохранения, являются высокая лучевая нагрузка на пациента, большой расход материалов, трудоемкость обработки пленки, относительно большой процент технического брака и, как следствие, повторная дозовая нагрузка на пациента.
Учреждениями здравоохранения не ведется инструментальный дозиметрический контроль над дозами облучения пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур из-за отсутствия дозиметров на существующих аппаратах. Из всех имеющихся в республике рентгенодиагностических аппаратов только два аппарата - флюорограф "Ренекс Флюоро" (установленный в Республиканской клинической больнице) и рентгенографический аппарат "Мультикс-Про" (в Республиканской клинической больнице N 3) снабжены устройствами измерения дозы получаемой пациентом. Ультразвуковые аппараты СДЛ-310 (фирмы "Шимадзу", Япония), полученные учреждениями здравоохранения в 1992-1993 годах в количестве 60 ед., в настоящее время сняты с производства и требуют замены.
Крайне тяжелая ситуация сложилась в службе анестезиологии и реанимации: 346 аппаратов эксплуатируются свыше 15 лет (при сроке 8 лет), 148 единиц работают свыше 23-25 лет и практически непригодны (аппараты РО-2, РО-5, полинарконы).
Особенно серьезное положение наблюдается в больницах скорой медицинской помощи г.Казани и Наб.Челнов. В больнице скорой медицинской помощи г.Наб.Челны реанимационное отделение оснащено 16-ю аппаратами искусственной вентиляции легких, из них 11 ед. - 1985-86 годов выпуска. В отделении кардиологии блок интенсивной терапии РО-2 - 1975 г. выпуска. Аналогичная ситуация отмечается и в больнице скорой медицинской помощи г.Казани - 63% наркозно-дыхательной техники и оборудование операционного блока 1965-1977 годов выпуска также требуют замены. При этом количество анестезиологических пособий ежегодно растет: если в 1999 году было проведено 98369 пособий, то в 2000 году было проведено на 5,64% больше (103911), а в 2001 году на 8,51% (106734). Количество реанимационных пособий также неуклонно растет: в 1999 году было проведено 87653 реанимационных пособий, в 2000 году произошло увеличение количества пособий на 8,81% (95370), а в 2001 году - на 18,25% (103642).
Практически все больницы республики, включая центральные районные больницы, номинально оснащены различными моделями эндоскопов, но более половины из них подлежит разного вида ремонту. Сервисной службы по этим видам аппаратов в республике нет. За десять лет в медицинских учреждениях Республики Татарстан выполнено свыше 38 тысяч эндохирургических операций, сокративших сроки лечения больных в 3 раза, а количество послеоперационных осложнений в 4 раза. Неэффективность использования дорогостоящего оборудования, как правило, связана с нехваткой отдельных видов инструментов и приборов (в связи с их износом), а также с отсутствием в комплектах новых инструментов, разработанных в последние три года. Помимо дальнейшего повышения качества и объема плановой и неотложной эндохирургии брюшной полости, сегодня необходимо развитие таких перспективных методов как гистероскопия, артроскопия, риноскопия, эндохирургия сосудов. В фиброэндоскопии важнейшей задачей является переоснащение видеофиброскопами, так как прежнее оборудование уже не соответствует современному уровню.
Лабораторная служба республики значительно отстает от современного уровня, оснащение лабораторной аппаратурой крайне недостаточное, используются устаревшие методы исследования, которые принципиально не могут обеспечить современный уровень аналитической достоверности. Из 103 единиц дорогостоящих биохимических и гематологических анализаторов 21 аппарат (20%) не используется из-за отсутствия реагентов и запчастей для ремонта.
Разобщенность существующей диагностической аппаратуры в республиканских учреждениях не позволяет решить проблемы по хирургическому лечению ишемической болезни сердца (аорто-коронарное шунтирование, миокардо-коронарное шунтирование, баллонная ангиопластика, стентирование). Показатели по данной технологии ниже среднероссийских и соседних регионов.
Во многих учреждениях здравоохранения республики остро стоит вопрос замены морально и физически устаревшей стерилизационной техники. 264 единицы аппаратов требуют срочной замены.
Износ стоматологического оборудования составляет в целом по районам 38,5%, в г.Казани - 39%, в Республиканской стоматологической поликлинике - 43 процента.
По состоянию на 01.01.02 г. 545 единиц медицинской техники не использовались: из них 371 ед. нуждаются в ремонте, 30 единиц простаивают из-за отсутствия реактивов, 16 единиц - из-за отсутствия специалистов, 128 единиц находятся в резерве, что категорически недопустимо. Наибольшее число медицинской техники находится в резерве в Бугульминском (19 ед.), Альметьевском (16 ед.), Буинском районах (8 ед.), г.г.Казани (17 ед.) и Наб.Челны (9 ед.). Практически не используются специалистами, особенно в сельских районах, аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных "Сикрест", установка "Млада" (Апастовский, К.Устьинский, Спасский и др. районы), дезкамера ВФЭ (Альметьевский противотуберкулезный диспансер). Мало эффективно используются эндохирургические комплексы: в 14 районах республики оперативные вмешательства эндохирургическим путем проводятся от 5 до 50 случаев в год. Наиболее низкие показатели отмечаются в Верхне-Услонской центральной районной больнице (проведено 6 операций в 2001 году), Альметьевской (8), Бавлинской и Ютазинской (по 13), Чистопольской (15), Елабужской (16) центральных районных больницах.
Одной из серьезных проблем, сдерживающей эффективную эксплуатацию имеющегося медицинского оборудования, является низкий уровень технического обслуживания. Задолженность учреждений здравоохранения перед предприятиями по ремонту медицинской техники по состоянию на 01.06.2002 г. составляет 9,1 млн.рублей, в том числе открытому акционерному обществу "Казанский завод "Медтехника" не оплачено 4,3 млн.рублей, из них управление здравоохранения г.Казани не оплатило 3,3 млн.рублей. Государственному унитарному предприятию "Закамское торгово-сервисное отделение "Медтехника" не оплачено 4,8 млн.рублей, из них не оплатили: Бавлинская ЦРБ - 256,0 тыс.руб., Лениногорская ЦРБ - 100,9 тыс.руб., Заинская ЦРБ - 173,0 тыс.руб., г.Наб.Челны (больница скорой медицинской помощи) - 593,2 тыс.руб. Предприятию "Челнымедтехника" не оплачено 55,2 тыс.руб.: Сармановская центральная и Джалильская районная больницы должны 35,6 тыс.руб., Менделеевская ЦРБ - 13,0 тыс.руб.
Из-за отсутствия средств учреждениями здравоохранения длительные сроки не погашается задолженность сервисно-ремонтным предприятиям. Последние вынуждены прекращать исполнение договоров или задерживать медицинскую технику, находившуюся на ремонте, как это делает ОАО "Казанский завод "Медтехника". Сервисно-ремонтные предприятия остро испытывают недостаток специалистов требуемой квалификации и не обладают материальной базой, обеспечивающей проведение технического контроля, а учреждения здравоохранения, стремясь сократить денежные расходы, часто доверяют проведение работ физическим лицам, не имеющим лицензий. По состоянию на 01.06.2002 г. не заключили договоры на техническое обслуживание: Алексеевская, Муслюмовская, Менделеевская, Апастовская, Кайбицкая, Пестречинская центральные районные больницы и 18 учреждений здравоохранения г.Казани.
Не все учреждения здравоохранения своевременно проводят метрологическую поверку средств измерений (в основном по причине отсутствия финансовых средств на эти цели). Отсутствует метрологическая экспертиза при конкурсных закупках медицинской диагностической техники, что отрицательно сказывается на дальнейшем ее использовании.
Коллегия решает:
1. Признать приоритетной задачей в деле охраны здоровья населения необходимую оснащенность учреждений здравоохранения медицинской техникой, рациональное, безопасное и эффективное использование ее для профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации.
2. Отметить, что основными причинами, сдерживающими развитие лечебно-диагностических служб отрасли здравоохранения, являются:
- отсутствие современной концепции оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой, согласованной с доктриной лечебно-диагностической деятельности здравоохранения;
- недостаточное техническое оснащение и обновление современным ремонтным оборудованием предприятий и служб по техническому обслуживанию медицинской техники;
- слабый анализ, планирование развития и контроль за соблюдением стандартов при эксплуатации медицинской техники;
- недостаточное участие профильных главных специалистов в повышении эффективности использования медицинской техники.
3. Первому заместителю министра здравоохранения Галиуллину Н.И., заместителю министра здравоохранения Сафиуллину Р.С. в срок до 01.06.2003 года:
3.1. Разработать концепцию оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой, ее применения и обновления, предусмотрев ранжирование медицинского оборудования по классам, стандартизацию фондооснащенности медицинской техникой различных типов медицинских технологий. Создать перечень типового оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой.
3.2. Разработать финансовые механизмы по обеспечению расходов на оснащение учреждений здравоохранения медицинской техникой.
3.3. Установить нормативы планирования затрат на обновление и ремонт медицинской техники в учреждениях здравоохранения.
3.4. Разработать программы обновления медицинской техники учреждений здравоохранения на основе реализации инноваций медико-технического характера.
3.5. Проработать с Министерством финансов вопрос о внесении изменений в существующую бюджетную классификацию в части выделения статей расходов, связанных с техническим обслуживанием и метрологическим обеспечением медицинской техники в учреждениях здравоохранения.
3.6. Рассмотреть возможность реорганизации группы радиационного контроля отдела лучевой диагностики Республиканской клинической больницы в Республиканский центр радиационного контроля (РЦРК) в составе Республиканской клинической больницы.
4. Заместителю министра здравоохранения Сафиуллину Р.С. в срок до 01.10.2002 года:
4.1. Подготовить необходимые регламентирующие документы по вопросу списания медицинской техники, сбора и сдачи в Государственный фонд драгоценных металлов в виде лома от узлов и деталей списываемой медицинской техники;
4.2. При закупках медицинской техники:
- обращать особое внимание на возможность фирмы-поставщика проводить гарантийное и постгарантийное обслуживание, обучение специалистов, а также на "интеллектуальный потенциал" оборудования;
- включать в состав конкурсной комиссии врачей-специалистов соответствующего профиля;
- для проведения обязательной метрологической экспертизы включить в состав конкурсной комиссии представителя метрологической службы;
4.3. Обеспечить в соответствии с регламентирующими документами четкое взаимодействие учреждения здравоохранения и предприятий по техническому обслуживанию медицинской техники.
5. Заместителю министра здравоохранения Гильманову А.А. в срок до 01.06.2003 года:
5.1. Проработать совместно с Казанским государственным технологическим университетом вопрос организации подготовки специалистов-инженеров по эксплуатации медицинской техники,
5.2. Разработать и утвердить аттестационные требования для врачей лучевых диагностов.
6. Управлению инженерно-технической службы (Айдашев В.О.) совместно с отделом медицинской техники (Манченко И.В.) Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 01.10.02 года внести предложения по обеспечению бесперебойного энергоснабжения и предупреждения выхода из строя дорогостоящей аппаратуры.
7. Начальникам территориальных управлений (отделов) здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 01.01.2003 года:
7.1. Принять меры по:
- рациональному и эффективному использованию медицинской техники, развитию материально-технической базы,
- внедрению современных методов диагностики,
- обеспечению ассигнованиями статью "оборудование" в необходимом объеме.
7.2. Принять меры по организации отделов (отделений) лучевой диагностики, включающих подразделения рентгеновской, ультразвуковой, радионуклидной, рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии, рентгеноэндоскопии, рентгенохирургии, термографии.
7.3. Обеспечить неукоснительное выполнение постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.05.98 N 293 "О введении на территории Республики Татарстан радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий и создании единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан Республики Татарстан", от 19.11.98 г. N 690 "Об утверждении Республиканской целевой программы "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения Республики Татарстан на 1998-2002 годы", от 15.04.2002 г. N 205 "Об утверждении Положения о региональном (республиканском) уровне единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения (ЕСКИД) граждан Российской Федерации".
7.4. Обеспечить контроль над обоснованностью назначения и проведения радиационно опасных, дорогостоящих методов лучевых исследований.
7.5. Предусматривать в сметах расходов учреждений здравоохранения целевые средства на проведение технического обслуживания медицинской техники и метрологического обеспечения средств измерений.
8. Контроль выполнения настоящего решения оставляю за собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения Республики Татарстан |
К.Ш.Зыятдинов |
Секретарь коллегии |
Г.М.Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства здравоохранения РТ от 31 июля 2002 г. "О повышении эффективности использования медицинской техники и технологического оборудования в здравоохранении Республики Татарстан" (протокол N 8)
Текст решения официально опубликован не был