Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 4 сентября 1998 г. N 575
28 ноября 2002 г.
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 30 ноября 2011 г. N 1571 настоящий приказ отменен
В целях рационального использования финансовых ресурсов здравоохранения, оптимального определения уровней медицинских учреждений приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по определению уровня медицинских учреждений, оказывающих стационарную помощь.
2. Утвердить распределение медицинских учреждений по уровням в соответствии с разработанной методикой определения уровня медицинских учреждений стационарного профиля (Приложение N 1).
3. Начальникам управления здравоохранения г.г.Казани, Набережные Челны, Бугульмы, начальникам ТМО г.г.Альметьевска и Лениногорска, начальникам ГМО и РТМО г.Нижнекамска, главному врачу Васильевского ТМО, главным врачам районов и республиканских медицинских учреждений направлять ходатайство о пересмотре установленного уровня при изменении пяти и более показателей, указанных в перечне (Приложение N 2) ежегодно, не позднее 1 июня, в Республиканский Центр "МедСоцЭконом".
4. Директору РЦ "МедСоцЭконом" в течение одного месяца рассматривать ходатайства руководителей медицинских учреждений и при их обоснованности готовить решение Министерства здравоохранения Республики Татарстан о пересмотре уровня медицинского учреждения, оказывающего стационарную помощь.
5. Отменить действие приказа МЗ РТ N 339 от 29.03.93 г. в части распределения по уровням лечебно-профилактических учреждений, оказывающих стационарную помощь.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Манченко И.В.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан |
К.Ш.Зыятдинов |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
Казанская Государственная медицинская Академия
Республиканский центр "МедСоцЭконом"
Методические рекомендации
по классификации стационарных медицинских учреждений
(утв. приказом Минздрава РТ от 4 сентября 1998 г. N 575)
Печатается по рекомендации Ученого Совета Казанской государственной медицинской академии.
Составители: методические рекомендации подготовлены заведующим кафедрой социальной медицины, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, д.м.н., профессором, академиком Евроазиатской академии медицинских наук И.Г.Низамовым, старшим преподавателем кафедры социальной медицины, экономики и управления здравоохранением КГМА, к.м.н. К.Ш.Зыятдиновым, доцентом кафедры социальной медицины, экономики и управления здравоохранением КГМА, к.м.н. А.А.Гильмановым, главным специалистом РЦ "МедСоцЭконом", к.т.н. А.А. Бабко, начальником отдела экономического анализа РЦ "МедСоцЭконом" Т.А. Сенчуговой.
Рецензенты: начальник планово-экономического отдела Министерства здравоохранения Республики Татарстан В.Г.Камалетдинова.
Методические рекомендации предназначены для социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения, экономистов медицинских учреждений и могут использоваться в системе последипломного повышения квалификации работников здравоохранения.
Введение
Современное состояние здравоохранения характеризуется переходом медицинских учреждений от планового хозяйствования и бюджетного финансирования к зарабатыванию средств за пролеченного больного на основе взаиморасчетов с различными финансовыми источниками. Начало этим процессам положило введение нового хозяйственного механизма в здравоохранении и обязательного медицинского страхования. Активная совместная работа всех структур здравоохранения и обязательного медицинского страхования позволила в короткие сроки подготовить методические подходы к формированию ценообразования в здравоохранении и медико-экономических стандартов. Однако, различие в уровне, объеме, виде и качестве медицинской помощи, предоставляемых различного класса медицинскими учреждениями, показали невозможность применения единых медико-экономических стандартов для всех медицинских учреждений.
Медицинские учреждения республики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения N 339 от 29.03.93 года были распределены по 6 уровням, где каждому уровню, начиная со второго уровня, был установлен понижающий коэффициент медико-экономических стандартов. В последние годы, после перехода медицинских учреждений городского и районного звена в условия финансирования через территориальные больничные кассы, в Министерство здравоохранения начали поступать многочисленные обращения от органов и учреждений здравоохранения об изменении установленного уровня в сторону повышения. Мотивом, как правило, служило несоответствие полученных сумм по реестрам фактическим финансовым затратам. Отсутствие утвержденных ключевых показателей деятельности медицинских учреждений, изменения которых могли влиять на изменение уровня медицинского учреждения, приводили к субъективизму при принятии решений. Это стало основанием для разработки научно обоснованных подходов к классификации стационарных медицинских учреждений и определило актуальность проблемы.
Целью работы явилось изучение состоятельности ряда показателей деятельности стационарных медицинских учреждений для получения комплексного показателя, наиболее полно отражающего класс учреждения.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- определение наиболее состоятельных показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений;
- определение весовых категорий наиболее состоятельных показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений;
- выбор методики комплексной оценки для расчета комплексного показателя деятельности стационарных медицинских учреждений;
- расчет комплексных показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений;
- выбор интервалов комплексных показателей для распределения стационарных медицинских учреждений Республики Татарстан по 4 классам.
Использованный материал и методы исследования
В ходе исследования разработана "Карта показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений". Получено 290 карт из медицинских учреждений республики с фактическими показателями их деятельности. Составлена "Карта экспертной оценки весовых категорий показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений", и получено 28 экспертных заключений от ведущих специалистов социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения республики.
В работе использованы современные математико-экономические методы, такие как экспертные и комплексные оценки, нормирование показателей, циклического покоординатного спуска и некоторые другие.
Материалы исследования
По литературным источникам и результатам собственных исследований был составлен перечень, состоящий из более чем 40 показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений. В "Карту показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений" вошли 29, и такая карта для заполнения фактическими показателями деятельности за 1997 год была направлена во все медицинские учреждения республики, имеющие стационарные койки. Заполненные карты были получены из 290 медицинских учреждений, что свидетельствует о 100% охвате. Фактические показатели, указанные в картах медицинскими учреждениями, тщательно проверены путем сопоставления с отчетными данными, имеющимися в Республиканском центре "МедСоцЭконом". Подготовлена программа для обработки карт и проведена предварительная обработка. В ходе ее оценки было принято решение, что все показатели должны иметь количественную характеристику и быть однонаправленными. Таким образом, в окончательный перечень наиболее состоятельных показателей, характеризующих деятельность стационарных медицинских учреждений, вошли 21.
Для определения весовых коэффициентов значимости отдельных показателей деятельности стационарных медицинских учреждений, проведена их экспертная оценка. Была составлена "Карта экспертной оценки". В качестве экспертов выступили ведущие специалисты по социальной гигиене и организации здравоохранения как практического здравоохранения, так и научных медицинских учреждений. Получено 28 экспертных заключений, в которых эксперты в баллах от 0 до 100 оценили значимость в характеристике деятельности стационарных медицинских учреждений каждого показателя.
Путем усреднения полученных весовых категорий по каждому показателю получили среднее значение. Состав показателей и среднее значение весовых коэффициентов по каждому показателю приведены в приложении N 1.
Полученные показатели и их весовые характеристики в дальнейшем были использованы для расчета комплексного показателя, характеризующего класс стационарного медицинского учреждения.
На 1 этапе для обеспечения сопоставимости показателей, характеризующих различные стороны деятельности стационарных медицинских учреждений, проведено их нормирование путем деления на среднее значение данного показателя у всех медицинских учреждений.
На 2 этапе проводился расчет комплексного показателя для каждого стационарного медицинского учреждения.
Комплексный показатель определялся по формуле:
N 2
Lj = кв. корень (сумма Ki * Xij ),
i = 1
где i - порядковый номер показателя;
Ki - весовой коэффициент для i-ого показателя;
Xij - значение i-ого параметра у j-ого медицинского учреждения.
Значения весовых коэффициентов были заданы в диапазоне от 0,1 до 9,9.
Смысл комплексного показателя иллюстрирует нижеприведенный рисунок.
Рисунок не приводится
В случае двух показателей и единичных значений весовых коэффициентов геометрическим аналогом комплексного показателя является расстояние на плоскости в системе координат X1, X2 от начала координат (что соответствует гипотетическому медицинскому учреждению с нулевыми значениями обоих показателей) до точки с координатами (X1j, X2j).
Ненулевые значения весовых коэффициентов удлиняют или укорачивают соответствующие оси координат.
Для более удобной интерпретации результатов расчетов определяется нормированное значение комплексного показателя, равное частному от деления величины Lj на среднее для всех медицинских учреждений значение комплексного показателя.
В приложении 2 дана гистограмма распределения стационарных медицинских учреждений республики по группам с близкими значениями комплексного показателя. На гистограмме в качестве таких групп выбраны следующие 7 интервалов значений комплексного показателя:
0 - 0,5;
0,6 - 1;
1,1 - 1,5;
1,6 - 2;
2,1 - 2,5;
2,6 - 3;
> 3.
Исходя из значений комплексного показателя, с учетом индивидуальных особенностей медицинских учреждений произведено распределение этих учреждений по четырем классам.
При определении класса специализированных медицинских учреждений применялись меньшие значения границ интервалов комплексного показателя, чем указано выше.
Приложение 1
Состав и весовые коэффициенты показателей деятельности ЛПУ
N п/п |
Наименование показателя | Весовой коэффициент |
1. | Число врачей в стационаре | 73,0 |
2. | Число врачей, имеющих квалификационную категорию | 75,4 |
3. | Число врачей, имеющих высшую квалификационную категорию | 75,0 |
4. | Число средних медицинских работников в стационаре | 71,1 |
5. | Число средних медицинских работников, имеющих высшую категорию |
66,5 |
6. | Абсолютное число коек | 74,6 |
7. | Число реанимационных коек | 63,9 |
8. | Общее число койко-дней на реанимационных койках | 70,6 |
9. | Общая площадь стационара (кв.м) | 49,8 |
10. | Общая площадь палат стационара (кв.м) | 49,1 |
11. | Число лицензированных видов медицинской помощи | 80,2 |
12. | Средняя занятость койки в году | 72,7 |
13. | Средняя длительность пребывания больного на койке | 76,7 |
14. | Число пользованных больных | 75,3 |
15. | Фондовооруженность (медицинское оборудование) на одну койку (тысяч рублей) |
86,0 |
16. | Фондовооруженность (здание и транспорт) на одну койку (тысяч рублей) |
88,0 |
17. | Число физиопроцедур на одного пользованного больного в стационаре |
62,3 |
18. | Число рентгенологических исследований на одного пользо- ванного больного |
61,2 |
19. | Число функциональных исследований на одного пользован- ного больного |
66,3 |
20. | Число УЗИ-исследований на одного пользованного больного | 65,2 |
21. | Число лабораторных исследований на одного пользованного больного |
63,7 |
Приложение 2
Гистограмма распределения ЛПУ РТ по величине обобщенного показателя
100 /----------------------------\
| |
80 + /\ |
| || |
| || |
60 + || |
| || |
| || /\ |
40 + || || |
| || || |
| || || /\ |
20 + || || || /\ |
| || || || || /\ /\ |
| || || || || || /\ || |
0 \---+---+---+---+---+---+----/
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 >3/0
По горизонтали - значения обобщенного показателя.
По вертикали - количество ЛПУ в группе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 4 сентября 1998 г. N 575
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 30 ноября 2011 г. N 1571 настоящий приказ отменен
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 28 ноября 2002 г. N 1280