Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 29 июня 2001 г. N ЗП-1-67/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховного суд Республики Татарстан, в составе:
председательствующего Ш-ва - единолично
при секретаре З-ва,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении", установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению п.3 ст.3, ч.1 ст.5 Закона Республики Татарстан (РТ) "О местном самоуправлении" со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указывается, что Государственным Советом РТ 30 ноября 1994 года был принят Закон РТ "О местном самоуправлении", этот закон противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" после принятия федерального закона - соответствующие законы субъектов Российской Федерации приводится в соответствие с принятым федеральным законом.
Несмотря на это отдельные противоречащие федеральному закону положения указанного выше закона РТ не приведены в соответствие с федеральным законом.
Так, в соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием для отказа в государственной регистрации государства муниципального образования может быть противоречие его Конституции Российской Федерации (РФ), законам РФ и законам субъекта РФ.
Пункт 3 ст.3 республиканского закона "О местном самоуправлении" противоречит этому положению, так как из перечня необоснованно исключено как основание для отказа в регистрации устава местного самоуправления - противоречие его Конституции РФ и законам РФ.
В этом же пункте республиканского закона указано о том, что отказ в государственной регистрации может быть обжалован органом местного самоуправления в судебном порядке и в противоречие с ч.4 ст.8 Федерального закона (ФЗ) не указано о том, что таким правом обладают и граждане.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 ч.1 ст.12 ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях.
Закон РТ, устанавливая в ч.1 ст.5 положение о том, что местное самоуправление осуществляется населением в границах городских и сельских поселений районного подчинения, а в городах республиканского подчинения - только в границах жилых комплексов, вступает в противоречие с указанной нормой федерального закона.
Представители Государственного Совета РТ С-ва, Х-ва требования прокурора не признали.
Судебная коллегия считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению как основанные на законе.
Как обоснованно указано в заявлении прокурора, в соответствии с п."Н" ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации систем и органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76), которые не могут противоречить федеральным законам (ч.5 ст.76).
Закон РТ "О местном самоуправлении" принят 30 ноября 1994 года, а Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 23 августа 1995 г.
Отдельные положения закона РТ противоречат указанному федеральному закону.
Несмотря на это республиканский закон на основании п.2 ст.12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республиканской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствие с федеральным законом не приведен.
Так, в соответствие с п.4 ст.8 Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ и законам субъекта РФ.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Этим положениям федерального закона противоречит п.3 ст.3 Закона РТ "О местном самоуправлении необоснованно исключивший из перечня оснований для отказа в регистрации устава местного самоуправления - противоречие его Конституции РФ и законам РФ, а также возможности обжалования отказа в государственной регистрации также и гражданами.
Судебная коллегия при удовлетворении требований прокурора в этой части принимает во внимание объяснение представителей Госсовета РТ С-ой, Х-ой о том, что в принятом в первом чтении проекта закона РТ "О внесении изменений и дополнений в Закон РТ "О местном самоуправлении" эти доводы прокурора учтены.
Имеющиеся в материалах дела письменные доказательства - проект закона, постановление Государственного Совета Республики Татарстан также подтверждают изложенное.
Как установлено в судебном заседании, противоречит федеральному закону и п.1 ст.5 Закона РТ "О местном самоуправлении".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 ст.12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях.
В указанном выше законе РТ указывается о том, что местное самоуправление осуществляется населением в границах городских и сельских поселений районного подчинения. В городах республиканского подчинения местное самоуправление осуществляется в границах жилых комплексов.
Изложенное свидетельствует о том, что эти нормы закона РТ "О местном самоуправлении" противоречат указанным выше нормам федерального закона, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению и в этой части.
Судебной коллегией и при этом доводы представителей Госсовета РТ об отсутствии противоречий между указанными выше республиканским и федеральным законами проверены, они не основаны на законе, опровергаются изложенными выше доказательствами.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению п.3 ст.3, части 1 ст.5 Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении" со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, в газетах: "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан".
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Верховный суд РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 29 июня 2001 г. N ЗП-1-67/2001
Текст решения официально опубликован не был