Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан
от 24 декабря 2002 г. N 01-01/19
"Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования"
15 января 2016 г.
Во исполнение пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 г. N 426 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования.
Министр юстиции Республики Татарстан |
А.М.Салабаев |
Зарегистрирован в Минюсте РТ 24 декабря 2002 г.
Регистрационный N 92
Приказом Министерства юстиции РТ от 15 января 2016 г. N 01-02/10 настоящие Разъяснения изложены в новой редакции
Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования
(утв. приказом Минюста РТ от 24 декабря 2002 г. N 01-01/19)
15 января 2016 г.
Настоящие Разъяснения разработаны в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 426 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования" (далее - Правила) в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых республиканскими органами исполнительной власти нормативных правовых актов федеральному законодательству и законодательству Республики Татарстан.
I. Подготовка нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
1.1. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, а также по инициативе республиканских органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
1.2. В настоящих Разъяснениях понятие нормативного правового акта используется в значении, определенном в Порядке представления нормативных правовых актов для формирования и ведения единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 427 (далее - Порядок):
нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и исполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Одновременно необходимо учитывать определение нормативного правового акта, содержащееся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", согласно которому нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
1.3. Согласно части 1 статьи 43 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают по вопросам своего ведения нормативные правовые акты, утверждают правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы, а также распорядительные акты, обязательные для исполнения всеми подведомственными республиканскому органу исполнительной власти организациями, учреждениями и предприятиями. Виды правовых актов, издаваемых республиканским органом исполнительной власти, определяются положением об этом органе.
1.4. Разработка проектов нормативных правовых актов республиканскими органами исполнительной власти осуществляется с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых республиканскими органами исполнительной власти, утвержденных приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 10.11.2015 N 01-02/759.
1.5. Проект нормативного правового акта подлежит правовой экспертизе в порядке, установленном в республиканском органе исполнительной власти, и антикоррупционной экспертизе, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, а также предварительному обсуждению на общественном совете республиканского органа исполнительной власти в случаях, установленных законодательством, в том числе, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.03.2013 N 214 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Республики Татарстан, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих органах исполнительной власти".
1.6. Проект нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с Законом Республики Татарстан от 7 марта 2014 года N 14-ЗРТ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан и экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан" и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1182 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан и экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан". Информация о проведении оценки проекта нормативного правового акта отражается в справке к нормативному правовому акту, и заключение уполномоченного органа представляется одновременно с представлением акта на государственную регистрацию.
1.7. В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются республиканскими органами исполнительной власти с учетом мнения отраслевого профсоюзного органа. Мнение, высказанное отраслевым профсоюзным органом, должно быть рассмотрено. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение.
В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, являются объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня, которая проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.8. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими республиканскими органами исполнительной власти, должен иметь единую дату, определяемую органом, указанным первым в числе издавших акт, и соответствующие номера.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими республиканскими органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу по согласованию с этими республиканскими органами исполнительной власти.
1.9. Если при подготовке нормативного правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, в целях их упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах актуальные нормативные предписания.
1.10. При ссылках на законодательные и иные нормативные правовые акты, являющиеся основанием для регулирования отношений нормативным правовым актом республиканского органа исполнительной власти, необходимо указать все реквизиты таких актов.
Ссылка на нормативный правовой акт республиканского органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, в представляемом на государственную регистрацию нормативном правовом акте недопустима.
1.11. В случае признания утратившим силу зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство) нормативного правового акта республиканского органа исполнительной власти, а также внесения в него изменений соответствующий акт в установленном порядке представляется на государственную регистрацию.
1.12. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном положением о республиканском органе исполнительной власти. В таком случае изменения в нормативный правовой акт вносятся приказом.
II. Государственная регистрация нормативных правовых актов
2.1. Государственной регистрации в Министерстве подлежат нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти Республики Татарстан:
содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и иных законодательных актах, а также механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим республиканским органам исполнительной власти;
имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других республиканских органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему республиканского органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более республиканских органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
2.2. Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации независимо от срока их действия - постоянно действующие, а также временные (принятые на определенный срок, однако рассчитанные на неоднократное применение), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2.3. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении на должность или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы республиканского органа исполнительной власти;
акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений республиканских органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
акты рекомендательного характера.
2.4. В случае возникновения сомнений относительно соответствия нормативных правовых актов критериям, установленным пунктом 2.1 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в установленном порядке. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимается Министерством после проведения правовой экспертизы.
2.5. Нормативные правовые акты представляются на государственную регистрацию в течение трех рабочих дней со дня их подписания с сопроводительным письмом соответствующего республиканского органа исполнительной власти. Перечень документов и сведений, представляемых одновременно с нормативным правовым актом, установлен пунктом 2.4 Правил.
2.6. Копии нормативного правового акта должны быть прошиты, пронумерованы, заверены печатью республиканского органа исполнительной власти (не гербовой) и подписью сотрудника республиканского органа исполнительной власти (без установления требований к должности).
Копии нормативного правового акта распределяются следующим образом:
в редакцию журнала "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" для опубликования;
в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
в регистрационное дело, хранящееся в Министерстве.
2.7. Государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти осуществляется Министерством в 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, с даты регистрации сопроводительного письма. Регистрация сопроводительного письма осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня представления документов на бумажном носителе.
2.8. Государственной регистрации нормативных правовых актов предшествуют правовая экспертиза, антикоррупционная экспертиза и анализ актов на предмет соответствия правилам юридической техники.
2.9. Основанием для отказа в государственной регистрации нормативного правового акта является наличие положений, противоречащих законодательству, издание акта за пределами предоставленных республиканскому органу исполнительной власти полномочий, несоблюдение требований юридической техники и установленного порядка представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию, в том числе, отсутствие предусмотренных пунктом 2.4 Правил документов и сведений, а также отрицательное заключение Прокуратуры Республики Татарстан.
2.10. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве при осуществлении нормотворческой деятельности между Прокуратурой Республики Татарстан и Министерством юстиции Республики Татарстан от 30 июля 2011 года представленные на государственную регистрацию нормативные правовые акты, получившие положительное заключение Министерства, в день вынесения такого заключения направляются в Прокуратуру Республики Татарстан. Государственная регистрация осуществляется не позднее одного рабочего дня после получения положительного заключения Прокуратуры Республики Татарстан.
2.11. Государственная регистрация подтверждается проставлением на подлиннике и каждой копии нормативного правового акта отметки о государственной регистрации (регистрационного штампа) и занесением в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти.
2.12. В случае, если Прокуратурой Республики Татарстан выносится отрицательное заключение, нормативный правовой акт возвращается республиканскому органу исполнительной власти, издавшему акт, с приложением копии такого заключения не позднее трех рабочих дней со дня получения Министерством заключения.
2.13. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации республиканскому органу исполнительной власти возвращается подлинник нормативного правового акта, а также его копии за исключением одной, которая остается в Министерстве.
2.14. Документы, связанные с государственной регистрацией нормативного правового акта, в том числе подлинник акта после государственной регистрации, а также подлинник с копиями в случае отказа в государственной регистрации выдаются сотрудникам республиканских органов исполнительной власти нарочно в Министерстве, под роспись.
III. Опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
3.1. Официальное опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, является условием вступления их в силу и осуществляется после государственной регистрации в Министерстве.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, не зарегистрированные и не опубликованные в установленном Правилами порядке, применению не подлежат.
3.2. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти подлежат опубликованию в 10-дневный срок после дня их государственной регистрации. Ответственность за соблюдение установленного срока представления акта в Министерство для опубликования несет республиканский орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт.
3.3. Источниками официального опубликования нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти являются следующие средства массовой информации:
газеты "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан";
журнал "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти";
Официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU).
3.4. В случае, если республиканским органом исполнительной власти принимается решение об официальном опубликовании зарегистрированного нормативного правового акта в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан", электронная копия нормативного правового акта изготавливается и направляется в редакции газет Министерством в формате PDF.
Расходы по публикации нормативных правовых актов оплачивает редакциям газет республиканский орган исполнительной власти, издавший акт. При издании нормативного правового акта совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти расходы оплачиваются данными органами по согласованию.
При этом в целях уменьшения расходов бюджетных средств по согласованию республиканского органа исполнительной власти с Министерством и при условии указания в печати, какое приложение не приводится и на каком ресурсе имеется возможность с ним ознакомиться (например, официальный сайт соответствующего республиканского органа исполнительной власти), могут не публиковаться приложения к нормативным правовым актам, носящие вспомогательный или дополнительный характер (таблицы, графики, карты, схемы).
3.5. В случае принятия решения об опубликовании нормативного правового акта на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) копия акта с регистрационным штампом направляется в Министерство органом, издавшим акт, на русском и татарском языках в электронном виде в формате PDF. Ответственность за идентичность содержания электронной копии нормативного правового акта тексту оригинала несет республиканский орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт. Поскольку размещение нормативных правовых актов на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан осуществляется на безвозмездной основе, нормативные правовые акты размещаются в полном объеме (со всеми приложениями независимо от их характера).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются этапы подготовки нормативных правовых актов, государственной регистрации Министерством юстиции РТ, порядок опубликования. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые республиканскими органами исполнительной власти после 1 сентября 1992 года; нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 14 мая 2002 года. Республиканские органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении этих требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Приказ Министерства юстиции РТ от 24 декабря 2002 г. N 01-01/19 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования"
Зарегистрирован в Минюсте РТ 24 декабря 2002 г.
Регистрационный N 92
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Республика Татарстан" N 259 от 28 декабря 2002 г., Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 1, январь 2003 г.
Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 5 августа 2020 г. N 74од настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 28 марта 2018 г. N 23од
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2018 г.
Приказ Министерства юстиции РТ от 15 января 2016 г. N 01-02/10